Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
III период – Эллинистическая философия
Слово «эллинистический» традиционно обозначает период греческой истории,
простирающийся от воцарения Александра Великого (Македонского) до установления
римского владычества, т. е. с конца IV в. до н. э. до конца I в. до н. э. Греция открывает
для себя необъятность мира. В этот период завязываются оживленные торговые связи не
только с Центральной Азией, но и с Китаем, Африкой, Западной Европой. Происходит
смешение традиций, религий, идей, культур; такое взаимопроникновение накладывает
неизгладимую печать на всю западную культуру. При Птолемеях Александрия стала
живым средоточием эллинистической цивилизации. Деметрий Фалерский, верный
аристотелевской традиции, отдававшей предпочтение научным изысканиям, основал
александрийский Мусейон — подлинный храм науки, где проводились исследования во
всех областях знания, от астрономии до медицины; созданная в том же городе Библиотека
собирала всю существующую философскую и научную литературу. В Александрии
работали крупные ученые: например, врач Герофил, астроном Аристарх Самосский.
Достаточно назвать вдобавок только одно имя — Архимеда из Сиракуз, математика и
механика, чтобы можно было судить о чрезвычайно активной научной деятельности,
развивавшейся на протяжении всего этого периода.
Философская жизнь в эпоху эллинизма была предельно насыщенной, но, к
сожалению, она известна нам лишь в общих чертах: у нас было бы совсем другое
представление о ней, если бы сохранились все философские произведения, написанные в
этот период. Сочинения философов не издавались тогда, как в наше время, тысячами
экземпляров и не получали широкого распространения. Многократно переписываемые
(что послужило источником многочисленных ошибок и требует от современных ученых,
изучающих эти тексты, кропотливого исследовательского труда), они, возможно, иногда
продавались в книжных лавках, но произведения, предназначенные для узкого круга
читателей, просто хранились в библиотеках различных философских школ.
К концу IV в. почти вся философская деятельность сосредоточивается в Афинах, в
четырех школах, основанных Платоном (Академия), Аристотелем (Ликей), Эпикуром
(Сад) и Зеноном (Стоя). Эти школы просуществуют около трех столетий. В отличие от
временных групп, складывающихся вокруг софистов, они будут постоянно
действующими учебными заведениями не только при жизни их основателей, но и долгое
время спустя после их смерти. Последовательно сменяющие друг друга преемники этих
четырех философов обычно избираются членами школы путем голосования, реже —
назначаются предыдущим схолархом. Учреждение представляет глава школы.
Философские школы действуют в основном в таких многофункциональных
комплексах, как гимнасии (Академия, Ликей), или в других общественных местах, как
Stoa Poikilē (Портик), где можно было собираться, чтобы слушать лекции или вести
беседы. Название школы происходит от места собрания ее членов. Сложилось три
понятия школы: школы как идейного течения, школы как места преподавания и школы
как постоянно действующего учреждения, основателем которого были определены образ
жизни, практикуемый в школе, и связанное с ним идейное направление.
Стоицизм.
Зенон из Кития (336 – 264 г. до н.э.) преподавал в Расписном Портике — Stoa
Poikilē. В свое трактате «О человеческой природе» Зенон призывал к здравомыслию и
добродетельности - жить согласно с природой то же самое, что жить в согласии с
добродетелью.
Философию сравнивал с человеком и выделял ее части по аналогии с человеком:
логика – скелет, этика – мышцы, физика – душа. Это как бы «упражнение в мудрости»,
орудием которого является логика.
В онтологии признаны два основных принципа: материальный и духовный.
В физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей
телесности и пневме, о причинности и космических циклах, а также заложил основы
космологии (мироздание – система концентрических сфер, окруженная огненным
эфиром), телеологии, мантики и учения о судьбе.
Логос – бог, который проникает через всю материю и образует конкретные вещи.
Логос пронизывает все в мире и является законом необходимости, проведением);
В познании отдавал предпочтение чувственному восприятию. Признавал, что
общее существует только посредством единичного. Критерий истины – учение о
схватывающем представлении под воздействием воспринимаемого предмета и активном
участии субъекта восприятия.
Центр познания – душа (нечто материальное, иногда «пневма» - соединение
воздуха и огня), которая отличается способностью к мышлению. Разум связывает
человека с миром – индивидуальный разум – часть мирового.
Вершина человеческих усилий – добродетель – это единство блага. Добродетель –
жить в согласии с разумом. Четыре основания + разумность, умеренность.
Человек должен подчиняться космическому порядку. Идеал его – покой, терпение.
Стоический мудрец – идеальный человек – счастье в том, что он не желает счастья.
Эпикуреизм
Это философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и
последователями – эпикурейцами. В качестве школьной традиции эпикурейство
существовало в период с конца 4 в. до н.э. до середины 3 в. н.э. Для эпикуреизма
характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии, провиденциализма и
бессмертия души.
Эпикур (324 – 271 г. до н.э.). Основа его учения атомистическая теория Демокрита.
Создает свою систему наук в работе «Правила» (канон). Атомам Эпикур предписывает
свойства величины, формы, положение в пространстве, тяжесть. Признает движение
атомов в пустоте, и не обязательно это прямолинейное движение;
Разрабатывает понятие причинности. Отвергался случай. Объяснение причины
связывалось с выделением свободы и необходимости (в частности, в обществе – право
выбора);
Учение о душе выстраивается на основе атомизма, душа – это совокупность
атомов, рассеянных по всему организму.
Он отвергает идею бессмертие души.
Основой религии считает страх смерти и незнание закона.
В познании Эпикур - ссенсуалист (основа - ощущения). Человек – высшее
чувствующее существо, его чувства – критерий морали.
Высшее благо – блаженство, которое состоит в удовлетворении потребностей и
достижения спокойствия души и счастья.
Общество необходимо человеку – это совокупность индивидов, которые
договорились – «не навреди другому» - это и есть справедливость. Замкнутость в частной
жизни – основа мудрой жизни.
Скептицизм
Пиррон из Элиды (360 – 270 г. до н.э.)
Пиррон, современник Диогена и Александра Македонского, сопровождавший
последнего во время похода в Индию и встречавшийся там с восточными мудрецами, —
это тоже, можно сказать, чудачествующий Сократ. Во всяком случае, он заслуживает
нашего внимания: перед нами опять-таки философ, который не занимается
преподаванием, хотя он весьма искусно ведет споры, и даже ничего не пишет, а просто
довольствуется тем, что живет, но при этом привлекает к себе учеников, подражающих
его образу жизни.
Поведение его совершенно непредсказуемо. То он удаляется от людей и живет в
полном уединении, то отправляется странствовать, никого не предупредив, и бродит с кем
попало. Вопреки всякому благоразумию, он ничего не сторонится и подвергает себя
всевозможным опасностям. Он продолжает говорить, даже если от него отходят,
недослушав. Однажды, увидев, что его учитель Анаксарх попал в болото, он прошел
мимо, не подав руки, и Анаксарх его одобрил, похвалив за безразличие и
нечувствительность.
Пиррон живет в совершенном безразличии ко всему. Он всегда пребывает в одном и
том же состоянии — не испытывает никаких эмоций, не ощущает какой-либо перемены в
своих наклонностях под влиянием внешних обстоятельств; он не придает значения тому,
что он находится в таком-то или таком-то месте, встречается с таким-то или таким-то
человеком; не полагает различия между тем, что обычно считается опасным или,
наоборот, безобидным, между работой, почитаемой чистой или грязной, между тем, что
зовется страданием или удовольствием, жизнью и смертью. Ведь оценочные суждения
людей основываются лишь на соглашениях. Им не дано знать, хорошо или дурно нечто
само по себе. И несчастья их происходят на поверку оттого, что они стремятся обрести то,
что они считают хорошим, или избежать того, что представляется им дурным. Если
человек не станет проводить такие различия между вещами, если он воздержится от
оценочных суждений и от предпочтения одного другому, сказав себе: «Не более это, чем
то», он обретет покой и безмятежность, и ему уже не придется себя в чем-то убеждать.
Важны не дела — важно относиться к тому, что ты делаешь, с безразличием. Итак, цель
философствования
Пиррона —
утвердиться
в
состоянии
совершенной
самотождественности, полнейшего безразличия, абсолютной независимости, внутренней
свободы, бесстрастия.
Основа его скептицизма – отказ от возможности дойти до истины. Пиррон
приводил доводы (тропы) против правильности чувственного восприятия: доводы для
того, чтобы воздерживаться от суждений и ничего не утверждать – основания для отказа
от любых доказательств:
1. Индивидуальные различия физиологии животных;
2. Индивидуальные различия людей (психика);
3. Различия чувственных органов;
4. Влияние расстояния.
Главный ответ на все вопросы – воздержание от всех суждений, устойчивость и
невозмутимость (атараксия).
Природа развивается согласно естественному закону, который противостоит
ошибочному полисному закону (закон принуждает к тому, что «противно» природе).
Аристотелизм (перипатетики)
Феофраст, первый преемник Аристотеля, судя по всему, был, как и его учитель, и
теоретиком, и организатором исследований, особенно в области естественной истории. В
дальнейшем школа, видимо, занималась главным образом энциклопедическими
исследованиями — в частности, историческими и литературными (жизнеописания,
этнология, характерология), — физическими изысканиями, разработкой логики и
риторическими упражнениями. Результаты этого громадного труда, к сожалению,
известны нам лишь из скудных фрагментов. Испытывал интерес к ботанике (описал более
5000 растений);
Астроном Аристарх Самосский (III в. до н. э.) выдвинул гипотезу, согласно которой
Солнце и звезды неподвижны, а планеты и Земля обращаются вокруг Солнца, вращаясь
при этом вокруг своей оси.
Стратон из Лампсака, развивавший материалистическое учение о природе, сделал
некоторые шаги в направлении экспериментальной физики, в особенности в своих опытах
относительно пустоты. Стратон испытывал интерес к природе, логике и этике, отвергает
аристотелевский дуализм;
Академическая школа (последователи Платона):
- Ксенократ из Халкедона – всю философию делит на диалектику, физику, этику.
Различает три вида познания: мышление, ощущение, представление;
- Гераклид из Понта – считал основой всех вещей наименьшие, неделимые тела.
Эти тела образуют Вселенную под действием Бога;
- Карнеад (214 – 129 г. до н.э.) – создатель версии теории вероятности. Отвергает
объективный критерий истины, как на уровне чувственном (здесь всего лишь явления),
так и на уровне мышления (логические апории). Атеист, мораль объяснял потребностями
общества.
Римская философия (с III века)
Стоицизм – наиболее распространен в Риме. Диоген, Сенека (они способствовали
распространению стоицизма).
Сенека (ок. 41 г. до н.э. – 65 г. н.э.).
Философское наследие Сенеки состоит из философских диалогов, 8 книг
«Естественнонаучных вопросов», 124 писем к Люцилию и трактатов, от которых
сохранились отрывки. Философскую славу принесли Сенеке его моралистические
сочинения, которые были во все последующие времена излюбленным чтением
поклонников моральной философии, а их доступная, популярная форма укрепила и
поддерживала эту славу. Из трех частей стоической философии наименьшее внимание
Сенеки привлекает ее теоретическая часть — логика и теория познания. Сенека постоянно
возражает против чрезмерного увлечения логическими вопросами и тонкостями
Согласно учению Сенеки, все телесно. Это значит, что все есть теплое дыхание,
или «пневма», т. е. огонь. Физика Сенеки — насколько можно у него говорить о
самостоятельном физическом учении — есть физика гераклитовского огня. В своем
наиболее чистом и тонком виде этот огонь пребывает на небе. Опускаясь вниз, огонь по
мере приближения к земле уплотняется. В земле он остывает и окаменевает. Боги, как и
душа человека, телесны. Душа есть истечение высшего огня и восходит к высшему огню.
У мудреца это восхождение совершается сознательно, в природе — бессознательно.
Следуя древним стоикам, Сенека принимает их учение о периодически повторяющихся
воспламенениях мира. Учение Сенеки о первоогне телеологично и вместе с тем
фаталистично.
Четкого разграничения областей бытия у Сенеки не проводится. Для него
совершенно тождественны бог, провидение, судьба, природа. Вечные законы природы
получают осознание в человеке, в нем они становятся его свободной волей.
Мировоззрение Сенеки — настоящий пантеизм, проникнутый мыслью о гармонии
космоса и хаоса, а космос для Сенеки — единый и общий для богов и для людей. Вместе с
древними греческими стоиками Сенека наделяет психической жизнью и обожествляет все
небесные светила и все поднебесье.
У Сенеки бог одновременно есть и огонь, иначе говоря — тело, и идея, разум,
творящая сила, любящий отец. За отпадение мира от истины бог устраивает мировой
пожар, в котором мир погибает без остатка; только влага, остающаяся после мирового
пожара, — след мира погибшего и залог возникновения нового, лучшего мира. Образ
воспламенения мира, самосжигающегося, как Геркулес после подвигов, и таким образом
несущего кару за свои грехи и злодейства, — выразительное у Сенеки изображение
судьбы мира и мирового процесса. Тем не менее эта участь постигает мир не из-за гнева
богов. В мире все происходит, даже землетрясения, согласно законам природы, и даже сам
бог не властен изменить материю.
Наряду с этим натурализмом Сенека учит о том, что жизнь человека определяется
звездами, так что мистическое и мифическое объяснение явлений природы и человеческой
жизни сохраняется у него во всей своей силе: с одной стороны, в мире невозможны
никакие случайности, а с другой — все в мире от бога, и катастрофы, которые
представляются нам случайными, непостижимы для нас только вследствие нашего
незнания. Натурализм, критическое и даже насмешливое отношение к мифологии
совмещаются у Сенеки с их признанием и даже с философским обоснованием гаданий,
вплоть до признания гаданий по блеску молнии и по внутренностям животных. Юпитер
двоится у Сенеки. Сенека отличает от народного (капитолийского) Юпитера образ
Юпитера для верующего философа; последний представляется в разных обликах ради
демонстрации своих различных, совершенно духовных функций.
Сенека считал всех людей равными. Все люди — члены единого мирового целого,
все люди безусловно равны между собой, даже преступники — те же люди; перед
человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате
настойчивого стремления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же
время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремесленный труд в силу его
неизбежной утилитарности и допускал только духовное творчество как единственно
свободное.
Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, проповедовал милосердие и
любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности в
противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он на самом себе
исполнил эту заповедь, покончив самоубийством, правда, по приказанию Нерона. Но в
этом случае исполнение предписания совпало с собственным внутренним решением.
Эклектизм
Эклектическим характером отличались воззрения Цицерона, Варрона, а также
философов школы, основанной в Риме около 40 г. до н. э. Секстием.
Цицерон
Выдающийся государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон (106 — 43)
завершил свое образование в Греции. В Афинах и в Риме он слушал выдающихся
философов всех школ: эпикурейца Федра, академика Филона — и, кроме того, испытал
влияние стоика Диодота. Полученные знания он пополнил чтением обширной
философской литературы. Однако собственные философские произведения были
написаны Цицероном лишь в последние годы жизни, когда он отошел от политической
активности. До того он выступал — как замечательный оратор и как выдающийся
политический деятель — в качестве представителя «класса всадников», защитника
собственности, создававшейся в то время в Риме путем ростовщических спекуляций, и
даже защитника откупщиков, грабивших римские провинции. Однако в бытность свою
проконсулом в Киликии (в Малой Азии) он проявил редкое личное бескорыстие.
Блестяще начатая Цицероном политическая карьера рухнула, однако, когда после
подавления заговора Катилины Цицерон оказался причастным к расправе без суда с
некоторыми видными катилинариями. Удаленный в ссылку, он и по возвращении из нее
не мог уже восстановить свою подорванную репутацию. Во время диктатуры Цезаря
Цицерон усердно занимался философией, но после убийства Цезаря вновь
скомпрометировал себя нападками на цезарианца Антония, был внесен в
проскрипционный список и убит в 43 г. до н. э. В ряде написанных им философских
сочинений Цицерон изложил и сопоставил то, что, согласно его убеждению, должен знать
из философии образованный римский деятель. Если Лукреций стремился передать
понятия философии Эпикура средствами латинской поэзии, то Цицерон создал в своих
сочинениях язык латинской философской прозы, выработал основы и дал образцы
философской терминологии.
При этом далеко не во всех случаях Цицерон опирался на греческие
первоисточники. Отсюда нередкие ошибки и неточности его изложения, недоразумения,
смешение понятий и учений различных греческие школ (в сочинении «Тускуланские
беседы»).
Сквозь характерную для Цицерона общую эклектическую тенденцию явно
пробивается отрицательное отношение к эпикурейскому материализму. Как скептик,
Цицерон признает проблематичным решение всех основных философских вопросов о
бытии и познании. Зато он подробно обсуждает вопросы этики и религии. В этой области
он часто не довольствуется признанием одной только вероятности, но излагает
догматические решения. При этом он ссылается на учения стоиков о надежности
положений, которые опираются на общее у различных народов мнение по ряду вопросов
(consensus gentium). Он идет еще дальше и утверждает, будто существуют врожденные
общие понятия. Они даны нам самой природой и непосредственно достоверны. Таковы
вера в существование богов, вера в божественный промысел, или провидение, вера в
бессмертие души и в свободу воли. В подробности учений богословия он не вникает и по
вопросу о природе души колеблется между академическим идеализмом и материализмом
стоиков.
В сочинениях «О государстве», «О законах», а также отчасти в трактате «Об
обязанностях» резко отразились политические убеждения Цицерона. В них Цицерон
намечает, в сущности, будущую программу Августа — основателя политики, пришедшей
на смену порядкам республиканской эпохи. Всюду Цицерон выдвигает и поддерживает
интересы консервативной партии оптиматов. С цинической откровенностью он уверяет,
будто для народной массы вполне достаточна не истинная свобода, а лишь видимость
свободы, что власть народных трибунов должна быть ограничена и что народная масса
должна быть благодарна знати, которая управляет государством и заботится о народе.
В некоторых сочинениях («Утешение») философия рассматривается как средство
утешения среди бедствий, которыми обуреваема жизнь философа.
Эпиктет
После Музония Руфа, который преподавал в Риме при Нероне и Флавиях и еще
больше, чем Сенека, усилил этическую сторону стоицизма, выделился его ученик
Эпиктет. Раб, а впоследствии вольноотпущенник, Эпиктет жил в Риме до 94 г. н. э., когда
император Домициан издал указ об изгнании из Рима всех философов. После 94 г.
Эпиктет поселился в Никополе, в Эпире, где обучал философии, и его лекции были
записаны Аррианом.
Еще больше, чем у Сенеки, практическая этика, морализирующее размышление
становятся главным предметом деятельности Эпиктета: физика, в которой древние
греческие стоики, а также эпикурейцы видели основу этики, играет в его глазах
незначительную роль, а то, что остается от нее, сближается по своему содержанию с
богословием. Общая материалистическая основа сохраняется, но в учении о человеке еще
более усиливается противоположность души и тела. Существо блаженства Эпиктет видит
только в нашей воле. По пренебрежительному отношению к семье и к государству он
приближается к древним киникам, сочетая это с религиозным смирением и любовью ко
всем людям.
Марк Аврелий
Дальнейшее развитие тех же тенденции представляет мировоззрение императора
Марка Аврелия Антонина. Мысли свои он изложил в сочинении «К самому себе»,
написанном по-гречески. Учение Марка Аврелия — сочетание, поздней римской формы
стоицизма с сильно выраженной тенденцией платоновского идеализма. Как и Эпиктет,
Марк Аврелий переносит центр тяжести с теоретического исследования на религиозное
настроение, основанное на углублении во внутренний мир. Мировой порядок сделал все
вещи изменчивыми и преходящими. Мудрец выводит отсюда недоступность и стремления
к внешним благам, и стремления избежать зла. В человеке соединены тело с душой, в
которой, однако, кроме души в собственном смысле следует различать главенствующий
над ней дух. Это чисто духовное деятельное начало в человеке, восходящее к духовности
самого божества.
Эпикурейство
Тит Лукреций Кар (95- 55 г. до н.э.)
«О природе» - защищает атомистическую теорию Демокрита:
Материя состоит из атомов и пустот, она несотворима и неуничтожима. Душа
материальна, это соединение воздуха и теней.
Свои «первоначала» или «первичные тела», Лукреций именует «семенами»,
возвращаясь, в терминологическом отношении, к Анаксагору. Лукреций формулирует
принцип атомизма так: «Никакая вещь не возникает из ничего неким божественным
образом» (Лукреций «О природе вещей», I, 251). Анализ обоснования этого тезиса
позволяет заключить, что здесь содержится богатое и расчлененное учение.
Во-первых, философия Лукреция понимает этот принцип как выражение
детерминизма: ничто не возникает без причины.
Во-вторых, как выражение субстанциализма: вещь может возникнуть только из
других вещей, в конечном счете из «первичных тел», атомарной материи.
В-третьих, как отражение биоморфного процесса: возникновение вещей не
механическое соединение частиц, но рождение, аналогичное биологическому явлению,
носящему то же название и иллюстрируемое примерами такого рода.
Наконец, принцип ex nihilo nihil («из ничего ничего не происходит») представляет
собою радикальное отрицание божественного вмешательства в дела природы.
Тит Лукреций Кар в своей философии и атомы понимает отлично от Демокрита и
Эпикура. Конечно, и для него это «предел раздробления» (redditia finis), но в то же время –
очень сильная идеализация. Как считает мыслитель, элементарная частица материи:
«... совсем неделима на части;
Будучи меньше всего по природе своей; и отдельно,
Самостоятельно быть не могла никогда и не сможет,
Ибо другого она единая первая доля,
Вслед за которой еще подобные ей, по порядку,
Сомкнутым строем сплетясь, образуют телесную сущность
(Лукреций «О природе вещей», I, 601–606).
А значит, атом – только абстрактный предел делимости, некоторое, говоря
современным языком, «идеальное тело». Тело же реальное всегда часть более обширного
целого, «творящей природы вещей», даже «рождающей материи» (genitalis... materies, «О
природе вещей», I, 626–627).
Лукреций не поясняет, какие же свойства материи обусловливают ее
производящую способность. В поэме «О природе вещей» немало мест, в которых
творящая природа как будто бы олицетворяется в мифологических образах Венеры,
Матери богов, Великой Материи; Тит Лукреций Кар живописует порождающий все живое
брак Матери-Земли и Отца-Эфира, любовные объятия Венеры и Марса и т. д. Абсолютное
преобладание
аллегорических
толкований
богов
традиционной
мифологии
свидетельствует о том, что философия Лукреция продолжает распространенную в
эллинистической науке и искусстве интерпретацию религии, и овладев поэтической
техникой эпоса, как бы изнутри выявляет несостоятельность традиционной мифологии
(такова, в общем, установка такого эллинистического поэта, как Каллимах). Тит Лукреций
Кар создает не новую мифологию, а натурфилософию, «физику» в смысле первых
философов. Именно натурфилософский подход преобладает у Лукреция.
В идее развития Лукреция обнаруживаются наметки эволюционизма: органическое
выводится из неорганического, сложное из простого. Продолжая традицию Демокрита,
Тит Лукреций выводит общество из естественной потребности человека. Первоначально –
«полудикое состояние». С развитием материальной культуры человеческое стадо
превращается в современное общество. Общество – по взаимному согласию. За прогресс
Лукреций считал в производстве и культуре люди платят изнурительным трудом,
социальным и имущественным неравенством, войнами и убийством себе подобных,
пороками и преступлениями, суевериями и страхом перед богами и смертью. Страх,
невежество и порожденная ими религия оказываются у него основными характеристиками
человеческого существования. Единственная надежда здесь – на философию, на учение
Эпикура, которое только и способно от всего этого избавить
Тит Лукреций Кар поддерживал эпикурейские принципы.
Неоплатонизм (III – V в. н.э.) – иррационалистическая философия:
Образование огромной Римской империи, сильной своей военной мощью и
административной организацией, сопровождалось глубокими изменениями в сознании
общества и угнетенных масс населения. Это была эпоха крушения поглощенных и
покоренных Римом древних государств, утративших политическую самостоятельность,
время обеднения масс и образования в Риме крупного контингента паразитических
элементов. В быстро следовавших друг за другом политических переменах, возвышениях
и падениях отдельных лиц судьба личности становится все более проблематичной,
ненадежной, шаткой и переменчивой. Растут имущественные и социальные противоречия,
растет сумма зла и неблагополучия в общественной жизни, учащаются бедствия и
катастрофы в личном существовании. В такие суровые эпохи легко усиливается тяга
обездоленных, потерпевших крушение людей и целых обществ к религии. Согласно
характеристике Маркса, религия есть одновременно и «опиум народа», и «вздох
угнетенной твари», и «душа бездушного мира».
К исходу эры, предшествующей началу нашего летоисчисления, стремление к
религиозному самозабвению и утешению усиливается в «бездушном мире» Рима и в его
провинциях. Для научно мыслящих умов открывается возможность творчества в
специальных науках. Эти отдельные науки обособляются из единства, которое они
составляли прежде с философией. Математика, астрономия, механика, медицина,
филология,
риторика,
литературная
критика,
литературоведение
становятся
специальными науками, требующими специальных знаний и профессиональной
подготовки. Развивается специальная эрудиция, возникают научные, иногда огромные,
библиотеки и хранилища рукописей. Не только Афины, но и Александрия, Пергам, Родос
становятся крупными научными центрами.
Одновременно с этими процессами наблюдается и другое: с Востока на Запад
проникает и распространяется волна религиозных учений, культов, мистерий. Эти учения
и культы по всей империи находят благоприятную почву и атмосферу для своего
упрочения и развития и всюду перемешиваются. Терпимость римских императоров к
чужеземным, по большей части восточным, культам способствует не только их появлению
и укоренению в Риме, но и взаимодействию между ними, их «сплаву», смещению
(синкретизму). Отвечая на запросы общества, сама философия становится религиозной, а
в некоторых учениях даже мистической.
Плотин Аммоний Саккас:
Плотин — последний великий оригинальный философ античного идеализма. В
сравнении с ним даже Прокл, завершающий развитие школы неоплатонизма, — скорее
искусный виртуозный систематизатор, комментатор, аналитик, чем самобытный творец.
По силе дарования Плотин приближается к самым крупным мыслителям классического
периода греческой философии, от которого его отделяет больше чем полтысячи лет.
Однако атмосфера, в которой он воспитался как философ, и атмосфера его собственной
мысли характеризуется уже некоторыми чертами спада, о котором сказано выше. Плотин
— больше религиозный мистик, теософ, чем философ или ученый. Плотин родился в
Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые свои годы он провел в одном из крупнейших в то
время центров культуры и науки — в Александрии. Здесь он получил основательное
образование у философа Аммония Саккаса, учеником которого был Ориген, один из
учителей христианской церкви. Аммоний Саккас пытался согласовать учения Платона и
Аристотеля.
Исходные понятия
Главная задача философии Плотина — последовательно вывести из божественного
единства — как из последнего основания всякого бытия — градацию всего остального,
существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача
эта — не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к
этой цели, для Плотина были философия и диалектика. Плотин понимал всю безмерную
трудность этой задачи. Непосредственно подняться до понятия о едином, признать единое
безусловно самостоятельным началом, усмотреть в нем основание, из которого должно
истекать все, может только гений, и притом гений в исключительном состояний духа.
Обыкновенного человека необходимо довести до этой цели более естественным, не столь
исключительным или чрезвычайным путем.
Обычные люди, погруженные в течение всей жизни в чувственное, а также люди,
ненадолго возвышающиеся над ним, но затем обращающиеся к обычной практической
жизни, идут по пути, противному их истинной природе, и чем дальше они отходят от нее,
тем труднее им возвратиться. Как дети, оставленные родителями и воспитанные чужими,
не могут узнать своих отцов и, забыв свое происхождение, не могут правильно определить
самих себя, так и души этих людей, далеко ушедшие от первоисточника, забывают
последние основания бытия, своего отца, себя самих, свое прошлое. Таким людям все
представляется более ценным, чем собственная душа, даже предметы, которые
оказываются ниже их собственной природы. Чтобы возвратить их на истинную дорогу,
есть только один путь: разъяснить им, как высоки они сравнительно с чувственными
предметами, перед которыми они унижают достоинства своей души.
Но есть люди, одаренные высшей способностью — способностью умственного
созерцания (интеллектуальной интуиции). Они устремляются к единому и остаются в
лучах его света. Они похожи на человека, возвратившегося после долгого отсутствия в
отечество.
Для возведения всего к начальному единству Плотин подробно рассматривает
вопрос о душе. Душа не есть и не может быть функцией телесного организма: она —
бытие само в себе, цельное, как цельно и тело. Душа не есть и гармония тела, как
полагают иные пифагорейцы: душа управляет телом, борется со страстями, с желаниями
тела, а гармония, в качестве отправления существа, которого она есть гармония, не может
с этим бороться.
Душа не есть и энтелехия тела, т. е. осуществление возможности тела, потому что
энтелехия так относится к телу, как, например, форма статуи к меди, из которой отлита
статуя и которая составляет возможность для этой формы. Но форма статуи оказывается
такой же отделимой по частям, как и материя, которая служит ее возможностью. Не то по
отношению к душе: отделение телесных органов не сопровождается убылью для души, и
это доказывает, что душа не есть форма.
Во всех вещах чувственного мира, всюду — одушевление. Оно не зависит, как мы
видим, от вещества и предполагает отличное от вещества начало — душу. К этому же,
одушевляющему началу мы приходим, рассматривая существующую в чувственном мире
красоту. Чувственный мир прекрасен, он — художественное произведение. Но красота как
таковая, утверждает Плотин, не может быть свойством чувственного бытия. Для вещества,
получающего известную форму, кроме его формы должен существовать деятель,
осуществляющий форму и соединяющий форму и вещество, — сами по себе внешние
друг другу. Деятель этот — душа мира (h yuch). Таким образом, от вещей чувственного
мира мы поднялись до души, все оживляющей.
Однако может ли быть душа, спрашивает Плотин, высшим началом, из которого
происходит все? Может ли она быть основанием всей красоты, существующей в мире?
Плотин доказывает, что душа не тождественна красоте: Душа — одна для всего мира, а в
мире рядом с прекрасными душами существуют и безобразные. Поэтому, следуя началу
красоты, мировая душа следует не тому, что есть она сама, а тому, что существует для нее
как ее прототип. Мы познаем этот прототип по аналогии: как сама мировая Душа
деятельна по отношению к иному бытию, получающему от нее форму, так и собственная
форма души предполагает деятеля, от которого душа получает свою форму. То, что дает
душе форму, — Ум (NouV). Как в статуе, сделанной из вещества, форма первее вещества
и существует независимо от вещества, так и Ум первое души, существует сам по себе.
Однако и Ум не есть, согласно Плотину, последнее высшее начало в порядке
восхождения к первичному, к превысшему. Ум существует в себе. Но все, существующее
в себе, имеет своим предикатом Единое (en). Без единства нет определенности, а без
определенности нет и бытия. Если мы хотим мыслить предмет как определенное бытие, то
мы должны мыслить его как единое.
Так рассматривается вопрос о бытии предметов. Аналогично обстоит дело с
бытием состояний и деятельностей: повсюду первым условием определенности и бытия
будет единство. Откуда же берет начало само единство? Так как все, согласно Плотину,
созидается душой, то ею созидается и единство, однако лишь в известном смысле.
Единство — только предикат души, а так как решительно все имеет своим предикатом
единство, то душа не может быть тождественной единству.
С другой стороны, в душе, как и во всем, существует также и множество:
множество сил, способностей и стремлений. Таким образом, и с этой точки зрения душа
не тождественна единству и не является его источником.
Ввиду того что формы сущего душа заимствует от Ума, возникает вопрос: не
является ли для души источником единства именно Ум? Плотин доказывает, что и это
невозможно: 1) Ум — не самодовлеющее начало: к Уму мы возвысились от красоты, а
красота зависит от блага; 2) Ум содержит в себе множество — множество идей; 3) даже
рассматриваемый сам по себе, в качестве только Ума, он предполагает двойственность:
мыслимого и мышления, предмета и интеллектуальной деятельности. Будучи высшим, он
имеет своим предметом то, что выше его самого. Откуда же единство?
По Плотину, первоначально Единое должно быть совершенно простым и
безусловным. Все непростое состоит из простого, следовательно, от него зависит и потому
не может быть первоначалом. Безусловная простота Единого не есть математическая
точка: такая точка — результат абстракции от величины, существует только в другом и,
следовательно, также не есть единое. Далее, безусловно простое Единое не есть и общее
понятие: общее понятие есть предикат, а простое единое должно быть субъектом. Единое
не может быть ограниченным бытием. Но, будучи неограниченным, оно не есть
неограниченная величина, так как величина — всегда многое и никогда не есть
безусловно простое. Единое не может быть ограничено не только ничем другим, но и
самим собой, так как иначе оно было бы двойственным: ограничивающим и
ограниченным. Единое должно быть самодовлеющим. Все многое не есть
самодовлеющее, состоит из единиц, и в кем каждая часть нуждается в целом. Напротив,
Единое первее всего, замкнуто в самом себе, самодовлеет.
Как и все предыдущие определения Единого, самодовление — чисто
отрицательное определение и означает только независимость первого бытия. Но и с
понятием самодовления устанавливается, что единое — благо, и это имеет значение
положительного определения. Однако самодовление оказывается благом лишь в
известном смысле и только для другого бытия. Все остальное бытие, стремящееся к
первоединому, причастно благу, лишь поскольку причастно к единству.
В качестве блага Единое не есть деятельность, так как не имеет цели внешней по
отношению к себе. В качестве самодовлеющего Единое не имеет нужды и в мышлении:
ведь мышление есть процесс познания и предполагает незнание, а это есть некоторый
недостаток. Но самодовлеющее не есть и незнание, ибо незнание всегда предполагает
внешнее бытие, по отношению к которому оно есть незнание. Но вне первоначала нет
ничего.
Наконец, самодовлеющее первоначало не есть и мысль, обращенная на самое себя.
В такой мысли всегда налицо два элемента: мыслимое и мыслящее, но первое начало
просто.
В итоге все предикаты первоединого оказались чисто отрицательными. Остается
мыслимой еще одна возможность: не будет ли первоединое положительным в качестве
условия всего существующего? Но это невозможно, так как, согласно Плотину, не Единое
становится в отношение условия или причины ко всему остальному, а, напротив, все
остальное становится в отношение к нему как к Единому. Но если, таким образом, все
предикаты единого первоначала только отрицательные, то каким образом можно говорить
о том, что первоначало познаваемо? В ответ на этот вопрос Плотин развивает свое учение
о знании.
Учение о знании
По Плотину существуют два способа познания: 1) чувство и 2) ум. Из них чувство
не может быть средством познания первоначала. Но категории и общие понятия ума не
имеют отношения к Единому, ибо единое выше всякого определения.
Из всех категорий высшая — категория бытия. Но и она неприложима к Единому.
Категория бытия разделяет сущее и единое: Единое становится здесь предикатом сущего.
В свою очередь, сущее — то, что имеет вид, форму. Однако к первоначалу неприложимы
ни вид, ни форма: первоначало не может иметь никакого масленного образа. Что касается
остальных категорий, то они все связаны с категорией бытия и так же, как и она, не могут
быть приложимы к Единому.
Если, таким образом, Единое безусловно лишено всех предикатов, то каким
способом оно может быть познано? Такое познание все же возможно. Каждый предмет —
Единое, следовательно, каждый предмет есть душа. Он даже больше душа, чем
протяжение, следовательно, причастен безусловно простому. Поэтому душа может
возвыситься до первоединого. Однако возможно это не при помощи чувства, или мысли,
или слова, а только при помощи особой сосредоточенности на познаваемом предмете. Эта
сосредоточенность — созерцание, отрешающееся от всего, что не есть единое, и
сосредоточивающееся на безусловно простом. Слово «созерцание» здесь даже
недостаточно точно, так как предполагает разделение на созерцаемое и созерцающее, а эта
двойственность противоречит природе Единого. Постижение, о котором здесь говорит
Плотин, есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое
совпадают.
Генезис мира
Охарактеризовав природу Единого и способ его постижения, Плотин пытается
разъяснить, как и в каком порядке все существующее происходит из Единого. Учение это
вполне мистично и идеалистично. Кроме того, оно вполне иррационалистично. Речь идет
не о происхождении сущего во времени. Не только высшее начало, т. е. первоединое, но и
чувственный мир существует, согласно учению Плотина, вечно. Вопрос о
«происхождении» тем самым поставлен вне времени и сводится к вопросу о зависимости
одного бытия от другого.
Сначала объясняется «происхождение» второго начала. Оно происходит не
посредством движения, так как иначе оно не было бы вторым началом, а таким началом
было бы именно движение. Оно происходит с необходимостью, но не из какой-либо
потребности первоединого, а только из полноты его бытия. При этом первоединое не
испытывает никакого изменения, умаления, разделения, а второе начало не отделяется от
первого.
Этот способ происхождения второго начала из первого поясняется так: Единое,
преисполненное бытия, как бы переливается через собственный край и, переступая свою
границу, порождает другое бытие. При этом Единое остается единым, остается полнотой
бытия и после происхождения второго начала. Так, согласно сравнению Плотина, Солнце
вечно сохраняет всю полноту своего бытия, а от Солнца происходит свет, который
зависит от него, обращен к нему, но сияет отдельно от него. [37]
Начавшееся таким способом происхождение подчинено определенному закону,
согласно которому все происшедшее всегда ниже производящего. Так возникает целая
градация степеней бытия. В отличие от первоединого, все остальное существует лишь в
той мере, в какой связано с Единым, оно взирает на него и получает от него жизнь.
Первое, что происходит из Единого, есть Ум (NouV). В Уме следует различать, по
Плотину, три момента: 1) понятие вещества; 2) мыслимое бытие; 3) само мышление.
В качестве мира идей Ум есть многое, состоит из видов и форм. Но так как вид
нельзя представить иначе, как вид чего-нибудь, то в мире идей должно существовать и
«вещество». С другой стороны, так как чувственный мир предполагает существование не
только видов, но и вещества, то и по этому основанию идеальные типы чувственного
мира, пребывающие в Уме, должны иметь также и «вещество». Но это «вещество» — не
материя чувственного мира. «Вещество», образующее момент Ума, есть форма,
определенная от вечности, и вечно остается таким. Напротив, вещество чувственного
мира — мертвая материя. И хотя материя эта также определена формой, но не так, чтобы
полученные при этом формы предметов оставались вечно существующими. «Вещество»
Ума, или идеального мира, есть бытие, сущее: за ним пребывает Единое, которое уже не
есть сущее. Напротив, материя чувственного мира не есть бытие: за ним пребывает бытие,
и он — отражение бытия, следовательно, материя чувственного мира есть только призрак.
«Вещество» идеального мира (Ума) отличается от материи чувственного мира и по
«происхождению» (не в смысле происхождения во времени). «Вещество» идеального
мира есть «вещество», рожденное и существующее от вечности. Материя чувственного
мира есть материя, вечно рождающаяся, вечно происходящая.
Второй после «вещества» момент Ума есть мыслимое бытие, или существование.
Необходимость этого момента следует из природы Ума. Ум не может быть обращен к
низшему, так как он первее низшего. Он может быть обращен только на самого себя и на
высшее. Но так как созерцающее есть истинная мысль, то и созерцаемое должно быть
истинно существующим или даже высшим, чем существующее, — в случае, если
созерцаемое есть само Единое.
Третий момент Ума — мышление. В качестве ума Ум необходимо есть мышление.
Этим трем моментам в понятии Ума соответствуют три момента в его образовании.
Для материи (вещества) ее основанием будет иное по отношению к единому. Так как
Единое — безусловно единое, то все, кроме одного, есть иное, или «инаковость». В
противоположность Единому иное есть множественность. Сама по себе «инаковость» —
нечто безусловно неопределенное, и только обращаясь к Единому, она впервые получает
определение и впервые становится бытием.
В то время как обращение «инаковости» на Единое впервые порождает
определенность и вместе с определенностью бытие, обращение «инаковости» на себя
порождает мышление. Однако обращение «инаковости» на Единое и на себя не следует
понимать как два различных во времени процесса. Это один и тот же акт, и только анализ
выделяет в нем его различные моменты. Мысль может быть обращена, согласно Плотину,
только на самое себя, только к своему исходному началу. Но так как это начало
получается от Единого, то мысль, обращенная на себя, необходимо будет обращена и на
единое.
Плотин отвергает все обычные, сложившиеся в обычной науке и распространенные среди
людей взгляды на отношение души к телу: к понятию о Душе неприложимо, например,
никакое представление о пространственном отношении души к телу. Душа относится к
телу, как к своему органу, через который Душа, соответственно потребности, может
вступать в сношения с внешним миром. И все же связь Души с телом Плотин признавал
чрезвычайно тесной: связь эта, с одной стороны, не дает возможности развиваться во всей
полноте собственным задаткам Души, а с другой — развивает в ней деятельности и
отношения, которые соответствуют особому положению Души в теле.
Существует три рода деятельностей Души. Это, во-первых, деятельность, которая
не только определяется связью души с телом, но в которой Душа непосредственно зависит
от своего тела. Таковы низшие психические функции. Во-вторых, это деятельность,
которая хотя и возможна только при условии существования Души в теле, но в своих
функциях не зависит от тела. В-третьих, это деятельность, которая относится к Душе
независимо от связи души с телом. К первой области деятельности Души относятся
низшие волнения и чувства, сопровождающиеся удовольствием или неудовольствием;
субъект этих состояний — Душа и тело вместе: телу здесь принадлежат сами движения
или волнения. Душа — сознание этих волнений. Этика Плотина завершается его учением
об очищении души.
Подводя итоги античной философии следует отметить, что Античность стала
предпосылкой для первого шага к собственно науке.
Этому способствовали:
- античная демократия (равная борьба за интерес на собрании);
- динамизм социальной жизни, отличный от восточного традиционного
замкнутого;
- господство духа состязательности;
- рождение новых видов деятельности
Все перечисленное снимало с установок в обществе ореол святости, незыблемости,
и тем самым формировало отношение к социальным нормам как к изобретению человека,
и как следствие – рождение множества порой конкурирующих философских концепций,
философских систем, стимулируя познавательный интерес и собственно эвристическую
функцию философии.
Обсуждение в философии проблем выходило за пределы обыденного опыта,
следовательно, обращалось к теории, к теоретическим рассуждениям, устанавливающим
связи и отношения между вещами.
В частности, например, спор вокруг проблем:
- общего и единичного (затеян сократиками) => Аристипп, Федон, Евклид
- единого и множественного (Сократ)
- делимого мира до бесконечности (софист Анаксагор), либо делимого до предела
(атом) [Демокрит], либо мир вообще не делим (элеаты), из этой установки Зенон,
Парменид выводили пространство и время, невозможность самого движения (так как тело
– это только часть мира).
Зенон
выводит
свои
знаменитые
апории
«летящая стрела» (в отдельный момент как находящаяся в некоторой точке пространства
сумма покоев не дает движения)
И как вывод ставится проблема: возможно ли движение тела в точке пространства?
𝑆
Если движение характеризуется скоростью, то скорость это путь S=V*t; V= 𝑡 . Точка
– это нулевое расстояние. Следовательно, 𝑡 =0. Значит, тело покоится.
После механики Галилея, в принципе поиска обобщения теории механического
движения к данной проблеме вновь пришлось решать, давая объяснение мгновенной
скорости. А рассуждение о пути как множестве точек в конечном итоге возродилось
Георгом Кантором в теории множества.
В чем же значение данных выводов?
Элеаты, занимаясь данной проблемой, далеко выходили за пределы чувственного
опыта, за рамки здравого смысла, и стереотипы, выработанные обыденной практикой,
перешли на уровень теоретических рассуждений.
Кроме того, именно античная философия:
1)
поставила проблему единого основания бытия (первоначала, первопричины)
и вышла на теоретическое обоснование, на установление связей и отношений
(причинность и целесообразность)
2)
вышла на проблему доказательности (особенно в политической жизни:
бурная полисная жизнь требовала особого ораторского искусства, аргументированности
предложений и способности доказывания истинности в политической дискуссии. Диалог
велся между равноправными гражданами и единственным
аргументом была
обоснованность (в отличие от Вавилона и Египта, где господствовало преклонение перед
авторитетом, социальное положение индивида)).
3)
характеризуется зарождением античной диалектики как метода (на примере
борьбы противоположных мнений в политике), и в конечном итоге оформлением законов
логики (вышедших из риторики) и применение их в теоретических обоснованиях.
4)
попытками систематизировать теоретические знания:
-Фалес (доказательство теоремы о равенстве углов равнобедренного треугольника)
-Анаксимандр (систематизировал геометрические знания как рецепты решения
задач)
-Пифагорейцы – создали философскую картину мира, которая хоть и обладала
некоторыми мифологическими чертами, но и в то же время была философскорациональным началом мира – числа постигаются разумом, познанием свойств чисел
можно объяснить и явления, познание отношений чисел приводило к познанию гармонии
и начал бытия (космоса и его единства)
Совершенным признается число 10, завершающее ряд натуральных чисел. Как
совершенное число оно совместимо с равнобедренным треугольником. Соотношение
чисел и геометрических фигур привело уже в античной математике к открытию
иррациональных чисел.
Вслед за пифагорейцами Демокрит, Платон и Аристотель выстаивали идею
построения мира на математических принципах, что в свою очередь привело к тому
утверждению: только ярые математики могут описать мир и объяснить явления мира.
В античность в приложении к математике были получены следующие описания
объектов:
1)
В астрономии осуществлялись вычисления положения планет,
предсказывались затмения (лунные и солнечные), осуществлялись попытки вычислить
размеры Земли, Луны, Солнца, расстояния между ними.
Созданы 2 конкурирующие концепции строения мира:
Гелиоцентрическая
(Аристарх
Самосский)
- круговые движения планет
по орбитам вокруг Солнца
(но нет объяснения движению
планет по небосклону)
Геоцентрическая
(Птолемей, Гиппарх)
Представление об эпициклах
Открытые ретрогрессии
Основная книга Птолемея
«Математическое построение»
Планеты
Земля
Солнце
2)
Математику
применили
к
описанию
физических
процессов:
Архимед
(разработка
начал
статики,
гидростатики)
Евклид (Открыты законы геометрической оптики – закон прямолинейного
распространения
света,
закон
отражения)
Все они рассматривались как законы физики, полученные с помощью математических
доказательств.
Однако отсутствовало теоретическое обоснование естествознания и технологий, что
объясняется распространением рабовладения, заинтересованного в использовании труда
рабов (дешевая рабочая сила).
3)
В науке автономизируется математика, естествознание, история. В
философии утверждаются онтология, этика, эстетика, логика, формируется особый язык.