Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра № 23
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры № 23
полковник С.М. Матяш
марта 2020 г.
ЛЕКЦИЯ
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
по учебной дисциплине
«Кросс - культурная психология и этнопсихология»
Автор – преподаватель кафедры № 23
Шамрицкий Д.В.
ОБСУЖДЕНА
на заседании кафедры № 23
30 января 2020 г., протокол № ___
2020
Введение
Начиная с 60-70 гг. прошлого столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания или этнической идентичности, если использовать более привычный для психолога термин.
Это явление, затронувшее население множества стран на всех континентах, вначале даже получило название этнического парадокса современности, так как оно сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. Но в настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине двадцатого века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.
К сожалению, когда эти законные интересы сталкиваются с интересами других народов, мы наблюдаем ситуации межэтнической напряженности, например между валлонами и фламандцами в Бельгии или между англо- и франко-канадцами. Очень часто дело доходит до открытых межэтнических конфликтов и кровопролитных войн. В 1990-е г.г. среди самых ожесточенных можно выделить столкновения между сербами и хорватами в бывшей Югославии, между народностями тутси и хуту в африканских государствах Бурунди и Руанде.
Но если во всем мире представители разных наук уже более тридцати лет изучают этническое возрождение, то в бывшем СССР, если верить многочисленным специалистам-обществоведам доперестроечной поры, процесс шел в противоположном направлении: национальные общности не только расцветали, но и сближались, а национальный вопрос был полностью решен. На самом деле ситуация в нашей стране не отличалась от мировой, и у многих народов наблюдался рост этнической идентичности и этнической солидарности.
Мы не будем подробно останавливаться на непсихологических причинах небывалого роста этнической солидарности большинства народов бывшего СССР, а только перечислим некоторые из них: 1) имперское колониальное наследие, в частности приоритет православной церкви даже в годы гонений на религию – когда все церкви были «плохие», православная была все-таки немного лучше; 2) преступления против человечества (депортации целых народов, репрессии против национальной интеллигенции); 3) сверхпроизвольность этно-территориального членения страны: только 53 народа из более чем 100, проживавших на территории бывшего СССР, имели свои национальные единицы, причем была установлена их строгая иерархия – союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа. А статус национально-государственных образований и их границы очень часто определялись без учета численности и реального расселения народов.
В этой ситуации задолго до распада СССР многие этносы стремились к самоопределению, рассматривая существующий порядок как незаконный. Национальная напряженность проявлялась во многих регионах, случались и массовые выступления: например в 70-х – начале 80-х гг. в Грузии, Абхазии, Северной Осетии, Якутии. Но известны они были только специалистам. Этнографы и социологи знали, что на территории СССР существуют многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в любой момент могут вспыхнуть – Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и многие другие. И все-таки кризис конца 1980-х гг., когда гласность «выпустила джинна из бутылки», застал всех врасплох. Не подготовленными к нему оказались не только государственные структуры, но и научное сообщество, многочисленные специалисты, занимавшиеся доказательством расцвета и сближения наций: историки, философы, социологи, демографы. Не подготовленными оказались и психологи, но по другой причине – этнопсихология в это время находилась в нашей стране в зачаточном состоянии, этнопсихологические исследования не проводились с 1930-х г.г., когда их фактически запретили, прямо связывая с расизмом и национализмом.
Но если в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми – от межличностных до межгосударственных, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора. Необходимо развитие этнопсихологии, как и других наук – этносоциологии, этнополитологии, – с разных сторон анализирующих многочисленные «национальные» проблемы, встающие перед современным обществом. Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины столь частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать, смотреть сверху вниз или дискриминировать представителей другого народа; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтническим конфликтам. Среди множества вопросов, требующих ответа, и вопрос о психологических причинах роста этнической идентичности в наше время.
1. Методологические основы этнической психологии.
Этнопсихология (emic подход) – наука, изучающая систематические связи, закономерности между внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.
Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая такие направления в психологии как:
• особенности психики людей различных народов и культур;
• проблемы национальных особенностей:
• мировосприятия;
• взаимоотношений;
• особенности национального характера,
• закономерности формирования:
• национального самосознания;
• этнических стереотипов;
• обществ, национальных общин.
Объектом исследования в этнической психологии являются нации, национальности, национальные общности.
Предмет этнопсихологии – психический склад народов, этносов, а также индивидуальные особенности и своеобразие поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, национального самосознания и этнических стереотипов представителей конкретных этнических общностей.
Этнопсихология возникла на стыке многих наук, философии, социологии, психологии, культурологии и этнологии (этнографии). Каждая из этих наук имеет свой индивидуальный взгляд на природу и особенности психики человека в контексте этноса.
Существует следующая специфика рассмотрения национальных особенностей психики человека в каждой из указанных наук:
• философия через методологическое и теоретическое осмысление изучает социальное и психологическое своеобразие этносов и этнических групп и наций и его влияние на внутри- и межнациональное взаимодействие;
• социология и культурология рассматривают общие тенденции и закономерности культурного и социального взаимодействия различных этносов, а также качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей;
• этнология и этнография изучают материальную культуру и особенности быта, верований, ритуалов, образа жизни различных народов, а также их политическую и демографическую структуру, в которую входят проблемы этногенеза, демографии, расселения этносов;
• социальная психология изучает и анализирует конкретные национальные особенности характера и психики людей в контексте их принадлежности к определенной социальной и национальной (этнической) группе.
Взаимодействие этнопсихологии с науками заключается.
• в сходстве объекта изучения – явлений и феноменов, возникающих в результате взаимодействия людей – представителей различных этнических групп и общностей;
• влиянии знаний, полученных в русле этнопсихологии, и созданных на их основе теорий, на другие науки. В политологии используются знания о национально-психологических особенностях некоторых народов для описания и предсказания результатов проведения различных политических процессов. В педагогике на основе информации о национальном и историческом опыте конкретной этнической группы могут создаваться рекомендации по обучению и развитию;
• взаимодействии с прикладными областями различных наук, которые в результате научного развития выделились в самостоятельные области знаний, изучающие сходные явления и феномены:
• особенности межэтнических отношений;
• структуру психического своеобразия народа, в которую входят темперамент, характер, самосознание, символика, стереотипы, способы психологической самозащиты;
• методики этнопсихологических исследований.
Этнопсихология как учебная и научная дисциплина в перспективе
должна включать в себя следующие разделы:
• специальную этнопсихологию, в области изучения и описания которой лежат такие этнопсихологические феномены, как психический склад и этногенез различных народов мира.
• сравнительную этнопсихологию, задачей которой является сравнение психологических особенностей разных народов, выявление сходств и различий в их психологии (но не с точки зрения "худший-лучший", а с целью нахождения их психологического своеобразия);
• прикладную этнопсихологию, целью которой является решение практических вопросов и проблем в области межэтнических и внутриэтнических отношений на основе использования существующих этнопсихологических теорий, концепций и данных исследований, которые разрабатываются в русле общей и специальной этнопсихологии.
Для того чтобы группа людей могла называться этносом, она должна обладать всей совокупностью его признаков.
Задачи этнической психологии как науки
1. Этническая психология как отрасль психологической науки решает следующие практические и теоретические задачи:
• изучение специфики развития конкретных этносов, куда входит:
• сбор и анализ информации и данных о факторах, оказавших влияние на развитие и формирование национально-психических особенностей различных этнических групп;
• анализ специфики культурного, экономического, исторического, политического развития различных этносов, которое зависит от сформированных особенностей их психики;
• исследование различных сфер личности у представителей конкретных этнических групп, что включает рассмотрение особенностей:
• особенностей мотивационной сферы,
• индивидуальных особенностей в интеллектуально-познавательной сфере;
• своеобразия эмоциональной сферы и эмоционального поведения;
• специфики волевых стереотипов и норм, принятых в том или ином этносе;
• особенностей коммуникативной сферы, выявление специфических форм взаимодействия и норм поведения, свойственных конкретным нациям и народам;
• сравнительное изучение этнопсихологических особенностей различных народов, куда входит:
• выявление общих закономерностей проявления национальной психики;
• разработка рекомендаций по составлению портретов и характеристик представителей различных этносов;
• дифференциальное (отличительное) изучение и выявление закономерностей в проявлении национальных особенностей и черт у различных классов, групп и слоев внутри одного государства;
• изучение своеобразия проявления индивидуальных национально- психологических особенностей у представителей различных этносов, что включает такие направления как:
• изучение влияния этнического сознания на индивидуальные психологические особенности и индивидуальное сознание и ценности людей;
• разработка эффективных стратегий работы с определенными этническими группами в политической, воспитательной, просветительской, культурной, социальной сферах на основе выявления своеобразия национально-психологических особенностей у представителей этих народов;
• исследование национально-психологических факторов, влияющих на качество и особенности учебной, трудовой, управленческой, воспитательной и других видов деятельности на основе изучения национально-психологических особенностей людей в контексте принадлежности их к определенной этнической группе, а также составление определенных рекомендаций и планов работы;
• изучение своеобразия политической, экономической, культурной, социальной и других сфер жизни многонациональной страны на основе всестороннего изучения национально-психологических особенностей наций и народов, ее населяющих, и форм их взаимодействия между собой в указанных сферах общественной жизни;
• психологическое и социальное прогнозирование развития и результатов различных политических, экономических и социальных процессов, происходящих в определенных этнических группах, на основе изучения их национально-психологических особенностей".
Этническая психология, имея тесную связь с педагогикой, имеет своей целью изучение:
• национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических групп и национального восприятия ими педагогических воздействий, специфику усвоения знаний и приспособления (адаптации) к учебному процессу,
• исторического опыта педагогического воздействия и коммуникативного взаимодействия в историческом развитии конкретных этносов, наций и народов;
• результативности уже имеющегося опыта педагогической работы в той или иной этнической группе, а также анализ причин определенной результативности в контексте национально-психологических особенностей.
Методология этнической психологии – это наиболее общие представления об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется, с одной стороны, своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. С другой стороны, лишь познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться.
В методологии этнопсихологии выделяются три уровня:
• общая методология;
• специальная;
• частная.
Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Общая методология отечественной психологической науки исходит из того, что:
• окружающий нас мир материален (состоит из материи);
• материя первична, а сознание и психика вторичны;
• различные виды материи находятся в непрерывном движении, развитии и взаимодействии;
• движение и взаимодействие материи определяют собой качественные особенности всехобщественно-психологических явлений (в том числе и национально-психологических феноменов) и социальной (национальной) активности людей;
• взаимодействие — это объективная, универсальная форма движения и развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы, в том числе и социальных (этнических) групп;
• в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования, всей жизни людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью;
• только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей;
• в результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», т.е. общественные (в том числе и национальные) отношения;
• характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также местом, которое они занимают в обществе;
• все виды общественных отношений пронизывают, в свою очередь, психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих;
• как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (в том числе и национальное) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений;
• общественное сознание, социальные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных психологической наукой.
Уровень специальной методологии понимается в этнопсихологии как способ изучения отдельных аспектов данной науки.
Специальная методология, или методология самой этнической психологии, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.
Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов.
Специальная методология основывается на следующих принципах:
• детерминизма, на основе которого выявляется зависимость национально-психологических особенностей от социальных и общепсихологических факторов, оказывающих влияние на формирование той или иной этнической группы или общности;
• единства сознания и деятельности, который обусловливает понимание различных этнопсихологических феноменов через их зависимость от какого-либо вида деятельности, осуществляемой человеком, являющимся представителем определенной этнической группы;
• личностного подхода, означающего, что человеческая личность, изучаемая в контексте этнической проблематики, содержит в себе как общенациональные признаки, свойственные тому этносу, к которому личность принадлежит, так и личные, глубоко индивидуальные качества: чувства, эмоции, мотивы, потребности, мысли и переживания, и обе эти составляющие личности находятся в отношении единства и противоположности;
• гносеологического подхода, который понимается как глубокое изучение и анализ фактов социально-исторического развития разных народов и их сопоставление друг с другом, а также изучение закономерностей и специфики влияния одних и тех же культурных, политических, исторических, социальных и экономических событий и психологических факторов на различные народы и нации;
• учета этнологических факторов, основанных на материальной составляющей жизни, и изучения зависимости психологических явлений и феноменов у представителей различных наций от демографических закономерностей;
• относительности и равноправия, означающий, что в выводах, сделанных учеными на основе результатов исследований психологических характеристик различных народов, не должно быть абсолютизации, противопоставления конкретных качеств у разных этносов, вознесения одних народов за счет понижения в описании конкретных качеств и характеристик других народов, а также навешивания ярлыков на какие-либо этнические группы и нации.
3.Уровень частной методологии понимается как исследование и анализ с помощью различных методик и приемов конкретных явлений и феноменов, изучаемых этнопсихологией и составляющих ее предмет.
В этнопсихологии используются следующие частные методы и приемы исследования:
• метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, а также по определенным принципам, критериям и признакам классифицируются и группируются этнические группы и процессы;
• бихевиористский метод, который заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп;
наблюдение – происходит в естественных жизненных условиях, должно быть целенаправленным, систематическим и без вмешательства наблюдателя, а его целью является изучение внешних проявлений психики представителей конкретных этнических групп;
• эксперимент, используемый как активный метод исследования, при котором экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Эксперимент может быть:
• лабораторным, т.е. проводимым в специально созданных для этого условиях (в лаборатории), но такой эксперимент используется редко и его результаты не могут претендовать на полную объективность и достоверность;
• естественным, т. е. проводимым в естественной среде обитания испытуемых, и он является наиболее подходящим и часто используемым в этнопсихологических исследованиях;
• беседа – основана на вербальной коммуникации, имеет частный характер и применяется в основном при изучении этнической картины мира;
• исследование материальной и духовной культуры представителей различных этносов – рисунков, письменных сочинения, фольклора и т. п.
Основные направления этнопсихологических исследований:
1. Социологическое направление этнопсихологических исследований представляет собой изучение тех социальных факторов, которые лежат в основе формирования психического склада человеческого общества, в том числе и тех групп, которые возникли на основе этнических свойств людей. Данное направление исследований находится на стыке социальных и психологических исследований, поэтому его можно считать социально-психологическим.
2. Экологическое направление занимается исследованием экологических аспектов этнопсихологии, а именно изучением влияния экологических факторов на формирование психологических особенностей этнической группы.
Среди экологических факторов выделяются:
• географическая местность и условия, в которых проживает изучаемая этническая группа;
• природные и климатические факторы, которые существуют в месте проживания этноса.
Возникнув еще в Древней Греции в трудах Гиппократа, на современном этапе развития экологическое направление на Западе
(в основном во Франции) разрабатывается такими учеными, как Э.Реклю, П. Клавель и др.
Данное направление выдвигает следующие этнопсихологические идеи:
• психология народа испытывает большее влияние географической среды там, где общество по своему характеру традиционно и изолированно;
• психологические особенности того или иного этноса начинают зависеть от географического фактора в гораздо меньшей степени, если происходит активное общение данного этноса с соседями, так как это ведет к унификации экономики и быта этих народов;
• связывание себя, своего "Я" с той или иной этнической общностью часто зависит от того, к какой провинции страны принадлежит индивид, и в этом случае в пределах одного народа могут наблюдаться различные этнические группы со своим специфическим самосознанием и психологическими чертами, а основой для этого будет географическая среда;
• психический склад народов может зависеть от географических и топографических особенностей страны и местности, в которой они проживают. Например, широта русской души с точки зрения этой теории объясняется бескрайними просторами и степями России, и характер горцев также во многом формируется под воздействием топографических особенностей местности;
• психологические особенности жителей той или иной местности могут меняться в результате влияния современной жизни, ее требований, воздействия других более сильных этнических групп, а также множества других факторов.
3. Биологическое направление в этнопсихологических исследованиях изучает характерный физический (антропологический) тип членов этнических групп, их темперамент, ощущения, восприятие и другие свойства личности в контексте ее принадлежности к тому или иному этносу, и особое внимание здесь уделяется врожденным, передающимся по наследству качествам, которые не испытывают сильного влияния внешних факторов, т. е. мало изменяются.
В биологическом направлении рассматривается проблема соотношения расового и этнического и выдвигаются следующие идеи:
• в составе каждого этноса встречаются индивиды, имеющие черты различных рас;
• расовые и этнические границы могут не совпадать даже в одной этнической общности, так как часто происходит стыковка местообитания различных рас в одном этносе;
• расы не могут быть разделены, или дифференцированы, по психологическим свойствам',
• в связи с этим разделение человечества на различные расы утрачивает свое значение при изучении национального характера и психологических особенностей этноса;
• задачей данного направления является исследование различий людей, принадлежащих к различным расам и этносам, по темпераменту, способностям и другим биопсихологическим и психогенетическим свойствам.
Вопрос 2. История зарождения и становления этнопсихологических знаний.
Начиная с Геродота (490 — 425 гг. до н.э.), ученые и литераторы древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев и привычек. Считалось, что это могло облегчить отношения и контакты с соседями, помогало понять их замыслы и намерения, особенности поведения, поступки.
В такого рода сочинениях было и много фантастического, надуманного, субъективного, хотя подчас в них содержались полезные и интересные сведения, почерпнутые из непосредственных наблюдений за жизнью других народов.
Много веков спустя сложилась традиция использования такого рода описаний в политических целях, что хорошо показано в труде византийского императора Константина Багрянородного «Об Управлении империей» (IX в.). Политика Византии была политикой государства, граничащего со многими другими странами, а поэтому предполагала оказание воздействия на них, для чего необходимо было знать психологические особенности людей, в них проживающих. «Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах «варваров», об их военных силах, о торговых сношениях, об отношениях, о междоусобицах, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия» [97. -Т. 5. - С. 98].
Крупицы этнопсихологических знаний разбросаны в трудах античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбона. Уже в Древней Греции было замечено влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей. Врач и основатель медицинской географии Гиппократ (460 до н.э. – 377 или 356 до н.э.) выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами – в том числе их поведение и нравы – связаны с природой и климатом страны.
Геродот (490 - 425 до н.э.) – древнегреческий ученый, основатель этнографии. Он сам охотно и много странствовал и рассказывал об удивительных особенностях народов, с которыми знакомился во время путешествий. В «Истории» Геродота мы встречаемся с одной из первых попыток etic подхода, так как ученый стремится объяснить заинтересовавшие его особенности жизни и характера разных народов окружающей их природной средой и при этом сравнивает их между собой.
Вернее, это псевдо- etic подход, поскольку любой народ Геродот сравнивает со своими соотечественниками – эллинами. Лучшим образцом этнографического очерка у Геродота считается описание Скифии, сделанное на основе личных наблюдений: он повествует о богах, обычаях, обрядах побратимства и погребальных обрядах скифов, пересказывает мифы об их происхождении.
В Новое время первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в ХУШ веке. И снова именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, лежащих в основе различий между ними. Так, обнаруживая различия в интеллекте, объясняли их внешними (температурными) условиями климата.
Но изучался не только интеллект. Французские просветители ХУШ века ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Самым ярким представителем географического детерминизма среди французских философов является Ш. Монтескье (1689-1755), который полагал, что «многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» (Монтескье, 1955).
Но среди множества факторов на первое место он выдвигал климат. При этом климат влияет на дух народа не только непосредственно, но и опосредованно: в зависимости от климатических условий и почвы складываются традиции и обычаи, которые в свою очередь влияют на жизнь народов. Монтескье полагал, что в ходе истории непосредственное влияние климата ослабевает, а действие других причин усиливается.
Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории ХУШ века. Один из ее виднейших представителей, друг Шиллера и Гете, И. Г. Гердер (1744-1803) рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «народный дух», «душа народа» и «народный характер».
Являясь одним из первых европейских фольклористов, Гердер пытался применить результаты своих исследований при описании черт, присущих «душе» некоторых из народов Европы. Но когда он переходил на психологический уровень, выделяемые им характеристики оказывались мало связанными с особенностями фольклора. Так, немцев он описывал как народ мужественных нравов, благородной доблести, добродетельный, стыдливый, умеющий глубоко любить, честный и правдивый.
Нашел Гердер и «недостаток» у своих соотечественников: осторожный, добросовестный, чтобы не сказать медлительный и неповоротливый характер. Для нас особенно интересны черты, которые Гердер приписывал соседям немцев – славянам: щедрость, гостеприимство до расточительности, любовь «к сельской свободе». И в то же время считал славян легко подчиняющимися и покорными.
Взгляды Гердера – это лишь один пример пристального внимания европейских философов к проблеме национального характера или народного духа. Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д. Юм, и великие немецкие мыслители И. Кант и Г. Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.
Развитие этнической психологии в России и за рубежом.
Изучение психологии народов в Германии и России.
Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания привело в середине XIX века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Общепризнанно, что это произошло в Германии, в которой в тот период наблюдался всплеск общегерманского самосознания, обусловленный процессами объединения многочисленных княжеств в единое государство. Немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и Г. Штейнталь (1823-1893) явились основателями «Психологии народов» – новой науки (направления), входящей в состав психологии. В 1859 г. они приступили к изданию «Журнала психологии народов и языкознания».
Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом. По мнению немецких мыслителей, «народный дух» - психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, их самосознание.
Это то, что мы назвали бы этнической идентичностью. Именно народный дух, который «проявляется прежде всего в языке, затем в нравах и обычаях, установлениях и поступках, в традициях и песнопениях» (Штейнталъ, 1960), и призвана изучать психология народов. Основными задачами новой науки Лацарус и Штейнталь считали:
1) познание психологической сущности народного духа;
2) открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве и науке;
3) выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
Выделение этих задач свидетельствует о том, что Лацарус и Штейнталь рассматривали психологию народов как науку объяснительную, сводящую общие законы языка, религии, искусства, науки, нравов и других элементов духовное культуры к психологической сущности.
Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи. Уже в 1859 г. появился русский перевод изложения их программной статьи, а в 1864 г. она была напечатана полностью. Во многом этот интерес связан с тем, что в России к этому времени уже была предпринята попытка сбора этнопсихологических по сути данных, хотя концептуальной модели новой науки построено и не было.
В нашей стране рождение этнопсихологии связывают с деятельностью Русского географического общества, члены которого рассматривали «психическую этнографию» как один из разделов этнографии. Н. И. Надеждин (1804-1856), предложивший этот термин, полагал, что психическая этнография должна изучать духовную сторону человеческой природы, умственные и нравственные способности, силу воли и характера, чувство человеческого достоинства и т.п. Как проявление народной психологии рассматривалось им и устное народное творчество – былины, песни, сказки, пословицы.
В 1847 г. начался сбор материалов по программе изучения этнографического своеобразия населения губерний России, предложенной Надеждиным. Однако работа не была завершена.
Дальнейшее развитие этнопсихологии в России связано с именем К.Д. Кавелина (1818-1885) – русского правоведа, философа и историка, предпринявшего, первым в России, в 70-е гг. позапрошлого века, попытку «встроить» этнопсихологию в психологию.
Кавелин высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По его мнению, задача психологии народов – установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни.
Между К.Д. Кавелиным и И.М. Сеченовым (1829-1905) – основоположником естественнонаучного направления в российской психологии – развернулась дискуссия по вопросу о том, что считать объективным методом в научной психологии, за который оба они ратовали. Признавая психическое процессом, Сеченов считал невозможным изучать психику по продуктам духовной культуры.
В России в споре между сторонниками естественнонаучной психологии Сеченова и гуманитарной психологии Кавелина победу одержали первые.
А вместе с поражением Кавелина окончилась неудачей и первая попытка создания научной этнопсихологии в рамках психологии. Но это не означает, что в нашей стране этнопсихологические идеи совсем не разрабатывались. Просто интерес к ним, как и раньше, проявлялся философами, историками, языковедами.
Существует несколько способов объяснения «русской души» как целостности. Так, историк Ключевский склонялся к географическому детерминизму, полагая, что «живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека» приняли «основные стихии природы русской равнины» – лес, степь и река (Ключевский, 1956, с.66). Философ Бердяев подчеркивал «соответствие между необъятностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной» (Бердяев, 1990 а, с. 44). Он отмечал, что русский народ «не оформил» эти огромные пространства из-за своего самого опасного недостатка – недостатка «мужественного характера и закала личности» (Бердяев, 1990 с. 28).
В 20-е гг. XX столетия в России с учетом достижений и просчетов немецких предшественников была предпринята еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием.
В 1920 г. русский философ Г.Г. Шпет (1879-1940) в докладной записке об учреждении кабинета «этнической и социальной психологии» при историко-филологическом факультете Московского университета определил эту область знания как отрасль психологии, охватывающую изучение таких проявлений душевной жизни человека как язык, мифы, верования, нравы, искусство, т.е. тех же продуктов духовной культуры, которые призывали изучать Лацарус и Штейнталь, Вундт и Кавелин.
Шпет утверждает, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагает, что все они – язык, мифы, нравы, религия, наука – вызывают у носителей культуры определенные переживания: «как бы индивидуально ни были люди различны, есть типически общее в их переживаниях, как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем» (Шпет,1996).
Согласно концепции русского мыслителя, анализируя продукты культуры, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, т.е. отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?
Но при этом Шпет отмечает очень важную особенность этнической идентичности, на которую не обращают внимания многие исследователи наших дней: единство человека с народом определяется обоюдным актом признания. Иными словами, чтобы быть членом этнической общности, недостаточно осознания своей к ней принадлежности, необходимо и признание индивида группой.
Подводя итог сказанному необходимо отметить, что идеи Лацаруса, Штейнталя, Вундта, Кавелина, Шпета в большинстве случаев остались на уровне голых объяснительных схем, а их концептуальные модели не были реализованы в конкретных психологических исследованиях.
Но непреходящая ценность психологии народов XIX – начала XX века состоит в том, что ее творцы попытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром культуры.
Идеи первых этнопсихологов, прежде всего идеи В. Вундта, были подхвачены другой наукой – культурной антропологией. Представления о связях культуры с внутренним миром человека перенес в Америку родившийся в Германии и ставший родоначальником культурной антропологии в США Ф. Боас.
У истоков этнопсихологии в США стоит Ф. Боас, который принес на американский континент идеи В. Вундта. В Колумбийском университете у Боаса учились многие известные американские этнологи, но в трудах его учеников от идей Вундта очень скоро осталось только стремление выявить связи между внутренним миром человека и культурой.
Однако в своих исследованиях они не отказались от использования психологических концепций, обратив особое внимание на классический психоанализ 3. Фрейда, а впоследствии и на идеи К. Юнга, Э. Фромма, К. Хорни, А. Маслоу. В результате зародилась теория «Культура и личность», занявшая пространство между культурной антропологией и психологией.
Первостепенное значение для понимания теории «Культура и личность» и этапов ее развития имеет и выдвинутая Кардинером идея о наличии в каждой культуре одного доминирующего типа личности. Развивая свои идеи, Кардинер вводит понятие базовой личности определяя ее как основную личностную структуру, формируемую данной культурой («средняя личность»). По определению американского исследователя, базовая личность – это склонности, представления, способы связи с другими людьми.
Но очень скоро выяснилось, что возможность исследования сложных современных культур на основе выделения базовой личности вызывает большие сомнения. Культурантропологи стали сомневаться и в прямой зависимости структуры личности человека от воспитания его в раннем детстве. Даже ближайший сподвижник А. Кардинера Р. Линтон (1893-1953) отказался от глобального, но абстрактного понятия базовой личности в пользу статистического понятия модальной личности.
Это понятие выражает наибольшую распространенность (моду) типа личности в культуре. Это не «средняя» личность, а чаще всего встречающаяся. Иными словами, использование понятия модальной личности не предполагает, что все или даже большинство членов общности имеют одну и ту же личностную структуру. Итак, модальная личность - сравнительно прочно сохраняющиеся черты личности, чаще всего встречающиеся у взрослых членов данного общества. Именно общества, а не культуры, так как исследователи модальной личности интересовались прежде всего современными индустриальными обществами. Столкнувшись с трудностями выделения одной модальной личности в любом индустриальном обществе, этнологи стали разрабатывать концепцию мультимодальных обществ, согласно которой каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.
Американский исследователь китайского происхождения Ф. Хсю (Сюй Лангуан) предложил переименовать этнологическую ветвь этнопсихологии в психологическую антропологию.
Хсю считает, что имеющиеся у людей социальные представления совпадают у большинства членов той или иной культуры. Эти широко распространенные в культуре представления существуют в сознательной и бессознательной форме и управляют действиями людей. Очевидно, что общая концепция психологической антропологии не многим отличается от теории «Культура и личность».
Но основными направлениями психологической антропологии традиционно рассматриваются следующие:
• исследование социализации детей (этнография детства);
• исследование национального характера;
• анализ нормы и патологии в разных культурах.
Имеются попытки и более широких классификаций направлений психологической антропологии. Наиболее полный их перечень под названием «Основные школы и подходы в психологической антропологии» предложил американский культурантрополог Ф. Бок.
С помощью этой классификации американский ученый стремится в лаконичной концептуальной форме подвести итог длительного изучения связей между внутренним миром человека, с одной стороны, и культурой и обществом – с другой. Считая психологическую антропологию широкой междисциплинарной областью знаний, в определении Бок уточняет, что она охватывает все культурантропологические исследования, которые систематически используют психологические понятия и методы.
Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания.
Первые серьезные сравнительно-культурные исследования в психологии, точнее в общей психологии, которая к этому времени получила значительное развитие, датируются самым концом XIX века. Основателем сравнительно-культурной психологии считается английский исследователь У. Риверс (1864-1922). Он работал в составе знаменитой культурантропологической экспедиции на островах пролива Торреса, а затем на Новой Гвинее и в Южной Индии.
Риверсом были выявлены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая цветовое зрение, британский исследователь обнаружил, что туземцы часто смешивают синий и зеленый цвета. Он утверждал, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке спектра, чем зрение европейцев. Так, для них синий более темный цвет, чем для нас: они сравнивают яркий синий цвет с грязной водой или темнотой ночи.
Работы Риверса положили начало исследованию межкультурных различий в подверженности зрительным иллюзиям. Подобные иллюзии возникают, когда «выученные» интерпретации стимулов вводят в заблуждение из-за своих необычных характеристик.
Психологами выявлено несколько типов иллюзий, возникающих у людей при восприятии специально подобранных геометрических фигур, углов и линий. В начале нашего века Риверс работал с двумя общеизвестными иллюзиями – Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальной, сравнивая восприимчивость к ним жителей Англии, Южной Индии и Новой Гвинеи.
Полученные данные продемонстрировали, что культура, причем не только степень образованности ее членов, влияет на подверженность иллюзиям. Риверс и его последователи пришли к заключению, что культура воздействует на то, каким образом человек видит окружающий его мир.
Отчеты Риверса представляют значительный интерес еще и потому, что количественные данные он стремился подтвердить другими методами. Так, изучая цветовое восприятие с помощью аппаратурных методов, он использовал также метод опроса, интересуясь у туземцев, какие цвета они предпочитают, и метод наблюдения, отмечая, в одежде какого цвета люди приходят на праздник.
Несомненные достоинства первых эмпирических сравнительно-культурных исследований привели к тому, что многие полученные результаты были приняты без возражений, и долгое время восприятие в этнопсихологии почти не изучалось. На многие годы в центре интереса ученых оказалось измерение высших психических функций с помощью тестов интеллекта.
Заключение
Таким образом, мы в ходе лекции рассмотрели методологические основы этнической психологии и историю зарождения и становления этнопсихологических знаний.
Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания привело в середине XIX века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Основная заслуга в этом принадлежит немецким ученым М. Лацарусу, Г. Штейнталю, В.Вундту. Их дело было продолжено русскими учеными Н.И. Надеждиным, К.Д. Кавелиным, Г.Г. Шпетом и др.
С 60-х гг. ХХ века заметен общий кризис психологической антропологии в узком смысле слова. Не вызывает сомнений, что психологический склад каждого народа уникален, но в чем состоит эта уникальность, если даже сами этнологи давно отказались от исследования базовых и модальных личностей, а используемое ими в настоящее время понятие «национальный характер» до сих пор остается чем-то туманным и загадочным. С точки зрения психологов и вся область психологической антропологии ставит больше вопросов, чем дает ответов.
Вместе с тем, значение знаний, предоставляемых исследователями в области этнопсихологии в современном мире, где национальный фактор зачастую используется для дестабилизации обстановки, а иногда и смены власти в той или иной стране, трудно переоценить.
Актуальны этнопсихологические знания и для офицеров органов безопасности нашей страны. Это позволит им строить правильные взаимоотношения в многонациональных коллективах сотрудников органов безопасности, так и адекватно и своевременно оценивать угрозы безопасности государства в сфере межнационального общения. Поэтому изучение этнопсихологии должно стать обязательным элементом развития профессиональных компетенций каждого офицера федеральной службы безопасности.