Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Федеративное устройство России. Понятие и формы государственного устройства

  • 👀 713 просмотров
  • 📌 661 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Федеративное устройство России. Понятие и формы государственного устройства
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Федеративное устройство России. Понятие и формы государственного устройства» pdf
Тема 7. Федеративное устройство России. Понятие и формы государственного устройства. Конституционноправовой статус Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации 1.Понятие и формы государственного устройства. Конституционноправовой статус Российской Федерации. По форме государственного устройства государства разделяются на два вида: унитарные и федеративные. Под формой государственного устройства понимается внутренняя дифференциация государства на составные части, административно территориальные образования, автономные политические образования или государства суверенного характера. Унитарное государство – это единое государство, имеющее административно-территориальное деление. В унитарном государстве действует одна система высших органов власти. Внутри унитарного государства нет государственных образований, обладающих политической самостоятельностью, независимостью. Большинство государств мира являются унитарными государствами. Конечно, есть определенное своеобразие в устройстве каждого унитарного государства. Федеративное государство представляет собой объединение, союз государств или государственных образований, обладающих определенной самостоятельностью. Члены такого объединенного государства, субъекты федерации имеют, как правило, одинаковый̆ статус. Бывают в организации федерации и особенности в статусе отдельных субъектов, в структуре и содержании взаимосвязей этих субъектов с центральной властью. Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении органов власти ее субъектов. Российская Федерация имеет свою Конституцию, свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также недра, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее территориальной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Феде рации и органами государственной власти ее субъектов. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, собственности, наличием единой денежной и кредитной системы. В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов. К числу важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной̆ целостности России. Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции Российской Федерации (ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР», Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации», иными нормативно- правовыми актами Российской Федерации. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию: 1) в деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; 2) в наименовании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности; 3) при подготовке и проведении выборов и референдумов; 4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Федерации; 5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов; 6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений; 7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки; 8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств; 9) в деятельности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках, а также за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, является неотъемлемой частью художественного замысла; 10) в рекламе; 11) в иных определенных федеральными законами сферах. Вместе с тем Закон «О языках народов РСФСР» признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждой личности право на использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации. К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое оно представляет и защищает интересы как всей Российской Федерации в целом, так и каждого ее субъекта. Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью, она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах. Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир. Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых выражается государственный суверенитет Российской Федерации, а также ее столица – город Москва. Государственный флаг Российской Федерации. Соглано статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. No 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003)17 государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях: – Администрации Президента Российской Федерации; – Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; – Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; – Правительства Российской Федерации; – Верховного суда Российской Федерации; – Высшего арбитражного суда Российской Федерации; – Генеральной прокуратуры Российской Федерации; – Центрального банка Российской Федерации; – Счетной палаты Российской Федерации; – резиденции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; – Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления. Над резиденцией Президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве поднимается дубликат штандарта (флага) Президента Российской Федерации. Допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орласкипетр, а левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния. Государственный гимн Российской Федерации. Согласно статье 2 вышеуказанного Федерального конституционного закона государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных этим Федеральным конституционным законом. Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном или инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звукои видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальными редакцией и текстом. В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. 2. Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации. В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находится республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Каждая республика имеет свою территорию. Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю ее территорию. Границы между республикой и другими субъектами Федерации могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов Конституционно-правовой статус республики характеризуется тем, что каждая республика в составе Российской Федерации имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами Федерации, а также с зарубежными органами, акты о делегировании полномочий. Конституции республик принимаются ими самостоятельно, и не нуждаются в их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик. Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики. В Москве при Президенте Российской Федерации имеются постоянные представительства республик, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских представительств с Администрацией Президента Российской Федерации. Конституционно-правовой статус республик характеризуется наличием республиканской собственности, которая включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального значения. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. В местностях компактного проживания национальных групп, не имеющих своих национальногосударственных и национально-территориальных образований, наряду с государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. При этом международная правосубъектность республик не может противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Федеральному договору. Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику – Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, а также на столицу. Республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем именовании. В состав России входят: Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; В состав России входят: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Кроме того, в состав России входят Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Являясь субъектами Федерации, края, области, города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориального деления и организацию местного самоуправления. Края, области, города федерального значения располагают своей территорией. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения. Каждый край, область, города Москва и СанктПетербург, Севастополь образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также уставов края, области, города федерального значения. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику, они являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта». Края, области имеют свои административные центры. Статус г. Москвы характеризуется определенными особенностями. Согласно Закону Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. (в ред. от 26 июня 2007 г.) «О статусе столицы Российской Федерации» в связи с осуществлением городом функций столицы Российской Федерации органы государственной власти г. Москвы: 1) предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республики, автономной области, автономных округов, г. Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; 2) обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; 3) участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития г. Москвы; 4) участвуют в содержании и развитии системы связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории г. Москвы; 5) согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации. Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. все автономные округа РСФСР находились в составе краев и областей. Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. им была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации – через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с этим Законом входит непосредственно в состав РоссийскойФедерации25. Действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предоставляет. Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами. Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором Устав закрепляет за автономной областью, автономными округами право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, каждый автономный округ имеют свой административный центр. Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и по два представителя входят в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Автономная область и автономные округа являются участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации. 3. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации В Российской Федерации административно-территориальное устройство субъектов базируется на следующих принципах: 1. Экономический. Реализация этого принципа способствует развитию производительных сил страны и ее частей, выполнению местными органами государственной власти и органами самоуправления стоящих задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий; 2. Национальный. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социальнокультурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации; 3. Принцип максимального приближения к населению как государственного аппарата, так и местного самоуправления. Конституции и уставы субъектов Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Федерации. К базовым относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения, к первичным – города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. К городским поселениям относятся поселки, которые делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные. К рабочим поселкам относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки – населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения. Самой многочисленной административно-территориальной единицей являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы, аймаки и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как территория административно-территориальной единицы может охватывать одно или несколько сел, образуя сельский округ (сельсовет, волость и т.д.). На территории Российской Федерации созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория г. Москвы делится на административные округа, которые включают в себя районы города. Административный округ – внутригородская административнотерриториальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления. Муниципальный район – административно- территориальная единица г. Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения. Муниципальный̆ район делится на микрорайоны, в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайоны определяются органами местного самоуправления муниципального района.
«Федеративное устройство России. Понятие и формы государственного устройства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot