Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Введение в специальность
Семинар 7
Государственно-общественное управление
и современные коммуникации
РАНХиГС, 2015
Коммуникации в органах
государственной власти и управления
Под коммуникацией (от лат. communicatio, communicar - делать общим, связывать,
общаться) понимается общение, передача информации от человека к человеку, форма связи.
Массовая коммуникация - это процесс сообщения информации с помощью технических
средств, средств массовой информации или коммуникации (печать, радио, телевидение,
компьютерные сети и т.д.) — численно большим аудиториям.
Разновидностью массовой коммуникации является коммуникация в государственных
органах, осуществляющих функции государственного управления.
Среди множества вариантов коммуникационных технологий бесспорным лидером за
последние годы стал Интернет. Он стал важнейшим элементом информационной
инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Интернет носят взрывной
характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он вытесняет
всех конкурентов.
Интернет вполне реально станет в ближайшие пять лет основным средством обеспечения
открытости власти для населения, что, безусловно, следует учитывать в реальной
практической деятельности.
Применение на практике современных информационных и коммуникационных технологий
способствует повышению оперативности принятия и эффективности контроля исполнения
решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процесса государственного управления,
являясь его неотъемлемой функцией и одним из действенных средств.
Распространение социальных коммуникаций в управлении, расширение масштабов и
повышение роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций в
перспективе будут нарастать. Следовательно, возрастет и значение этих факторов для
оптимизации управленческих решений государства, для тесной связи с институциональной и
всей социальной средой.
Введение в специальность
Коммуникации в органах
государственной власти и управления
К основным функциональным задачам управления
внешними коммуникациями в системе госуправления
можно отнести:
• участие в демократизации государственного управления;
• содействие становлению гражданского общества.
Управление внешними коммуникациями в
государственных органах власти позволяет разрешить
объективные противоречия между плюрализмом
политической сферы общества и целостностью
государственной власти.
В идеале государственная коммуникация представляет
собой модель симметричной двусторонней коммуникации,
которая обеспечивает информационную прозрачность
деятельности органов государственной власти и
осведомленность последних о реакции общества.
Введение в специальность
Информационное обеспечение органов
государственной власти
Государственное управление - это, во многом, принятие и реализация решений,
основанных на результативности использования современных информационных и
коммуникационных технологий.
Руководители расходуют от 30 до 80% своего времени на работу с информацией, так
как наличие достоверной информации и ее своевременная передача являются
важнейшими предпосылками обеспечения эффективного управления.
Цель информационного обеспечения органов государственной власти состоит в том,
чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную
информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих
решений.
Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач:
• сбор первичной информации,
• хранение,
• распределение между структурными подразделениями государственного органа и
их работниками,
• подготовка к переработке, переработка ипредоставление органу управления в
переработанном виде,
• анализ,
• обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции и т.д.
• «Больше» информации - далеко не всегда означает «лучше». Избыточная
информация также может осложнить принятие решения, как и ее недостаток.
Введение в специальность
Информационное обеспечение органов
государственной власти
Отсутствие надежной системы информационного обеспечения - источник случайных,
необоснованных, ошибочных решений и действий, несовместимых с целями и задачами
государственного управления.
Государственные решения, оказавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка
объективной информации, а не только отсутствия компетентности или неэффективного
использования той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные
каналы.
Информационные процессы в жизни государства не следует сводить к функционированию средств
массовой информации как «четвертой власти», отождествляя их деятельность с политической
коммуникацией.
В практике политико-административной деятельности довольно часто входной поток не
обрабатывается, и все поступающие данные считаются информацией. Отсюда представление о
входном потоке информации в основном как о «лавинообразном», неподдающемся охвату и
осмыслению.
Более того, при выработке решений руководителям зачастую умело преподносится «удобная»,
хорошо вписывающаяся в сложившуюся ситуацию, «нужная» для лоббирования, неполная,
«желательная» информация, в результате чего и возникают административные и политические
решения, не принимаемые, не понимаемые и не поддерживаемые обществом и даже нелегитимные.
В настоящее время для информационного потока в государственных структурах характерны
дублирование данных, отсутствие распределения второстепенных и первоочередных сообщений,
рассогласование в сроках и скорости поступления данных, что снижает степень обработки данных.
Кроме того, при обработке данных в органах государственной власти, при подготовке информации
для должностного лица всегда присутствует политический компонент, и этот фактор также нужно
учитывать при формировании информационного потока.
Введение в специальность
Функции информационных технологий управления
в органах государственной власти
обеспечение лица, принимающего решение,
достоверной и своевременной информацией;
• осуществление качественного преобразования
информации, т.е. доведение ее до вида и объема,
которые способен осмыслить человек;
• создание условий, при которых руководитель может
принимать и реализовывать решения, основываясь
одновременно и на объективной информации, и на
факторах субъективного характера: личном опыте,
интуиции, мотивации, ценностях.
• поиск и принятие наиболее верных решений,
основывающихся на объективной информации и мнениях
специалистов и общественности.
•
Введение в специальность
Связи с общественностью (PR)
в государственных органах власти
Связи с общественностью в государственных органах власти и управления – это
специфическая управленческая деятельность, состоящая в адресном управлении
состоянием общественного мнения и имеющая целью создание благоприятных,
диалоговых взаимоотношений между госорганами, гражданским обществом и
рядовыми гражданами.
В управляющей системе основным организационным компонентом системы
взаимодействия государства и общества являются службы по связям с
общественностью.
Среди основных функций, характерных для большинства государственных органов,
можно выделить:
• установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и
организациями;
• изучение общественного мнения и информирование общественности о существе
принимаемых решений;
• анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
• обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
• формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
Основная задача PR в органах государственной власти - создание образа
компетентного и эффективного руководства, которое способно решать стоящие перед
обществом проблемы, не ущемляя конституционных прав граждан на получение
полной и достоверной информации.
Введение в специальность
Технологии PR в органах госуправления
Используются в целях повышения открытости государственного управления и
формирования положительного имиджа госструктур.
Направления деятельности служб PR в органах госвласти:
установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
согласование общесоциальных, корпоративных (групповых) и частных интересов.
повышение открытости государственного управления, информирование общественности
о принимаемых решениях;
изучение общественного мнения;
анализ общественной реакции на действия должных лиц и органов власти в целом;
прогнозирование общественно-политических процессов;
обеспечение организации аналитическими разработками;
формирование благоприятного имиджа органов власти и их руководителей.
Принципы деятельности:
Системность. Деятельность служб по СО представляет собой систему успешно
апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия.
Адекватность. Это соответствие структуры службы PR, предмета и технологий её
деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.
Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы
в условиях появления новых факторов и обстоятельств.
Введение в специальность
Механизмы работы PR в госструктурах
Существует 2 типа коммуникации:
реактивная, когда СМИ описывают встречи и выступления первых лиц.
проактивная, когда событие вначале готовиться в общественном мнении и лишь затем
проводиться в жизнь.
Технология «спиндоктор» для корректировки проблемы после того, как события принимают
нежелательный оборот. Исправление освещения события в масс-медиа, после того как
информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок. Термин (spin doctor) возник от
английского слова spin – «кружение, верчение». То есть это подача событий в более
благоприятном виде. Спиндоктор «лечит» информацию в СМИ, лечит событие, точнее то,
какое освещение событие может получить в масс-медиа.
Моделирование обратной связи. Сегодня это наиболее перспективное направление. Важным
каналом формирования обратной связи является работа с неполитическими общественными
объединениями.
PR в органах госвласти связан с символической ролью первых лиц. При этом внешние,
невербальные характеристики становятся весьма значимыми. Сегодня на первое место
выходит представительная внешность первого лица, приятный тембр голоса, умение
понравиться аудитории и даже рассмешить ее, лишь на втором месте - мысли и умение
говорить.
Введение в специальность
Работа по СО на уровне
муниципального образования
Отличается высокой степенью ответственности местной власти перед жителями.
Сегодня основными задачами, которые стремятся решить службы по СО на
муниципальном уровне, являются:
мониторинг общественного мнения, отношения общественности к деятельности
местной администрации, реакции на ключевые решения, принимаемые
администрацией;
мониторинг отношений к органам власти всех уровней;
мониторинг имиджа руководителей местных органов власти, администрации в
информационном поле;
развитие каналов коммуникации, посредством которых передаётся наиболее
важная для местных органов власти информация;
формирование стратегии информационной политики местной администрации;
подготовка аналитических записок и отчётов по актуальных проблемам территории;
установление и поддержание контактов с местными «группами давления»,
лидерами общественного мнения, общественностью, политическими,
религиозными организациями;
организация и проведение необходимых социологических опросов и исследований
общественного мнения.
Введение в специальность
Краудсорсинг
Термин "краудсорсинг" (от англ. crowd - толпа и sourcing источник, использование ресурсов) означает передачу
отдельных производственных функций неопределенному кругу
лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей
заключение трудового договора.
При этом используется коллективный интеллект и синергия
взаимодействия большого количества людей.
Краудсорсинг позволяет агрегировать информацию, опыт,
мнения, прогнозы, предпочтения и оценки.
С помощью сетевого общения и краудсорсинга можно
эффективно решать задачи любой сложности - от брендинга
территории, планирования развития городов до оптимизации
процессов оказания государственных и муниципальных услуг.
Краудсорсинг - это мобилизация ресурсов людей
посредством информационных технологий с целью решения
задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в
целом.
Введение в специальность
Классификация Краудсорсинга
Краудсорсинг можно разделить по следующим категориям:
Бизнес.
Социальный или общественный. Решение любого спектра задач, связанных с общественной
деятельностью, взаимоотношениями между людьми, благотворительностью.
Политический или государственный. В первую очередь сюда попадают проекты обсуждения
различных законов и иных государственных инициатив. Обычно обсуждения проходят как в
режиме голосования, так и сбора конкретных мнений и поиска решений. К данной подкатегории
также можно отнести и кампании по сбору средств политическими деятелями.
Краудсорсинг можно разделить по типам решаемых задач:
Создание продукта (контента)
Голосование - Голосование используется для принятия решения, какой из вариантов контента
лучше.
Поиск решения - сбор идей, их структурирование, обсуждение и выбор наиболее оптимального
решения для компании. В западной терминологии эти процессы именуются "открытыми
инновациями" (open innovation).
Сбор информации
Сбор мнений - возможность обращение к сотням тысяч людей для получения от них обратной
связи в виде мнений, различных откликов.
Тестирование
Сбор средств – Краудфандинг
Введение в специальность
Преимущества Краудсорсинга
Большой охват. Предлагая решение задачи большой группе
потенциальных исполнителей, заказчик автоматически достигает
широкого охвата. При этом он не прикладывает дополнительных ресурсов
или усилий.
Вовлечение пользователей. Это определенно один из ключевых
моментов технологии Краудсорсинга. Когда человек берется выполнять
задание, обменивается идеями, обсуждает результаты работы,
рассказывает о проекте своим друзьям, он невероятно мотивирован и
безумно ценен для компании. Такую же степень вовлеченности могут
сгенерировать разве что массовые акции и флеш мобы, которые тоже в
какой-то мере являются Краудсорсингом.
Количество вариантов и разнообразие выбора
Единственно возможный вариант.
Фиксированные сроки. Большинство Краудсорсинговых проектов имеет
жестко ограниченные сроки, в рамки которых участники должны
уложиться. Это позволяет не затягивать решение вопроса, а напротив
иметь четкие временные ориентиры.
Экономия финансовых ресурсов. Обусловлено тем, что финансовое
вознаграждение получает только один или несколько победителей, а
вовлеченных людей на несколько порядков больше. Плюс экономия в
маркетинговой составляющей.
Введение в специальность
Слабые места Краудсорсинга
Ключевым постулатом противников Краудсорсинга
является то, что толпа, по их мнению, не может быть
разумна.
Она не способна создать нечто ценное, потому что она
состоит из слишком разных людей, которые не смогут
договориться и выдать цельное решение.
В этом утверждении есть доля правды, однако секрет
успеха во многом зависит от поставленной задачи, от
понимания самим заказчиком, чего он собственно хочет, и
от коммуникационных возможностей платформы.
Однако цельное решение может быть получено, используя
принципы самоорганизующегося сообщества, когда сами
люди последователь отсеивают неверные решения и в
итоге выдают верный результат.
Возможны ситуации, когда этот выбор за них должен
сделать заказчик.
Введение в специальность
Пример краудсорсингового проекта
Введение в специальность
Спасибо за внимание!
Введение в специальность