Этничность, толерантность и средства массовой информации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Малькова Вера Конст ант иновна – профессор МГУ,
д.ист.н., сотрудник Центра этнополитических исследований
Института этнологии и антропологии РАН.
«Этничность, толерантность и средства массовой
информации»
(по
материалам
современной
российской прессы) – диссертация на соискание степени
доктора исторических наук.
•Образы этносов в республиканских газетах. Опыт
этносоциологического изучения. ИЭ АНСССР. М. 1991. 183 стр.
• Диагностика толерантности в средствах массовой
информации. Под ред. В.К.Мальковой, ИЭА РАН. М. 2002, 352 стр.
• Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа
российской прессы. ИЭА РАН – ТАСИС. М. 2004, 278 стр.
•
«Не допускается разжигание межнациональной розни». Книга
об этнической журналистике (из опыта анализа российской
прессы). М. ИЭА РАН – МБПЧ. 2005, 225 стр.
• Культура и пространство: Образы российских республик в
Интернете. М., ИЭА РАН. 2009. 149 стр.
• Культура и пространство. Книга вторая: Историко-культурные
бренды территорий, регионов и мест. Под ред. В.К.Мальковой и
В.А.Тишкова. ИЭА РАН, 2010, 184 стр.
• Мобилизация этнических сообществ в современной России. По
материалам этнических СМИ. М., ИЭА РАН, 2011, 210 стр.
• Культура и пространство. Историко-культурные бренды и
образы территорий, регионов и мест. ИАЭ РАН – ЮНЦ РАН.
Ростов-на-Дону. 2012, 311 стр.
Журналистика, освещающая проблемы этничности, может
быть условно названа эт нической ж урналист икой, а
информация
об
этнических
особенностях
жизни,
появляющаяся в СМИ в разных формах – этнической или
этнически окрашенной инф ормацией.
Эт ническая инф ормация в прессе, в радио- и
телепередачах – это, прежде всего упоминания в
публикациях о народах и странах, о национальных
(этнических) обычаях и ценностях. Этничность – это еще и
очень трудноуловимые явления, связанные с этнической
психологией
людей
(чувствами,
эмоциями,
представлениями), а также широкое поле эт нической
политики и межэтнических отношений, это и информация
об этнической экономике, о спорте, о медицине, педагогике
и других сферах общественной жизни.
Этническая толерант ность - этническая и расовая
терпимость, осознание людьми того, что мир и социальная
среда многомерны, а, значит, и взгляды на мир и на разные
культуры могут быть различными (В.К. Малькова)
Понятие толерантност и рассматривается в частности, как
одна из важнейших составляющих демократического
общества, защищающего права человека, как необходимость
жить вместе при всех наших различиях, в соответствии
с
обновленными
идеалами
человеческого
достоинства и социальной справедливости, как отказ
от доминирования в пользу согласия...
Толерант ность - многогранное и ёмкое понятие,
включающее в себя уважение и признание равенства
других вместе с отказом от доминирования и насилия.
Толерантность является одним из ключевых принципов
общедемократического общества и его преобразований,
основой культ уры мира и культ уры согласия.
Современное общество, уставшее от травм, нуждается в
позит ивной
солидарности,
а
толерантность
в
отношениях людей и групп - это гуманитарная, социальнопреобразующая и даже экономически необходимая
пот ребност ь.
В 1995 году в Париже Генеральной Конференцией ЮНЕСКО
была
утверждена
Декларация
принципов
толерантност и (185 стран).
В Декларации отмечалось, что «толерантност ь означает
уважение, принятие и понимание многообразия культур
нашего мира, наших форм самовыражения и способов
проявления
человеческой
индивидуальности...
Толерантность - это гармония в многообразии..., это добродетель, которая ... способствует замене культ уры
войны культ урой мира»
М. И. Дзялошинская
На русский язык с английского Декларация была
переведена
как
« Декларация
принципов
терпимост и» .
Русский глагол « терпет ь» имеет негативную
окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь
внешнее сдерж ивание своего отношения («я
его с трудом терплю»), никак не меняющее самой
позиции нетерпимости.
Напротив, толерантность толкуется в Декларации как
«акт ивное от ношение, формируемое на основе
признания универсальных прав и основных свобод
человека».
В. А . Лекторский предлагает четы ре возмож ны х
способа понимания толерантност и:
•« толерант ност ь
как
безразличие» :
предполагает
существование
мнений,
истинность
которых никогда не может быть доказана (религиозные
взгляды, специфические ценности разных культур,
особенные этнические верования и убеждения и т.д.);
•« толерант ност ь
как
невозмож ност ь
взаимопонимания» :
ограничивает
проявление
терпимости уважением к другому, которого вместе с тем
понять
невозможно
и
с
которым
невозможно
взаимодействовать;
« толерант ность
как
снисхож дение» :
подразумевает привилегированное в сознании человека
положение своей собственной культуры, поэтому все
иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть,
но при этом одновременно и презирать.
•
•« толерант ност ь как расширение собственного
опы т а и крит ический диалог» позволяет не только
уважать чужую позицию, но и изменять свою в
результате критического диалога.
В ходе исследований (2002-2005 гг.) была сделана
попытка определить перечень явлений, процессов,
фактов, форм поведения, по от ношению к которы м,
по мнению опрошенных, нельзя бы ть терпимы м.
Социальны е действия: терроризм, преступность,
бандитизм, коррупция, взяточничество, казнокрадство,
произвол чиновников, бюрократизм, расизм, национализм,
ксенофобия, шовинизм, наркомания и мн. др.
Социальны е
системы :
социальное обеспечение.
здравоохранение
Социальны е общности (свыше
опрошенных):
фашисты,
скинхеды,
сексуальные меньшинства.
и
20 процентов
сектанты
и
Этнические
общности:
«лица
национальности», цыгане, чеченцы, китайцы.
кавказской
Типы индивидов, на которых идея толерантности не
может быть распространена: на первом месте маньяки,
садисты (14 процентов ответивших). В эту же группу
попали сумасшедшие, педофилы, работники ЖКХ и
ГИБДД.
Человеческие качества: беспардонность, наглость,
хамство, грубость (свыше 20 процентов опрошенных);
жестокость, упрямство, фанатизм, глупость, лживость,
подлость и пр.
Дейст вия, которым не может быть прощения,
опрошенные назвали прежде всего насилие (51 процент
ответов), затем оскорбление личного достоинства,
По мнению опрошенных, определенные социальные
группы, нации, этносы, структуры обладают в массовом
сознании вполне однозначны ми маркировками.
Так, например, геи, лесбиянки, трансвест иты
маркируются чаще всего как представители групп,
вызывающих заведомо негативное от ношение.
То
же
самое
относится
к
алкоголикам,
наркоманам, бомж ам, бы вшим заключенны м,
беспризорникам.
Достаточно высок уровень негативизма по отношению к
мигрант ам и вы нуж денны м переселенцам.
Богаты е и нищие тоже, по мнению каждого десятого
опрошенного, заслуживают негативного отношения.
В сфере межнациональных отношений, по мнению
опрошенных, есть нации и народы, обладающие
высокой позит ивной маркировкой и высокой
негативной маркировкой.
Позит ивная маркировка: русские, итальянцы,
англичане, французы, испанцы, греки и белорусы,
набравшие свыше 40 процентов позитивных оценок.
Негат ивная маркировка: цыгане, чеченцы,
азербайджанцы, китайцы, таджики, американцы,
грузины, набравшие от 27 до 47 процентов
отрицательных оценок.
И. М. Дзялошинский
Российская культура представляет собой синтез
т рёх разны х культ ур.
Космоцент рическая культ ура провозглашает в
качестве основы отношения человека к окружающему
миру
принцип
органичности,
целостности
и
взаимосвязанности всего сущего в этом мире; принцип
признания
суверенности
мельчайших
элементов
мироздания и уважения к правам этих элементов;
принцип естественности роста, приращения всего
сущего,
неприятия
революций,
взрывных
преобразований.
Социоцент рическая
культ ура
определяется
идеей, согласно которой центром мироздания является
некая человеческая общность, к которой причисляет себя
данный индивид. Фундаментальной особенностью
социоцентрической культуры является растворение
личности в некоем “ Мы ” , какой-либо общности, которая
выступает по отношению к этому индивиду как высшая
власть и высшая сила.
Принадлежность к “Мы” избавляет индивида от
ответственности за поиск собственных решений, от
мучительных сомнений, от тягостного бремени свободы.
Одновременно причастность к “Мы” наделяет человека
гордостью и чувством превосходства.
Эгоцент рическая
культ ура
характеризуется
стремлением к самоутверждению личности, к радости
потребления и созидания, к власти над другими.
Этот тип культуры связан с представлением о том,
что каждый человек – кузнец своего счастья, а счастье
заключается в обладании.
Эгоцент рическая культ ура стимулирует процесс
индивидуализации, направленный на расширение
свободы мысли, эмоций и действий. Но при этом
возникает чувство одиночества и тревоги, теряется
ощущение
идентичности
с
другими
людьми.
Прогрессирующее отделение от “других” может
привести к изоляции.
И.
М.
Дзялошинский
выделяте три
современной российской ж урналистики.
т ипа
Первы й
–
ж урналистика
управления. Представители
такой
журналистики
считают, что главная задача СМИ – управлять сознанием
и поведением людей.
Второй
т ип
–
ж урналистика
успеха,
ж урналист ика
инф ормации, когда
журналист
считает своей главной задачей не управлять сознанием
людей, а успешно продавать информацию. Чем больше
покупают мое издание, мою информацию, тем, с этой
точки зрения, я правильнее поступаю.
Трет ий т ип ж урналист ики – ж урналистика
соучаст ия,
сотрудничества,
сорат ничест ва. Это журналистика, которая ставит
перед собой задачу помогать реальным людям. Здесь
главное не тираж, не влияние, а взаимопонимание
журналиста со своим народом, своими читателями и
т.д. и т.п.
В. К. Малькова
Большинство материалов появляется в СМИ не
случайно. Как правило, передавая специально
подготовленную информацию читателям, слушателям и
зрителям, коммуникаторы преследуют определенную
цель.
Коммуникатор,
осознанно
или
неосознанно
участвующий в организации массового сознания в
полиэтничном
сообществе,
может
с
помощью
многочисленных
приемов
способствовать
примирению
разны х
этнических
групп,
представляя их друг другу как друзей и выгодных
партнеров, или отдалить их друг от друга,
подчеркивая их взаимную враждебность, усиливая
Некоторы е акт уальны е направления
освещения этничност и в современны х СМИ
Проблемы
социально-культ урного
развития
эт носов, проживающих в России, в том числе, проблемы
этнических меньшинств и их национально-культурной жизни.
Здесь – информация о национальных языках, о развитии
этнических
культур,
об
исторических
событиях
и
исторических героях...
Проблемы
меж эт нических
взаимоотношений
внутри небольших сообществ и во всей стране и связанные с
этим проблемы эт нических мигрантов и беж енцев.
Эта тема – одна из наиболее трудных. Но толерантная миссия
журналистов – помочь установить в городе (регионе, стране)
прочный межэтнический мир с помощью доступных им
механизмов влияния, не провоцировать напряженность, а
смягчать или снимать ее.
Проблемы этнического криминала в России.
Нередко подача материалов бывает нетолерантной:
необоснованно
подчеркивается
этнический
признак
преступников,
делаются
негативные
этнические
обобщения, распространяются негативные этнические
стереотипы,
допускаются
шутки,
провоцирующие
этнические обиды.
Проблемы
взаимоот ношений
ф едерального
центра и « национальны х» регионов России. Эта
тема может актуализироваться и обостряться в прессе (а
затем и в массовом сознании) на определенные периоды,
только при возникновении проблем между руководством
республики
и
«центром».
Сама
тональность
и
направленность публикаций очень рельефно отражает
интересы этнополитических группировок в регионах.
Проблемы
распространения
разны х
ф орм
этнического
экст ремизма...
Журналист,
проповедующий принципы толерантности, должен осудить
ложные идеи доминирования представителей одного этноса
над другими, и акцентировать в массовом сознании идеи
равенства национальностей...
Проблемы освещения горячих меж этнических
конфликтов (войны, межэтнические противостояния...).
Эта тема – не только одна из самых больных для общества,
но – одна из острейших (и даже неопределившихся) в
современной этнической журналистике.
Рекомендации для ж урналиста, освещающего
эт ничност ь в СМИ
Не навреди!
Объективный журналист должен всегда помнить и иметь в
виду в своих публикациях, что:
полиэтничность – в современных условиях –
неизбежность для всех открытых и развитых обществ;
это
что этническое разнообразие в стране, в городе – это не
минус, а плюс, и само по себе оно не мешает развитию
общества, а делает его колоритнее и интереснее;
что этнические меньшинства, живущие вместе с другим
населением страны, города, села, имеют такие же права (как и
большинства, т.е. доминирующая этническая группа) на свое
социально-культурное развитие, и их также нужно защищать
что при освещении межнационального общения в СМИ
всегда надо помнить о приоритете гражданских прав над
этническими;
что нельзя распространять в своих журналистских
выступлениях
идеи
неравенства
национальностей,
негативные стереотипы, обидные лексемы, задевающие
этнические чувства людей;
что нельзя на нескольких негативных примерах из жизни
представителей любого этноса делать негативные обобщения
обо всей этнической группе;
что вообще не нужно без особой необходимости упоминать
в публикациях этнический признак...
В. К. Малькова предлагает условно разделить
этническую информацию в СМИ на:
•позитивную (толерантную),
•нейтральную (смешанную),
•конфликтную (интолерантную).
К позит ивной или нейтральной информации
обычно относят доброжелательные, дружественные
или нейтральные высказывания коммуникатора о
представителях разных народов, об особенностях их
образа жизни, их материальной и духовной культуре,
национальных героях и современных лидерах и о
нормальном взаимодействии этнических групп.
Кроме этнической информации, как бы
случайно встречающейся в передачах
радио
и
телевидения,
а
также
рассыпанной в публикациях российских
газет
(рассеянная
этническая
информация),
выходят
специальны е
популярны е
периодические издания, которые
целенаправленно освещают этническую
жизнь,
этническое
поведение
и
этнические проблемы разных народов.
Это, например, журналы: «Жизнь
национальностей»,
«Этносфера»,
«Эхо Кавказа», «Новый Вавилон» и
др., а также и многочисленные газеты
этнических
меньшинств
в
разных
регионах
страны
(«Маланка»,
«Соотечественники»,
«Азеррос»,
«Арегак», «Менора» и др.)
С помощью этнической журналистики происходит активная
политизация
национального
(эт нического)
самосознания людей, не всегда ведущего к объединению
общества.
Этничность – один из самых сильных психологических
мобилизаторов общества, явление, способное быстро
консолидировать представителей одного этноса на основе
любви к своим этническим ценностям.
И это происходит на наших глазах в разных уголках мира.
« Восставшая» ,
а,
точнее,
« поднятая»
или
« мобилизованная»
политиками
и
журналистами
этничность может сплотить представителей одной
национальности, например, на основе защиты их
этнических ценностей («родной земли», «родной
страны», религии и других «национальных святынь»),
может возбудить национальное самосознание и на основе
конкуренции с « другими» , «чужими», с теми, кто
пытается отнять «у нас наши» этнические ценности.
Распрост ранение
у
населения
установок
нетерпимости: противостоять ИМ как НАШЕМУ
противнику, защитить нашу ценность, отстоять ее, не
отдать... Как известно, это чаще всего означает: не пустить,
прогнать, выселить, убрать ЧУЖИХ, НЕ НАС, этнически
ДРУГИХ, НЕ ТАКИХ, КАК МЫ.
Подобные примеры нетолерантной этнической журналистики
В. К. Малькова фиксировала в прессе бы вших союзны х
республик (например, в газетах Эстонии, Литвы, Грузии)
практически на протяжении всего последнего десятилетия.
Русское население, проживавшее на этих территориях
десятки лет, стало считаться в этих республиках чужим,
нежелательным, «оккупантом».
В 90-е годы, после распада Союза, когда российские
республики настойчиво отстаивали свой суверенитет, в
массовое сознание с помощью местных СМИ интенсивно
вводилась
идея
о
большой
ценност и
республиканского суверенитета.
Как
показывали
многочисленные
исследования,
идеологическая путаница в прессе всех республик была
огромная: ни политики, ни журналисты, а тем более
население, не могли четко сказать что такое суверенитет,
в чем он состоит, кто является субъектом и объектом
этого суверенитета- республика, все ее население или
только титульный этнос?
«Но в течение нескольких лет (в первой половине 90-х
годов) во многих республиках России пресса будоражила
общественное сознание тем, что эту ценность – «наш
национальный суверенитет» – могут «у нас» отнять.
…Мы видели на страницах местных газет подборки писем
в защиту «нашего суверенитета» от рабочих, крестьян,
учителей... Мы видели в прессе фотографии возмущенных
людей, выходящих на демонстрации с требованием не
отдавать «наше огромное завоевание», «наше
«национальное достижение». Со страниц прессы в
этот период звучали идеи: «Мы не согласны!», «Мы –
против!» (В. К. Малькова)
Как показывают этносоциологические исследования
материалов СМИ, уже несколько десятилетий проводимые
в Институте этнологии и антропологии РАН, формы
освещения этничности могут быть разными.
Сама интенсивност ь упоминания определенной
национальности в издании может сказать о многом,
например, многократное позит ивное или негат ивное
упоминание этнической группы или, наоборот – полное
умолчание о ней.
Этническая информация содержит чет кие эт нические
маркеры (В. К. Малькова):
•упоминание этносов (российских и зарубежных);
•упоминание республик, регионов и стран;
•упоминание конфессий и верований;
•упоминание рас и расовых признаков;
• употребление лексем (дружба/ вражда народов,
взаимопонимание/ этнофобия, национализм и т.п.);
•
упоминание
общест венны х
ценностей,
выраженных в лексемах: "наша страна", "наша
земля", "наш народ", "наша честь, достоинство";
•позитивные и негативные эт нические стереот ипы ;
•этнические идеологемы , проходящие по некоторым
публикациям газет и отражающие реальные или желаемые
взаимоотношения разных этнических групп, также
направленные как на их единение (мы все - граждане
одной страны, мы должны жить с ними дружно...), так
и на разъединение ( они виноваты в том, что мы..., они
отнимают у нас..., они нам мешают...).
Эт нические лексемы — это этнически окрашенные слова
или выражения, состоящие обычно из 2-3-х и более слов:
русское поле, швейцарские часы , грузинские
песни, американский флаг...
С помощью этих элементов текста, буквально с помощью
одного-двух
слов
журналист
или
другой
автор,
выступающий в СМИ, может позитивно или негативно
оценивать
события,
связанные
с
этносом:
предприимчивы й вьетнамец, ленивы й русский...
или: эф ф ективная японская экономика, успешны й
американский бизнес, изы сканная ф ранцузская
мода...
Группы эт нических лексем
•толерантны е слова и вы раж ения, таких как:
дружба народов, взаимопонимание, гуманизм,
милосердие,
уважение,
великодушие,
толерантность...
•лексемы , обозначающие отклонения от норм
межэтнических отношений: экстремизм, этнофобия,
ксенофобия, расизм, национализм, антисемитизм,
шовинизм, межнациональная (или межэтническая)
рознь, нетерпимость, конфронтация, столкновение,
конфликтность, непонимание, вражда, этническая
(национальная) дискриминация…
•нейтральны е эт нические лексемы : якутская
история, якутская стройка (М.К., 2001, № 219);
абхазские военные, инструкторы-арабы; проводникисваны (М.К., 2001, № 223); французская пресса и др.
•этнические нелепости: русский грек (К.П., 2001,
№194); грузинские чеченцы (М.К.), грузиночеченские бандиты (К.П., 2001, №190), русские
корейцы, русские китайцы, «лицо кавказской
национальности»,
«лица
ближневосточной
внешности» (М.К., 2001, № 218); «лица славянскоазиатской национальности» (АИФ)...
•« мет аф орические или эпат аж ны е лексемы » :
«Русские любят левый вариант», — говорит В.
Жириновский в одной из публикаций (М.К., 2001, № 222);
«Украинцы вляпались в большую Кучму», — сообщают
всему миру авторы газеты в большой «шапке» на первой
полосе (М.К., 2001, № 229); «Московских цыган прижмут
к ногтю» (М.К., 2002, № 46).
•лексемы -насмешки:
«Сопливая
американская
мелодрама» (АИФ, 2001, № АЗ); «Канадцы подняли
вселенский хай» (АИФ, 2002, № 8); «Так называемые
грузинские партизаны» (М.К., 2001, № 228);
•«Украинские ПВО пульнули по ТУ-154» (М.К., 2001, №
228); Присуждение медалей канадским халявщикам
(К.П., 2002, № 35);
•лексемы -обвинения: подлые американцы, чеченские
и грузинские боевики, чеченские и грузинские
террористы,
чеченские
бандгруппы,
бандиты,
чеченские отморозки (последняя лексема из К.П., 2001, №
193),
исламские
фанатики,
мусульманские
сепаратисты
/
экстремисты,
сеть
исламских
экстремистов… Иногда подобные лексемы встречаются и в
других формах: «Плодятся всякие жулики да нацмены»,
— как бы мимоходом замечает В. Жириновский в интервью
«Московскому комсомольцу» (2001, № 222);
•эт нические ярлы ки или шт ампы : жиды, москали,
хохлы, чурки, хачики, киты, чичики, чучмеки и др.
•лексемы -стереот ипы :
макаронники-итальянцы,
лягушатники-французы, лучшие повара — французы
(М.К., 2002, № 37), загадочная русская душа ( М.К., 2002,
№ 44); янки-индивидуалисты; богатенькие янки,
толерант ны е лексемы :
•толерант ны е слова и вы раж ения: дружба
народов,
взаимопонимание,
гуманизм,
милосердие,
уважение,
великодушие,
толерантность...
•упот ребление
в
осуж дающем
контексте
словообразований, отражающих такие явления жизни, как:
межэтническая рознь, конфронтация, вражда,
этническая дискриминация и другое;
•лексемы -стереот ипы
комплимент арного
смы сла: красивые бразильцы, нежные русские
женщины, горячие финские парни...;
интолерантны е лексемы :
•лексемы, обозначающие отклонения от норм
человеческого
общеж ит ия
(экстремизм,
этнофобия, ксенофобия, расизм, национализм,
антисемитизм);
• этнические лексемы -нелепост и;
•эпатаж но-метафоричны е лексемы ;
•лексемы -насмешки;
•лексемы -обвинения;
•этнические ярлы ки и шт ампы
негативные этнонимы);
(этнофолизмы,
•негат ивны е эт нические стереот ипы .