Формы представления результатов научной и методической деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 6
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ
И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разнообразие
видов
научной
и
методической
деятельности
обуславливает наличие разных форм представления результатов этой
деятельности.
Наиболее распространенными формами представления результатов
научной и методической деятельности являются:
реферат;
контрольная и курсовая работы;
научный доклад;
тезисы доклада;
научная статья;
выпускная квалификационная работа (ВКР);
кандидатская и докторская диссертации;
монография;
учебники и учебные пособия;
методические рекомендации и разработки и т.д.
Реферат – форма представления результатов научной деятельности в
виде обзора научной литературы на определенную тему (литературный
реферат), либо в виде изложения содержания научной работы, диссертации
(методический реферат).
Литературный реферат содержит анализ научной информации по
выбранной теме, систематизированной в определенной последовательности и
логической связи.
Методический реферат содержит описание актуальности, цели и задач
исследования, используемых методов, основные результаты исследования и
выводы (пример – автореферат диссертации).
Контрольная работа. Контрольная работа состоит из ответов на ряд
вопросов, решения задач.
Курсовая работа – более сложный по сравнению с контрольной вид
работы, требующий проявления творчества.
Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя.
Обязательны анализ литературных данных и изучения опыта работы в
соответствии
с
темой,
результаты
педагогического
наблюдения,
эксперимента, обработанные соответствующими методами.
Еѐ объем – 20-40 с. машинописного текста.
Научный доклад – письменная форма устного сообщения по какойлибо теме. Структура научного доклада аналогична структуре методического
реферата. Пример – доклад по ВКР. В процессе защиты ВКР студенту на
доклад, как правило, отводится не более 10 минут.
Тезисы. Тезис (от греч. thesis – положение, утверждение).
В логике тезис – это положение, истинность которого должна быть
доказана.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада,
лекции, сообщения и т. п. Объем тезисов – до 3 стр. машинописного текста.
Этот вид научной работы в последние годы стал распространенным
благодаря большому числу проводимых научно-практических конференций и
публикаций сборников тезисов докладов для этих конференций.
С учетом малого объема тезисов в них должны быть изложены
основные данные, отражающие самую суть проведенного исследования.
Научная статья – форма изложения наиболее значимых результатов
оригинального исследования.
Структура статьи включает: название, фамилии авторов и место их
работы (учѐбы), аннотацию, ключевые слова, описание актуальности
исследования, описание методов и методик исследования, результаты
исследования и их обсуждение, выводы, список литературы.
Объѐм статьи может составлять до 20 страниц.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа – форма
представления
результатов
учебной
научно-исследовательской
работы
студентов, выполненная по профилю соответствующей специальности.
Выполнение и публичная защита ВКР являются обязательной
составляющей итоговой государственной аттестации выпускников вузов на
предмет соответствия уровня их профессиональной подготовленности
требованиям государственного образовательного стандарта.
При
выполнении
ВКР
обучающийся
должен
показать
свою
способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения
и сформированные универсальные и профессиональные компетенции,
самостоятельно
решать
на
современном
уровне
задачи
своей
профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную
информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
ВКР
студентов
представлять
факультетов
собой
физической
законченную
разработку,
культуры
должна
как
правило,
экспериментального характера, в которой решается актуальная задача в
сфере физической культуры по содержанию и (или) методике физического
воспитания
различных
групп
населения,
спортивной
подготовке,
оздоровительной или адаптивной физической культуры.
ВКР бакалавра и специалиста должна обладать некоторым рядом
обязательных признаков (требования к ВКР):
1 иметь внутреннее единство и актуальную тему;
2 отражать процесс и результаты научной разработки выбранной темы;
3 язык работы должен соответствовать нормам и правилам русского
литературного
языка,
а
стиль
изложения
–
отвечать
требованиям,
традиционно принятым в научных публикациях;
4 объём ВКР, как правило, составляет: для бакалавров не менее 40 и
не более 60 страниц машинописного текста;
для магистров – не менее 80 и не более 100 страниц машинописного
текста.
5 Список использованных источников должен содержать:
для бакалавров: не менее 40 наименований, из которых не менее 30 %
(то есть не менее 12) должны быть источниками за последние 10 лет;
для магистров: не менее 80 наименований, из которых не менее 30 %
(то есть не менее 24) должны быть источниками за последние 10 лет.
6 ВКР бакалавра должна носить научно-реферативный характер,
основанный на использовании актуальных эмпирических данных. Состоит,
как правило, из 2-х глав.
Первая глава рассматривает теоретические аспекты заявленной
проблемы, вторая глава должна содержать анализ проблемы на практике, по
возможности должны присутствовать рекомендации, предложения по
применению определѐнных методик, результаты проведѐнного исследования.
ВКР
магистра
должна
быть
ориентирована
на
научно-
исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Должна
состоять
(констатирующий
и
из
3-х
глав
формирующий)
по
и
содержать
проблеме,
эксперимент
либо
апробацию
рассмотренных во второй главе методик, разработку программ развития.
7
По
композиции
ВКР
должна
соответствовать
структуре
диссертационной работы.
Тематика
ВКР
в
вузах
физической
культуры
формируется
выпускающими кафедрами и не менее чем за год до аттестации доводится до
сведения студентов. Студент имеет право выбрать любую из предложенного
перечня тем или обосновать свою тему, в соответствии с профилем
выпускающей кафедры и своей специальности.
Выпускную квалификационную работу студент выполняет под началом
научного
руководителя,
определяемого
из
числа
преподавателей
выпускающей кафедры. При необходимости рассмотрения в работе вопросов
смежных научных дисциплин по предложению руководителя для оказания
квалифицированной помощи студенту может быть назначен консультант по
отдельным разделам работы. Научный руководитель оказывает помощь
студенту
в
выборе
рекомендует
темы
литературу
исследования,
и
источники
разработке
плана
информации,
работы,
проводит
систематические консультации и контролирует процесс выполнения работы.
Кандидатская и докторская диссертации. Диссертация (от лат.
dissertatio – рассуждение, исследование) – квалификационный научный труд,
подготовленный для публичной защиты и получения ученой степени
кандидата или доктора наук.
Диссертация должна быть написана единолично, содержать новые
научные результаты и положения, выдвигаемые автором для публичной
защиты, которые свидетельствуют о личном вкладе автора в науку.
Монография – форма изложения результатов углубленного изучения
какой-либо темы на основе данных собственных исследований.
Это научное или научно-популярное книжное издание, которое полно и
всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в
науке многими учеными и специалистами.
У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная
монография).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная программа (от греч. programma – объявление, предписание) –
краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному
предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению
учащимися.
Учебник – вид учебной литературы, который в систематизированной
форме содержит материал по всем разделам программы обучения в какойлибо области знаний.
Учебник является основным источником знаний по определенной
дисциплине.
Учебник включает в себя оглавление, введение, главы и параграфы
основного текста, таблицы и иллюстрации, приложения, указатели, список
рекомендуемой литературы.
Электронный учебник – основное учебное электронное издание,
созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью
соответствующее федеральной составляющей дисциплины Госстандарта
специальностей и направлений, определяемой Дидактическими единицами
стандарта и программой.
Учебное пособие – вид учебной литературы, посвященный отдельным
разделам программы. К учебным пособиям также относятся сборники
упражнений и задач, практикумы, лабораторные задания, учебные словари.
Учебные пособия необходимы для закрепления полученных знаний и
формирования умений и навыков их применения. В некоторых случаях
учебное пособие может выполнять функции учебника.
Учебно-методическое
пособие
–
учебно-методическое
издание,
которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или
еѐ разделу), так и материалы по методике еѐ самостоятельного изучения и
практического освоения.
Методические рекомендации и разработки – форма описания какойлибо процедуры в том или ином виде практической деятельности.
Содержат материалы по методике самостоятельного изучения либо
практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к
проверке знаний.
В методические рекомендации (указания) могут быть включены
требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных
работ.
В ФК методические издания основываются на обобщении опыта
практической деятельности квалифицированных тренеров, учителей ФК,
профессорско-преподавательского
состава,
организаций, спортивных врачей и судей.
руководителей
спортивных