Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этапы развития психологической мысли и выделение психологии в самостоятельную науку

  • 👀 840 просмотров
  • 📌 814 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Этапы развития психологической мысли и выделение психологии в самостоятельную науку
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этапы развития психологической мысли и выделение психологии в самостоятельную науку» doc
1) Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст). История психологии является одним то важнейших разделов психологического знания и рассматривается как комплексная дисциплина, синтезирующая знания по отдельным областям и проблемам психологии. Владение историко-психологическими представлениями позволяет привести отдельные знания в систему, понять логику становления психологии, чипы изменения сё предмета и ведущей проблематики. Она находит отражение в таких важных аспектах подготовки, как умение отбирать адекватные социально-педагогическим и психолого-педагогическим задачам методы диагностики и пути решения проблем; умение прогнозировать последствия принятия педагогических решений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения квалификации. II. Формы организации лекции 1) Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей). Учащиеся средних учебных заведений. 2) Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание). Целью является ознакомление обучающихся с историей возникновения и логикой развития основных психологических школ и направлений, что позволяет выстроить уже имеющийся у них запас психологических знаний в стройную осмысленную систему. 3) Задачи лекции, реализующие основной замысел: 1. Создание у изучающих данную тему представлений об историческом контексте возникновения и развития психологической мысли. 2. Знакомство с основными представителями ведущих психологических школ и направлений. 3. Создание представлений об основаниях и способах построения психологического знания. В результате обучающиеся должны знать: Понятие этапов равзития истории психологии, Основателей истории психологии как науки, Переодизацию истории психологии как науки. эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении. уметь анализировать психологические концепции, разбираться в актуальных чего вопросах ПСИХОЛОГИИ. Организационная форма лекции: • монологическое высказывание; 1) План и конспект содержания лекции. План лекции: 1. Вступительное слово. 2. Этапы развития психологической мысли 4.Выделение психологии в самостоятельную науку 2) Учебные средства и дидактические приемы, ПК, конспект. 1.Установление контакта с аудиторией. 2. Убежденное и эмоциональное изложение материала. 3. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия. Целостный образ преподавателя в процессе лекции 1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции 1 раздел - Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий. 2. раздел - Использование наглядных пособий (использование схем). 3 раздел - Использование наглядных пособий (использование схем). Использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями; применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы; 3) Языковая форма высказывания Использование простого, доступного языка, образной речи с примерами и сравнениями. Следить за тем, чтобы речь была достаточно громкой, четкой с использование правильного литературного произношения и правильно расставленных ударений. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией. Использование громкой, четкой речи, среднего ритма. Использовние ораторских приемов. 1. Этапы развития психологической мысли В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первый этап - Донаучный —датируется 7 —6 вв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В это время душе была упоминалась лишь в легендах, сказках и религиозных текстах, в которых душа связывалась с определенными существами (тотемами). Сочинения о душе того времени о душе рассматривали явления, как сна, сновидений, состояние транса, овладения магическими умениями и др. Иными словами на тот период первичные взгляды на психические явления выражались в изображении этих явлений как таинственных, сакральных. Античная психология может быть представлена различными философскими учениями. Самые заметные из них: учение Гераклита (IV ­ нач. V вв. до н.э.), который полагал, что существует два этапа переработки знаний ­ ощущение и разум. При этом разум он ставит выше ощущений. Он способен понимать общие не видимые глазу вещи, учение Сократа (V в. до н.э.). Он связал душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека. Платон (конец V в нач. IV в. до н.э.) считал, что поведение человека побуждается и направляется разумом человека. Аристотель (IV в. до н.э.) автор первого психологического трактата «О душе». По мнению Аристотеля душа и тело являются единым целым; он выделяет уровни способности к деятельности: это заложенный человеке психологический ресурс и его практическая реализация. Основной заслугой античных исследований является то, что они предприняли попытку найти ответ на вопрос как соотносятся в человеке духовное и телесное, мышление и общение, мотивы и интеллект, личность и социом, разум и иррациональность и другия явления, присущие личности. Психология средневековой Европы Несмотря на то, что в этом периоде происходил упадок естественных наук в целом, некоторые элементы естественно-научной, опытной мысли сохранялись и пополнялись; развививались новые гуманитарные области знания. В этов время в центре внимания исследователей продожала находиться душа человека, иследованиям которой занимались: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др. По мнению Фомы Аквинского, в мире есть место одной истине - религиозной, разум призван служить только ей как и религиозное чувство. Работа души по мнению исследователя заключается в акте познания образа объекта (понятия ощущения); осознания акта познания; и познании себя как уникальной сущности. Уильям Оккам создал учение в котором утверждал, что «личность двойственна» (религиозные догмы не могут быть основаны на разуме), и считал, что необходимо обращаться к чувственному опыту. Эпохой Возрождения называют период перехода от феодализма к к капитилистичекской формации. Это название, обусловлено тем, что на этом этапе античные ценности возродилсь и составли основу арабоязычной, и латиноязычной (западноевропейской) культуры. В период Возрождения, психологически проблемам посвятили свои труды: Бернардино Телезио, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Фрэнсис Бэкон. По мнению Фрэнсиса Бэкона, источник знания находиться в эмпирическом исследовании. Инструментом научного исследования следует использовать «новый органон» как инструмент мышления, благодаря которому можно построить фундамент достоверного научного знания. Хуан Луис Вивес создал труд «О душе и жизни» в котором утверждал, что природа личности следует познавать не из книг, а посредствомм накопления наблюдения и опыта, исходя из теории воспитания детей. Таким образом, в среденвековый период, под пластом рассудочных настроений, появляются новые теории, основанные на опытном познании души и ее проявлений. Психологическая мысль Нового времени (XVII в.) XVII век можно назвать периодом коренного перелома в социальной жизни Западной Европы, эпохой научной революции и зарождения научного мировоззрения. Первым, кто высказал мысль о применении положений геометрии и и механики в психологической теории, был Рене Декарт. По его мнению организм представляет из себя механически работающую систему, тело и душа представляют из себя единое целое, поскольку этм казалось бы несовместимые части взаоимодействуют при помощи внутренней секреции. К исследователям психологической теории можно отести Б.Спиноза по мнению которого сущность души определена познавательной деятельностью, которая связана с наличием в душе понятий или идей. По мнению Джона Локка у людей нет и не может быть врожденных знаний. Д. Локк был уверен, что знание появляется в результате накопления опыта, который состоит из двух элементов ­ внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В результате накопления Ощущения и рефлексия зарождаются новые теории. Локк также изучал такое понятие как ассоциация. Таким образом, в этот период происходит формирование психологии как науки о сознании, содержании сознания человека и путях формирования этого содержания. Еще в первой половине XVIII века ученик Лейбница Кристиан фон Вольф (1679-1754) различил эмпирическую психологию как науку и традиционную философскую психологию (в последней закономерности устанавливаются путем их логического выведения из теоретических представлений о сущности психики), и опубликовал две работы Эмпирическая психология (1732) и Рациональная психология (1734). Он ввел также термин психометрия, говоря о возможности измерить величину удовольствия осознаваемым совершенством, а величину внимания продолжительностью отслеживания аргументации (Фресс, 1966). Хотя Вольф еще помещал оба направления психологии в рамки метафизики, однако он верил, что в основе такой метафизики могут быть эмпирические данные и многие свои предположения формулировал в достаточно конкретной форме. Так, в частности, в Эмпирической психологии он да описание двусторонней связи между интенсивностью внимания и объемом познаваемого содержания в этом акте внимания, а также говорил о возможности оценивать качество памяти на основе длительности начала воспроизведения, количества попыток для восстановления и количество попыток для фиксации исходного материала запоминания. Вплоть до Хербарта и его учеников, т.е. до второй половины XIX века, идеи Вольфа были образцом для подражания. В 1759 году врач Йоханн-Готлоб Крюгер (1715-1759) опубликовал работу (Попытка экспериментального учения о душе), где он выдвигал предположение о наличии количественных отношений между стимулом (V), состоянием нервной системой (которое он обозначает как Т) и ощущением (8), утверждая, что 8 = V х Т. В это же время стали появляться и более философские книги и журналы по психологии, а Якоб Абель (1751-1829) даже занимал должность профессора по психологии и морали в Карлсшуле при Штутгартском университете (1998). Здесь надо отметить и несколько противоречивую роль Иммануила Канта (1724-1804), который считается родоначальником немецкой классической философии (Антология мировой философии, т.3 1971). Как известно, Кант около четвери века с 1772 по 1796 годы преподавал антропологию в университете Кенигсберга и его размышления по поводу наук о человеке нашли свое отражение в ряде его работ. Для Рамуля главным во взглядах Канта на психологию стала мысль из Метафизических основоначал естествознания (1786) о том, что психологии не дано стать в полной мере естественной наукой, ибо «еще в меньшей мере... возможно для нас подвергнуть другой мыслящий объект нашим опытам согласно нашему намерению...». По его мнению, недооценка Кантом возможностей эмпирической психологии в значительной степени была связана с состоянием психологических исследований к концу XVIII века («психология письменного стола», где отдельные опыты на зрительные или слуховые ощущения ассоциировались скорее с физиологией или оптикой, чем с психологией). В то же время вряд ли можно считать, как это делает Хетфилд, раздел Антропологии (1796), посвященный психологии, первым учебником по введению в психологию, ибо психология здесь понимается еще как во времена Античности как объект абстрактного размышления, вне контекста развития эмпирических исследований психических процессов. Скорее всего, Кант недооценил как Эмпирическую психологию Вольфа, так и весьма перспективные работы Буге, Крюгера и Даламбера. Наибольший теоретический и публицистическй вклад в превращение социальных и гуманитарных дисциплин в науки вносят Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт и Херберт Спенсер. Конт предложил идею эволюционного прогресса человеческого знания от теологического через метафизическое к научному знанию, требующему единого подхода к познанию реальности во всех научных дисциплинах. Спенсер свою теорию эволюционного приспособления и вытекающим из нее функциональным подходом ко всем социальным и психическим явлениям. Согласно Конту индивидуальные и родовые представления людей проходят три теоретические стадии: 1) теологическая или фиктивная, внутри которой он выделяет еще фазы фетишизма, политеизма и монотеизма доминирование мистических форм в объяснении происхождения и сущности всех явлений и вещей; 2) метафизическая или абстрактная где доминирует неизменная онтология и универсальная связь, вытекающая из монотеизма, заменяется Природой (например, астрономия на метафизической стадии описывает движение звезд по окружности, ибо круг рассматривается как идеальная геометрическая фигура); 3) положительная или реальная, где воображение постоянно подчиняется эмпирическому наблюдению, и определение недоступных первопричин заменяется исследованием и исчислением постоянных отношений и выявлением причинно-следственных связей, существующих между наблюдаемыми явлениями. Третья стадия требует унифицированного подхода к изучению реальности во всех науках. Психология, по Конту, не может носить интроспективный характер, ибо человек не может раздвоиться, но может быть социальной наукой о человеке, изучающей его проявления в социальных взаимоотношениях (Конт, 1910). Согласно Конту, позитивизм должен привести к отказу от представления об обязательной цели или причинности в природе и заменить теологию и философию наукой. Последняя же должна формулировать законы о постоянных взаимоотношениях между явлениями как природного, так и социального характера. Впоследствии, эти идеи развивали Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896), а еще позже представители Венского кружка Мориц Шлик (1882-1936) и Рудольф Карнап Сагпар, 1891-1970) развивали идеи логического позитивизма, все дальше уходя от мысли Конта об эпохе позитивной науки. Главная идея Конта заключалась в появлении науки как основы человеческого опыта, причём эта наука имеет общие принципы и законы, независимо от конкретной области исследования. Впоследствии, под позитивизмом стали понимать лишь философскую традицию, считающую измерение и количественный анализ неотъемлемой частью любого научного исследования. Ближе всего к психологической тематике подошел Эрнст Мах, который провел целый ряд опытов по зрительному и слуховому восприятию и обобщил их в своей известной работе Анализ ощущений (1886), где утверждается, что именно ощущения являются исходным материалом научных заключений Правда, в отличие от Конта, Мах вовсе не призывал к отказу от интроспекции, ибо весьма активно использовал самоотчет в своих опытах, но призывал лишь к разработке единых правил в проведении научных исследований. Если говорить о создании общенаучных предпосылок появления психологии, то безусловно надо отметить два наиболее мощных фактора. Первый из них связан с развитием биологии с разработкой научных основ систематизации видов живой природы и представлениями об их изменении в трудах автора эволюционной идеи как истории природы Жоржа Бюффона, создателя эволюционного учения Жана-Батиста Ламарка и создателя теории естественного отбора Чарльза Дарвина (1809-1882). Второй с бурным развитием в XIX веке неврологии, анатомии и физиологии нервной системы в результате секуляризации медицины и появления все большего числа огнестрельных ранений с локальными поражениями головного и спинного мозга, лечение которых требовало понимания общих механизмов регуляции в нервной системе. Скорее всего именно благодаря безусловному и непререкаемому авторитету Дарвина (а не только работам Ламарка и Спенсера) к концу XIX века в науке о человеке был узаконен так называемый эволюционный подход, который в качестве фундаментальных проявлений человеческой психики рассматривает лишь те, которые являются тождественными у человека и животных или могут быть найдены на предшествующих этапах эволюции животного мира в качестве необходимого механизма выживания в процессе естественного отбора. К концу ХХ веку лишь в некоторых областях психологической науки этот подход остается достаточно универсальным (прежде всего, в психофизиологии, психологии эмоций и психологии развития). Таким образом, С 60­х годов XIX века начался новый период развития психологической науки. Основными характерными чертами для этого периода являются: 1. Появляются первые научные парадигмы, институты и сообщества профессиональных психологов. 2. Формируются внутрипарадигмальные представления о предмете психологии, методах исследования, развиваются представления, которые соответствуют различным элементам предмета исследований в различных парадигмах. 3.Согласовываются представление о предмете и методах психологии с общенаучными нормами и ценностями. 4. Развиваются контакты с другими дисциплинами и как следствие возникают новые отрасли психологии. 2. Выделение психологии в самостоятельную науку Психология обрела положение самостоятельной науки во второй половине XIX столетия, поскольку в декабре 1879 года в двух комнатах в Лейпцигском университете были размещены психологические приборы, чтосвидетельсвует об открытии первой в мире лаборатории для экспериментального исследования психических явлений. Ее основателем как самостоятельной науки является Вильгельм Вундт. В. Вундт в качестве предмета психологических исследований выделил практический опыт, он считал необходимым использование в психологии экспериментальных методов с целью точного анализа элементарных психических процессов (представлений, ощущений, ассоциаций). Таким образом, преобразование психологии в самостоятельную науку нашло свое выражение в открытии экспериментальных лабораторий, где стали экспериментально изучаться не только ощущения и восприятие, но и высшие психические процессы; ообразовались национальные психологические общества, начали издаваться специальные журналы, организовывались всемирные психологические конгрессы; проведились собственно психологические исследования и развитии прикладных областей психологии. Много лет тому назад один из создателей научной психологии Герман Эббингауз в классическом «Очерке психологии» (1908) заметил, что она «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Другой классик – С.Л. Рубинштейн – в 1940 г. отмечал: «Переход от простой совокупности еще не оформившихся в науку знаний к науке является для каждой области знаний, в том числе и для психологии, крупным событием, подлинные источники и движущие силы которого очень важно уяснить себе для того, чтобы правильно понять ее дальнейшие пути и перспективы». Нельзя не согласиться и с другим высказыванием С.Л. Рубинштейна из процитированной работы: «История психологии и формирования ее как самостоятельной науки не получила еще в мировой психологической литературе адекватного освещения». Хотя с тех пор прошло много времени, опубликовано огромное количество работ по истории психологической науки, оценка выдающегося отечественного психолога, к сожалению, не утратила ни своей актуальности, ни своей правоты. Иногда создается впечатление, что проблема вообще «закрыта». Объективное понимание и исследование психических явлений было подготовлено научными открытиями в таких областях, как физиология нервной системы и органов чувств, психофизика, психометрия и биология. Исследования выдающихся физиологов (Г. Гельмгольц, X. Джексон Ч. Бэлл, П. Брока, и др.) способствовали постановке вопроса об анатомических и физиологических основах психики. Г. Фехнер, ос-новоположник психофизики, впервые осуществил приложение мате-матики к психологии, обосновав основной психофизический закон и разработав экспериментальные методы измерения ощущений. Психометрия занималась измерением скорости протекания простейших психических процессов (3. Экснер, Ф. Дондерс). Теория эволюции в органическом мире, сформулированная биологом Ч. Дарвином, утверждала идею развития и поставила задачу определения движущих сил развития психики. Перечисленные научные успехи и предопределили выделение психологии из философии и естествознания в конце XIX века, переход ее на самостоятельный путь развития. Таким образом, научная психология появилась во второй половине XIX столетия, откуда начинается новый «отсчет» времени, новая история. В свете этого детали «рождения» не так важны, на первый план выходит летопись побед «новой психологии» – научной и самостоятельной. Для исторического исследования, несомненно, такие вехи значимы, но в отношении методологиче ском важно помнить, что «революции» в науке редко бывают одномоментными. Многие авторы, исследовавшие этот вопрос, среди которых и С.Л. Рубинштейн, и М.Г. Ярошевский, и М.С. Роговин, отмечали, что выделение психологии вряд ли было четко датируемым событием. М.С. Роговин, в частности, писал: «Мы полагаем, что неправильным было бы пытаться наметить какую-то определенную дату, начиная с которой могли бы рассматривать психологию как самостоятельную науку. Процесс формирования научной дисциплины длительный, сложный, диалектически противоречивый; поэтому следует стремиться определить лишь исторический отрезок времени, на который приходится сочетание условий, в максимальной степени способствовавших ее становлению». Список литературы Литература для студентов 1. Батыршина, А.Р. История психологии : учебное пособие / А.Р. Батыршина. 2-е изд. стереотип. Москва : Издательство «Флинта», 2016. 223 с. 2. Бреслав Г. М. Психология как наука: новый подход в понимании ее истории / Бреслав ГМ. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 675 с: 3. Ждан А.Н. История психологии. М.: МГУ, 2001. -215 с: 4. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX начала XX в.: Учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. М.: Флинта: МПСИ, 2010. -192 с: 5. Минькова Е. С. История зарубежной психологии конца XIX начала XX века [Электронный ресурс]: хрестоматия / под ред. Е. С. Миньковой. 2-е изд, стер. М.: Флинта: 2013. -136 с. 6. Мусиичук, М. В. История психологии в концепциях учений о душе [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ М. В. Мусиичук. М.: ФЛИНТА: 2013. -143 с. 7. Швацкий, А. Ю. История психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Швацкий. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 321 с. 8. Шкуратов В. А. Психология в истории культуры и познания: монография / Шкуратов ВА Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ 2011. 268 с. 9. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд. дораб. М.: Мысль, 1993. -174 с: Литература для преподователей 1. История психологии: учебно-методическое пособие. Автор-составитель: Харламова Т.М. Москва: Издательство «Флинта», 2014 - 49 c. 2. История психологии: практикум.Ставрополь: Назаренко Т.И. 3. СКФУ, 2015 105 с. 4. Козлов В.В. Интегративная психология – возврат к предмету психологии // Методология и история психологии. Научный журнал. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 132–146. 5. Кольцова, В.А. История психологии. Проблемы методологии / В.А. Кольцова. Москва : Институт психологии РАН, 2008. 511 с. 6. Минькова Е. С. История отечественной психологии конца XIX начала XX века [Электронный ресурс]: хрестоматия / под ред. Е. С. Миньковой. 2-е изд, стер. М.: ФЛИНТА, 2013. -152 с.
«Этапы развития психологической мысли и выделение психологии в самостоятельную науку» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot