Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Государство и право

  • 👀 427 просмотров
  • 📌 383 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Государство и право» docx
Модуль 1: Государство и право Тема 1: Понятие, признаки и функции государства Тема 2: Понятие, признаки и принципы права Тема 3: Правонарушение и юридическая ответственность Обучающий ресурс Лекции Введение 2 Понятие, предмет и метод правоведения 2 Тема 1: Понятие, признаки и функции государства 3 Понятие, признаки и функции государства 3 Возникновение государства. Формы государства. Основные формы правления 4 Формы государственного устройства 6 Механизмы государства. Органы государственной власти 7 Тема 2: Понятие, признаки и принципы права 8 Основные теории происхождения права 10 Норма права 11 Виды правовых норм 11 Тема 3: Правонарушение и юридическая ответственность 13 Правонарушение 13 Юридическая ответственность 14 Виды юридической ответственности 14 Введение Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов такого государства является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Дисциплина «Правоведение» предназначена для студентов не юридических факультетов. Она охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права. Основные отрасли права, которые изучает правоведение: конституционное право, гражданское право, наследственное право, семейное право, трудовое право, земельное право, налоговое право, административное право, гражданское процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовное право, экологическое право, международное право, адвокатура и нотариат. Предмет любой науки – это то, что она изучает. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает: 1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права; 2) основные, ключевые проблемы государства и права; 3) систему основных, базовых понятий юриспруденции. Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные, и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет. Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. Методы правоведения подразделяются на 1) всеобщие; 2) общенаучные; 3) частнонаучные. Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека. Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением. К их числу относятся: 1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям; 2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого; 3) логический метод – изучение явлений с помощью формальной логики; 4) исторический метод – изучение явлений в историческом аспекте; 5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов; 6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе. Частнонаучные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук. Среди них можно назвать следующие: статистический, конкретно-социологический, моделирование, сравнительно-правовой. Тема 1: Понятие, признаки и функции государства Понятие, признаки и функции государства Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Признаки государства: 1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство. От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. 2. Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего государства. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. 3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце Средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает. 4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. 5. Наличие специального аппарата управления и принуждения. 6. Налоговая система. 7. Правовая форма государственных решений. Функции государства – это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Выделяют следующие функции государства: постоянные и временные; основные и неосновные (условное деление); внутренние и внешние. Постоянные функции – это направления деятельности государства, осуществляемые на всех этапах его развития (экономическая функция, функция обороны страны). Временные функции – осуществляются для решения задач, стоящих перед государством в течение ограниченного времени. Основные функции – наиболее важные направления деятельности государства по решению стратегических задач. Неосновные – направления деятельности государства для решения задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни. Внутренние функции – это направления деятельности государства по решению задач внутри государства. Внешние функции – это основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. Возникновение государства. Формы государства. Основные формы правления Основные теории происхождения государства Теологическая теория (самая древняя теория). Ее сторонники считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться с этой волей, подчиняться ей во всем. Творец всего сущего на земле, в том числе и государства, – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Патриархальная теория. Была широко распространена в Древней Греции и Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть происхождение и развитие отцовской власти. В Средние века Р. Фильмер в работе «Патриархия, или Защита естественного права королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином. В России данную теорию пропагандировал социолог Н. К. Михайловский и историк М. Н. Покровский. Последний утверждал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Теория договорного происхождения государства также возникла в древности. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Эта теория получила развитие в работах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева и т. д. Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, с точки зрения Руссо, – основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Учение о государстве Гегеля. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно и государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея». Воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц. Государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом своего государства. Верховная власть не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего хочет он сам. Теория насилия (завоевания) возникла и получила развитие в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства – война и завоевание. Они переносят закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизируют социальные явления. Над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. Классы и государства появляются вместе как продукты войны и завоевания. Марксистская теория происхождения государства. Она изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Само название отражает связь явлений, обусловивших возникновение государства. Для данной теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает происхождение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Формы государства – это то, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие государственные органы, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее значение на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Также влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры. Форма правления – способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченным монархиям относятся сословно-представительная монархия и конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, правительством и независимым судом. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государств, взаимоотношения строятся на принципе разделения властей. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Разница в том, какой из органов верховной власти формирует правительство – парламент или президент. Также существуют смешанные «полупрезиденсткие» республики (Франция, Финляндия). В них парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Формы государственного устройства Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Две основные формы – унитарная и федеративная. Унитарное государство – это централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом. В унитарном государстве единые высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая конституция. Все это создает предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов. Унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. В централизованных унитарных государствах в административно-территориальных единицах нет выборных органов, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Руководители местных органов власти назначаются центральной властью. Федеративное государство – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие руководящие органы – законодательные, исполнительные, судебные. Между двумя системами высших органов разграничивается компетенция. Виды федераций: территориальная, национальная, смешанная (национально-территориальная). Территориальная федерация – в основу разделения страны на субъекты положен территориальный признак. Национальная федерация – разделение на субъекты производится по национальному признаку. Смешанные федерации – в основу деления на субъекты положены и национальный и территориальный признак. В РФ 32 субъекта по национальному признаку, 57 – по территориальному. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей. Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Механизмы государства. Органы государственной власти Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Признаки механизма государства: 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. 2. Первичными структурными частями механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия принуждения. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Структура государственного механизма: государственные органы; государственные учреждения; государственные предприятия. Государственный орган – это звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Признаки государственного органа: 1) служит частью механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями; 2) орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом; 3) органы государства имеют внутреннее строение; 4) наличие у него компетенции – властных правомочий определенного содержания и объема; 5) согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты; б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения; 6) для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования; 7) орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы. Виды органов государства. По способу возникновения: первичные – никем не создаются, возникают в порядке наследования, избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей; производные – создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. По объему властным полномочий: высшие и местные. По широте компетенции: общей компетенции и специальной компетенции. По принципу разделения властей: законодательные, судебные, исполнительные. По порядку принятия решений: коллегиальные и единоличные. Тема 2: Понятие, признаки и принципы права Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки права. Нормативность – право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями. Интеллектуально-волевой характер права – право есть проявление воли и сознания людей. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Формальная определенность. Системность – право в современное время приобретает три элемента: 1) естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества; 2) позитивное право – это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп; 3) субъективное право – индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Принципы права – это руководящие идеи, характеризирующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Некоторые общеправовые принципы: принцип справедливости (имеет особую значимость); принцип уважения прав человека; принцип равноправия; принцип законности; принцип правосудия. Источник права – форма выражения права, форма выражения государственной воли. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. Наиболее древней формой права является правовой обычай – правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он – уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В древние времена обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев – отсылка к ним в тексте законов. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решения суда конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только сердцевина дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Договор – соглашение равноправных субъектов, содержащее юридические нормы, заключается добровольно, содержит нормы об ответственности за невыполнение или отступление от правил договора. Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Преимущества: 1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. 2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. 3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. 4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона. Основные теории происхождения права Теологическая теория. Исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих начал. Право – Богом данное искусство добра и справедливости. Но данная теория опирается не на научные доказательства, а на веру. Теория естественного права. Представители данной теории считают, что параллельно существуют позитивное право (право, созданное государством путем законодательствования) и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений точка зрения изменилась. Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к совести. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. Создатели исторической школы права в Германии доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык. Оно вытекает из «национального», «народного» создания. Нормативистская теория права. Г. Кельзен выводил право из самого права. Право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. В данной теории причин возникновения права вообще не существует. Психологическая теория права. (Петражицкий). Причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях. Право – особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида. Марксистская теория. Корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. Маркс тесно связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами. Норма права Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Признаки норм. 1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Эта форма определения и закрепления прав и обязанностей. 3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действия; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. 4. Это формально-определенное правило поведения. 5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. 6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Виды правовых норм По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. Первые – это нормы органов представительной власти, исполнительной власти и судебной. Вторые – это нормы, которые принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход) или населением всей страны (референдум). По социальному назначению и роли в правовой системе: учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества, они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие цели и средства конкретных правовых предписаний объектным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы формулируют определения правовых явлений и категорий. Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Оперативные нормы устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. д. По предмету правового регулирования – по отраслям права. Материальные и процессуальные. Материальные – правила поведения субъектов, процессуальные – предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные и рекомендательные. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Применяются в основном в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По сфере действия: нормы общего действия (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства), нормы ограниченного действия (пределы действия обусловлены временными, территориальными, субъективными факторами), локальные нормы (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур). Тема 3: Правонарушение и юридическая ответственность Правонарушение Это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Признаки: 1. Это акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. 2. Правонарушениями считаются только волевые действия, т. е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. 3. Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно. 4. Правонарушение – действие противоправное, нарушающее требования норм права. 5. Правонарушение всегда социально вредно. Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение. Состав правонарушения – система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Субъект правонарушения – деликтоспособное физическое лицо или организация. В уголовном праве таковым является только физическое лицо. Объектом правонарушения является то, на что оно направлено, т. е. ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб. Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта определяется предвидением или непредвидением виновным последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Вина может выступать в форме умысла или неосторожности. По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления – общественно опасные уголовно наказуемые деяния. К административным проступкам относятся деяния, которые наносят ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления. Гражданско-правовые правонарушения наносят ущерб урегулированным нормами гражданского права, имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка. Юридическая ответственность Это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Признаки: 1. Юридическая ответственность предполагает государственное принуждение. 2. Это не принуждение вообще, а мера такого принуждения, четко очерченный его объем. 3. Юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя. 4. Ответственность влечет за собой негативные последствия для правонарушителя: ущемление его права, возложение на него новых дополнительных обязанностей. 5. Характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы. 6. Возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Виды юридической ответственности Виды юриди-ческой ответственности Уголовная Административная Гражданско-правовая Дисциплинарная Материальная Правонарушение Преступление Административный проступок Гражданско-правовой деликт Дисциплинарный проступок Материальный ущерб Субъект привлечения Суд Административные органы Суд Администрация предприятия Администрация предприятия Форма Лишение свободы Штраф Пеня, возмещение вреда Выговор, увольнение Денежное взыскание Юридический порядок Уголовно-процессуальный кодекс Кодекс об административных правонарушениях Гражданский процессуальный кодекс Трудовой кодекс Трудовой кодекс Правоприменительный акт Приговор Постановление Решение Приказ Приказ
«Государство и право» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot