Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Кибербуллинг, троллинг, чек ин, сталкинг и другие формы воздействия на личность. (формы сетевого преследования личности)
Тро́ллинг — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.
Троллинг – это стиль общения в интернет-пространстве, направленный на издевательство и провокационные высказывания, цель которых повысить публичность и уровень эпатажа некоторых пользователей, чаще всего использующих анонимные страницы и ники, позволяющие избежать личного выяснения отношений в реальной жизни. Примеры троллинга в реальном взаимодействии представляют собой любое провокативное и подстрекательное общение, использование клеветы, обмана, искусственное разжигание ссор и споров, призыв к деструктивным действиям и стилю общения без должных адекватных причин.
Троллинг умышленно нарушает негласные и прописанные правила интернет-пространства путем размещения несоответствующей видео и фото-информации, а также текстовых сообщений.
Сам термин появился из скандинавской мифологии, где присутствуют персонажи – тролли, основная цель которых состоит в причинении вреда окружающим. Немного расширив данную функцию, к злым действиям относят не только причинение прямого физического ущерба, но также и причинение психологического дискомфорта человеку или группе лиц. На данный момент троллинг сводится не к личностному общению, а во многих вариантах подразумевает создание целых виртуальных сообществ, которые намеренно вредят кому-то. Для этого используется внедрение ложной информации, призванной снизить доверие, терпимость к выбранным ресурсам, а также вызвать параноидные и истерические реакции у отдельных пользователей, ставших жертвами атак.
Что такое троллинг
Троллинг – поведение в интернете, вызывающее неадекватную реакцию других участников общения. Для стороннего наблюдателя процесс издевательства может выглядеть смешным, остроумным, поднимающим интересные темы, в то время как жертвой подобные выпады воспринимаются, как жестокий троллинг. Массовость явления и его тяжелый психологический урон обусловлены тем, что обидчику невозможно ответить лично, а при накале страстей отсутствует возможность физического разрешения вопроса. Все, что остается пострадавшей стороне – это игнорирование, ответный троллинг (при соответствии навыков) или вовлечение в провокацию.
Исходя идее анонимности, наиболее распространен троллинг на площадках, позволяющих пользователям самостоятельно регулировать свои личные данные, без проверки на достоверность. Обычно это различные форумы, конференции, открытые обсуждения в группах и подобные места, где регистрируемые пользователи могут создать себе любую личность, начиная от имени и заканчивая полом и интересами. По сути, остальные участники общения не знают, с кем на самом деле разговаривают, поэтому часто ответные действия не имеют успеха. Например, думая, что общаются с девочкой подростком, многие могут удивиться, почему она не обижается на некоторые высказывания, а легко их парирует. Разгадка может заключаться в том, что реальный собеседник – это мужчина лет сорока.
Характер взаимодействия также имеет свои особенности. Тролль не будет изначально с первых минут общения предъявлять ложную информацию или затевать провокационные споры. Он выглядит подобно среднестатистическому участнику сообщества, разделяет общие цели и идеи, поддерживает разговоры и делится уникальной информацией. Лишь со временем, когда достигнут определенный уровень доверия, тролль начинает постепенно дискредитировать ценности, делиться ложными ссылками и разжигать споры – все это делается под видом заботы об общих интересах и ценностях, более того, первых несогласных участников могут обвинить в попытках реорганизовать устои.
Модераторы и администраторы публичных сообществ обычно следят за появлением подобных личностей, и в их прямые обязанности входит своевременная диагностика и удаление такого участника из общего доступа. В тех местах, где нет соответствующей административной поддержки пространство довольно быстро заполняется дезинформацией, в темах появляется огромное количество вопросов не по существу и среда потихоньку затухает, поскольку не вызывает интереса у настоящих пользователей.
Жестокий троллинг является методом вызова лавинообразной агрессивной реакции максимального числа участников сообщества. Для этого существуют специально разработанные системы вброса информации, особенностей ее подачи и переработки. Некоторые подходят к этому обдуманно и составляются целые кампании – троллинг, где он давно стал частью любых рекламных и антирекламных проектов. Эмоциональная раскрутка публики и даже негативное вовлечение в обсуждение продукта дает эффект массовости и узнаваемости. Грубо говоря, даже если вы почитали спор, где какое-то новое изделие ругают все участники, то в магазине с большей вероятностью вы приобретете именно его, чем абсолютно неизвестную марку.
Но также подобные механизмы вполне допустимы на личностном уровне и применяются пользователями, не осознающими себя, как тролли. Подобные личности обычно обладают широкими интуитивными знаниями в области психологии, а также хорошо подкованы с лингвистической стороны. Не обязательно окончание соответствующих факультетов, вполне достаточно много читать и иметь гуманистическую ориентацию интересов.
Причины троллинга в интернете
Основными причинами подобного агрессивного поведения является наличие внутреннего конфликта личности. Обычно это касается невыраженной агрессии или запрета на ее выражение в реальной жизни. Вариации многогранны – человеку могли с детства запрещать злиться, и тогда анонимность интернета способствует выражению накопившихся чувств, без раскрытия собственной личности. Физическая слабость не позволяет многим идти на открытый конфликт со сверстниками, поскольку при повышении градуса накала ситуации, человек не сможет отстоять свои убеждения физически. Сюда же стоит отнести слабость психическую, требующую моментальной реакции и выдерживания психического напряжения длительное время, находясь среди оппонентов. В случае с троллингом всегда можно выйти из беседы или иметь возможность на длительное обдумывание ответа. Отсутствие контакта с другими участниками в повседневной жизни существенно экономит психические ресурсы. Издевательства в реальности требуют поддержания данной позиции при случайном столкновении на улице, не говоря о ежедневном контакте в коллективе.
Еще один вариант появления троллинга – неотреагированные чувства. Обычно характерно для замкнутых, одиноких людей или тех, кто по различным причинам стал изгоем в своей группе. Накапливается много невысказанного и сдерживаемого напряжения, если при этом отсутствуют друзья или иная поддержка, где возможно разместить негатив, то человек может это сделать анонимно в сети. В таких вариантах общение происходит на уровне фантомов – один из которых сам тролль, представляющийся анонимной вымышленной личностью, а другой его собеседник. При этом не учитываются особенности жертвы, она может быть внешне похожа на того, кто зацепил в реальной жизни или написать мнение, которое несколько часов сильно обидело тролля. Именно этот человек получит весь негатив, адресованный не ему, а кому-то другому, реальному в биографии агрессора.
Никогда тролль не привяжется к теме, которая ему далека, поэтому предмет спора является диагностичным для выявления личностных проблем. И в большинстве случаев это недостаток любви, попытка получить внимание. Подобный механизм является инфантильной защитой, детским способом реагирования. Примерно, как ребенок начинает плохо учиться, ввязывается в драки, грубит и что-то ломает, только чтобы взрослые дали хоть и негативное, но все же внимание, так и тролль своими провокациями хочет добиться не всеобщей ненависти, а участия и сопереживания.
Способствует троллингу и сам интернет, где чувство безнаказанности растормаживает практически любые социальные запреты. Будучи уверенным, что анонимность полная и не придется отвечать за любые слова и действия, тролль может дойти до серьезных угроз и действий, преследуемых по закону. На данный момент поведение в сети является наиболее обнажающим для многих личностей, особенно тех, кто вынужден в силу особенностей профессии или личной ситуации многое сдерживать.
Но не только серьезная психологическая проблематика кроется за причинами троллинга, для многих это становится способом развлечения. Своеобразные эксперименты над людьми, позволяющие развеять скуку. Издеваться над своими друзьями чревато одиночеством, жестокие шутки могут привести к разбирательствам и физическому выяснению отношений, однако это не значит, что подобные идеи не возникают в головах людей. Вот и получается, что скучая в очереди, в качестве развлечения и получения определенной дозы адреналина от посторонней реакции, часть населения выбирает не посмотреть видео, а потроллить незнакомцев.
Виды троллинга
Примеры троллинга многочисленны, имеет смысл рассмотреть основные его виды. Первая типология различает тонкий и толстый троллинг. Первый подразумевает хорошую подготовку, понимание темы, уникальность юмора и утонченность высказываний, его обычно ценит не только тролль, но также окружающие, а иногда и человек к которому это применимо. Толстый троллинг осуществляется на низком, грубом уровне, используются запрещенные точки давления, черный и не толерантный юмор – такое общение приносит удовольствие только самому агрессору, а остальными людьми воспринимается как издевательство.
Самый примитивный вид – это распространение неверной информации, вредоносных ссылок и слухов. Следующим за ним идет предоставление неверной информации о собственной личности.
Варианты для развлечений могут включать изменение своего пола на сайтах знакомств, выдача себя за иностранца или знаменитость. Еще есть два крайних варианта, используемых в тематических сообществах, где тролль может выдавать себя за абсолютно невменяемого и не разбирающегося в теме человека, который доводит происходящее своими вопросами до абсурда. Но возможен и вариант, где человек позиционирует себя как всезнающего эксперта.
Одним из самых жестоких проявлений троллинга считается доведение до нервного срыва человека с неустойчивой психикой. Темы могут выбираться самые различные, так же как и пути воздействия. Отличие состоит в том, что жертва всегда тщательно выбирается среди тех, кто находится в шатком эмоциональном состоянии и выдает быструю и яркую эмоциональную реакцию. Обычно после первого полученного ответа терроризируемого не оставляют в покое, а уже полученные нервные реакции используются на следующие дни для еще большего расшатывания нервной системы.
Политический троллинг стоит отдельным видом, он используется как для разжигания конфликтов, так и для привлечения внимания избирателей к нужной проблеме. Может использоваться с целью диагностики необходимой группы или реакции личности. Суть сводится к заявлению провокативного утверждения и эскалации конфликта на последние острые политические события. Точно так же, как вызываются споры о политике, могут вызываться споры о вкусах, причем это может касаться тех тем, где априори не может быть правильного мнения.
Групповой троллинг существенно отличается от личного. Тут действует группа людей, имеющих одну общую цель, чаще всего в подобных сообществах разработаны собственные правила достижения целей, имеется определенный язык. Такие компании включают либо специалистов пиара и политики, либо самостоятельно заинтересованных людей (например, команда по онлайн-игре, таким образом, может рассорить своих конкурентов).
Различают несколько видов троллей. Назовем основные из них:
• Политические. В разгар предвыборных кампаний на всех уровнях (чаще на областных) в сети появляются целые армии троллей, отслеживающие новости с упоминанием определенных кандидатов и оставляющие положительные или отрицательные комментарии, в зависимости от того, чьи интересы тролли представляют. Такие пользователи могут действовать сами по себе, если хотят поддержать кандидата, но могут работать по заданию предвыборного штаба. Тролли, работающие на другом, более высоком уровне, разжигают споры на площадках, где обсуждаются мировые вопросы (противостояние России и США, России и Украины, выборы нового президента страны). Аналогично, они могут работать по собственному желанию или найму.
• Поджигатели. Такие пользователи могут создавать споры на пустом месте ради развлечения. Они не хотят обижать других людей, но любят следить за их реакцией на абсурдные комментарии и готовы бесцельно проводить в сети по несколько часов в день. Для начала спора они выбирают самые актуальные, жаркие темы вроде религии, отношения к спорным законам, обсуждения одиозной личности и подобное.
• Эксперты. Пользователи, которые пытаются доказать в комментариях свою компетентность в той или иной области и сыпят научными фактами, чтобы указать на ошибки других комментаторов, зовутся «троллями-экспертами». Они любят спорить и доводят разговор до момента, когда им перестают отвечать. Только тогда они ставят точку и уходят, подчеркивая неосведомленность других в предмете спора.
• Мошенники. Тролли-мошенники — самая опасная разновидность таких пользователей. Они спорят не просто так, а с целью выведать у людей важную информацию: место работы и социальное положение, отношения с тем или иным человеком и даже данные кредитных карт. В пылу спора человек может сказать лишнего, именно эта информацию и нужна будет мошеннику, чтобы сделать что-то плохое.
. Агрессия и ее виды как предпосылка «троллиногового» поведения
Как мы все знаем, «троллинговое» поведение является формой провокационного поведения в обычной жизни, но перенесенное в Интернет-пространство, таким образом все предпосылки к данному типу поведения являются те же, что и к обычному провокационному поведению. Исходя из этого одной из предпосылок «троллиногового» поведения являются модели агрессивного поведения личности.
Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, направленных на нанесение вреда тому или иному лицу. «Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности» .
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта — жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос) . Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Потому и агрессивность — неотъемлемое свойство человеческой природы.
Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности — таково психоаналитическое толкование. Придерживающиеся его психологи считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.)
Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически — как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. Подобные положения содержатся в этологической теории агрессивности.
В этом смысле мужчина, будучи активным защитником своей и сородичей жизни, биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое отражение в работах К. Лоренца . Согласно ему, природа человеческой агрессивности инстинктивна, как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность ее регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Вместе с тем другие приверженцы данной теории считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над своей агрессивностью, поэтому войны, убийства, стычки неизбежны и в конце концов человечество погибнет в ядерной войне.
Со временем самой популярной стала теория фрустрации—агрессии. Ее суть заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным (Д. Доллард) .
Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами , связавшими агрессию с фрустрацией. Под последней понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это — невозможность удовлетворить потребности.
Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией.
Виды агрессии:
1. прямая (брань, драка и т. п.) или косвенная (насмешка, критика);
2. непосредственная (в текущее время) или отсроченная;
3. направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).
Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (это и есть агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.
Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную для человека цель, но выбранный способ поведения — неудачный, неадекватный — приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем сильнее фрустрация и невротичность личности, тем более и обостреннее реализуется неадекватное агрессивное поведение.
В теорию фрустрации — агрессии Берковиц . ввел три существенные поправки:
1. Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.
2. Даже при готовности к агрессии она не возникает без надлежащих условий.
3. Выход из фрустрации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным поступкам.
Более того, далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Она может быть обусловлена, например, «позицией силы» и выражением властности.
Исследование условий, при которых фрустрация порождает агрессивные действия, показало, что влияние оказывают сходство или несходство агрессоров и жертвы, оправданность или неоправданность агрессивности, ее наличие как личностной характеристики.
Согласно теории социального научения, фрустрация и конфликт облегчают проявление агрессии, будучи необходимым, но не достаточным условием для ее возникновения. Чтобы проявилось агрессивное поведение, необходима предрасположенность к нему в подобных ситуациях. Она формируется и закрепляется через социальное научение — благодаря наблюдению за поведением окружающих, собственному удачному опыту агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория является доминирующей.
Наиболее известный сторонник данного подхода — Арнольд Басс . Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую.
Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:
1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получали множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.
2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке делает невозможным различение ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.
3. Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).
4. Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.
5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.
Басс считает, что нужно различать виды агрессивного поведения. Классификация основана на дихотомиях. В результате выделяются физическая или вербальная, активная или пассивная, направленная или ненаправленная агрессия.
Цель физической — причинение боли или ущерба другому человеку. Оценить интенсивность агрессивного поведения возможно по вероятности того, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Стреляющий в человека с близкого расстояния агрессивнее дающего ему пинка.
Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные — как известно, словом можно убить.
К ним относятся:
— многочисленные отпирательства;
— отрицательные отзывы и критические замечания;
— выражение отрицательных эмоций, например недовольства (брани), затаенной обиды, недоверия, ненависти;
— высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания типа: «Убить тебя надо» или проклятий;
— оскорбления;
— угрозы, принуждения и вымогательства;
— упреки и обвинения;
— ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;
— крик, рев;
— агрессия в мечтах, фантазиях, выражается словами, мысленно, реже в рисунках.
Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы. Косвенная не предполагает присутствия первой: в ход идут клевета, отрицательные отзывы или агрессия вымещается против объектов, представляющих круг жертвы.
По мнению Басса, следует различать враждебность и агрессивность. Первая выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Враждебно настроенный человек не обязательно бывает агрессивным, и наоборот.
Другой известный сторонник поведенческого подхода, А. Бандура ,подчеркивал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Такие дети могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли большую агрессивность, чем их сверстники, у которых в семье была иная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считают физическое наказание ребенка моделью агрессивного поведения, передаваемого взрослыми. Наказание эффективно только при соблюдении ряда условий, к коим причисляются позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.
Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть ее достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется для получения желаемого эффекта, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).
В связи с этим Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии. Это средство достижения какой-либо цели, при котором причинение ущерба — всего лишь способ воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, доставляет ущерб жертве и ее можно рассматривать как агрессию ради агрессии .
Со счета, однако, не сбрасывается и роль биологических факторов в возникновении агрессивного поведения. Подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредуют его, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое (агрессивный психопат), во втором — крайне автоматизированное поведение по типу "стимул—реакция". Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации» (А. Бандура) .
Социально-психологическая характеристика сетевого троллинга: предпосылки возникновения, определение и признаки
Несмотря на то, что для широкой аудитории «троллинг» стал обыденным явлением относительно недавно, происхождение термина уходит еще в 80-е годы прошлого столетия. Интернет-система Usenet, состоявшая из различных тематических форумов, заработала стараниями двух выпускников Университета Дьюка в 1980 г. Юзнет позволял миллионам пользователей обсуждать какие угодно темы и находить людей по интересам. В последние годы Usenet стремительно вымирает. В 2010 г. Университет Дьюка даже прекратил поддержку юзнетовского сервера: издержки высокие, а посещаемость минимальная.
Сейчас многие пользуются социальными сетями и троллинг переместился туда. Но Юзнет как гигантский сбор данных и по разнобразию тем, и по длительности своего существования, и по простоте обработки данных для целей исследования троллинга оказался хорошей вещью.
Все же, что такое троллинг? Различные источники приводят разные определения и зачастую путают троллинг с флеймингом. Последний имеет несколько другое значение и в основном выражается в частом оскорблении собеседников. В целом, научного консенсуса насчет методов и стратегий троллинга нет и, что важно, ни одно из более ранних определений троллинга не базировалось на анализе больших баз данных. Проанализировав огромный корпус данных, Хардакер , пожалуй, имеет право утверждать, что ее рабочее определение тролля и троллинга на данный момент самое точное с научной точки зрения.
Троллинг — это преднамеренное использование агрессии, методов введения в заблуждение/обмана и/или манипуляции при использовании средств компьютерной коммуникации с целью создания ситуации, ведущей к развязыванию или усугублению конфликтной ситуации, обычно ради забавы.
Как некогда сказал руководитель популярного onliner.by, «срач – это очень важная составляющая в привлечении посетителей, потому что, когда человек высказал свое мнение в рамках обсуждения статьи или новости, он к ней обязательно вернется, чтобы почитать реакцию на его мнение других пользователей. И когда начинаются километровые дуэли – это очень здорово». Здорово для раскрутки сайта, ведь это привлекает посетителей.
Не секрет, что некоторые белорусские онлайн-ресурсы нанимают людей, которые призваны провоцировать дискуссию, оставляя комментарии под статьями. А троллинг — неплохой инструмент для провоцирования других юзеров на этот самый «срач». И в целом среди трех основных ингредиентов троллинга — введение в заблуждение, манипуляция, агрессия, — последний (в отличие от введения в заблуждение) не обязательно должен использоваться самим троллем. Вместо этого он, манипулируя, может просто провоцировать на агрессию других.
Экспоненциальное развитие технологий и появление глобальной сети Интернет во второй половине XX века позволило человечеству перейти на качественно новый уровень коммуникации, опосредованной электронной вычислительной машиной. Последующее удешевление электронной техники стало причиной ее глобального распространения, вследствие чего появились такие технические средства, как ноутбук, мобильный телефон, цифровой плеер, каждое из которых может использоваться для осуществления виртуальной коммуникации.
Виртуальная коммуникация подобно обычной коммуникации разделилась на несколько уровней: деловая или бизнес-коммуникация, разговорная речь, репрезентацией которой служат чаты и форумы, научная коммуникация, осуществляемая в рамках специфических сетевых ресурсов. Развитие и совершенствование виртуальной коммуникации позволило говорить о наличии определенного коммуникативного поведения, в состав которого входят некоторые специфические для той или иной группы пользователей особенности поведения в глобальной Сети.
Поскольку данный вопрос не получил особого внимания со стороны научного сообщества, нами была выделены межкультурные, технические и универсальные факторы, оказавшие на наш взгляд значительное влияние на появление троллинга в коммуникативном пространстве Интернет.
- межкультурные:
Благоприятная социокультурная и политическая обстановка. Троллинг возник в Соединенных Штатах Америки, стране известной своими демократическими правами и свободами. Российская Федерация занимает второе место по сетевому троллингу благодаря интересу молодежи к англоязычному сообществу и прочим факторам, в числе которых следует отметить наличие большого количества документации на иностранном языке, межкультурные виртуальные контакты, литература на иностранном языке и другие факторы. Появление троллинга в России принято связывать с появлением изображения «Trollface», появившегося в 2008 году .
- технические:
1.Наличие свободного, комфортного, высокоскоростного доступа в Интернет у представителей современной молодежи. Развитие информационных технологий привело к тому, что среднестатистический человек имеет полноценные возможности для выхода в глобальную сеть, используя стационарный телефон (локальные и оптико-волоконные сети).
2.Развитие новых средств и способов передачи информации - беспроводных телекоммуникационных средств (мобильные телефоны, коммуникаторы, плееры и т.д.) и различных беспроводных технологий и способов выхода в Интернет (Bluetooth, SMS, 3G, Wi-Fi, WiMax).
- универсальные:
1.Наличие активно используемых в глобальной сети видов коммуникативного поведения, предшествовавших сетевому троллингу: спам, флуд, флейм и холивор.
Популярность виртуальной коммуникации как относительно недорого, удобного, быстрого способа обмена информацией между пользователями вне зависимости от расстояния.
2.Популярность феномена троллинга в англоязычном сообществе. Таким образом, согласно данному факту русскоязычное сообщество троллей появилось с оглядкой на западное.
6 Вызов и перманентное стремление постичь новые формы коммуникативного поведения, в противовес уже существующим.
7 Стремление к самовыражению.
8 Давление феномена «глобальной деревни».
9 Популярность, возникшая в процессе эффективного применения элементов провокации в социальной среде.
По наблюдениям И. В. Ксенофонтовой интерес к троллингу появился «после отмены пригласительных сообщений в сообществе Живого Журнала», что в свою очередь стало причиной создания огромного количества анонимных аккаунтов» и по причине создания «списка самых популярных записей по данным поисковой системы «Яндекс»». Мы соглашаемся с ее мнением относительно Живого Журнала, однако считаем список популярных записей «Яндекс» лишь косвенной причиной интереса и полагаем, что интересу к троллингу и его развитию в большей степени способствовали следующие факторы:
10 Активная деятельность блоггеров, освещающих данную тематику. Например, личный блог ведущего российского дизайнера Артемия Лебедева благодаря провокационным заявлениям автора («Каждый, кто напишет хоть какую-нибудь х…ю в каменте к этому посту, станет счастлив») способствует проявлению троллинга на данном ресурсе.
11 Наглядная эффективность коммуникативных действий троллинга на сетевых ресурсах. В качестве примеров можно привести заявления пользователей: «О, я тоже потроллю пожалуй» , «Чувак затроллил гопников) вот так с ними надо)))» . Отметим существование и растущее число сетевых ресурсов, посвященных раскрытию всех коммуникативных особенностей троллинга, к примеру: trolli.org , trolling-forum.ru .
12 Открытие сообществ в социальных сетях. Каждый зарегистрированный пользователь социальной сети получает возможность создания собственной группы на желаемую тематику, и, разместив на ней определенные материалы, пригласить друзей для участия в обсуждении тех или иных вопросов. Огромное количество создающихся и функционирующих групп не позволяет администрации сетей постоянно быть в курсе происходящего, а захват чужих социальных групп с последующей травлей подписанных на обсуждение участников – искомая цель тролля.
13 Сетевое творчество: иллюстрации, фото-коллажи, демотиваторы. В социальной сети вКонтакте.ру на данный момент по запросу «Trollface» насчитывается 7 763 сообщества, что позволяет говорить о том, что пользователей интересует не только и не столько коммуникативное поведение троллей, сколько материалы развлекательного и юмористического содержания. К таким материалам относится также создание комиксов, иллюстрирующих взаимоотношения участников виртуальных сообществ с троллем, а также других мемов, наиболее популярными из которых являются сам тролль Trollface («Лицо тролля»), Trolldad («Отец тролля»), Challenge Accepted («Вызов принят»), Fuck That Guy («Плевать на него»), Me Gusta («Мне нравится»), Rage Guy («Яростный парень»), Okay Guy («Добрячок»), Y U No Guy («Почему ты не»). Крупнейшим проектом, посвященным комиксам и мемам, является troll-face.ru .
14 Популяризация образа тролля в сетевом пространстве. Следует отметить, что вместе с отрицательно настроенным количеством пользователей растет и число приверженцев идеологии троллинга. Не представляется возможным определить соотношение между сторонами «за» и «против», однако отметим, что рост популярности сетевого троллинга очевиден, что подтверждается количеством запросов в месяц по слову «троллинг» в поисковой системе «Яндекс», которых по России насчитывается 43394. Отметим, что за период с марта 2010 года по февраль 2012 года количество поисковых запросов по слову «троллинг» увеличилось более чем в 3 раза – с 14319 по 43504.
15 Отсутствие возрастных ограничений для пользователей Интернет. Сетевой троллинг не подразумевает ограничений по возрасту, гендерных различий, различий по вероисповеданию, социальному статусу и других характеристик, однако, как было выявлено в нашем исследовании, троллингом интересуется и занимается преимущественно молодежь в силу простоты идеологии троллей, желания к самореализации, возможности выразить протест к негативно воспринимаемым явлениям жизни: социуму, политике, экономике, религии.
16 Интерес научного сообщества к рассматриваемой проблематике. Нами уже подчеркивалось, что знание установок и действий троллинга представляет интерес для таких сфер научного знания, как функциональная и когнитивная лингвистика, теория коммуникации.
Признаки тролля:
- Постоянные попытки перейти на личности в разговоре.
- Использование темы спора только для вызова эмоциональной реакции собеседника (демагогия).
- Напускная недалёкость и неосведомлённость — или наоборот знание всего на свете (обычно прослеживается обратная зависимость между реальным и показываемым).
- Мнение, коренным образом отличающееся от мнения локального большинства.
- Невоспитанность, хамское поведение (обычно это признак толстого, то есть неинтересного, очевидного, тролля).
- «Накидывание говна на вентилятор» (затрагивание заведомо спорных провокационных тем).
- Уверенность, что все остальные — «унылое говно» и прочая демонстрация своего превосходства.
По методам и целям атак троллей, различают:
- Индивидуальная «терапия» — обычное поведение тролля. Могут применяться любые скиллы, в данном случае не подразумевается прекращение жизнедеятельности сайта.
- Разрушение ресурса — более сложная штука. Так или иначе включается себя пункт № 1. Свести в могилу в основном удаётся только что созданный сайт, пока он не обрёл собственную атмосферу, и любые действия накладывают сильное впечатление на потенциальных поциентов, заставляя их немедленно свалить. С крупными ресурсами дела обстоят сложнее. Попытка набега толстых и средних троллей чуть чаще, чем всегда заканчивается кровавым и бессмысленным самоубийством об модерастов. Поэтому для подобных рейдов следует разрабатывать комплексный план действий с тонкими троллями .
Основные уровни троллинга, в порядке возрастания сложности:
Выдача себя за идиота. Создается специальный аккаунт, с которого начинает писаться полный тупизм КАПСЛОКОМ. Члены сообщества начинают прикалываться, потом выделываться друг перед другом. Способ интересен, если имеется желание посмотреть на реакцию некоторых людей. Срач непродолжителен, поскольку оппозиции нет, и кончается после выхода. Тем не менее могут найтись ещё большие идиоты, кого это будет раздражать, и на поддавшуюся провокацию смело пойдут в бан вместе с троллем. Но это очень редко.
Вброс клеветы, компромата, слухов о каком-нибудь человеке, группе или событии. Очень хорошо работает на пиратских сайтах всякой шаро-вары, где обычно постят ссылки на рипнутые фильмы и телесериалы. Тролль обычно находит ссылку на другой похожий веб-ресурc, и кидает её как ответ на вопрос «акто наит кагда следущая серия уже :??». Любители халявы начинают спорить о том, когда же появится, собсно, серия, и трут мозги о ссылку, в которой на самом деле ничего нет. Забавное зрелище для торрентовых ублюдков. Правда, очень часто заканчивается резким баном со стороны раздатчика.
Выдача себя за девушку с дальнейшим разводом какого-нибудь романтика и разоблачением. В качестве оппозиций — доверчивые романтики с одной стороны, и недоверчивые угрюмые интернет-волки — с другой. Отдельным видом можно считать развод лесбиянок и феминисток. Море лулзов обеспечено. Особый лулз доставляется, когда кагбы флиртовать с двумя (несколькими) лошками, чтобы посеять между ними вражду.
Выдача себя за иностранца. Следует зайти на канал, задать глупый вопрос по-английски, начать переспрашивать. Многие кинутся демонстрировать свои глубокие познания в иностранных языках. Другие начнут их поправлять. Требуется тщательный подбор локации, иначе — толсто. В своё время очень хорошо работало на многоязычных ресурсах, Педивикии или ЖЖ.
Оскорбление человека с неустойчивой психикой. При этом обычно данный участник имеет несколько друзей-единомышленников, которые будут за него заступаться. Некоторые члены сообщества, осознающие непробиваемую глупость жертвы, начинают тоже над ними издеваться и подшучивать, создавая таким образом оппозицию. В конце можно спросить, с какого он города, сказать что ты тоже с этого города, посмотреть карту этого города на Гугле, и назначить «стрелку» возле какого-нибудь примечательного места (памятники и достопримечательности лучше не выбирать, подойдет больница, большой магазин). После его ухода на «стрелку» раскрыть карты.
Вызов спора о вкусах (музыкальных, пищевых, кинематографических, игровых, алкогольных и т. д.). После чего занять малоподдерживаемую позицию и начать спорить с большинством. Еда пропорциональна знанию темы. Special Olympics в самом своём натуральном виде.
Айти. Имея минимальные IT навыки, можно попросить о помощи, и, выслушав рекомендации, объявить их ламерскими и глупыми. Имея чуть большие познания, можно попросить обосновать данные советы, немного сомневаясь в их правильности путём задания дополнительных вопросов и уточнения подробностей проблемы, которые, в идеале, делают предлагаемые решения неправильными, а ещё лучше вредными. Собственно относится не только к IT. Из минусов — желательно действительно досконально знать предмет.
Политический срач. Следует запостить актуальную политическую проблему, посмотреть на то, как на неё реагирует большинство пользователей, и объявить их глупым зомбированным быдлом, которому промыли мозги. Если к треду ещё и прилепить опрос, то природный срач возникнет сам собой. В 2007—2008 году был наиболее популярен «хохлосрач» про украинцев, русских, газ, украинский язык и культуру. Для запуска требуется присутствие представителей обеих национальностей (или сочувствующих) в чате.
Матриксизм. Троллинг определённых индивидуумов с целью вывода в виртуал кусков их IRL биографии. Работает примерно так: сначала находится форум, где участники по дефолту заполняют как можно больше информации (номера асек, телефоны и т. п.). Иногда очень помогают социалки по типу контакта. Затем из участников выбираются самые «шумные» и нарочно провоцируются на оскорбления (для них это легко). После этого наехавшему пишется серьёзное письмо от имени тусовок/правоохранительных органов/администрации и т. п. с выдачей некоторых данных из его реальной жизни. Например, в конце письма ставится «Вас ведь Иванов Иван Иванович зовут, так?» или «Вы ведь там-то живёте и у вас такой-то телефон». Наконец тролль с упоением наблюдает, как жертве плохеет и она начинает извиняться, а в редких случаях, даже просить о пощаде. Довольно лулзно, но требует немалых усилий.
Абсолютно серьезная выдача себя за знаменитость. Основная часть пользователей обычно не верит в это и начинает «проверять» и спорить. Известных случай — выдача за актёров молодёжного кино в социальных сетях. В таком случае можно даже выудить встречу с «фанатами» самой знаменитости. Были также известны и звонки по телефону. Особо винрарно получилось сделать это с КОБчиками: некий Инсайдер aka агент надгосударственного Глобального предиктора и член известных семей ростовщической мафии вызвал лютое бурление говн с немалым СПГС.
Размещение заведомо неоднозначных вопросов, на которые возможно дать диаметрально противоположный ответ, в зависимости от толкования. Классические примеры — «задача о самолете» или «Наука vs Религия».
Самоуверенность. Тролль вмешивается в любое рассуждение и, используя Википедию и Гугл, начинает самоуверенно спорить на любые темы, излагая неопровержимые доказательства, подкрепленные ссылками, и показывая некомпетентность участников дискуссии.
Двойная игра. Тролль пользуется двумя учетными записями, раздувая спор с самим собой с целью найти поддержку с обеих сторон среди пользователей. Часто похоже на актинг Горлума из «Властелина колец» и, с переходом тонко ощутимой грани, зачастую приводит к лучевой болезни.
Психолог. Тролль прикидывается психологом (обычно им не являясь) и начинает заочно ставить диагнозы участникам дискуссии. Срабатывает даже вариант онлайн психиатрической лечебницы. За кулисами же тролль тешится над своей «клиникой».
Успешный человек. Этот вид троллинга эксплуатирует одно неиллюзорное человеческое чувство — зависть. Рецепт прост: нужно создать образ самого умного/красивого/богатого/etc, одним словом, человека, достигшего «вершин», о которых остальные могут лишь мечтать подрачивая. Для этого достаточно всего лишь одной грамотно построенной фразы, хотя полнота раскрытия образа ничем не ограничена. Так как черной завистью заражены чуть более чем все обитатели интернетов (и этой вашей планеты вообще), то не стоит сомневаться, что тут же найдутся желающие «осадить» наглеца. Одни будут уверять, что тот пиздит (см. пункт «Знаменитость»), другие — что он не так уж и хорош, как думает, третьи — просто брызгать желчью от осознания, что они лузеры. Лулзы доставляет всё перечисленное. Пример — известная копипаста
Создание анти-тем. Применяется на форумах любителей игровых или кино-вселенных — с последующим объявлением объекта поклонения коммьюнити чем-то плохим. Пример: ru_anti_moscow. Часто обвиняемы в «русофобии» и антипоцреотизме.
Бредогенератор. не очень распространенный, но толстоватый вид троллинга. Тролль генерирует сообщение на форуме, представляющее собой малосвязный поток мыслей или модификацию копипасты, не имеющей никакого отношения к теме сообщения. Сообщение должно быть неоднозначным и вызвать у читателя СПГС. Как правило, вызывает в ответ кучу противоречащих друг другу сообщений из-за разного толкования участниками обсуждения. Определенная доля ответивших принимает автора за психа и начинает на полном серьезе давать советы, включая советы по приему веществ.
Резкая смена поведения. Толсто-тонкий вариант. Поначалу необходимо довести жертву до кондиции вызывающим и грубым поведением, после чего, когда поциент начинает рвать, метать и материться в ответ, внезапно стать культурным и упрекнуть жертву в грубости. Шаблон частенько рвётся.
Успешный троллинг доставляет положительные эмоции, которые ведут к выработке эндорфинов (эндогенных опиоидов) в организме человека тролля. С каждым успешно осуществленным тролингом человек все больше привыкает к этим «гормонам счастья» и постепенно не иллюзорно подсаживается на них. Следствием этого является все увеличивающеесе поголовье троллей. Увлекаются троллингом довольно быстро, изменить же привычный доставляющий образ мысли трудно. Даже осознав зависимость, поставив себе волевую задачу, велика вероятность того, что тролль сорвется увидев легкую и подходящую цель.
Клэр Хардакер/Claire Hardaker со специальным программным обеспечением прошлась через сотни тысяч дискуссий в сети Usenet (обработано почти 100 млн слов) и проанализировала 3727 троллинговых онлайн-дискуссий, классифицировала троллинговые стратегии и уточнила научное определение троллинга.
Поскольку о реальном намерении юзера можно только догадываться (может быть он и не был троллем?), следует отталкиваться от восприятия других юзеров. Которое, вообщем-то, иногда частично или полностью ошибочно. То есть, за тролля могут принять и совершенно искреннего юзера, а иногда наоборот — умело законспирированного тролля защищают от обвинений в троллинге. Это, с одной стороны, вносит неясность. А с другой — именно ее-то тролли и используют в своей онлайн-жизнедеятельности. Хардакер не остается ничего иного, как идентифицировать стратегии, по которым сами интернет-пользователи определяют поведение другого юзера в качестве троллинга.
Понятно, что в зависимости от степени детализации можно выделить хоть сотни специфический категорий троллинга, но в научных целях можно выделить более общие поведенческие стратегии, которые повлекли многочисленные обвинения в троллинге от других юзеров. Итак, шесть выделяемых стратегий троллинга, это:
1. Отклонение от темы (digression). Вступление в дискуссию с абсолютно неуместным постом. Например, когда в теме о футболе тролль постит что-то на тему религии, что напрягает ведущих более-менее аргументированную дискуссию пользователей.
2. (Гипо)критика (hypo)criticism) - самая обычная критика других не по существу. Причем нередко посты самого тролля страдают тем же, что тролль собственно критикует. Это когда комментят не по существу содержания поста, а начинают придираться к грамматике, правописанию и т.д. При этом грамматические ошибки могут присутствовать и в тролль-посте.
3. Развитие неприязни (antipathising) — тролль открыто или завуалированно постит злонамеренную антагонистическую информацию. Например, в разделе для коневодов пишет, что кони — устаревшая и вышедшая из моды забава в век автомобилей. Или на белорусскоязычном сайте прикидывается, что ничего не понимает и вопрошает, зачем собственно на нем пишут и читают. Иногда тролли могут прикидываться реальными «шлангами» и строить из себя наивных вопрошающих пользователей. И вот тут у других юзеров появляется моральная дилемма — то ли реально объяснять человеку, что он не прав и заблуждается (может это не тролль?), то ли не «кормить» тролля, то есть игнорировать его.
4. Стратегия подвержения опасности (endangering) — это когда злобный тролль маскируется под искренне заблуждующегося юзера, который якобы ненамеренно снабжает неправдивой информацией или дает плохие советы, следуя которым попавшийся на удочку человек может подвергнуть себя опасности. Короче, якобы хочет помочь советом, и другие юзеры вынуждены приходить на помощь, чтобы предотвратить вред. Эта стратегия может напоминать комбинацию развития неприязни и шокирования.
5. Шокирование (shocking) — ущербное и аморальное комментирование какого-либо траурного мероприятия, чувствительного события или эмоциональной ситуации. Например, новости, связанной со смертью, памятью жертв трагедии/геноцида/политических репрессий. Такие тролль-посты вызывают у других юзеров желание жестко ответить, и часто это желание превалирует над намерением отказать троллю в «кормежке».
6. Агрессия (agressing) - откровенное проявление агрессии, даже вовсе без реальной на то причины.
Некоторые другие невежливые онлайн-стратегии вроде насмехания (mocking) оказались не такими уж частыми и их можно отнести к разряду более широких стратегий. А некоторые вроде доксинга (это когда выискивают и публикуют персональную информацию) или сталкинга (поиск юзера на других сайтах для продолжения нападок на него) кажутся более серьезным явлением нежели троллинг.
Троллинг в научной сфере:
Вот уже два года учёный Сирил Лаббе (Cyril Labbй) из университета Гренобля (Франция) исследует сборники публикаций крупнейших научных издательств и составляет список «фальшивых» научных статей, составленных при помощи генераторов научных текстов .
Как оказалось, троллинг научной прессы — явление более массовое, чем можно было предполагать. На его работу уже обратили внимание сами издательства — и начали постепенно удалять «фейковые» статьи из архивов и сборников по результатам научных конференций.
Буллинг
Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).
Суть проблемы
Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.
Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.
Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.
Таким образом, для буллинга характерно:
• Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
• Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.
Особенности современного буллинга
Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.
Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».
К другим особенностям буллинга в наши дни относится:
• В средних и старших классах распространена косвенная травля.
• Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
• Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
• Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
• 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
• Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.
Виды буллинга
Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.
По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.
По специфике содержания можно выделить:
• Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
• Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
• Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
• Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.
Причины буллинга
Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:
• привлечение внимания;
• демонстрация силы;
• утаивание неуверенности и страхов;
• удовлетворение потребности во власти и доминировании.
Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.
Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:
• Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
• Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
• Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
• Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.
Особенности участников буллинга
Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.
Жертва
Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг. На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.
Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.
Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.
Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:
• импульсивные;
• гиперактивные;
• неуклюжие;
• вспыльчивые;
• незрелые для своего возраста.
Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.
Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).
Агрессоры
Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.
Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.
Наблюдатели
Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).
Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.
Как бороться с буллингом
Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!
Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.
Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:
• Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
• Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
• Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
• Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
• Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
• Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
• Если предмет травли можно исправить – исправьте.
• Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.
Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.
Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников
Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учащихся. Поэтому такие дети чувствуют себя в школе не безопасно и не комфортно.
Травля в образовательной сфере — это психологическое или физическое насилие с целью заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из школы. Средствами достижения этой цели являются: распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие.
К сожалению травля в школе – явление распространенное и у нас и за рубежом.
Моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг –англоязычные названия разновидностей этого опасного явления.
В любой школе, в любом классе с одной стороны есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи, с другой — дети, которые чаще других становятся их жертвами. Как правило это дети:
• физически слабые;
• гиперопекаемые родителями;
• ябеды;
• страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
• не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
• вундеркинды;
• двоечники;
• любимчики учителей.
В связи с этим в классе могут сформироваться такие группы учеников: одни участвуют в процессе травли непосредственно, в качестве агрессора или жертвы, другие — большинство — пассивно, как очевидцы и свидетели.
Главное — никогда нельзя сказать, что уж моего-то ребёнка это не коснется, ибо причины этого явления кроются в том, что одни дети за счёт унижения других пытаются почувствовать себя круче и значительнее. Поэтому родители должны быть готовы во-время заметить и совместными усилиями со школой предотвратить это насилие, ибо у учителей с их загруженностью и психоэмоциональной усталостью порой нет сил и времени разбирать детские ссоры и конфликты.
Что такое моббинг?
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой – либо целью (яркий пример — фильм «Чучело»). Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
Что такое буллинг?
Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.
Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
Чем отличается моббинг от буллинга?
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Что такое хейзинг?
Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».
Хейзинг встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д. (пример — резонансное посвящение в студенты с раздеванием в одном из вузов страны в этом году).
Что такое кибермоббинг и кибербуллинг?
В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
Вопросы к семинару:
1. Кибермоббинг: определение, характеристика, история , причины, как противостоять.
2. Кибербуллинг: определение, характеристика, история , причины, как противостоять.
3. Троллинг:определение, характеристика, история , причины, как противостоять.
4. Чек ин:определение, характеристика, история , причины, как противостоять.
5. Сталкинг :определение, характеристика, история , причины, как противостоять.
6. Хейзинг :определение, характеристика, история , причины, как противостоять.
7. Моббинг :определение, характеристика, история , причины, как противостоять.