Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Формирование графических умений и навыков у детей с нарушением зрения.
Особенности формирования графических навыков у слабовидящих детей
Проблема развития моторики ребенка издавна привлекала педагогов и психологов. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве. А.В.Запорожец подчеркивает, что ознакомление с величиной, формой оказывается невозможным без движения рука и глаза, обследующих предметы и его части. Поэтому при формировании графических навыков в дошкольный период необходимо вести занятия в таком виде деятельности, который мог бы адекватно возрасту ребенка готовить его к изобразительной деятельности, которая базируется на определенных навыках, основанных на работе мелких мышц кисти, тела и работе мозга. Поэтому развитие и формирование этого навыка следует начинать задолго до поступления в школу.
Процесс формирования графических навыков рассматривается как сложный процесс работы мозга. Причем, тот или иной участок коры головного мозга отвечает за специфические функции, проявляющиеся в разных видах действий.
Так, височные области левого полушария связаны со слуховым анализом; затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма (именно с затылочной областью коры головного мозга зрительный нерв соединяет сетчатку глаза); теменная отвечает за анализ поступающих в мозг ощущений.
Развитие мелкой моторики руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами и проходит в процессе какой-либо деятельности. Наиболее доступным видом деятельности для дошкольника является изобразительная деятельность, для осуществления которой необходимы совместные действия руки и глаза. Адекватное изображение возможно при условии четкого представления о внешнем виде, свойствах и качествах предметов окружающего мира. Эту функцию выполняет глаз, контролирующий действия руки. Поэтому ряд исследователей ( Н.П.Сакулина, А.Г.Ковалев и др.) подчеркивают важность и необходимость взаимосвязи работы руки и глаза, координацию их действий.
Формирование графических навыков - процесс сам по себе сложный, длительный и трудоемкий. Но он значительно усложняется, если мы имеем дело со слабовидящим ребенком. Исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии свидетельствуют о том, что дефект зрения значительно осложняет ребенку в дошкольный период жизни формирование обследовательских действий за счет нарушения контролирующей функции глаза, что в свою очередь отрицательно влияет на развитие зрительного восприятия. При последующем формировании графических навыков слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности в различении формы букв; неадекватное формирование образа буквы, цифры, графических элементов, пропуск или появление лишних элементов, затруднения в копировании букв. Важное значение для слабовидящего ребенка имеет размер букв и толщина штриха (линии).
Традиционно трудности, испытываемые слабовидящими детьми, при овладении графическими навыками, связывались прежде всего с нарушенным зрением. Современные исследования в области медицины позволяют по-новому посмотреть на эту проблему. Речь идет о минимальных дисфункциях головного мозга как у детей с нормальным зрением, так и с нарушенным. Исследования Б.Р.Яременко, А.Б.Яременко, Т.Б.Горяиновой показывают, что при освоении навыков письма у детей с ММД обнаруживается “плохой почерк, “съезжание” со строки вверх или вниз, пропуск букв, замена одних букв другими”. Г.Н.Осипенко отмечает: “У детей с МДМ иногда обнаруживается очень интересное явление, получившее название “ феномен зеркальной деятельности, выявляемый при графических пробах. Этот феномен проявляется в следующих нарушениях: изменено направление письма (справа - налево), нарушен порядок расположения букв, и они изображаются зеркально. Этот феномен пока изучен недостаточно.” Таким образом, причиной нарушений формирования графических навыков не всегда является патология зрения. Знание первопричины нарушений поможет педагогу в поиске верных решений при обучении ребенка с нарушением зрения.
При формировании графических навыков важное значение имеет овладение двигательными навыками. Начинать эту работу следует с обучения навыкам владения графическими инструментами (карандаш, ручка, кисть, фломастер). На первом этапе необходимо уделить внимание посадке ребенка, расположению листа бумаги на рабочем месте. Затем научить держать графический инструмент в руках. Трудности, возникающие у слабовидящих детей при формировании графических навыков, обусловили специфику приемов обучения.
Необходимо уделить внимание способам владения графическими инструментами и ориентировке в поле листа. Для слабовидящих детей недостаточно лишь фронтального показа владения карандашом, ручкой или кистью. В данном случае будут более полезны индивидуальные занятия. Также особое значение для слабовидящих детей приобретает работа над различными видами штриховки, поскольку дефект зрения отрицательно влияет на развитие двигательной активности ребенка, а это, в свою очередь, отражается на развитии двигательных навыков. В результате развитие мелкой моторики руки слабовидящего ребенка может отставать от развития руки нормально видящего ребенка того же возраста. Поэтому овладение азами графических навыков приобретает особое значение для общего развития детей с патологией зрения. Кроме того, необходимо показать слабовидящему ребенку изобразительные возможности перечисленных выше основных графических инструментов и научить различным способам работы с ними, что дает возможность развивать мелкую моторику руки, тонко чувствуя силу нажима. В этом отношении наиболее удобными для работы детей с нарушением зрения можно считать карандаш и ручку, т.к. они имеют твердую основу, дают возможность ребенку “почувствовать” инструмент. Работа кистью может вызвать некоторые сложности, т.к. не имеет твердого упора в рабочей части. Кроме того, слабовидящие дети не всегда могут увидеть кончик кисти. Следует остановится на использовании фломастеров. Главным недостатком на первоначальном этапе овладения графическими навыками является то, что даже при легком прикосновении к бумаге фломастер дает линию и ребенок не имеет возможности ощутить силу нажима данного инструмента.
Следующий этап формирования двигательных навыков строится на основе ориентировочно- исследовательской деятельности. Ребенок должен научиться
ориентироваться в поле листа, а затем под руководством учителя переходить к более сложной стадии ориентировочно- исследовательской деятельности - знакомству с предметом в пространстве и его графическим изображением на поле листа. Ориентировочные движения проявляются уже на первом этапе знакомства с предметом - при его обследовании. Слабовидящие дети часто испытывают затруднения при восприятии и отображении формы предметов окружающего мира в силу дефекта зрения. Поэтому для того, чтобы сформировать свободное владение линией, нужно помочь увидеть эту линию, что возможно при особом внимании к восприятию слабовидящим ребенком формы, контура и линии, передающей контур.
Основой формирования графических навыков является свободное владение линией в различных ее конфигурациях. Линия, как известно, является способом передачи контура предмета. Контур есть часть формы.
Обследование начинается с выделения контура. Движения пальцев руки или всей руки по контуру способствует образованию двигательного представления. При нормальном зрении рука “запоминает” это движение, а глаз контролирует руку и в последствии будет контролировать при работе на бумаге. Информация о предмете, о занимаемом им пространстве поступает в мозг. В комплексе это дает возможность ребенку адекватно воспроизводить на листе тот или иной предмет окружающего мира. Таким образом, для достижения положительных результатов при формировании графических навыков необходима совместная деятельность руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. При нормальном зрении это происходит непроизвольно. При нарушении зрения рука становится средством компенсации зрительной недостаточности. Таким образом при слабовидении рука несет на себе две функции - обследовательскую и контролирующую.
При обследовании слабовидящим ребенком предметов окружающего мира педагогу необходимо обращать внимание на наиболее рациональные приемы и способы обследования. В основе адекватного обследования лежат психические процессы анализа и синтеза. Но если нормально видящий ребенок имеет возможность самостоятельно наблюдать изучаемую форму, то ребенку слабовидящему здесь необходима посторонняя помощь. Обследование начинается с общего описания формы педагогом, затем производится обследование изучаемой формы каждым ребенком индивидуально с обязательным проговариванием. Результатом такого обследования должно стать понимание ребенком того, какую форму имеет предмет, на какие геометрические тела похожи части, его составляющие, и каким образом последние взаимосвязаны между собой. Таким образом постепенно ребенок учится наблюдать сложную линию контура.
На следующем этапе ребенку предлагается проанализировать и описать мелкие детали. Затем необходимо повторить линию контура.
Было бы неверным после овладения навыком обследования сразу переходить к графическому изображению. Для формирования двигательных, а в последствии и графических навыков важное значение имеет имитирующее рисование. После осязательного обследования предмета будет полезным повторить и, тем самым, прочно запомнить движения, имитирующие контур предмета, в воздухе. Такого рода движения (обследование и имитирующее рисование) ведет к наиболее полному и осознанному пониманию формы предмета, занимаемому положению этого предмета в пространстве и, как результат, к формированию представлений о предметах окружающего мира.
Исследования А.В.Запорожца показывают, что нормально видящему дошкольнику не удается воспроизвести движение по подражанию с первого раза. Для получения результата необходимо несколько повторений. Слабовидящие дети могут быть лишены возможности рассматривания движений педагога на расстоянии. Поэтому прием имитирующего рисования можно дополнить приемом “рука в руке” с использованием словесного проговаривания, а также использование трафаретов, повторяющих изучаемую форму. Работа с трафаретом помогает руке слабовидящего ребенка быстрее “запомнить” форму линии и одновременно правильно отобрать необходимое движение, избегая возникновения возможных ошибок. Особенно это касается таких сложных форм, как круг и овал, которые требуют сложной манипуляции руки и четко отработанного навыка движения. И только по мере усвоения этого навыка на уровне “автоматизма” можно предложить слабовидящему ребенку самостоятельно повторить это движение на бумаге.
При переходе ребенка к работе на листе педагогу необходимо обращать его внимание на ощущения руки (как рука поворачивается, в каком месте и при каком положении ей легче наносить изображение и т.д.), а также следить за качеством получаемых линий. Все это подводит ребенка к осознанной деятельности. при формировании графических навыков у слабовидящих детей необходимо использовать комплекс специальных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действий совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы, поэтому упражнения являются основным средством образования навыка. Упражнения могут решать самый широкий спектр задач: проведение различных типов линий, соотнесение форм, контуров, величины; нахождение различий и сходства; дорисовывание недостающих частей и т.д.
При обучении слабовидящего ребенка графическим навыкам необходимо использовать прием сравнения. При сравнении двух форм появляется возможность более четко и наглядно увидеть различия между ними. Нормально видящий ребенок может вспомнить и представить ранее виденное. Слабовидящий же часто испытывает затруднения, т.к. патология зрения оказывает негативное влияние на процессы восприятия и представления. Используя прием сравнения, ребенок не механически переносит форму на лист бумаги, а изучает ее свойства, содержание, индивидуальность и таким образом достигает качественного результата.
На следующем этапе ребенок может перейти к самостоятельному изображению предмета. Задачей педагога на данном этапе является научить ребенка владеть линией на бумаге, что собственно и является главным при формировании графического навыка.
Известно, что бесконечное разнообразие сложных форм, окружающее мира можно представить как совокупность простых геометрических форм, основными из которых являются округлые, прямоугольные, а также их сочетание. Обучая детей изображению этих форм, необходимо обращать внимание на различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях, а также на сходство движений руки при изображении сходных форм. Но сложность заключается в том, что внутри одной и той же группы форм существуют различия движения руки при изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы и предметы овальной и эллиптической формы. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании овальных форм нужно переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, которое затем приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, затем следует равномерное закругление и вновь выпрямление) При изображении форм, имеющих углы (прямоугольник, треугольник и т.д.) прежде необходимо познакомить ребенка с горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями и способами их изображения. Важно обращать внимание, как при обследовании, так и при изображении, на углы, останавливая на них взгляд и движение руки.
Необходимым условием обучения слабовидящего ребенка является использование словесного метода. Исследования А.В.Запорожца показали важное значение слова, словесной инструкции в формировании двигательных навыков. Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер. Поэтому полезно сопровождать показ способа действия объяснением. Слово может оказывать и регулирующее действие, помогает фиксировать внимание, уточняет и конкретизирует понятия, пропорциональные отношения, размеры, особенности форм и т.д. Слово для слабовидящего ребенка - это эмоциональное восприятие предметов окружающего мира. Словесное проговаривание помогает ориентироваться в
поле листа, в оценке характера движений и способа его выполнения.
Важным условием при работе со слабовидящими детьми является использование адаптированного дидактического материала. Предлагая то или иное упражнение, педагог должен учитывать не только уровень развития ребенка, но и его зрительные возможности. Поэтому, если упражнения предлагаются на карточках или каком-либо другом раздаточном материале, необходимо учитывать размер изображений, наличие мелких несущественных
деталей, толщину линий, размер клеток, линеек, промежутков между строк и т.д. Переходить к последующему или более сложному упражнению возможно только после действительного усвоения слабовидящим ребенком предыдущего задания.
При формировании графических навыков необходимо учитывать увеличение временных затрат ребенком с патологией зрения относительно нормально видящего.
Обобщая предложенную систему формирования графических навыков у слабовидящих детей, можно сказать, что овладение графическими навыками заключается в умении правильно работать графическим инструментом, в умении свободно манипулировать различными типами линий и конфигурациями линий в различных их комбинациях на базе адекватного восприятия и репродуцирования различных форм окружающего мира на
плоскости листа в виде графического изображения.
Особенности обучения слепых специальной графике.
Термин “специальная графика” (В.П.Ермаков, О.И.Егорова) подразумевает обучение изобразительной деятельности и черчению незрячих детей. По сути своей данный термин является более целенаправленным на особенности обучения незрячих данному виду деятельности.
Нарушение органа зрения как первичного дефекта влечет за собой вторичные функциональные нарушения (снижение остроты зрения, нарушения поля зрения, нарушения цветоощущения). А.Г.Литвак отмечает, что, в свою очередь, эти функциональные нарушения “оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, восприятия, представления и т.д.). Таким образом, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект (например, снижение остроты зрения) влечет за собой другой (отклонения в процессе восприятия).” Поэтому особенности обучения слепых специальной графике обусловлены, прежде всего, возможностями детей.
Обучение изобразительной деятельности незрячих детей базируется на использовании осязательного восприятия. В процессе восприятия принимают участие несколько анализаторов. Как уже отмечалось выше, при тотальной слепоте или остаточном зрении ведущим становится кожно-механический и двигательный анализаторы. Таким образом, полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия отмечается только при тотальной слепоте. В целом, как отмечается в литературе, незрячие адекватно отражают окружающую действительность. Учитывая то, что осязание для незрячих является ведущим органом познания окружающей действительности, необходимо обучать их пользоваться осязанием в восприятии объектов учебной деятельности (рельефных изображений, моделей и т.д.)
Своеобразие восприятия слепых оказывает влияние на формирование представлений. Представления слепых обеднены и фрагментарны. Они находятся в зависимости от времени потери зрения (возраст), характера и степени тяжести нарушения зрительных функций.
Формирование пространственных представлений происходит постепенно в процессе учебной деятельности, накопления опыта и овладения определенными навыками.
Если не вести целенаправленную педагогическую работу по закреплению и формированию образов предметов, то у детей с глубокими нарушениями зрения эти образы могут распадаться, что приводит к формированию неверных представлений и вербализму.
Своеобразие чувственного познания у незрячих оказывает влияние на процессы анализирующего восприятия, которые характеризуются замедленностью, фрагментарностью, многоступенчатостью.
На представлениях основывается образная память, которая развивается одновременно с речью ребенка. В связи с этим можно выделить несколько групп ослепших:
1. ослепшие после 3 лет (одним из специфицеских признаков данного периода является формирования речи ребенка) - зрительные образы памяти немногочисленны, отражают отдельные сильные эмоциональные впечатления и переживания. В процессе обучения происходит накопление запаса представлений о предметах окружающего мира.
2. ослепшие после 7 лет ( период включения в учебную деятельность) - представления более яркие, четкие. Имеют представления о предметах и явлениях окружающего мира, о родителях, книгах, кинофильмах и т.д.
3. ослепшие в зрелом возрасте - представления практически те же, что и у нормально видящих; зависят не столько от возраста, сколько от условий жизни, увлечений, интеллектуального развития и т.д.
Своеобразие чувственного познания у слепых оказывает влияние на процессы анализирующего восприятия, которые проявляются в замедленности, фрагментарности и характеризуются многоступенчатостью. Это, в свою очередь, затрудняет развитие образного мышления.
Особенности незрячих детей проявляются и в моторной сфере детей (точность, скорость, координация, регуляция движений, самоконтроль), что
сказывается на графической деятельности детей.
Особенности обучения слепых специальной графике проявляются в формировании графических умений и навыков.
Нормально видящий ребенок, как отмечалось выше, имеет возможность прослеживать, контролировать и координировать движения руки глазами. Незрячий лишен этой возможности. В результате происходит компенсация зрения осязанием и мышечным чувством. Рука в данном случае становится носителем двух функций - прослеживающей и контролирующей. Двигательный опыт накапливается в процессе обучения. Поэтому необходимым условием при формировании графического навыка у незрячих детей становится выполнение упражнений по обводке контуров и трафаретов.
В этом случае рука запоминает нужное движение, передавая информацию о нем в мозг.
Полезным при формировании графических навыков будет использование приема наблюдения и подражания. Подражание является важным средством овладения способами практической деятельности и заключается, в данном случае, в том, что выполняются совместные движения учителя и ученика. Руки ученика “наблюдают” за руками учителя (либо учитель держит руки ребенка в своих; либо ребенок кладет свои руки на руки учителя).
Обследование предметов происходит посредством осязания. Поэтому задачей учителя на первом этапе работы является развитие и формирование культуры осязания, которая заключается в использовании наиболее рациональных приемов обследования предметов.
Особенностью обучения слепых специальной графике является чтение рисунков, которое непосредственно связано с обследованием предметов.
Цель чтения рисунков - составить по нему представления о предмете или явлении. Главным здесь является вычленение характерных признаков и классификация объектов.
Известно, что восприятие способствует формированию образов. И от того, как организовано восприятие, зависит и процесс обогащения представлений и воображения. Для незрячих основным органом восприятия является полисенсорная основа осязания. Поэтому важно знать пути и средства его развития, пути организации эффективных способов восприятия.
Анализ движений рук и пальцев при чтении рельефных рисунков позволяет выделить следующие виды движений:
1. Поисковые движения, направленные на ориентировку в поле листа с параллельным проговариванием.
2. Прослеживающие движения, направленные на опознание предмета с параллельным проговариванием.
Прослеживающие движения могут выполняться либо пальцами, либо ладонью.
Особенностью обучения слепых специальной графике является формирование опорных представлений, которое тесным образом с обследованием предметов
и чтением рисунков. Опорные представления связаны с формированием динамических представлений о предметах. Опорные представления - это выделение характерных признаков предметов. Рельефные рисунки, изображающие животных или человека в движении, необходимо соотносить с муляжами и натурой. В данном виде работ особую роль приобретает лепка, которая становится наиболее рациональным приемом для показа и формирования представлений о динамике животных и человека.
Особое значение при обучении тифлографике приобретает словесный метод.
Учитель должен помочь незрячему ребенку “увидеть” изучаемый предмет. Для этого он должен использовать свой “инструмент” - голос. Причем, чем ярче, эмоциональнее, образнее, доступнее будет речь учителя, тем быстрее формируется образ предмета. Эффективность речи будет больше, если параллельно ведется целенаправленное обучение приемам осязания, обследование предметов, выполнение изображений детьми.
При обучении тифлографике можно выделить специфику, выражающуюся в требованиях, предъявляемых к рисункам незрячих:
1. отсутствие перспективы.
2. отсутствие передачи объема при помощи светотеневых градаций.
3. выбор для изображения наиболее информативного вида, наиболее полно характеризующего предмет.
4. не является обязательным цветовое решение изображения, хотя в отдельных случаях и по желанию ребенка цвет может быть использован. В основном цвет используют дети с остаточным зрением или с приобретенной слепотой.
По своему характеру тифлографический рисунок должен отличаться точностью, ясностью и простотой, приближаясь к схеме. Рисунки выполняются незрячими детьми либо на приборе Н.А.Семевского (специальными инструментами на пласткомпе), либо на приборе для рисования ( грифелем на брайлевской бумаге), либо на приборе “Школьник” (шариковой ручкой на пленке).
Особенности имеет и организация занятий по тифлографике, которая связана с дифференциацией класса на группы в зависимости от характера слепоты:
1 группа - слепорожденные дети,
2 группа - дети, имеющие приобретенную слепоту (эта группа характеризуется
наличием зрительных представлений о предметах и явлениях),
3 группа - дети с остаточным зрением, в той или иной степени.
Процентная градация остаточного зрения достаточно велика, начиная от слабого светоощущения до возможности легко различать цвета, а в отдельных случаях даже достаточно свободно различать крупную печать. В связи с этим представляется возможность разделить детей с остаточным зрением на 2 подгруппы:
1 степень - свободно различают цвета и могут легко разбирать монохромное контрастное изображение несложного предмета, лежащего перед ним на столе.
2 степень - различают цвет, но контрастное изображение различают только на просвет или под индивидуально выбранным углом зрения.
Дети с остаточным зрением должны сидеть ближе к свету, т.к. рабочая зона должна быть хорошо освещена.
Наличие 3 групп слепых подразумевает посадку детей в классе соответственно этому делению для создания более оптимальных и эффективных условий работы по обучению специальной графике. Учителю в этом случае удобнее вести фронтальную, подгрупповую, индивидуальную работу, использовать раздаточный материал, графические средства, следить за работой учащихся. Следует отметить, что необходимо закрепить постоянное место за учащимся, не допуская пересадки по собственному желанию.
В специальной школе для слепых детей необходимо особое внимание уделять индивидуальному подходу, учитывая личностные качества ребенка, его интересы, склонности способности, степень дефекта зрения, нарушения психики и т.д. Данное требование является актуальным в связи с современной парадигмой образования, имеющей целью гуманизацию образования, направленную на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала, что в конечном счете позволит инвалиду по зрению адаптироваться в жизни и обществе.
Рекомендуемая литература.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1967.
2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.
3. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. М., Просвещение, 1987.
4. Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. М., Просвещение, 1978.
5. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., столетие, 1998.
6. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. М., 2000
7. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. М., 1969.
8. Семевский Н.А. Обучение рисованию в школе слепых. М., 1960.