Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этничность, толерантность и средства массовой информации

  • 👀 402 просмотра
  • 📌 372 загрузки
  • 🏢️ МГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Этничность, толерантность и средства массовой информации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этничность, толерантность и средства массовой информации» pptx
Малькова Вера Конст ант иновна – профессор МГУ, д.ист.н., сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. «Этничность, толерантность и средства массовой информации» (по материалам современной российской прессы) – диссертация на соискание степени доктора исторических наук. •Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоциологического изучения. ИЭ АНСССР. М. 1991. 183 стр. • Диагностика толерантности в средствах массовой информации. Под ред. В.К.Мальковой, ИЭА РАН. М. 2002, 352 стр. • Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. ИЭА РАН – ТАСИС. М. 2004, 278 стр. • «Не допускается разжигание межнациональной розни». Книга об этнической журналистике (из опыта анализа российской прессы). М. ИЭА РАН – МБПЧ. 2005, 225 стр. • Культура и пространство: Образы российских республик в Интернете. М., ИЭА РАН. 2009. 149 стр. • Культура и пространство. Книга вторая: Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест. Под ред. В.К.Мальковой и В.А.Тишкова. ИЭА РАН, 2010, 184 стр. • Мобилизация этнических сообществ в современной России. По материалам этнических СМИ. М., ИЭА РАН, 2011, 210 стр. • Культура и пространство. Историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест. ИАЭ РАН – ЮНЦ РАН. Ростов-на-Дону. 2012, 311 стр. Журналистика, освещающая проблемы этничности, может быть условно названа эт нической ж урналист икой, а информация об этнических особенностях жизни, появляющаяся в СМИ в разных формах – этнической или этнически окрашенной инф ормацией. Эт ническая инф ормация в прессе, в радио- и телепередачах – это, прежде всего упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных (этнических) обычаях и ценностях. Этничность – это еще и очень трудноуловимые явления, связанные с этнической психологией людей (чувствами, эмоциями, представлениями), а также широкое поле эт нической политики и межэтнических отношений, это и информация об этнической экономике, о спорте, о медицине, педагогике и других сферах общественной жизни. Этническая толерант ность - этническая и расовая терпимость, осознание людьми того, что мир и социальная среда многомерны, а, значит, и взгляды на мир и на разные культуры могут быть различными (В.К. Малькова) Понятие толерантност и рассматривается в частности, как одна из важнейших составляющих демократического общества, защищающего права человека, как необходимость жить вместе при всех наших различиях, в соответствии с обновленными идеалами человеческого достоинства и социальной справедливости, как отказ от доминирования в пользу согласия... Толерант ность - многогранное и ёмкое понятие, включающее в себя уважение и признание равенства других вместе с отказом от доминирования и насилия. Толерантность является одним из ключевых принципов общедемократического общества и его преобразований, основой культ уры мира и культ уры согласия. Современное общество, уставшее от травм, нуждается в позит ивной солидарности, а толерантность в отношениях людей и групп - это гуманитарная, социальнопреобразующая и даже экономически необходимая пот ребност ь. В 1995 году в Париже Генеральной Конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантност и (185 стран). В Декларации отмечалось, что «толерантност ь означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности... Толерантность - это гармония в многообразии..., это добродетель, которая ... способствует замене культ уры войны культ урой мира» М. И. Дзялошинская На русский язык с английского Декларация была переведена как « Декларация принципов терпимост и» . Русский глагол « терпет ь» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерж ивание своего отношения («я его с трудом терплю»), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, толерантность толкуется в Декларации как «акт ивное от ношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». В. А . Лекторский предлагает четы ре возмож ны х способа понимания толерантност и: •« толерант ност ь как безразличие» : предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.); •« толерант ност ь как невозмож ност ь взаимопонимания» : ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать; « толерант ность как снисхож дение» : подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. • •« толерант ност ь как расширение собственного опы т а и крит ический диалог» позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. В ходе исследований (2002-2005 гг.) была сделана попытка определить перечень явлений, процессов, фактов, форм поведения, по от ношению к которы м, по мнению опрошенных, нельзя бы ть терпимы м.  Социальны е действия: терроризм, преступность, бандитизм, коррупция, взяточничество, казнокрадство, произвол чиновников, бюрократизм, расизм, национализм, ксенофобия, шовинизм, наркомания и мн. др.  Социальны е системы : социальное обеспечение. здравоохранение  Социальны е общности (свыше опрошенных): фашисты, скинхеды, сексуальные меньшинства.  и 20 процентов сектанты и  Этнические общности: «лица национальности», цыгане, чеченцы, китайцы. кавказской  Типы индивидов, на которых идея толерантности не может быть распространена: на первом месте маньяки, садисты (14 процентов ответивших). В эту же группу попали сумасшедшие, педофилы, работники ЖКХ и ГИБДД.  Человеческие качества: беспардонность, наглость, хамство, грубость (свыше 20 процентов опрошенных); жестокость, упрямство, фанатизм, глупость, лживость, подлость и пр.  Дейст вия, которым не может быть прощения, опрошенные назвали прежде всего насилие (51 процент ответов), затем оскорбление личного достоинства, По мнению опрошенных, определенные социальные группы, нации, этносы, структуры обладают в массовом сознании вполне однозначны ми маркировками. Так, например, геи, лесбиянки, трансвест иты маркируются чаще всего как представители групп, вызывающих заведомо негативное от ношение. То же самое относится к алкоголикам, наркоманам, бомж ам, бы вшим заключенны м, беспризорникам. Достаточно высок уровень негативизма по отношению к мигрант ам и вы нуж денны м переселенцам. Богаты е и нищие тоже, по мнению каждого десятого опрошенного, заслуживают негативного отношения. В сфере межнациональных отношений, по мнению опрошенных, есть нации и народы, обладающие высокой позит ивной маркировкой и высокой негативной маркировкой. Позит ивная маркировка: русские, итальянцы, англичане, французы, испанцы, греки и белорусы, набравшие свыше 40 процентов позитивных оценок. Негат ивная маркировка: цыгане, чеченцы, азербайджанцы, китайцы, таджики, американцы, грузины, набравшие от 27 до 47 процентов отрицательных оценок. И. М. Дзялошинский Российская культура представляет собой синтез т рёх разны х культ ур. Космоцент рическая культ ура провозглашает в качестве основы отношения человека к окружающему миру принцип органичности, целостности и взаимосвязанности всего сущего в этом мире; принцип признания суверенности мельчайших элементов мироздания и уважения к правам этих элементов; принцип естественности роста, приращения всего сущего, неприятия революций, взрывных преобразований. Социоцент рическая культ ура определяется идеей, согласно которой центром мироздания является некая человеческая общность, к которой причисляет себя данный индивид. Фундаментальной особенностью социоцентрической культуры является растворение личности в некоем “ Мы ” , какой-либо общности, которая выступает по отношению к этому индивиду как высшая власть и высшая сила. Принадлежность к “Мы” избавляет индивида от ответственности за поиск собственных решений, от мучительных сомнений, от тягостного бремени свободы. Одновременно причастность к “Мы” наделяет человека гордостью и чувством превосходства. Эгоцент рическая культ ура характеризуется стремлением к самоутверждению личности, к радости потребления и созидания, к власти над другими. Этот тип культуры связан с представлением о том, что каждый человек – кузнец своего счастья, а счастье заключается в обладании. Эгоцент рическая культ ура стимулирует процесс индивидуализации, направленный на расширение свободы мысли, эмоций и действий. Но при этом возникает чувство одиночества и тревоги, теряется ощущение идентичности с другими людьми. Прогрессирующее отделение от “других” может привести к изоляции. И. М. Дзялошинский выделяте три современной российской ж урналистики. т ипа Первы й – ж урналистика управления. Представители такой журналистики считают, что главная задача СМИ – управлять сознанием и поведением людей. Второй т ип – ж урналистика успеха, ж урналист ика инф ормации, когда журналист считает своей главной задачей не управлять сознанием людей, а успешно продавать информацию. Чем больше покупают мое издание, мою информацию, тем, с этой точки зрения, я правильнее поступаю. Трет ий т ип ж урналист ики – ж урналистика соучаст ия, сотрудничества, сорат ничест ва. Это журналистика, которая ставит перед собой задачу помогать реальным людям. Здесь главное не тираж, не влияние, а взаимопонимание журналиста со своим народом, своими читателями и т.д. и т.п. В. К. Малькова Большинство материалов появляется в СМИ не случайно. Как правило, передавая специально подготовленную информацию читателям, слушателям и зрителям, коммуникаторы преследуют определенную цель. Коммуникатор, осознанно или неосознанно участвующий в организации массового сознания в полиэтничном сообществе, может с помощью многочисленных приемов способствовать примирению разны х этнических групп, представляя их друг другу как друзей и выгодных партнеров, или отдалить их друг от друга, подчеркивая их взаимную враждебность, усиливая Некоторы е акт уальны е направления освещения этничност и в современны х СМИ Проблемы социально-культ урного развития эт носов, проживающих в России, в том числе, проблемы этнических меньшинств и их национально-культурной жизни. Здесь – информация о национальных языках, о развитии этнических культур, об исторических событиях и исторических героях... Проблемы меж эт нических взаимоотношений внутри небольших сообществ и во всей стране и связанные с этим проблемы эт нических мигрантов и беж енцев. Эта тема – одна из наиболее трудных. Но толерантная миссия журналистов – помочь установить в городе (регионе, стране) прочный межэтнический мир с помощью доступных им механизмов влияния, не провоцировать напряженность, а смягчать или снимать ее. Проблемы этнического криминала в России. Нередко подача материалов бывает нетолерантной: необоснованно подчеркивается этнический признак преступников, делаются негативные этнические обобщения, распространяются негативные этнические стереотипы, допускаются шутки, провоцирующие этнические обиды. Проблемы взаимоот ношений ф едерального центра и « национальны х» регионов России. Эта тема может актуализироваться и обостряться в прессе (а затем и в массовом сознании) на определенные периоды, только при возникновении проблем между руководством республики и «центром». Сама тональность и направленность публикаций очень рельефно отражает интересы этнополитических группировок в регионах. Проблемы распространения разны х ф орм этнического экст ремизма... Журналист, проповедующий принципы толерантности, должен осудить ложные идеи доминирования представителей одного этноса над другими, и акцентировать в массовом сознании идеи равенства национальностей... Проблемы освещения горячих меж этнических конфликтов (войны, межэтнические противостояния...). Эта тема – не только одна из самых больных для общества, но – одна из острейших (и даже неопределившихся) в современной этнической журналистике. Рекомендации для ж урналиста, освещающего эт ничност ь в СМИ Не навреди! Объективный журналист должен всегда помнить и иметь в виду в своих публикациях, что: полиэтничность – в современных условиях – неизбежность для всех открытых и развитых обществ;  это  что этническое разнообразие в стране, в городе – это не минус, а плюс, и само по себе оно не мешает развитию общества, а делает его колоритнее и интереснее;  что этнические меньшинства, живущие вместе с другим населением страны, города, села, имеют такие же права (как и большинства, т.е. доминирующая этническая группа) на свое социально-культурное развитие, и их также нужно защищать  что при освещении межнационального общения в СМИ всегда надо помнить о приоритете гражданских прав над этническими; что нельзя распространять в своих журналистских выступлениях идеи неравенства национальностей, негативные стереотипы, обидные лексемы, задевающие этнические чувства людей;   что нельзя на нескольких негативных примерах из жизни представителей любого этноса делать негативные обобщения обо всей этнической группе;  что вообще не нужно без особой необходимости упоминать в публикациях этнический признак... В. К. Малькова предлагает условно разделить этническую информацию в СМИ на: •позитивную (толерантную), •нейтральную (смешанную), •конфликтную (интолерантную). К позит ивной или нейтральной информации обычно относят доброжелательные, дружественные или нейтральные высказывания коммуникатора о представителях разных народов, об особенностях их образа жизни, их материальной и духовной культуре, национальных героях и современных лидерах и о нормальном взаимодействии этнических групп. Кроме этнической информации, как бы случайно встречающейся в передачах радио и телевидения, а также рассыпанной в публикациях российских газет (рассеянная этническая информация), выходят специальны е популярны е периодические издания, которые целенаправленно освещают этническую жизнь, этническое поведение и этнические проблемы разных народов. Это, например, журналы: «Жизнь национальностей», «Этносфера», «Эхо Кавказа», «Новый Вавилон» и др., а также и многочисленные газеты этнических меньшинств в разных регионах страны («Маланка», «Соотечественники», «Азеррос», «Арегак», «Менора» и др.) С помощью этнической журналистики происходит активная политизация национального (эт нического) самосознания людей, не всегда ведущего к объединению общества. Этничность – один из самых сильных психологических мобилизаторов общества, явление, способное быстро консолидировать представителей одного этноса на основе любви к своим этническим ценностям. И это происходит на наших глазах в разных уголках мира. « Восставшая» , а, точнее, « поднятая» или « мобилизованная» политиками и журналистами этничность может сплотить представителей одной национальности, например, на основе защиты их этнических ценностей («родной земли», «родной страны», религии и других «национальных святынь»), может возбудить национальное самосознание и на основе конкуренции с « другими» , «чужими», с теми, кто пытается отнять «у нас наши» этнические ценности. Распрост ранение у населения установок нетерпимости: противостоять ИМ как НАШЕМУ противнику, защитить нашу ценность, отстоять ее, не отдать... Как известно, это чаще всего означает: не пустить, прогнать, выселить, убрать ЧУЖИХ, НЕ НАС, этнически ДРУГИХ, НЕ ТАКИХ, КАК МЫ. Подобные примеры нетолерантной этнической журналистики В. К. Малькова фиксировала в прессе бы вших союзны х республик (например, в газетах Эстонии, Литвы, Грузии) практически на протяжении всего последнего десятилетия. Русское население, проживавшее на этих территориях десятки лет, стало считаться в этих республиках чужим, нежелательным, «оккупантом». В 90-е годы, после распада Союза, когда российские республики настойчиво отстаивали свой суверенитет, в массовое сознание с помощью местных СМИ интенсивно вводилась идея о большой ценност и республиканского суверенитета. Как показывали многочисленные исследования, идеологическая путаница в прессе всех республик была огромная: ни политики, ни журналисты, а тем более население, не могли четко сказать что такое суверенитет, в чем он состоит, кто является субъектом и объектом этого суверенитета- республика, все ее население или только титульный этнос? «Но в течение нескольких лет (в первой половине 90-х годов) во многих республиках России пресса будоражила общественное сознание тем, что эту ценность – «наш национальный суверенитет» – могут «у нас» отнять. …Мы видели на страницах местных газет подборки писем в защиту «нашего суверенитета» от рабочих, крестьян, учителей... Мы видели в прессе фотографии возмущенных людей, выходящих на демонстрации с требованием не отдавать «наше огромное завоевание», «наше «национальное достижение». Со страниц прессы в этот период звучали идеи: «Мы не согласны!», «Мы – против!» (В. К. Малькова) Как показывают этносоциологические исследования материалов СМИ, уже несколько десятилетий проводимые в Институте этнологии и антропологии РАН, формы освещения этничности могут быть разными. Сама интенсивност ь упоминания определенной национальности в издании может сказать о многом, например, многократное позит ивное или негат ивное упоминание этнической группы или, наоборот – полное умолчание о ней. Этническая информация содержит чет кие эт нические маркеры (В. К. Малькова): •упоминание этносов (российских и зарубежных); •упоминание республик, регионов и стран; •упоминание конфессий и верований; •упоминание рас и расовых признаков; • употребление лексем (дружба/ вражда народов, взаимопонимание/ этнофобия, национализм и т.п.); • упоминание общест венны х ценностей, выраженных в лексемах: "наша страна", "наша земля", "наш народ", "наша честь, достоинство"; •позитивные и негативные эт нические стереот ипы ; •этнические идеологемы , проходящие по некоторым публикациям газет и отражающие реальные или желаемые взаимоотношения разных этнических групп, также направленные как на их единение (мы все - граждане одной страны, мы должны жить с ними дружно...), так и на разъединение ( они виноваты в том, что мы..., они отнимают у нас..., они нам мешают...). Эт нические лексемы — это этнически окрашенные слова или выражения, состоящие обычно из 2-3-х и более слов: русское поле, швейцарские часы , грузинские песни, американский флаг... С помощью этих элементов текста, буквально с помощью одного-двух слов журналист или другой автор, выступающий в СМИ, может позитивно или негативно оценивать события, связанные с этносом: предприимчивы й вьетнамец, ленивы й русский... или: эф ф ективная японская экономика, успешны й американский бизнес, изы сканная ф ранцузская мода... Группы эт нических лексем •толерантны е слова и вы раж ения, таких как: дружба народов, взаимопонимание, гуманизм, милосердие, уважение, великодушие, толерантность... •лексемы , обозначающие отклонения от норм межэтнических отношений: экстремизм, этнофобия, ксенофобия, расизм, национализм, антисемитизм, шовинизм, межнациональная (или межэтническая) рознь, нетерпимость, конфронтация, столкновение, конфликтность, непонимание, вражда, этническая (национальная) дискриминация… •нейтральны е эт нические лексемы : якутская история, якутская стройка (М.К., 2001, № 219); абхазские военные, инструкторы-арабы; проводникисваны (М.К., 2001, № 223); французская пресса и др. •этнические нелепости: русский грек (К.П., 2001, №194); грузинские чеченцы (М.К.), грузиночеченские бандиты (К.П., 2001, №190), русские корейцы, русские китайцы, «лицо кавказской национальности», «лица ближневосточной внешности» (М.К., 2001, № 218); «лица славянскоазиатской национальности» (АИФ)... •« мет аф орические или эпат аж ны е лексемы » : «Русские любят левый вариант», — говорит В. Жириновский в одной из публикаций (М.К., 2001, № 222); «Украинцы вляпались в большую Кучму», — сообщают всему миру авторы газеты в большой «шапке» на первой полосе (М.К., 2001, № 229); «Московских цыган прижмут к ногтю» (М.К., 2002, № 46). •лексемы -насмешки: «Сопливая американская мелодрама» (АИФ, 2001, № АЗ); «Канадцы подняли вселенский хай» (АИФ, 2002, № 8); «Так называемые грузинские партизаны» (М.К., 2001, № 228); •«Украинские ПВО пульнули по ТУ-154» (М.К., 2001, № 228); Присуждение медалей канадским халявщикам (К.П., 2002, № 35); •лексемы -обвинения: подлые американцы, чеченские и грузинские боевики, чеченские и грузинские террористы, чеченские бандгруппы, бандиты, чеченские отморозки (последняя лексема из К.П., 2001, № 193), исламские фанатики, мусульманские сепаратисты / экстремисты, сеть исламских экстремистов… Иногда подобные лексемы встречаются и в других формах: «Плодятся всякие жулики да нацмены», — как бы мимоходом замечает В. Жириновский в интервью «Московскому комсомольцу» (2001, № 222); •эт нические ярлы ки или шт ампы : жиды, москали, хохлы, чурки, хачики, киты, чичики, чучмеки и др. •лексемы -стереот ипы : макаронники-итальянцы, лягушатники-французы, лучшие повара — французы (М.К., 2002, № 37), загадочная русская душа ( М.К., 2002, № 44); янки-индивидуалисты; богатенькие янки, толерант ны е лексемы : •толерант ны е слова и вы раж ения: дружба народов, взаимопонимание, гуманизм, милосердие, уважение, великодушие, толерантность... •упот ребление в осуж дающем контексте словообразований, отражающих такие явления жизни, как: межэтническая рознь, конфронтация, вражда, этническая дискриминация и другое; •лексемы -стереот ипы комплимент арного смы сла: красивые бразильцы, нежные русские женщины, горячие финские парни...; интолерантны е лексемы : •лексемы, обозначающие отклонения от норм человеческого общеж ит ия (экстремизм, этнофобия, ксенофобия, расизм, национализм, антисемитизм); • этнические лексемы -нелепост и; •эпатаж но-метафоричны е лексемы ; •лексемы -насмешки; •лексемы -обвинения; •этнические ярлы ки и шт ампы негативные этнонимы); (этнофолизмы, •негат ивны е эт нические стереот ипы .
«Этничность, толерантность и средства массовой информации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 36 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot