Государственная служба в Российской Федерации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 7. Государственная служба в Российской Федерации
Государственная служба может быть рассмотрена в двух аспектах. Вопервых, государственная служба представляет собой правовой институт,
нормы которого регламентируют поступление, прохождение, прекращение
государственно-служебных отношений, а также статус государственных
служащих. В таком понимании государственная служба – это институт
административного права, который в то же время содержит и нормы других
отраслей права – гражданского, финансового, уголовного, трудового. Можно
говорить о комплексном характера института государственной службы с
преобладанием норм административного права. Во-вторых, государственная
служба может пониматься как деятельность уполномоченных субъектов.
Именно в таком значении государственная служба упоминается в российском
законодательстве, являясь предметом правового регулирования. В
дальнейшем государственная служба будет рассматриваться в таком аспекте.
Государственная
служба
как
деятельность
характеризуется
определенными признаками. В зависимости от набора таких особенностей
государственная служба может пониматься в трех значениях, различающихся
по своему содержанию. Государственная служба при самом широком
подходе – это организующая деятельность государства по
формированию своего аппарата, подбору и расстановке кадров, а также
деятельность
государственных
служащих.
Таким
образом,
государственная служба заключается в первую очередь в формировании
государственного аппарата, и охватывает решение таких вопросов, как
установление должностных наименований и полномочий по каждой
должности, определение правил поступления на службу, подготовка кадров и
повышение квалификации, выработка правил прохождения и повышения по
службе, применение мер поощрения и ответственности и т.д. Решение этих
задач предполагает и практическую деятельность работников аппарата
(государственных служащих) по реализации собственных полномочий.
Подобный подход впервые был сформулирован еще в 60-х годах XX века
В.М. Манохиным и подтверждает свою жизнеспособность и в настоящее
время. Государственная служба может быть определена как деятельность
граждан
в
государственных,
предприятиях,
учреждениях
и
организациях. При отсутствии надлежащего нормативного регулирования
данный подход был распространен в советское время и в 90-е годы прошлого
века. В узком значении государственная служба – профессиональная
служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению
исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных
государственных
органов;
субъектов
Российской
Федерации;
государственных органов субъектов Российской Федерации; а также
лиц,
замещающих должности, устанавливаемые Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
конституциями,
уставами,
законами
субъектов
Российской
Федерации
для
непосредственного
исполнения
полномочий
федеральных
1
государственных органов и государственных органов субъектов
Российской Федерации). Данная дефиниция является официальной и
установлена в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года «О системе
государственной службы Российской Федерации».
Анализ подобного определения позволяет выделить признаки
государственной службы. Это деятельность только граждан Российской
Федерации, так как по сути является результатом реализации права на
равный доступ к государственной службе как важнейшего политического
права гражданина. Исключение составляет право иностранных граждан
проходить военную службу по контракту. Однако для них это
экономическое, а не политическое право. Это служебная деятельность.
Служба представляет собой вид социально полезной деятельности, которая
не связана с материальным производством. Служба как деятельность людей
достаточно давно обособилась в своеобразный социальный институт,
имеющий собственных субъекта, объекта, способа их взаимодействия.
Можно выделить такие виды служебной деятельности, как муниципальная,
общественная, альтернативная гражданская службы. Это профессиональная
деятельность.
Профессиональный
характер
предполагает,
что
государственная служба является основной или единственной деятельностью
лица, осуществляется на возмездной основе. Профессионализм в системе
государственной службы обеспечивается установлением квалификационных
требований и критериев к возрасту, образованию, стажу, состоянию
здоровья, личным качествам, опыту лица, занимающего ту или иную
должность. Это деятельность осуществляется только в органах
государственной власти и государственных органах, т.е. организациях,
наделенных властными полномочиями. Поэтому государственной службой
не является деятельность граждан в государственных учреждениях,
например, в вузе. Смысл государственной службы заключается в
обеспечении исполнения полномочий, а не в самом их исполнении. Поэтому
государственной службой не является деятельность судьи, депутата
парламента, министра, Президента Российской Федерации, высшего
должностного лица субъекта Федерации.
Различия в правовом статусе государственных органов (разные
функции, компетенция, структура) обуславливают и особенности
государственной службы в них. Наиболее характерные признаки
обуславливают классификации государственной службы. В зависимости от
федеративного устройства страны видами государственной службы являются
федеральная и субъектов Российской Федерации. Федеральная
государственная служба осуществляется в федеральных государственных
органах, территориальных органах федеральных органов исполнительной
власти, финансируется из федерального бюджета, регламентируется
федеральным законодательством. Это, к примеру, служба в Министерстве
внутренних дел Российской Федерации, Управлении Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Мордовия, прокуратуре района.
Государственная служба субъектов Российской Федерации осуществляется в
2
органах государственной власти субъекта, финансирование происходит за
счет средств бюджета соответствующего субъекта, регламентируется
федеральным и региональным законодательством. В качестве примера
можно привести службу в Администрации Главы Республики Мордовия,
аппарате мирового судьи.
Еще одна классификация, критериями которой выступает специфика
служебной деятельности и порядок прохождения службы. Государственная
служба в соответствии с данным критерием может быть гражданская,
военная и иных видов. Государственная гражданская служба – это
профессиональная служебная деятельность граждан на должностях
государственной гражданской службы по обеспечению исполнения
полномочий федеральных государственных органов, государственных
органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих
государственные должности субъектов Российской Федерации. Как
следует из определения гражданская служба может федеральной и субъектов
Российской Федерации.
Военная служба – профессиональная служебная деятельность
граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в
случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и
(или) нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других
войсках, воинских (специальных) формированиях и органах,
осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности
государства. Военная служба может только федеральной. Лицам,
проходящим военную службу, присваиваются воинские звания.
Государственная служба иных видов представляет собой
разновидность профессиональной служебной деятельности граждан
Российской
Федерации
преимущественно
правоохранительного
характера и может быть только федеральной. Лицам, проходящим
государственную службу иных видов, присваиваются специальные звания и
классные чины.
Перечисленные виды государственной службы образуют ее систему.
Следует отметить, что системный характер государственной службы впервые
был отмечен на законодательном уровне впервые в Федеральном законе от
27 мая 2003 года. Действующие до этого акты, в частности Федеральный
закон то 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы
Российской Федерации», не охватывали всего разнообразия государственнослужебной деятельности и по сути регламентировали лишь гражданскую
службу.
Необходимо принятие специальных законов по каждой из
разновидностей государственной службы, однако в настоящее время принят
лишь Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной
гражданской
службе
Российской
Федерации».
Военная
служба
регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской
обязанности и военной службе» и Федеральным законом от 27 мая 1998 года
3
«О статусе военнослужащих», которые не в полной мере выражают
концепцию Закона «О системе государственной службы Российской
Федерации». Государственная служба иных видов регламентируется
специальными федеральными законами. В качестве примеров можно
привести: Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных
органах Российской Федерации», Федеральный закон от 30 ноября 2011 года
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
Федеральный закон от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской
Федерации».
Важная составная часть института государственной службы – это ее
принципы. Принцип государственной службы – это нормативно
установленное, объективно обусловленное и научно обоснованное
основополагающее начало, в соответствии с которым строится и
функционирует система государственной службы. Важно подчеркнуть, что
принципы государственной службы имеют правовое регулирование и
получают дальнейшее развитие в различных субинститутах. Принципы
государственной службы закреплены в Конституции России, федеральных
законах «О системе государственной службы Российской Федерации», «О
государственной гражданской службе Российской Федерации», нормативных
правовых актах, регламентирующих службу в отдельных государственных
органах. Принципы следует подразделить на конституционные и
организационно-технические. К конституционным принципам относятся:
федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина;
равный доступ к государственный службе. Организационно-техническими
являются единство правовых и организационных основ государственной
службы; открытость государственной службы; профессионализм и
компетентность государственных служащих; стабильность гражданской
службы; доступность информации о государственной службе; взаимосвязь
государственной и муниципальной службы и т.д. Некоторые принципы
упомянуты в специальных актах, так в Федеральном законе «О поилиции»
названы принципы открытости и публичности. Нетрудно заметить, что
некоторые из названных положений декларативны – например, стабильность
государственной
службы,
которая
зависит
прежде
всего
от
заинтересованности служащего в результатах своего труда, мотивации его
служебной деятельности.
Для уяснения сущности государственной службы важное значение
имеет понятие «должность». Дoлжнoсть – это первичнaя ячейка
структурного пoдрaзделения и в целом гoсударственнoгo oргaнa,
заключающая в себе часть компетенции структурного пoдразделения и оргaнa
и характеризующаяся сoбственными полнoмoчиями. Статус должности
может быть рассмотрен в организационном аспекте, так как должность есть
часть структуры государственного органа; в правовом аспекте, так как за
каждой должностью закреплен круг полномочий и способы их реализации,
указанные в должностном регламенте. Следует отметить, что в системе
4
государственной службы устанавливаются государственные должности
государственной службы, которые следует отличать от должностей (доцента,
заместителя директора, к примеру) и государственных должностей (судьи,
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
Государственные должности могут быть подразделены на группы по
различным основаниям. Например, по видам органов государственной
власти – в законодательных органах (юрист законодательного органа), в
органах исполнительной власти (абсолютное большинство государственных
служащих), в судебных органах (помощник судьи, администратор суда). По
способам замещения – назначаемые по конкурсу или в порядке зачисления.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» классифицирует должности на группы и
категории. Категории государственных должностей – руководители,
помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты (ч. 2 ст. 9 Закона),
группы – высшие, главные, ведущие, старшие,
младшие должности
гражданской службы (ч. 3 ст. 9 Закона). Различия между названными
вариантами классификации заключаются в способах замещения, объеме
полномочий, характеру взаимодействия.
Еще одно понятие характеризующее институт государственной службы
– «государственный служащий». На основе анализа Федерального закона от
27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской
Федерации» можно определить государственного служащего как
гражданина,
осуществляющего
профессиональную
служебную
деятельность на должности государственной службы и получающий
денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств
федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Видно, что это понятие производно от понятия «государственная служба»и
может быть охарактеризовано теми же признаками. Интерес представляет
соотношение понятий «государственный служащий» и «должностное лицо».
В обиходе эти понятия отождествляются, хотя они совпадают лишь отчасти.
Должностное лицо определяется как лицо, которое постоянно, временно
или
по особому
распоряжению
выполняет организационнораспорядительные, административно-хозяйственные функции или
функции представителя власти. Данное определение можно встретить в
Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
(ст.2.4), а также в Федеральном законе от 2 мая 2006 года «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 4). Из
данного определения следует, что государственный служащий не всегда
является должностным лицом, а должностное лицо – не обязательно
государственный служащий. Возможна классификация государственных
служащих. Например, с учетом принципа разделения властей можно
говорить о служащих законодательной, исполнительной и судебной власти.
Однако данная классификация не охватывает государственных служащих
органов прокуратуры, Администрации Президента Российской Федерации,
аппаратов Счетной палаты и Центральной избирательной комиссии
5
Российской Федерации. В зависимости от занимаемой должности
служащие могут быть подразделены на руководителей, помощников
(советников),
специалистов,
обеспечивающих
специалистов;
лиц,
занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие
государственные должности. Исходя из специфики служебной
деятельности служащие могут быть гражданскими, военными и
правоохранительными.
Важен и вопрос о правовом статусе государственного служащего.
Статус государственного служащего производен от статуса гражданина и
статуса того органа власти, в котором гражданин служит. Структура статуса
включает в себя права, обязанности, запреты, гарантии, поощрения и
ответственность. Содержание статуса неоднородно и состоит из нескольких
уровней:
– общеправовой статус личности (регламентируется Конституцией
России и международными договорами);
–
общегражданский
правовой
статус
(регулируется
законодательством);
– правовой статус государственного служащего определенного вида
службы (определяется законами о государственной службе);
– правовой статус служащего конкретного органа власти (урегулирован
актами о конкретном органе);
– правовой статус государственного служащего по занимаемой
государственной должности (определен должностным регламентом). Из
приведенного перечня видно, что целесообразно рассмотрение третьего и
четвертого уровней правового статуса государственного служащего.
Права
и
обязанности,
предоставляемые
государственному
служащему, разнообразны и могут быть разделены на две группы. К первой
группе относятся те права, которые реализуются в процессе
непосредственного исполнения должностных полномочий: ознакомление с
документами в рамках должности, получение информации и необходимых
материалов, посещение в установленном порядке предприятий и
учреждений, принятие решений и участие в их разработке; во вторую группу
следует отнести права, которые обеспечивaют эффeктивность выполнения
служащими своих прав: участие в конкурсе на должности, продвижение по
службе, ознакомление с мaтериaлaми своего личнoгo дела и другие.
Тaким же обрaзом можнo клaссифицировать и обязанности
государственного служащего. В первую группу входят oбязaнности пo
обеспечению поддержки конституционногo строя, сoблюдению законности,
дoбрoсoвестнoе исполнение обязaнностей пo должности. Вo вторую группу
входят: соблюдение правил внутреннегo трудового рaспoрядкa, должностных
инструкций, пoрядка рабoты сo служебнoй инфoрмaцией и другиe. С
обязанностями по своей сущности схожи требования к служебному
поведению служащего (быть корректным с гражданами, не совершать
поступки, порочащие его честь и достоинство и т.д.). Очевидно, что
служащим предоставляются и особые права и обязанности, например, в
6
Федеральном законе от 3 июля 2016 года «О войсках национальной гвардии
Российской Федерации» определяются права сотрудников (ст.ст. 19-23).
В целях надлежащего выполнения государственным служащим своих
должностных полномочий, предотвращения злоупотреблений вводятся
запреты. Запреты существенно ограничивают статус служащего как
человека и гражданина. Государственному служащему, к примеру,
запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа
управления коммерческой организацией, за исключением случаев,
установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую
деятельность; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в
государственном органе, в котором он замещает должность гражданской
службы; получать в связи с исполнением должностных обязанностей
вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных
расходов и иные вознаграждения). Исключение составляет подарок в размере
до 3000 рублей, что определено в ст. 575 Гражданского кодекса Российской
Федерации. С запретами схожи ограничения, которые имеют значение и при
приема на службу, в то время как запреты распространяются на уже
служащих в органе власти.
Гарантии – еще один элемент правового статуса государственного
служащего. Гарантии компенсируют ограничения общегражданского статуса
служащего и призваны обеспечить надлежащую реализацию им своих
полномочий. В Федеральном законе от 27 июля 2004 года «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые
гарантии дифференцированы на основные (ст. 52) и дополнительные (ст. 53).
К основным отнесены: равные условия оплаты труда; право гражданского
служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного
содержания; условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие
исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным
регламентом; обязательное государственное социальное страхование на
случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения
гражданской службы; возмещение расходов, связанных со служебными
командировками; защита гражданского служащего и членов его семьи от
насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им
должностных обязанностей в случаях; государственное пенсионное
обеспечение и другие. Дополнительные гарантии предоставляются по
усмотрению нанимателя, т.е. того органа, в котором служит гражданин. Это,
в частности, профессиональная переподготовка и повышение квалификации;
транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением
должностных обязанностей; единовременная субсидия на приобретение
жилой площади.
За успешное и добросовестное исполнение государственным
служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и
безупречную службу, выполнение задач особой важности и сложности
возможно применение мер поощрения. Основные меры поощрения: меры
7
морального поощрения (благодарность, присвоение почетного звания и др.);
меры материального поощрения (премии, ценные подарки и др.);
государственные награды Российской Федерации. Наиболее подробно
урегулированы вопросы награждения государственными наградами.
Государственная награда – это высшая форма поощрения за выдающиеся
заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике,
науке, культуре, охране здоровья, жизни и прав граждан и иные выдающиеся
заслуги перед государством. Отношения в данной области регулируются
Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года, согласно
которому видами государственных наград являются: высшие звания
Российской Федерации, ордена Российской Федерации, знаки отличия
Российской Федерации, медали Российской Федерации, почетные звания
Российской Федерации (например, «Заслуженный юрист Российской
Федерации», «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской
Федерации»). Порядок применения поощрительных мер урегулирован слабо.
Можно отметить лишь, что награждение государственного служащего
находится в усмотрении руководителя органа, в котором он проходит
службу.
Еще один немаловажный элемент статуса государственного служащего
– это ответственность. Необходимо помнить, что служащие могут быть
привлечены к ответственности как на общих основаниях, так и в качестве
специального субъекта. Очевидно, что следует обратиться к рассмотрению
особенностей
ответственности
государственного
служащего
как
специального
субъекта.
Служащий
несет
гражданско-правовую
ответственность в случае причинения вреда (имущественного,
физического или морального) в связи с исполнением должностных
обязанностей в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации (глава 59). Материальная ответственность государственного
служащего возможна в случае, если он является материально ответственным
лицом. Частный случай – материальная ответственность военнослужащих,
регламентация которой осуществляется Федеральным законом от 12 июля
1999 года «О материальной ответственности военнослужащих». Согласно
Закону возмещению подлежит только реальный ущерб, а не вред в полном
объеме (ст. 3). Уголовная ответственность государственного служащего
наступает в соответствии с положениями главы 30 Уголовного кодекса
Российской Федерации («Преступления против государственной власти,
интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления») только в том случае, если он является должностным
лицом. Аналогичным образом решается и вопрос об административной
ответственности. Основанием служит административное правонарушение,
совершенное государственным служащим в связи с неисполнением или
ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях). Из девяти
административных наказаний к служащим могут быть применены три:
предупреждение, административный штраф, дисквалификация. Последнее
8
наказание характеризуется специальным субъектом, так как применяется в
отношении лиц, осуществляющих управленческие функции, в том числе и к
государственным служащим. Дисквалификация представляет собой запрет на
занятие должностей государственной службы на срок от шести месяцев до
трех лет.
Специфична дисциплинарная
ответственность государственного
служащего, так как наступает исключительно в связи со служебной
деятельностью. Дисциплинарная ответственность – это претерпевание
служащим негативных последствий морального и организационного
характера (дисциплинарных взысканий) за виновное совершение
дисциплинарного
проступка.
Основанием
дисциплинарной
ответственности, таким образом, выступает дисциплинарный проступок, т.е.
нарушение служебной дисциплины. Служебная дисциплина согласно п. 1
ст. 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» – обязательное для гражданских служащих
соблюдение служебного распорядка государственного органа и
должностного
регламента,
установленных
в
соответствии
с
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами,
нормативными актами государственного органа и со служебным
контрактом. Характерными чертами дисциплинарной ответственности
являются: внесудебный характер ответственности (суд рассматривает только
дела о применении в отношении военнослужащих дисциплинарного ареста);
применение руководителями организаций в отношении их подчиненных (это
члены трудовых и административных коллективов); применение только к
физическим лицам – государственным служащим; основанием является
дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины); мерами
ответственности являются
дисциплинарные взыскания. Мерами
дисциплинарной
ответственности
являются:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии; освобождение от
занимаемой должности; увольнение. Законодательство предусматривает и
некоторые
процессуальные
правила
применения
дисциплинарной
ответственности.
Так,
дисциплинарное
взыскание
применяется
непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца
со дня его обнаружения. Взыскание не может быть применено позднее шести
месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. Применение
дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя органа. В
процессе разбирательства возможно проведение служебной проверки (по
решению руководителя или заявлению служащего). Срок проведения
служебной проверки один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
На время проверки служащий может быть отстранен от замещаемой
должности с сохранением на период ее проведения денежного содержания.
По результатам проверки выносится письменное заключение, в котором
указываются факты и обстоятельства, установленные в ходе ее проведения;
предложение о применении или неприменении дисциплинарного взыскания.
Прохождение государственной службы предполагает последовательное
9
замещение должностей государственной службы и включает в себя такие
этапы, как поступление на государственную службу, аттестация
государственного служащего, сдача квалификационного экзамена,
поощрение и привлечение к ответственности, прекращение государственнослужебных отношений. Каждый их названных этапов сопровождается
изданием индивидуального правового акта – приказа. Поступление на
государственную службу предполагает реализацию гражданином своего
конституционного права на равный доступ к государственной службе (ст. 32
Конституции России). Равный доступ предполагает вместе с тем и
определенный требования, которым должен отвечать кандидат. Это: возраст
(минимальный – 18 лет), российское гражданство, владение государственным
языком Российской Федерации – русским, наличие образования,
соответствующего той государственной должности, на которую претендует
гражданин. При поступлении гражданина на службу необходимо соблюдение
ограничений, предусмотренных в ст. 16 Федерального закона от 27 июля
2004 года «О государственной гражданской службе», наличие хотя бы одного
из которых делает невозможным начало служебной деятельности. Это
признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по
решению суда, вступившего в законную силу; осуждения его к наказанию в
виде дисквалификации, а также по приговору суда, вступившему в законную
силу, в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном
федеральным законом порядке судимости; наличия заболевания,
препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению
и подтвержденного заключением медицинского учреждения; близкого
родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также
братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если
замещение должности гражданской службы связано с непосредственной
подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из
гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого
государства; представления подложных документов или заведомо ложных
сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления
установленных настоящим Федеральным законом сведений или
представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера; несоблюдение ограничений,
нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии
коррупции».
Должности могут быть замещены в порядке зачисления, назначения, по
конкурсу. В порядке зачисления замещаются должности технического
персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу).
Зачисление оформляется приказом, на основании которого заключается
трудовой договор или контракт в установленном порядке. При назначении на
должность совершаются те же юридические действия. Как способ замещения
должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из
неограниченного по существу круга лиц, возможность перевода лиц из
10
одного органа в другой, из одного региона – в другие. Конкурс заключается в
замещении должности в порядке состязательности и обладает
положительными чертами: возможность участия в нем неограниченного
круга лиц, имеющих, естественно, данные для занятия соответствующей
должности, открытость, гласность, голосование. Итоги конкурса имеют
юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего
также заключается трудовой договор (контракт). Следует отметить, что
конкурсное замещение должностей государственной службы впервые было
предусмотрено Федеральным законом от 31 июля 1995 года «Об основах
государственной
службы
Российской
Федерации».
Действующее
законодательство расширило сферу его применения – согласно ст. 22
Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской
Федерации» по конкурсу замещаются все должности, кроме установленных
Законом исключений. Так, конкурс не проводится при заключении
служебного контракта на срок до пяти лет; при назначении на должности
категорий «руководители» и «помощники» на определенный срок; при
назначении из кадрового резерва и т.д. При поступлении на государственную
службу возможно проведение испытания в целях проверки соответствия
гражданина замещаемой должности. Сущность испытания состоит в том, что
гражданин служит на государственной должности в течение определенного
срока (от трех месяцев до одного года для гражданских служащих, от двух до
шести месяцев для сотрудников органов внутренних дел и т.д., по истечении
которого принимается решение о том прошел он испытание или нет.
Законодательство о государственной службе, в особенности
гражданской, подробно регламентирует порядок заключение служебного
контракта и его содержание, что также является новым для отечественного
законодательства. Служебный контракт может быть заключен на
неопределенный срок или на срок от одного года до пяти лет. По общему
правилу контракт заключается на неопределенный срок, срочный же
контракт заключается в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4
ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе
Российской Федерации»).
При прохождении государственной службы периодически проводится
аттестация. Аттестация государственного служащего имеет цель
проверить профессиональную подготовку, соответствие его занимаемой
должности, определить перспективы роста или понижения по служебной
лестнице. Порядок проведения аттестации определен Федеральным законом
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 48),
Положением о проведении аттестации государственных гражданских
служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 1 февраля 2005 года, а также отдельными актами,
регулирующими правоохранительную службу (например, Положением о
порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов
Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной таможенной
службы России от 24 декабря 2008 года). Аттестация гражданских служащих
11
проводится один раз в три года, для служащих иных видов установлены
другие сроки прохождения аттестации (например, согласно ч. 2 ст. 33
Федерального закона от 30 ноября 2011 года «О службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» сотрудники органов
внутренних дел проходят аттестацию один раз в четыре года). Для
проведения аттестации создается аттестационная комиссия, решение которой
носит рекомендательный характер для руководителя органа. В решении
аттестационной комиссии содержится одно из следующих заключений:
служащий соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой
должности и рекомендуется к зачислению в резерв для должностного роста;
соответствует занимаемой должности при условии успешного прохождения
повышения квалификации; занимаемой должности не соответствует.
Процесс прохождения государственной службы предполагает и
проведение квалификационного экзамена для решения вопроса о
присвоении служащему классного чина. Классность охватывает все
категории и группы служащих, но не всех и не единообразно, и определяется
званиями (военнослужащие, служащие правоохранительных органов),
рангами (дипломатическая служба), классными чинами (гражданская
служба). Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года
утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов
государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным
государственным гражданским служащим.
Прекращение государственной службы может происходить по
инициативе самого служащего (ст. 36 Федерального закона «О
государственной гражданской службе Российской Федерации») или по
инициативе органа (ст. 37 Закона). Данные основания характерны для всех
трудящихся (ст.ст. 80 и 81 Трудового кодекса Российской Федерации). В то
же время специфика служебной деятельности обуславливает и особые
основания прекращения государственной службы, как правило, это
несоблюдение ограничений и запретов. Эти основания могут носить
субъективный (утрата или выход из российского гражданства, избрание
депутатом законодательного или представительного органа) или
объективный (достижение пенсионного возраста) характер. Прекращение
государственной службы может быть сопряжено с привлечением служащего
к ответственности (административной или уголовной), например,
разглашение сведений составляющих государственную тайну, занятие
предпринимательской
деятельностью,
злоупотребление
служебными
полномочиями и т.д.
12