Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формы работы с временным детским коллективом

  • 👀 632 просмотра
  • 📌 594 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Формы работы с временным детским коллективом
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формы работы с временным детским коллективом» ppt
Формы работ ы с временны м детским коллект ивом Тема 3 Дет ский воспит ат ельны й коллект ив  — это объединение школьников, которые имеют общие социально значимые цели, осуществляют разнообразную совместную деятельность, имеют органы управления и связаны коллективными отношениями. Признаки временного детского коллектива      кратковременность жизнедеятельности детского коллектива (это связано со сроками смены); особенности состава детей (дети разного возраста, приехали из разных регионов, имеют разный менталитет и т.д.); замкнутый характер жизни детей в условиях лагеря (дети должны постоянно находиться на территории лагеря, их окружают на протяжении смены одни и те же взрослые и сверстники, вся жизнь ребенка на виду и т.д.); коллективный характер жизнедеятельности; завершенный цикл развития (проходит все этапы смены и развития коллектива). Принципы работы с временным детским коллективом (А.Ф. Воловик и В.А. Воловик)  Принцип инт ереса Побуждение человека к любому виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес — это неудовлетворенная потребность. Формирование и развит ие инт ересов зависит от ряда факт оров:  от уровня развития самого человека и окружающих его людей;  особенностей объекта, вызывающего интерес;  стремления человека к самоутверждению;  стремления к получению позитивных эмоций Принцип единства рекреации и познания  Познание — это приобщение человека к культуре. Усвоение культуры требует от человека активных усилий, способности к самообразованию и саморазвитию. Педагогика ДОЛ должна направлять отдых детей в активное русло. Наиболее полно данный принцип реализуется в совместной групповой творческой деятельности воспитанников, в работе творческих объединений, кружков, во время проведения экскурсий, походов. Принцип совместной деятельности    Деятельность воспитанников в ДОЛ может осуществляться как индивидуально, так и в групповой форме, совместно с другими людьми. Совместность предполагает взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности. Подобная зависимость возникает тогда, когда успех или неудача одного из членов детского объединения определяет успешность или неуспешность деятельности остальных. Совместная деятельность формирует ценностноориентационное единство группы, рождает традиции, реализует заложенный в деятельности воспитательный потенциал С.А. Шмаков описал следующие принципы:         Принцип красной линии Принцип могучей кучки Принцип камня, брошенного в воду Принцип опоры на положительные эмоции человека Принцип опоры на положительные эмоции человека Принцип горы Принцип фельдмаршала Кутузова Принцип антиканонов Принцип красной линии      В работе с детьми всегда должна быть так называемая красная линия — черта, которую нельзя переступать. Это определенная грань риска, разумности и допустимости во всем: в отношении содружества воспитателя и детей (можно формировать неформальные отношения, но нельзя допускать панибратство, завоевывать ложный авторитет путем заигрывания и т.д.). Нужна разумная дистанция; информации любого толка, которой обогащают вожатые своих воспитанников (в вопросах политики, истории, национальных проблем и т.д.). Красная линия касается трактовки этих вопросов, их содержания, подтекста; организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья ребенка (физического и психического). Здесь важно учитывать наличие зон риска, санитарногигиенические нормы, безопасность игровой деятельности детей Принцип могучей кучки  Так как досуг в лагере чаще всего дело коллективное, то для достижения успешности этой деятельности нужны усилия всех детей, нужна «могучая кучка», союз единомышленников. У детей должно формироваться чувство единства, взаимовыручки, доверия. Здесь радость удачи и горечь поражения должны делиться на всех Принцип камня, брошенного в воду  Любой ребенок в лагере должен реализоваться, значит, надо «бросить его в воду, как камень», в совместное дело, чтобы пошли круги результативности, творческие удачи. Здесь важно отметить, что ни один ребенок в отряде не должен остаться без внимания вожатых, надо постараться каждому найти интересную деятельность, в которой ребенок может проявить свои способности Другие принципы работ ы с ВДК         Принцип опоры на полож ительны е эмоции человека. Всегда надо искать в ребенке хорошее (увидеть дурное проще). 8. Принцип горы . В работе с детьми нельзя терять высоты. Должно быть всегда движение вверх, надо делать постоянные шаги к высоте. 9. Принцип ф ельдмаршала Кутузова. Иногда, чтобы иметь успех, надо терпеливо подождать, не форсировать события, ничего не предпринимать. Необходимо, чтобы жизнь в рамках досуговой деятельности шла своим чередом, без дополнительного стимулирования и подгонки. 10. Принцип антиканонов. Этот принцип ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, развивать фантазию. Формы воспит ания  Форма воспитания — это установленный порядок организации конкретных ситуаций взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных воспитательных задач; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (Е.В. Титова) По количест ву участников:    индивидуальные (воспитатель – воспитанник). К индивидуальным формам воспитания относятся: беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, выполнение совместного поручения. групповые (воспитатель – группа детей). Данные формы работы включают творческие группы, микрокружки, органы самоуправления. массовые. К ним относятся конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и т.д. Формы воспитания по основному виду деят ельност и (Н.Е Щуркова):   - ф ормы познават ельной деят ельност и. Это: экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, аукционы знаний и т.д.; Данные формы работы способствуют накоплению и углублению знаний, развитию познавательных интересов учащихся, расширению кругозора. - формы общественно-полезной деят ельности. Среди самых распространенных форм этой группы: самообслуживание, школьные собрания, вечера, праздники, выборы ученических органов управления и т.д.  - формы эст ет ической деятельност и. К ним относятся: инсценировки, конкурсы, школьные спектакли, концерты, фестивали, посещение театра, музея, выставки и др. Основная цель данных форм воспитания – формирование эстетической культуры учащихся, составными элементами которой являются эстетические интересы, эстетический вкус, идеал. Формы воспитания по основному виду деят ельност и (продолжение):   формы досуговой и ф изкульт урнооздоровительной деят ельност и. Данные формы воспитания способствуют формированию физической культуры школьников, реализуют здоровьесберегающие технологии, позволяют организовать досуг детей. Среди форм воспитания этой группы можно выделить игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, походы, прогулки и т.д. - ф ормы ценност но-ориент ационной деятельност и. К ним относятся классные собрания, дискуссии, диспуты, беседы по социальной и нравственной проблематике. Данные формы работы способствуют формированию отношения воспитанников к миру, системы их убеждений, взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.д. Е.В. Титова предлагает следующую классификацию по целевой установке:    Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титова выделяет характерные признаки такого типа форм: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу кому-либо, в том числе самим себе. Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, воспитания. По времени проведения:    Крат ковременны е (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов). Это могут быть игры, небольшие конкурсы. Продолж ит ельны е (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель). Традиционны е (регулярно повторяющиеся). Как известно, традиции способствуют сплочению коллектива, поэтому данные формы воспитания должны быть в каждом коллективе. По времени подгот овки   разделяют экспромтные форм формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников. Выделяют три базовые формы организации мероприятий в ДОЛ:    упорядоченное движение по маршруту — базовая форма «путешествие» («шествие»); свободное (неупорядочное) движение в рамках ограниченной площадки — базовая форма «гуляние»; минимальное движение (участники либо ходят, либо стоят) в рамках ограниченной площадки — базовая форма «представление». Базовая форма «представление»  характеризуется тем, что организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями (спектакли, конкурсы, дискуссии, шоупрограммы, встречи с известными людьми и т.д.) Вторая базовая форма — гуляние      Является традиционной формой времяпрепровождения с развлечениями, танцами либо на открытом воздухе (гулять в парке, в городском саду), либо в специальных залах (бал, вечеринка, посиделки). примерами гуляния как формы организации современных досуговых мероприятий для детей можно назвать: - ярмарку; - танцевальную программу; - вечер общения в импровизированном кафе Путешествие как базовая форма   представляет собой упорядоченное движение участника по маршруту, в ходе движения предусматриваются остановки, различные по продолжительности (от нескольких минут, до нескольких дней) в зависимости от разновидности (способа организации взаимодействия). Самым простым вариантом путешествия является прогулка (путешествие-развлечение), самым сложным и требующим длительной подготовки — поход (путешествиепреодоление). Также это - карнавальное шествие (шествиеритуал), экскурсия (путешествие-диалог с организацией восприятия природных или культурных объектов). Наиболее известной разновидностью путешествия является игра-путешествие (маршрутная игра, игра-эстафета и т.д.).
«Формы работы с временным детским коллективом» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot