Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Эмоциональное выгорание специалистов образования

  • ⌛ 2021 год
  • 👀 479 просмотров
  • 📌 443 загрузки
  • 🏢️ Югорский государственный университет Гуманитарный институт североведения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Эмоциональное выгорание специалистов образования» docx
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский государственный университет Гуманитарный институт североведения 44.03.02 Психолого-педагогическое образование КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ «ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА» Выполнил(и): Ф.И.О. группа, курс Дата сдачи Проверил: Овсянникова О.С., старший преподаватель ГИС Ханты-Мансийск, 2021 Тема занятия: «Эмоциональное выгорание специалистов образования» Пояснительная записка Тема занятия «Эмоциональное выгорание специалистов образования» обусловлена тем, что выгорание - частая проблема специалистов образования, она имеет высокую социальную значимость и широко распространена в образовательных учреждениях. Выгорание проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения. Цель: познакомиться с понятием «эмоциональное выгорание» и рассмотреть методы и способы профилактики эмоционального выгорания у специалистов образования. Задачи: Обучающие: 1. Формировать представление о понятии «эмоциональное выгорание»; 2. Выявить симптомы, этапы формирования, причины возникновения «эмоционального выгорания»; 3. Познакомить  со способам регуляции психоэмоционального состояния. Развивающие: 1. Развивать информационно-теоретические компетентности педагогов; 2. Развитие у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности. Воспитательные: 1. Формировать представление об условиях для создания благоприятного психологического микроклимата в педколлективе. Категория слушателей: педагоги образовательной организации Необходимое оборудование: проектор, компьютер, презентация; памятка; Ожидаемые результаты: 1. У слушателей будут сформированы начальные навыки саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний и жизненных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у большинства педагогов. Основное содержание занятия. I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ Здравствуйте, педагоги. Я рада приветствовать вас на лекции, посвященной эмоциональному выгоранию специалистов образования. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил». Сегодня ни для кого не секрет, что учитель, воспитатель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Поэтому проблема психологического благополучия является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Поэтому цель нашего занятия: познакомиться с понятием «эмоциональное выгорание» и рассмотреть методы и способы профилактики эмоционального выгорания у специалистов образования. II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ - Как бы вы охарактеризовали это понятие «Эмоциональное выгорание»? Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе пси­хиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятель­ность связана с общением, подвержены симптомам постепен­ного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников тор­говли и сферы обслуживания. Прямо скажем, термин «эмоциональное выгорание» не стро­го научный, однако за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникатив­ные следствия. Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойства­ми нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосо­матическими нарушениями. Так что же такое эмоциональное выгорание? Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии. - Как вы думаете, каковы же признаки эмоционального выгорания? Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания: 1. предельное истощение; 2. отстраненность от учеников и от работы; 3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. - Давайте, их разберем подробней. Как вы понимаете предельное истощение? Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. - Как вы понимаете второй признак эмоционального выгорания – отстраненность? Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. - Как вы понимаете третий признак эмоционального выгорания – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания? Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. - Как вы думаете, какова симптоматика эмоционального выгорания? Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания: 1. Физические симптомы: • усталость, физическое утомление, истощение; • уменьшенный или увеличенный вес; • недостаточный сон, бессонница; • плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям); • затрудненное дыхание, отдышка; • тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; • гипертензия (повышенное давление); • язвы, нарывы; • сердечные болезни. 2. Эмоциональные симптомы: • недостаток эмоций, неэмоциональность; • пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; • безразличие и усталость; • ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежности; • раздражительность, агрессивность; • тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; • депрессия, чувство вины; • нервные рыдания. истерики. душевные страдания; • потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив; • увеличение деперсонализации своей или других. (люди становятся безликими, как манекены.); • преобладает чувство одиночества. 3. Поведенческие симптомы: • рабочее время больше 45 часов в неделю; • во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; • безразличие к еде; стол скудный, без изысков; • малая физическая нагрузка; • оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; • несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.); • импульсивное эмоциональное поведение. 4. Интеллектуальное состояние: • уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; • уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); • увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; • увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; • цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; • малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); • формальное выполнение работы; 5. Социальные симптомы: • нет времени или энергии для социальной активности; • уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; • социальные контакты ограничиваются работой; • скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; • ощущение изоляции, непонимания других и другими; • ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних. Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность Такая деятельность связана с интенсивным общением, точ­нее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействи­ем на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно восприни­мать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуаль­ную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. Дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо струк­турированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бю­рократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана професси­ональная деятельность, например, учащихся в классе, пациен­тов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения — клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотно­шения обеих сторон, Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в ре­жиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего это ка­сается медиков, педагогов, воспитателей, социальных работников, блюстителей общест­венного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осу­ществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслу­шиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, со­чувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергети­ческие разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответствен­ность за благополучие вверенных деловых партнеров — заказчи­ков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Плата высока — нервное перенапряжение. Любой профессионал в сфере межличностных отношений на­ходится под постоянным прессингом особых социальных ин­ститутов, призванных побуждать к ответственности за исполняе­мые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя и т.д. — неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—под­чиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега». Нер­возная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а дру­гих — искать способы экономии cвоиx психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держать­ся от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы; — психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. - Приведите пример таких отношений. У врачей это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей — дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. У руководителя или ко­мандира — подчиненные с акцентированными характерами, нев­розами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслужи­вающего персонала — капризные и грубые клиенты. Можно выделить внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выго­рание Склонность к эмоциональной ригидности. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психо­логической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реакти­вен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медлен­нее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервны­ми процессами. Повышенная впечатлительность и чувствитель­ность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) событий обстоятельств профессиональной деятельности Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто молодые специалисты воспринимают все слишком эмоционально, отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Типичный вариант экономии ресурсов - эмоциональное выгорание. Учителя спустя.11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения про­фессиональной деятельности. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности - а это означает безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью «включать» во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. В случае нравственного дефекта, так и при нали­чии нравственной дезориентации, формирование эмоциональ­ного выгорания облегчается. Как мы видим, выгорать человек может в совершенно разных сферах, независимо от занятости и возраста – например, учитель, ученик, родитель… Однако в одних и тех же стрессовых условиях разные люди выгорают по-разному, а некоторые не выгорают вовсе. Многие авторы пишут о том, что на психологическое состояние влияет не сам стресс как внешний фактор, а то, как мы к нему относимся, воспринимаем ли мы его как двигатель нашего развития или как разрушающий фактор. - Как вы думаете, что может помочь справится специалистам образования с эмоциональным выгоранием? Для профилактики и помощи педагогам в преодолении эмоционального выгорания рекомендовано следующее: - организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки; - оптимизация режима работы и отдыха; - обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния; - привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения. А также в целях противостояния выгоранию, необходимо выработать привычки, позволяющие заботиться о своем психосоматическом здоровье. 1. Привычки правильного питания, что подразумевает: - регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи; - включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп; - ограничение жирной пищи, растительных масел и белков; - очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день). 2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма. 3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом. 4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день. 5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни. 6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников. 7. Сказать «нет» вредным привычкам. 8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания. 9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой. 10. Общаться с домашними любимцами. 11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги. 12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния. Также существует огромное количество тренингов и упражнений, посвященных профилактике эмоционального выгорания. III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ Наша лекция подошла к концу, она была посвящена профилактике эмоционального выгорания, я предлагаю поделиться обратной связью с помощью творческого упражнения – синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Кто готов поделиться своим мнением, прочитать свой синквейн? Сегодняшнюю нашу лекцию хочется закончить известной буддийской притчей: «Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему: - В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю. - Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик. На что учитель ответил: - Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают. Мне хочется вам пожелать «Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!» Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению. Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. «Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов».
«Эмоциональное выгорание специалистов образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot