Философия права
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
Введение 2
Основная часть 3
Заключение 11
Библиография 12
Введение
В рамках философии существует множество проблем как общетеоретических, так и тех, которые имеют весьма практическое значение. Так, группа последних проблем традиционно связываются с вопросами прикладной философии, понимаемой как раздел философского знания, в рамках которой рассматриваются и изучаются вопросы совершенно не общетеоретического характера.
Одной из областей этого раздела философии становится философия права, в рамках которой изучаются вопросы, связанные с рядом вопросов. Такими вопросами становятся:
- сущность права как социального феномена и как способа регламентации человеческого поведения;
- отличие правовой реальности от нравственности и естественного (природного) законодательства;
- существующие основные подходы к сущности права как социального феномена;
- ряд проблем, связанных с правоприменительной практикой.
Изучение представленной проблематики – такова центральная идея книги Н.М. Коркунова. Именно по этой причине ее изучение является принципиально важным и существенным.
Основная часть
Книга разделена на несколько глав и весьма логично построена. В ее начале разбираются мотивы, причины формирования правовой реальности, границы его применения, далее рассматриваются вопросы, связанные со стремлением ученых, философов и правоведов построить энциклопедию права.
Здесь возникает вопрос о том, почему возникает потребность в формировании как правовой реальности, так и появления правоведения как науки или области знания, которая бы смогла обобщить знания о сущности и формах права. Автором утверждается, что в человеческой природе существует скрытая потребность понять сущность всего, что его, человека, окружает. И если с реалиями природы такой процесс более менее прост – все достаточно наглядно можно изучить и обобщить, то в рамках права с этим возникают некоторые трудности, связанные с тем, что мы видим только отдельные проявления применения права как нормативности взаимодействия между людьми. В результате для того, чтобы понимать, что такое право и возникает правоведение как область знания.
В результате эффективным является формирование так называемой энциклопедии права как множества дисциплин и областей знания, так или иначе описывающих сущность правовой реальности. Н.М. Коркунов ссылается и одновременно описывает существующие в истории мысли энциклопедии права, такие как энциклопедии правовых наук XVII и XVIII веков, правовые воззрения Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, русских энциклопедистов. Описывая все обозначенные концепции, Н.М. Коркунов показывает, что в истории правоведения и энциклопедизма правовой реальности XVII века существует достаточно много весьма справедливых идей, таких как утверждение о С. Пюттера о том, что необходимо отделять энциклопедию от всех конкретных описаний, так или иначе описывающих сущность права. Более того, заслугой энциклопедистов права XVII века состоит в том, что они не только описывали существующие на тот момент теории права, но и создавали собственные уникальные энциклопедии, формируя тем самым основание для дальнейшего изучения права как социального феномена.
Н.М. Коркунов показывает, что вся история изучения правовой действительности в конечном счете приводит к формированию так называемой философии права как теоретического изучения права. Философию права исследователь определяет как сверхчувственное знание, что означает, что сущность права рассматривалась исходя из оснований формирования мироздания. Здесь можно привести аргумент в пользу концепции Н.М. Коркунова и связать его утверждение с концепциями Платона и Аристотеля, для которых право, существующее в обществе, является своего рода продолжением мирового законодательства – Логоса как мирового разума. Более того, для античных мыслителей правовая система общества должна быть следствием такого мирового закона. В этом и заключается основание для критики философии права как сверхчувственного знания, поскольку такая концепция происхождения и сущности правовой действительности может быть существенно оторванной от реальности и многого не объяснять и регламентировать. В результате уже в XV веке формируются новые концепции права – в частности – концепция Гуго Гроция, ориентирующегося в первую очередь на естественное происхождение права как системы социальных норм.
Дальнейшая логика изучения сущности права ведет автора к рассмотрению вопроса о сущности права и границах, отличающих эту форму социальной регламентации от остальных форм регламента поведения человека – технических форм, этики, законов природы и так далее.
Здесь Н.М. Коркунов указывает, что существуют технические, этические и правовые нормы. Технические нормы – это такие правила, которые указывают, как следует поступать для того, чтобы достигнуть определенной цели. Их мы можем увидеть где угодно – начиная от медицины и заканчивая правилами использования бытовых приборов. Название этих норм имеет свое происхождение в греческом языке – слово «технэ» означает искусство – в нашем случае – искусство использования определенных предметов.
Человек, как показывает Н.М. Коркунов, не может основывать свои действия только на технических нормах. В человеческих взаимодействиях существенное влияние имеют этические нормы. Если технические нормы – это нормы, позволяющие сформировать цели человеческих действий, то этические нормы, согласно идее Н.М. Коркунова, - это скорее правила совместного осуществления всех людских целей. Разница между ними – как по форме, так и по содержанию. По форме – технические нормы регламентируют поведение одного человека, а нравственные – гармоническое поведение всех людей в обществе. По содержанию – технические нормы регламентируют целевую деятельность людей, а этические – взаимодействия людей в социуме.
Следующим вопросом становится соотношение норм нравственных и норм правовых. Под последними понимает Н.М. Коркунов нормы разграничения интересов. Те нормы, которые дают оценку являются нравственными нормами, те, что описывают разграничение интересов – правовыми. При этом существует разделение правовых и юридических норм – первые понимаются как разграничение интересов различных личностей, а юридические нормы предполагают определение отношений только по отношению к другим.
Из такого разделения норм Н.М. Коркунов выводит существенное различие норм моральных и юридических – оно состоит в том, что нравственность выводит только безусловный нравственный долг, а юридические нормы выводят обусловленные друг другом права и обязанности.
Из сказанного исследователь делает вывод о том, что закон, будь то технических, нравственный или юридический, представляет собой область должного, то есть того, что является обязательным для того, чтобы достичь поставленной цели. Разница в формах законов состоит в том, какими средствами цели могут быть достигнуты. В результате и возникает типология законов на технические, нравственные, юридические и правовые. При этом в любом случае закон нам не показывает, почему нужно достигнуть той или иной цели, он показывает, как мы можем этого достигнуть. Из этого следует, что закон в научном смысле слова представляет собой выражение действительно существующего однообразия явлений, не допускающего отклонений.
Из такого понимания сущности законов можно сделать вывод о том, что закон является основанием формирования юридических норм как путей нормирования деятельности человека в обществе. Вместе с тем, юридические нормы как части права являются относительными, поскольку на их формирование существенным образом влияют социальные, исторические, культурные и прочие причины, что требует в конкретные моменты времени формирования определенных принципов и правил регламентации деятельности людей.
Н.М. Коркунов утверждает, что сущность права относительна по трем причинам:
- невозможно сформировать единого понятия права, которое смогло бы описать все стороны общественной жизни;
- определение права – это абстракция, которой нет на практике, ее не используют юристы, которые работают только с преступлениями;
- уничтожается сама наука о праве, невозможным оказывается изучение предмета ее.
Далее автор книги рассматривает происхождение права как такового. Он указывает, что право становится своего рода основанием, множеством норм свободы, поскольку оно позволяет сформировать множество целей, достижение которых регламентируется формальным способом. Более того, раз право становится основанием для частного применения начала свободы к нормированию различных человеческих отношений, значит, оно становится также и основанием для юридического описания, нормирования принципов индивидуализма. Причиной тому может служить тот факт, что узаконивание (формальное описание в фундаментальных принципах правовой системы) свободы человека дает основание утверждать, что за каждой персоной закрепляется право быть самостоятельным и ответственным человеком и гражданином, что означает право каждого на свободу. Отсюда возникает определение права как норм свободы.
Далее Н.М. Коркунов утверждает, что право может быть определено как веление государственной власти, точнее – веления органов государственной власти. Распространение такого подхода к праву реализуется по той причине, что властные структуры (в частности – бюрократические) стремятся всеми возможными способами укрепить свою власть. В результате юридические нормы становятся тождественными техническим нормам, что в конечном счете приводит к простому использованию человека как ресурса. Из этого следует, что право как множество юридических норм можно определить как множество норм общественных. Это в конечном счете позволяет соединить юридические нормы с этическими, рассматривая общество как систему и как множество граждан с точки зрения их именно человеческого взаимодействия на основания нравственности.
Здесь следует также оговориться, как показывает Н.М. Коркунов, что невозможно определить сущность юридических законов как принудительных норм. Причина состоит в том, что принуждение всегда формирует в человеке с одной стороны желание нарушить правило, а с другой стороны – его несамостоятельность, что в конечном счете приводит к формальному отношению к праву и технической трактовки юридических законов. Из этого следует, что юридический закон предполагает одновременно двойственное принуждение – это с одной стороны – внутренняя интенция, позволяющая самому человеку выбрать необходимый путь, направление действий (нравственность), а с другой стороны – внешнее принуждение (силу государственных органов). Только на стыке этих двух начал и формируется юридический закон.
Далее Н.М. Коркунов стремится описать подходы к сущности юридических норм права. Одним из подходов является концепция естественного права. Под понятием «естественное право» понимается совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека. Естественное право всегда ценностно окрашено, носит нравственно-юридический характер, воплощает ценности справедливости, правды, добра, свободы, разума, гуманизма, которые наполняются различным содержанием, но в подавляющем большинстве случаев претендуют на абсолютную значимость, безусловное действие, уникальность, объективность. Из этого определения сущности естественного права следует, что оно является выражением сущностной, природной характеристики человека как части природы. Такая природа неизменна, вечна и постоянна, существует по заранее заданным разумным и справедливым законам, которые не предполагают возможности изменения.
В рамках философского дискурса, как показывает Н.М. Коркунов, такое понимание естественного права связывается с традицией классической рациональной философией, которая берет начало в философских интенциях Платона и Аристотеля. В рамках этой традиции реализуется классическая теория истины, содержащая в себе утверждение о том, что любое знание является истинным только тогда, когда оно соответствует действительности. В отношении естественных прав это означает, что они будут истинными, справедливыми, полезными, добрыми и так далее только в том случае, если будут основываться на соответственной природной сущности общества в целом и человека в частности.
Развитие идей естественного права характерно для либертарианской традиции, которая, как показывает автор книги, сформировалась в XVII веке и связана с именами Дж. Локка и Т. Гоббса. Данная концепция является небесспорной, поскольку, как показывает Н.М. Коркунов, существуют в ней внутренние противоречия. К таковым можно отнести желание эмпириков и сенсуалистов, для которых познавательные процессы реализуются из хаоса ощущений и опыта, найти что-то постоянное. Это постоянное они находят в естественной природе человека – в естественном праве человека на свободу и равенство. Такая свобода оказывается необходимой и естественной. Но вместе с тем, такое положение дел оказывается совершенно бездоказательным. Дальнейшее размышление исследователя связывается с тем, что существуют несколько современных подходов к сущности права, ликвидирующих данные противоречия и дающие существенные аргументы в справедливость их подхода.
В следующей главе Н.М. Коркунов рассматривает субъективные и объективные основания правовой системы. Так, он указывает, что субъективные основания лежат в субъекте права как такового. Субъектом правоприменения исследователь считает только людей, которые считаются обладающими правоспособностью. Объективной стороной права становятся четыре элемента, на которые может быть направлена правоспособность субъекта права. Это:
- собственные силы субъекта;
- силы природы;
- силы других людей;
- силы общества.
Помимо всего прочего Н.М. Коркунов выделяет общественные условия развития права как внешние основания его существования. К таковым исследователь относит:
- множество природных и социальных условий существования правоспособного человека;
- психические особенности человека, позволяющие определить степень правоспособности человека как гражданина;
- способность права сформировать общественный порядок и так далее.
В целом же Н.М. Коркунов формирует в своем труде под названием «Лекции по философии права» целый комплекс вопросов, который становится существенным для понимания как содержания права как социального феномена, так и для правоприменительной практики.
Заключение
Исходя из проведенного анализа книги, мы можем сделать несколько выводов. Так, весьма справедливым является выделение так называемых социальных норм как способов регламентации человеческого поведения. Также разумным представляется выделение в социальных нормах технические, нравственные и правовые нормы, разделяемые по предмету регламентации и по способу соотношения с поведением человека.
Весьма справедливым (и именно по этой причине мы с автором согласны) оказывается достаточно четкое определение места каждого типа норм в жизни человека, что позволяет описать не только поведение человека, но также сделать далеко идущие выводы о сущности самого человека, которые берет на вооружение те или иные нормы как определяющие в его поведении и деятельности.
С нашей точки зрения концепция, предложенная Н.М. Коркуновым, вполне логична и внутренне не противоречива, поэтому для нас она является вполне достаточной и полезной для применения ее на практике.
Библиография
1. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб., 2012.