Физическое и психофизиологическое развитие ребенка младшего школьного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема. «Физическое и психофизиологическое развитие ребенка младшего школьного возраста».
План:
1. Особенности физического развития ребенка в период младшего школьного возраста.
2. Психфизические качества ребенка и трудности учения.
3. Учет специфических особенностей развития младших школьников при организации учебно-воспитательной работы.
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005
2. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 2006
3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 2005.
4. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реан. - СПб., 2010.
5. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. – Екатеринбург: У-Фактор, 2008.
Физическое развитие ребенка в период младшего школьного возраста.
Рассмотрим психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, которые определяют в свою очередь и специфику психологического сопровождения.
Младший школьник имеет ряд физических особенностей по сравнению с дошкольниками и более старшими детьми. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). В период младшего школьного возраста происходит интенсивное биологическое развитие всего детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).
1. Сердечно-сосудистая система у младшего школьника еще недостаточно развита, поэтому надо не допускать его переутомления во время учебных занятий и игр.
2. Костно-мышечная система в школьном возрасте стала крепче, однако процесс окостенения еще не закончился. Это надо учитывать, требуя от детей правильной посадки во время занятий. Не следует утомлять детей письмом, так как точные движения пальцев и кисти руки для них еще трудны.
3. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Учитывая данные особенности развития, в начальной школе более целесообразным представляется применение интерактивных досок, чем персональных нетбуков (ноутбуков) или применение интерактивных досок в комплексе с персональными или мобильными компьютерами.
4. Высшая нервная система достигает у младшего школьника (по сравнению с предыдущими возрастными периодами) довольно высокого уровня развития. В норме к 7 – 8 годам функционально активизируются нервные волокна, осуществляющие взаимодействие как между полушариями, так и между отдельными зонами коры головного мозга (преимущественно правого полушария). Они играют важную роль в осуществлении полисенсорной, межмодальной, эмоционально-мотивационной интеграции, чем создают основу для обеспечения школьного образовательного процесса. В этот период формируется индивидуальный латеральный профиль (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха) и индивидуальный профиль общей функциональной активности. В среднем функциональное созревание правого (образного) полушария происходит в 4 – 7 лет, а левого (логического) – в 9 – 12. То есть, к третьему классу в норме у учащихся 3-4 классов все равно более развито правое полушарие, а левое (логическое) актуализировано и находится в стадии развития. Начиная со 2 – 3 класса для дальнейшего развития мозга ребенка важно постепенно все более активно использовать оба полушария и все доли мозга. Интенсивный рост лобной доли начинается не ранее 8 лет и заканчивается к 12–15 годам. Ее развитие делает возможным к средней школе обработку информации за счет внутренней речи, что значительно быстрее, чем при вербализации во внешней речи.
Вес мозга ребенка после 7 лет значительно увеличивается. Если в возрасте 3—6 лет мозг весит в среднем 1100 г, то к 7 годам он достигает 1250 г, а в 9 лет весит около 1300 г. При этом с 7 до 11 лет особенно заметен рост лобных долей головного мозга. К 10 – 11 летнему возрасту мозг завершает свое интенсивное развитие. В последующем его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными. К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры.
Психомоторные качества ребенка и трудности учения.
Современная школа ставит своей задачей не приспосабливаться к возрастным особенностям детей как к чему-то неизменному, а, учитывая эти особенности, вести ребенка дальше, помогать ему подняться на следующую ступень развития. При этом следует иметь в виду акселерацию, т. е. ускоренное психическое и физическое развитие детей в наше время (по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад).
психомоторные особенности:
1. Повышенная нервно-психическая утомляемость.
Признаки в поведении: это проявляется в том, что работоспособность младших школьников обычно резко падает через 15 – 20 минут после начала урока и после второго урока. Для этого периода характерно неустойчивое психоэмоциональное состояние, связанное с быстрой утомляемостью (астенизацией), рассеянностью внимания, генерализованностью и низкой точностью восприятия.
2. Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения еще преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.
Общий психический склад личности в значительной степени зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, вследствие чего ребенку трудно управлять своими чувствами, произвольным вниманием и т. д., то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
Признаки в поведении: младший школьник остается очень активным, деятельным и подвижным. Кипучая энергия делает нередко импульсивным его поведение, но это не значит, что возрастные особенности ребенка не поддаются воздействию педагога. Нельзя считать, что природа младшего школьника требует постоянного движения, беготни, шума и т. д. При достаточном интересе к работе и требовательности учителя младший школьник становится достаточно сдержанным, дисциплинированным и усидчивым. Но его энергии и потребности в движениях надо давать разумный выход: активные и разнообразные занятия на уроке, проведение физкультминуток, возможность подвигаться на перемене — все это делает младшего школьника способным управлять собой, преодолевая свои возрастные особенности.
3. Преобладание правого полушария.
Давая общую характеристику ученика начальных классов, нельзя не учитывать того, что дети 7 лет очень отличаются по своим физическим и психическим качествам от детей 9 лет. Достаточное развитие ориентировочного рефлекса, первой сигнальной системы делают ребенка очень восприимчивым ко всему конкретному, наглядному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками. Поэтому наглядный учебный материал воспринимается детьми очень хорошо. Но вместе с тем за время начального обучения продолжает быстро развиваться и вторая сигнальная система. Ребенок уже в первых классах способен делать некоторые обобщения, правильные выводы, находить причины явлений.
Учет психофизиологических особенностей в обучении.
При организации обучения педагогу важно понимать, что возможности познавательных процессов младших школьников ограничены объективными нейробиологическими законами. Если задание, предлагаемое ребенку, входит в противоречие или опережает возможности его роазвития, то происходит срыв компенсаторных возможностей ЦНС, сопровождающийся так называемым «энергетическим обкрадыванием» (истощением) его ресурсов. Вот почему современные нейробиологи высказываются все чаще против ранних, не сбалансированных по нагрузке форм обучения. Исследования показали, что реакция на несвоевременное и перегрузочное обучение может быть отсроченной, т.е. проявиться в дальнейшем на последующих этапах развития в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, нарушении речи (дизартрии, заикании и т.п.), невротических расстройствах, склонности к частым заболеваниям. Сегодня все чаще психологи сталкиваются в консультативной практике с детьми, получающими опережающую нагрузку. Такой ребенок на фоне высоких достижений в области математики или литературоведения демонстрирует яркое отставание элементарных моторных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и другие продукты питания и т.п.). Ребенок – «энциклопедист» оказывается совершенно беспомощным в быту. Поэтому важность развития практических ручных умений у младших школьников должна быть осознана всеми взрослыми – и родителями, и учителями. Нельзя забывать, что для ребенка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии. Не востребованные в сензитивный период своего развития зоны мозга, не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. Поэтому школьники 9–11 лет должны решать задачи в соответствии со своими возрастными возможностями.
1. Повышенная нервно-психическая утомляемость. В этой связи необходимо строить обучение таким образом, чтобы освоение содержания обучения или наиболее сложные виды учебной деятельности приходились на первые 15-20 минут урока и на первые два урока. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. В этой связи необходимо строить обучение таким образом, чтобы освоение содержания обучения или наиболее сложные виды учебной деятельности приходились на первые 15-20 минут урока и на первые два урока.
Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха, фактор успеха. При организации обучения вообще, и контроля в частности, важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает («питает») их интерес к предмету. Учителю важно всегда найти возможность создать такую ситуацию, предложить такое задание, чтобы и ученик с низким уровнем активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперед, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше», «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам» и т. п. Дети очень чувствительны к оценке, которую дает им учитель. Так, дети 7-9 лет, так же, как и шестилетки, все еще не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова: «Ты сделал это плохо» — они понимают так: «Ты плохой» — и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя.
Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш. А. Амонашвили (1984). Она включает в себя четыре компонента:
1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;
2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;
4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Оценка должна включать в себя все эти компоненты, даже если результат работы ученика отрицательный. Она может являться дополнительным стимулом и средством самоконтроля учащихся:
а) пятерку получит тот, кто сумеет рассказать все о своем друге: что он любит, умеет и как выглядит;
б) если ты хочешь получить пятерку, расскажи еще, что ты ешь на завтрак, на обед и на ужин и т. д.
При ориентировании на критерии учителя у детей формируются свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля: «Вот как нужно рассказывать (читать, писать), чтобы получить отличную оценку».
2. Недостатки развития тонкой моторики.
Развитие мелкой моторики влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать, влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Но нужно учитывать, что маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).
3. В связи с тем, что в среднем функциональное созревание правого (образного) полушария происходит в 4 – 7 лет, а левого (логического) – в 9 – 12 обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом – через образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. Развитие этого подхода к обучению требует активизации творческих, креативных возможностей ребенка в начальном обучении. Поскольку в младшем школьном возрасте легче усваивается наглядная (образная) информация, идущая через правое полушарие, то демонстрацию объектов, явлений важно давать максимально наглядно и в разных ракурсах и положениях. Применительно к обучению целесообразным является одновременное использование печатного учебного пособия в стихотворной форме, иллюстрированного комиксами, и электронного образовательного издания, мультимедийно насыщенного и интерактивного. В качестве ведущих методов обучения методически обоснованно применение активных методов, в том числе проектных. При этом важно сочетать зрительную наглядность с кинестетическими, тактильными ощущениями, т.е. с непосредственными ручными действиями с объектами, что также обеспечивается применением электронного образовательного издания, наполненного практическими интерактивными заданиями, предполагающими самостоятельную практическую деятельность школьника с различными мультимедийными объектами.
4. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, восприятием, памятью, мышлением. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.
5. Младший школьный возраст – период интенсивного речевого развития. Чтение и мышление вслух необходимо поддерживать до 3 класса (до 9, а иногда и 10 лет), пока не будет развита «внутренняя» речь. Это определяет методическую целесообразность и важность одновременного использования печатного учебного пособия и электронного образовательного издания. При этом эффективным является чтение вслух стихотворных фрагментов из учебного пособия, обсуждение в формате беседы иллюстраций из учебного пособия и электронного образовательного издания, а также тех заданий, которые учащиеся выполняют как на уроке (в рамках освоения традиционных учебных предметов или внеурочных занятий по предлагаемой образовательной программе).
Учитывая, что должен освоить большое количество новых понятий (например, понятия кинетическая и потенциальная энергия, работа, атом, ядро и т.д.), рекомендуется каждое понятие иллюстрировать материалами печатного учебного пособия, иллюстративным рядом и примерами, знакомыми младшим школьникам. Организационно освоение части содержания может быть реализовано в рамках таких предметов, как окружающий мир, технологи и математика. Отдельные вопросы могут быть рекомендованы для организации проектной учебной деятельности (список возможных проектов представлен в образовательной программе).
6. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому эффективно включать детей в групповые формы работы, в том числе и с использованием ПК (модель 1 ПК-малая группа, 1 ПК- 2 ученика). Наиболее эффективным вариантом группового взаимодействия в старших классах начальной школы являются групповые исследовательские проекты, реализуемые под руководством педагога. В них большая роль отводится самостоятельной поисковой деятельности детей, что возможно и в рамках реализации разработанной образовательной программы по формированию культуры энергосбережения и энергоэффективности.
Проблемы использования средств ИКТ:
1. Развитие современного ребенка практически не происходит без взаимодействия с компьютером (по проведенным пилотным исследованиям, около 80% современных младших школьников, проживающих в крупных индустриальных городах, имеют компьютер дома; 20 – 25% детей имеют первичный опыт взаимодействия с компьютером уже к 7 годам, с восьми-девяти годам к ним резко прибавляется ещё более 50% пользователей). В последнее десятилетие российские и зарубежные специалисты фиксируют и исследуют психические нарушения, связанные с интенсивными процессами информатизации, а именно компьютерную зависимость. Формы компьютерной зависимости разнообразны, но наиболее ярко проявляющимися в раннем школьном возрасте являются две: игровая (гейм-аддикции) зависимость и Интернет-зависимость. Проведенные мониторинговые исследования показали, что к концу начальной школы риск развития игровой компьютерной зависимости выявляется уже у 40 % школьников.
2. Стремительное наполнение домашней среды компьютерами приводит к существенному изменению среды развития ребенка в семье. В ситуации, когда родители мотивируют приобретение компьютера как помощника в учебной деятельности, качественные ЭОР, «работающие» на развитие и на образование ребенка, представляются разумной альтернативой индустрии игровых программ и одним из возможных вариантов преодоления их отрицательного воздействия на психику младших школьников, в том числе и противодействие возникновения гейм-аддикции. В связи с этим необходимо просвещение семьи и тесное взаимодействие педагогов с родителями для их информирования и знакомства с возможностями использования электронного образовательного издания дома.
3. При этом нельзя забывать, что инновационные процессы, стремительно происходящие в школьном образовании, увеличивают риск неблагоприятных воздействий на организм детей и подростков. Важно помнить, что исходно школьное обучение является нагрузочным и связано с широким диапазоном рисков. В настоящее время проблема создания адекватных детскому организму условий обучения приобрела особую актуальность. Это связано с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детской популяции (Баранов А. А., 2000, Баранов А. А., Сухарева Л. М., 2007, Ильин А. Г. 2006, Кучма В. Р., Сухарева Л. М., 2000, 2002, Кучма В. Р., Степанова М. И., 2007 и др.). Сегодня лишь 15-20 % выпускников дошкольных учреждений признаются педиатрами здоровыми, а среди младших школьников у более 50 % отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы.
Основной риск обучения связан, как отмечалось выше, с функциональной незрелостью ЦНС и высших психических функций. Сохраняющееся на протяжении всего младшего школьного возраста несовершенство регулирующей функции коры проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны, быстро утомляются. В связи с этим, учителю необходимо строго следовать требованиям СанПин[1], а также чередовать работу с использованием ИКТ с работой в традиционном формате, при освоении учебного курса по энергосбережению и энергоэффективности отдельно остановиться на вопросах, связанных с влиянием на здоровье учащихся средств ИКТ, со здоровьесберегающей экологичной средой учебной деятельности, с рисками использования ИКТ для здоровья учащихся, с гигиеной работы за ПК.
Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в моторном развитии ;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
Зарубежные и отечественные исследователи наиболее часто цитируются следующие качества, присущие детям младшего школьного возраста:
• быстрая утомляемость, импульсивность поведения
• низкая концентрация внимания, концентрация внимания происходит здесь и сейчас;
• предрасположенность к кинестетическим формам работы;
• предпочтение изучать целое, а не частное;
• понимание ситуации опережает понимание использования знаний;
• быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием (ограниченный объем оперативной памяти);
• механическая память преобладает над логической;
• преобладание наглядно-действенных компонентов мышления над словесно-логическим;
• отсутствие сдерживающих факторов при говорении;
• отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними;
• способность имитировать;
• способность воображать, высокая любознательность,
• высокая эмоциональность.