Эмоциональное выгорание специалистов образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт североведения
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ «ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА»
Выполнил(и): Ф.И.О. группа, курс
Дата сдачи
Проверил: Овсянникова О.С.,
старший преподаватель ГИС
Ханты-Мансийск, 2021
Тема занятия: «Эмоциональное выгорание специалистов образования»
Пояснительная записка
Тема занятия «Эмоциональное выгорание специалистов образования» обусловлена тем, что выгорание - частая проблема специалистов образования, она имеет высокую социальную значимость и широко распространена в образовательных учреждениях. Выгорание проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения.
Цель: познакомиться с понятием «эмоциональное выгорание» и рассмотреть методы и способы профилактики эмоционального выгорания у специалистов образования.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать представление о понятии «эмоциональное выгорание»;
2. Выявить симптомы, этапы формирования, причины возникновения «эмоционального выгорания»;
3. Познакомить со способам регуляции психоэмоционального состояния.
Развивающие:
1. Развивать информационно-теоретические компетентности педагогов;
2. Развитие у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Воспитательные:
1. Формировать представление об условиях для создания благоприятного психологического микроклимата в педколлективе.
Категория слушателей: педагоги образовательной организации
Необходимое оборудование: проектор, компьютер, презентация; памятка;
Ожидаемые результаты:
1. У слушателей будут сформированы начальные навыки саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний и жизненных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у большинства педагогов.
Основное содержание занятия.
I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ
Здравствуйте, педагоги. Я рада приветствовать вас на лекции, посвященной эмоциональному выгоранию специалистов образования.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил».
Сегодня ни для кого не секрет, что учитель, воспитатель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Поэтому проблема психологического благополучия является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.
Поэтому цель нашего занятия: познакомиться с понятием «эмоциональное выгорание» и рассмотреть методы и способы профилактики эмоционального выгорания у специалистов образования.
II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ
- Как бы вы охарактеризовали это понятие «Эмоциональное выгорание»?
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания.
Прямо скажем, термин «эмоциональное выгорание» не строго научный, однако за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Так что же такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии.
- Как вы думаете, каковы же признаки эмоционального выгорания?
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:
1. предельное истощение;
2. отстраненность от учеников и от работы;
3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
- Давайте, их разберем подробней. Как вы понимаете предельное истощение?
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
- Как вы понимаете второй признак эмоционального выгорания – отстраненность?
Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
- Как вы понимаете третий признак эмоционального выгорания – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания?
Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
- Как вы думаете, какова симптоматика эмоционального выгорания?
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
1. Физические симптомы:
• усталость, физическое утомление, истощение;
• уменьшенный или увеличенный вес;
• недостаточный сон, бессонница;
• плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям);
• затрудненное дыхание, отдышка;
• тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание;
• гипертензия (повышенное давление);
• язвы, нарывы;
• сердечные болезни.
2. Эмоциональные симптомы:
• недостаток эмоций, неэмоциональность;
• пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни;
• безразличие и усталость;
• ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежности;
• раздражительность, агрессивность;
• тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
• депрессия, чувство вины;
• нервные рыдания. истерики. душевные страдания;
• потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив;
• увеличение деперсонализации своей или других. (люди становятся безликими, как манекены.);
• преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы:
• рабочее время больше 45 часов в неделю;
• во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть;
• безразличие к еде; стол скудный, без изысков;
• малая физическая нагрузка;
• оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств;
• несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.);
• импульсивное эмоциональное поведение.
4. Интеллектуальное состояние:
• уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
• уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе);
• увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;
• увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;
• цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям;
• малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);
• формальное выполнение работы;
5. Социальные симптомы:
• нет времени или энергии для социальной активности;
• уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;
• социальные контакты ограничиваются работой;
• скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;
• ощущение изоляции, непонимания других и другими;
• ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних.
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы.
Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность
Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
Дестабилизирующая организация деятельности.
Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения — клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотношения обеих сторон,
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего это касается медиков, педагогов, воспитателей, социальных работников, блюстителей общественного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.
На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров — заказчиков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Плата высока — нервное перенапряжение.
Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным прессингом особых социальных институтов, призванных побуждать к ответственности за исполняемые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя и т.д.
— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.
Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии cвоиx психических ресурсов.
Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы;
— психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.
- Приведите пример таких отношений.
У врачей это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей — дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. У руководителя или командира — подчиненные с акцентированными характерами, неврозами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслуживающего персонала — капризные и грубые клиенты.
Можно выделить внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание
Склонность к эмоциональной ригидности.
Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться.
Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) событий обстоятельств профессиональной деятельности
Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.
Довольно часто молодые специалисты воспринимают все слишком эмоционально, отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Типичный вариант экономии ресурсов - эмоциональное выгорание. Учителя спустя.11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Здесь два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности - а это означает безразличие, равнодушие, душевную черствость.
Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
Нравственные дефекты и дезориентация личности.
Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью «включать» во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.
В случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается.
Как мы видим, выгорать человек может в совершенно разных сферах, независимо от занятости и возраста – например, учитель, ученик, родитель…
Однако в одних и тех же стрессовых условиях разные люди выгорают по-разному, а некоторые не выгорают вовсе. Многие авторы пишут о том, что на психологическое состояние влияет не сам стресс как внешний фактор, а то, как мы к нему относимся, воспринимаем ли мы его как двигатель нашего развития или как разрушающий фактор.
- Как вы думаете, что может помочь справится специалистам образования с эмоциональным выгоранием?
Для профилактики и помощи педагогам в преодолении эмоционального выгорания рекомендовано следующее:
- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
- оптимизация режима работы и отдыха;
- обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;
- привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.
А также в целях противостояния выгоранию, необходимо выработать привычки, позволяющие заботиться о своем психосоматическом здоровье.
1. Привычки правильного питания, что подразумевает:
- регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;
- включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;
- ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;
- очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).
2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.
7. Сказать «нет» вредным привычкам.
8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
10. Общаться с домашними любимцами.
11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния.
Также существует огромное количество тренингов и упражнений, посвященных профилактике эмоционального выгорания.
III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Наша лекция подошла к концу, она была посвящена профилактике эмоционального выгорания, я предлагаю поделиться обратной связью с помощью творческого упражнения – синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Кто готов поделиться своим мнением, прочитать свой синквейн?
Сегодняшнюю нашу лекцию хочется закончить известной буддийской притчей: «Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему:
- В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю.
- Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик.
На что учитель ответил:
- Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают.
Мне хочется вам пожелать «Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!» Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению. Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. «Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов».