Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экологическое право – это отрасль российского права, которая регулирует ОО по поводу использования и охраны окружающей среды и ее компонентов.
Сам термин «экология» изобретен в 1886 г. немецким ученым Геккелем. Но понятие было совсем не таким как сейчас. Это была эпоха Дарвинизма. И понятие экологии состояло из 2 слов – учение о доме. Но с тех пор многое изменилось. Экология как предмет юриспруденции – это достижение 20 годов 20 века. До этого момента экологией занимались только естественные науки. ЭП – это межотраслевая отрасль.
Профессор Вернадский изобрел концепцию ноосферы. Ноосфера – сфера окружающей среды, охваченная разумной человеческой деятельностью. То, где проявляется человеческое знание и опыт. Она постоянно расширяется. Напр, выход человека в космос. Современная концепция ЭП базируется на трудах Вернадского.
В мировой практике вопрос охраны ОС как вопрос юридических норм впервые был обозначен в законодательстве США. Для благоприятной жизни, эффективной добычи золота, нефти.
На территории Европы это произошло 5-6 годами позже во время активной разработки форм экологического оружия. Напр, о безопасности населения и т.д.
Предмет экологического права – ОО по поводу использования, загрязнения, охраны окружающей среды (ОС). Т.е. 3 группы отношений
Использование – первая группа ОО, регулируемая ЭП.
Человек всегда использовал ресурсы ОС. Такое использование не всегда безопасно.
Использование подразумевает:
• Использование ОС осуществляется для обеспечения жизнедеятельность человека. Это первоочередная задача. Напр, использование атмосферного воздуха, пресной воды и т.д. Этому аспекту Российский законодатель уделяет большое внимание. У нас есть естественные права, необходимые для надлежащей жизнедеятельности человека.
• Использование ОС носит экономический характер. Человек извлекает прибыль из ресурсов ОС. Сейчас это достигло своего апофеоза. Законодатель уделяет максимальное внимание.
• Иное использование. Чаще имеется ввиду эстетическое, культурное, спортивное и т.д. Есть уникальные природные ландшафты. Напр, музеи заповедники. Они обладают эстетическим, воспитательным компонентом. Этому тоже уделяется большое внимание.
Т.е. использование это не однородное явление.
Загрязнение. С точки зрения законодательства, загрязнение может осуществляться человеком или по вине человека (антропогенное загрязнение), а также есть загрязнение естественное, т.е. без человеческого вмешательства. С точки зрения естественных наук, естественные загрязнения не совсем являются загрязнениями, это естественное состояние. Но для человека они губительны, разрушительны. Поэтому в специальной литературе необходимо разделять антропогенное и естественное загрязнение.
Загрязнение – это уже не позитивное понятие.
Антропогенное загрязнение бывает:
• Правомерное. Напр, транспортные средства. Или, напр, промышленные предприятия, для которых установлены объем выбрасываемых ими загрязняющих веществ.
• Неправомерное. Загрязнение произошло в результате совершения преступления ЮЛ или физическим лицом.
Имеется статистика, по которой вычисляется наиболее вредные источники загрязнения. Самое вредное загрязнение – крупные промышленные города. Наивреднейшим являются выбросы ТЭС.
Все социологические исследования по подсчету источников и объема загрязнения не учитывают выбросы транспорта.
Концепция законодательства: человек используя ОС видоизменяет ее, не всегда хорошо, иногда это ухудшает состояние самого человека. В этой концепции много крайностей. Сейчас, термин «экология» во многом политизирован. Сейчас много политически-информационных направлений, говорящих об изменении климата и т.д. Здесь есть эгоистический подход. Человек интересуется ОС для собственной безопасности и благополучия. Поэтому речь идет не о способе сохранения ОС, а о безопасности человека.
По законодательству, загрязнение окружающей среды - поступление в ОС каких-то веществ и энергий, которые оказывают на нее негативное воздействие.
Загрязнение ОС должно к чему-то привести. Законодатель разработал понятие «Экологический кризис». Для его предотвращения и опознавания разработана его концепция. Экологический кризис - деградация или уничтожение природных компонентов. Для борьбы с таким кризисом существует концепция «устойчивого развития».
Третья форма ОО – охрана окружающей среды. Возникла относительно недавно. В законодательстве России закрепилась в 1990 году. В законе «Об охране ОС»: охрана ОС – это, во-первых, обязанность государства, а только потом обязанность ЮЛ и физических лиц.
Охрана окружающей среды – деятельность, осуществляющаяся государством, физическими и юридическими лицами, направленная на сохранение и восстановление природной среды. Необходимо понимать, что речь идет о понятии «рациональное природопользование».
Восстановление ОС очень интересный вопрос. Разработаны эффективные методы по восстановлению лесного хозяйства, придуманы способы опреснения воды.
Метод экологического права
Самостоятельного метода нет.
2 классических метода:
• Императивный
• Диспозитивный
Преобладающим является императивный метод. В отличие от европейских стран, ЭП выросло на основе АП. Поэтому многие нормы основаны на АПО. Многие институты базируются на том, что государство обладает большими правами и функциями, т.к. 90% ресурсов находятся в государственной собственности. ЮЛ и ФЛ вынуждены считаться с правилами, установленными государством. Также у государства больше возможность контроля и обеспечения безопасности.
Диспозитивный метод формируется, довольно успешно. За последние 3 года появляются тенденции применения диспозитивного метода. Это договор на природопользование, а также информационное обеспечение о состоянии ОС.
Имеются авторские разработки. Напр, у Бренчюка есть метод экологизации. Но эти разработки не совсем могут считаться методом. Он говорит о том, что есть взаимозависимость между разными отраслями. Это скорее явление, нежели метод.
У Ерофеева – экономический метод. Его отличие от диспозитивного метода найти сложно.
Экологическое право как наука
Следует разделять общую и особенную части. Большее внимание будем уделять общей части.
Общая часть изучает общие, базовые вопросы. Напр, различные методы регулирования государством ЭП и т.д.
Особенная часть состоит из нескольких подотраслей: горное, лесное, фаунистическое, водное право и т.д.
Характерные признаки экологического права как отрасли права
1. Начиная 1960 года СССР заключило множество международных договоров об ЭП (примерно 150). СССР брал обязанность внедрить принципы и нормы ЭП в законодательство. Например, договор «О нераспространении…». Поэтому СССР пришлось создать отрасль ЭП для выполнения обязательств. Российский законодатель перенимал зарубежный опыт.
2. Отсутствие кодификации. Это создает нетипичное состояние отрасли для нашей правовой системы. Вопрос о создании экологического кодекса обсуждается.
3. Большое количество НПА.
4. Очень высокий уровень обновляемости законодательства. В каждый закон вносится очень много изменений.
5. Экологизация. В ЭП проникают институты из других отраслей российского права. Напр, институт права собственности (из гражданского права), институт экологического контроля (из государственной службы). Но есть и обратная зависимость. Это существенный элемент.
Экологическое право – междисциплинарная наука. Т.е. задействует и естественные науки, и юриспруденцию.
Экологическое право предусматривает максимальное вовлечение общественности в принятие экологически значимых решений. Есть такие мероприятия как общественная экологическая экспертиза, экологические обсуждения, влияющие на экологические решения. Даже городская застройка относится к экологически значимым вопросам. Т.к. особенности земельного участка, количества зелени в городе очень важны для экологии и т.д. Термин «общественность» почти нигде не встречается, кроме ЭП, это и ЮЛ, и физические лица, и общественные объединения. Здесь не важна общественно-правовая форма, а важна позиция общественности. Вопрос о том, в какой мере реализуется право общественности сложен. Сейчас влияние намного сильнее, чем раньше.
Не сегодняшний день существует много концепций о том, насколько изменение ОС влияет на человека. Одна ветвь говорит о громадном вреде природы, наносимом деятельностью человека. Другая ветвь, наоборот, утверждает, что изменение никак не зависит от деятельности человека. Третья ветвь – концепция устойчивого развития, которая говорит о рациональном подходе, позволяющем сократить вредные воздействия на ОС, но без крайностей.
Источники экологического права – обязательные для применения те НПА, которые приняты надлежащими государственными уполномоченными на то органами в установленном порядке.
Т.к. экологического кодекса нет,то источники можно рассматривать в широком и узком толковании.
В широком толковании –рассматриваем не только специализированные НА, но и то законодательство, которое как-то затрагивает природопользование и охрану ОС. Включаем почти все. Напр, УК, АПК, ГК (гл.17). Т.к. это физически невозможно, то надо рассматривать в узком понимании.
Узкое понимание – специализированные НА, которые непосредственно созданы для отношений в области природопользования и охраны ОС.
1. Конституция РФ: приоритетным значением обладают международные договоры, а также основные принципы международного права. Российское ЭП во многом зависит от МП.
Принципы МП, влияющие на ЭП:
Принцип суверенного права государства на использование своих природных ресурсов.
Распределение природных ресурсов не однородно. Если международное сообщество будет вмешиваться, то будет повод для конфликтов.
Принцип уважения прав и свобод человека в контексте экологических прав.
Сложный принцип, т.к. экологические права и свободы новое понятие для РФ.
Принцип международного сотрудничества и т.д.
Международные договоры, заключенные с РФ.
Начиная 1972 г ООН раз в 10 лет проводит крупные международные конференции по вопросам ЭП и по их результатам создаются новые принципы и документы. Эти все декларации носят рекомендательный характер.
В 1972 принята первая международная декларация по охране ОС (стокгольмская). В этой декларации впервые закреплено право человека на благоприятную ОС, принцип суверенного права государства на использование своих природных ресурсов.
В 1982 конференция – принята Всемирная хартия природы. Качественно дублировала выводы декларации 1972 года. Но были разработаны более четкие формулировки. Состоит из 28 статей (принципов).
В 1992 году конференция. Принято несколько важных документов. Именно эта конференция стала важнейшей для развития современного ЭП. Были приняты:
Декларация «По охране ОС и устойчивому развитию». В ней впервые прозвучал принцип устойчивого развития как план законодательного экологического развития всех стран участниц ООН. Очень сложна реализация этого плана. Устойчивое развитие (УР) – очень сложное понятие. УС предусматривает политическое, экономическое и социальное развитие личности и общества в условиях благоприятной ОС. В РФ она реализуется.
Принят Повестка дня 21 век. 4 части, одна из которых касалась охраны ОС.
Принята конвенция «По охране климата». Является основополагающей. Вводит понятие климата, климатической системы, устанавливает правила, которые должны быть разработаны в каждом государстве по охране климата. Далее к ней подписано несколько протоколов. Напр, Киотский.
Приняты Лесные принципы. В результате этого произошел скачок цен на лесную продукцию, т.к. в ней было заложено изменение тарифов и таможенных платежей на лесную продукцию.
В 2002 году также конференция в Юганенсбурге. Разработаны юганенсбургсикие принципы. Качественно уступают ранее принятым документам. Никаких новых положений не содержат.
Также, напр, конвенция об эк многообразии.
Кроме этого РФ подписывает много двусторонних международных договоров. Все они носят обязательный характер. Напр, конвенция «Об Охране Балтийского моря», хотя там более двух участников. Участниками этой конвенции являются все прибрежные государства, заинтересованные в охране Балтийского моря. Есть раздел по безопасности судоходства, по качеству воды. В результате РФ построило очистительные сооружения.
Также много договоров с бывшими союзными республиками.
2. Конституция РФ – основоположный документ, регулирующий все важные вопросы.
Ст.9 КРФ: земля и др. природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов.
Т.е. в ст.9 законодатель объявляет о национальном суверенитете ресурсов, находящихся на территории РФ. Природные ресурсы рассматриваются как основа для благосостояния не только государства, но и населения.
Ст.36 КРФ: 1.устанавливается многообразие форм собственности на природные ресурсы. Те. Применение ст. 36 практически осложнено, т.к. многие ПС находятся в государственной собственности. Понимание права собственности воспринимается сложно, т.к. не очень высокий уровень юридической грамотности. Существуют ограничения права частной собственности на ПС.
В 1993 г. когда КРФ только вводила этот принцип, законодатель не до конца понимал как будет реализовываться право частной собственности на ПС.
Ст.42 КРФ: впервые провозглашены экологические права гражданина. Это сильный прорыв.
• Граждане РФ имеют право на благоприятную ОС. Восприятие этого права в 1993 году только формировалось. Основное экологическое право
• Право на достоверную информацию о ее состоянии. Реализация этого права происходит довольно сложно, т.к. не разработан до конца законодательный механизм.
• Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Ст.58 КРФ: Граждане РФ должны бережно относиться к природным богатствам. Обязанность охранять природу и ОС. Эта обязанность звучит достаточно абстрактно. По идее, КРФ и не должна расшифровывать, но при этом эта статься довольно сложно понимается.
Ст.71,72 КРФ: охрана ОС находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Некоторые вопросы переданы на усмотрение субъектов РФ.
3. Нормативные договоры. Т.е. договоры заключающиеся между РФ и ее субъектами. Сейчас этот источник не востребован. Но с 1994 по 1997 было заключено порядка 40 таких договоров. На сегодняшний день действует только 1 договор: между РФ и республикой Бурятия.
4. Федеральное законодательство
ФЗ от 10 января 2002 «Об охране ОС»
Достоинства:
В этом законе впервые разработан терминологический аппарат, дающий законодательное определение многим понятиям (естественная экологическая система, благоприятная ОС и т.д.)
Перечислены абсолютно все важные экологические институты
Недостатки:
Хоть и перечисляет все институты, но не дает их характеристики. Почти все нормы являются отсылочными.
Закон написан в декларативном характере. Поэтому он не выполняет роль кодекса. В нем много принципов, норм-целей и т.д.
ФЗ от 30 марта 1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан»
Содержит массу правовых механизмов возможности выживания человека в опасных условиях жизнедеятельности. Закон носит комплексный характер.
ФЗ от 1992 г «О безопасности» - этот закон не обязателен для прочтения. Был впервые введен термин «экологическая безопасность». Это стратегически важный закон. Начиная с 1992 года граждане имеют право на экологическую безопасность, а механизм реализации опять разбросан по разным НА.
ФЗ от 23 ноября 1995 г «Об экологической экспертизе»
Содержание этого закона очень изменилось с 1995 года. В нем законодатель пошел по пути упрощения норм.
ФЗ от 27 декабря 2002 г «О техническом регулировании»
Полностью изменил систему нормирования и стандартизации на территории РФ. Данный закон составлен хаотично. На практике система Гостов прекращена в 2004 году. Но в полном объеме новая система до сих пор не работает.
ФЗ от 24 июня 1998 г «Об отходах производства и потребления»
Проблемы утилизации, переработки отходов. Это большие проблемы. До 1998 г концепции обращения с отходами не существовало.
Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г
В пределах населенного пункта есть окружающая среда для нас важная. Также он вводит некоторые важные экологические понятия.
5. Отраслевые федеральные законы
ФЗ «О недрах» от 21 февраля 1992 г
Определяются понятия недр, недрапользования и т.д.
ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1994 г.
Было внесено наименьшее число поправок и изменений. В нем много декларативных норм. Не регулирует очень многие вопросы, связанные с основными видами – охоте и рыбалке. Поэтому существуют специальные законы
ФЗ от 4 мая 1999 г «Об охране атмосферного воздуха»
Существует понятие атмосферного воздуха, но не существует право собственности на него. Сам по себе закон написан сложно.
Земельный кодекс РФ от 21 ноября 2001 г. Но он больше уделяет внимание земле не как природным участкам, а как объекту имущественных отношений.
Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г и Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. Эти кодексы вводят новые институты, договоры на лесопользование и водопользование, которые ранее не были в нашем законодательстве.
ФЗ от 14 марта 1995 г «Об особо охраняемых природных территориях».
Говорит о существовании природно-заповедного фонда и т.д. Довольно удачный ФЗ
6. Указы и распоряжения Президента РФ
Это то нормотворчество, которое затрагивает общие вопросы по формированию и реализации внутренней и внешней политики, в том числе и в сфере природопользования и охраны ОС. Таких распоряжений не много. Нам необходимо 2 из них.
Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г «Основные положения государственной стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития»
В нем содержатся этапы, которые должны быть пройдены ОГВ, ЮЛ и ФЛ для перехода к концепции устойчивого развития и ее толковании.
Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию»
По содержанию более емкий. В нем содержится информация о тех природных комплексах, которые необходимы для устойчивого развития, а также об особых природных комплексах.
Так же не надо забывать об указах, формирующих органы исполнительной власти
7. Постановления и распоряжения Правительства РФ
Выполняют более практическую задачу, т.к. они направлены на обеспечение выполнения политики по охране ОС. Определяют конкретных лиц, выполняющих определенные мероприятия.
Вопросы:
• На их основании создаются федеральные агентства, министерства и службы
Напр, Федеральное агентство по недрапользованию
• На их основании создаются особо охраняемые территории
• На их основании происходит разработка нормативов качества ОС. Также вопросы нормирования и стандартизации
В отличие от НА Президента, здесь более или менее адресный характер.
8. Ведомственные нормативные акты
В данный момент существует несколько федеральных министерств, агентств и служб, которые занимаются нормотворчеством, касающимся ЭП.
9. Акты органов местного самоуправления
Органы МСУ не являются ОГВ, поэтому изданные ими НА не могут быть приравнены к вышеперечисленным актам. Но у органов МСУ также есть нормотворческая функция по определенным вопросам: вопросы благоустройства, озеленения и вывоза мусора, можно также отнести организацию субботников. Благоустройство относительно. Вывоз мусора – последнее время полномочия распределяются между ТСЖ.
10. Локальные нормативные акты. Дискуссионный источник. Бренчук говорит о том, что он может быть рассмотрен.
Те НА, которые издаются крупной организацией, обеспечивающей свободу предпринимательства, распределения прибыли и т.д. До недавнего времени говорилось, что они могут быть источником только трудового права.
Последние пару лет, говорится, что на территории РФ сформировались крупнейшие компании, осуществляющие регулирование в определенной сфере природопользования монопольно. Напр, ЛУКОЙЛ, Газпром. Многие теоретики не согласны с таким источником ЭП.
11. Технические акты.
Во-первых, это технические регламенты. До 2004 года их не существовало. После 2004 года после введения понятия «технический регламент» следует признать как самостоятельный источник.
Во-вторых, это всяческие нормативы и стандарты.
В соответствии со ст.71 и 72 КРФ: при изучении источников ЭП учитывается и региональное законодательство. В разных субъектах ЭП сформировано по-разному.
А) У каждого субъекта есть устав или конституция
В СПб нет альтернативного водохранилища по поставке питьевой воды. В Уставе СПБ ничего не говорится об охране ОС.
Б) Законы субъектов. Очень разнообразны.
Закон СПб от 29 мая 2003 г. «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства». В нем говорится о том, что на территории СПб осуществляется благоустройство. Существует Комитет по благоустройству СПб. Существует ответственность за нарушение благоустройства. Не разработано закона об охране ОС на территории СПб.
В) Распоряжения Главы субъекта. В СПб таких распоряжений нет.
Г) Нормотворчество Администрации, Исполнительной власти субъекта. Носят стратегический и политический характер
Д) Акты специальных комитетов. Напр, Комитет СПб по природопользованию и обеспечению экологической безопасности
12. Судебная практика.
Очень дискуссионный вопрос. Последнее время считается, что это равноправный источник.
Постановления Пленумов ВС и ВАС. Носят разъяснительный характер.
Постановление Пленума ВС 1998 г, Постановление ВАС 2002 г.
Вывод: необходимость написания экологического кодекса. Попытки иногда принимаются. Сложность в том, что ЭК должен включать много моментов, таких как единообразие форм договоров, распределение полномочий между ОГВ. Эта работа сейчас ведется. Президент проводит реформу, на которую отвели 3 года, после чего возможно создание ЭК.
Система источников довольно традиционно. Формируется с точки зрения иерархии. Она довольно прозрачна и понятна.
Принципы – нормы-рекомендации.
23 принципа, содержащихся в ФЗ «Об охране ОС».
Закон «Об охране ОС» не говорит о принципах конкретно ЭП. Ст.3 – принципы, но больше разговор о хозяйственной деятельности.
В Экологической доктрине РФ - Постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 – сформулированы непосредственно принципы экологического права. Носит более политическую функцию, нежели практическую. Напр, принцип устойчивого развития, принцип справедливого распределения доходов от ресурсов.
Закон «Об охране ОС» (некоторые из принципов):
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности.
Природопользователь должен доказать свою невиновность (безопасность). Всякая планируемая деятельность должна быть доказана как безопасная. Механизм доказывания безопасности содержится в ряде НА. Природопользователь доказывает путем предоставления определенных документов. Напр, экологический паспорт предприятия, заключение экспертизы и т.д.
Право человека на благоприятную ОС и обеспечение права на благоприятные условия жизнедеятельности.
Принцип платности природопользования
Законодатель устанавливает платное природопользование. Но не все природопользование платно. Напр, бесплатно пользование кислородом, сервитут. Формирование системы платежей. Проблема в том, что нет понятия экономических налогов.
Принцип ответственности ОГВ (федеральных и региональных) за обеспечение экологической безопасности.
ОГВ несут перед населением ответственность за благоприятную ОС. Очень важный принцип, т.к. он показывает уровень демократии.
Принципы, связанные с обязанностью проведения определенных экологических процедур.
Принцип сохранения биологического разнообразия
Популяции живых организмов сокращаются. Была реализована программа по сохранению Уссурийских тигров. На территории СПб недавно была программа по сохранению вида волков.
Принцип организации и развития системы экологического образования и воспитания
Кроме закона «Об охране ОС» эти принципы можно найти во всех ФЗ, затрагивающих природопользование и охрану ОС. Напр, Закон «О животном мире» ст.3, закон «Об экологической экспертизе» ст.3. Таким образом, законодатель уделяет большое внимание принципам. Но кроме учреждения принципов, нужна практика. Принципы – это скорее нормы-рекомендации. Их можно расширительнее толковать, чем следует.
акон об охране окружающей среды ст. 1 перечисляет объекты, но имеет место хаотичность изложения. Рассматривать объекты лучше по некой системе
Что такое окружающая среда?
Понятие окружающей среды – содержится в ст.1 закона – совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Мы говорим здесь только об окружающей природной среде, поэтому употребление «окружающая среда» не совсем корректно.
Что такое антропогенный объект?
Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Таким объектам ЭП уделяет меньше всего внимания. Речь идёт в основном не столько о социальных, сколько об экономических потребностях. Имеются в виду, прежде всего, разнообразные энергетические и промышленные предприятия. Когда мы говорим о таких объектах, речь идёт о экологических требованиях, которые предъявляются к таким объектам. Но такие требования распространяются далеко не на каждый такого рода объект.
Что такое природно-антропогенный объект?
Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности (например, виды одомашненных животных, видоизменённые растения, изменённые ландшафты), и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (например, клонирование);
Природный ресурс - это то, что находится в эксплуатации, то, что используется. У природного ресурса гипертрофировано выражена функция потребления. Законодатель делает различия между природным объектом и природным ресурсом.
Виды объектов экологического права:
1. Земля – рассматривается и как природный объект, и как природный ресурс. Определение содержится в ЗК РФ. Наиболее используемым является понятие земельный участок - часть поверхности земли, в т.ч. почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Здесь речь идёт о сугубо почвенной характеристике. Собственник земельного участка может пользоваться только земельным участком.
Для практической деятельности мы должны избирать оптимальные правовые категории.
2. Недра – определение содержится в Законе «О недрах» 1992 г.:
Это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя или дна водоёмов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. С точки зрения с этого понятия всё-таки не просматриваются некоторые моменты. Недра – самостоятельный природный объект/ресурс. На практике предоставить в пользование участок недр без предоставления в пользование земельного участка невозможна, но с законодательной точки зрения эта связь напрямую не просматривается.
Недра в РФ в частную собственность не предоставляются. Но в США - удачный пример такого предоставления.е
3. Леса (ЛК РФ от 2006). Сложность в соотношении понятий «лес» и «лесной участок». Леса рассматриваются как экологическая система или природный ресурс, но никаких видовых признаков понятия «леса» в этом кодексе не дано. Ст. 7 ЛК приводит понятие лесного участка достаточно размыто, но по крайней мере можно увидеть, что это земельный участок, границы которого определены в установленном законом порядке, который покрыт древесно-кустарниковой растительности. Но понятия древесно-кустарниковой растительности российское законодательство не даёт. Поэтому существует некая неопределённость, приходится возвращаться в ЗК РФ, который вводит понятие земель лесного фонда – земли, которые делятся на лесные (покрытые древесно-кустарниковой растительностью) и не лесные. Если растительность расположена в пределах земель лесного фонда, то это лес. Градостроительный кодекс вводит понятие «городские леса».
Виды лесов, предусмотренные ЛК:
1. Резервные
2. Защитные
3. Эксплуатационные
Нужно руководствоваться понятием лесного участка и классификацией лесов из ЛК.
4. Вода. ВК РФ от 3.06.2006
Водный объект - природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы водного режима.
В любом водном объекте воды должно быть достаточно много. ВК говорит о ручьях, озёрах, морях. Бассейны и рукотворные пруды, выкопанные на земельных участках, находящихся в собственности чаще всего не относятся к водным объектам. Однако есть подзаконное законодательство об искусственных водных объектов.
Подземный водный объект – особая категория, регулируется нормами и водного, и горного законодательства.
5. Животный мир. Определение содержится в ФЗ «О животном мире».
Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
В понятие включается всё: начиная с микроорганизмов до млекопитающих. Домашние животные, животные на фермах и в питомниках, бродячие животные – не включаются в понятие о животном мире.
6. Атмосферный воздух.
Закон «Об охране атмосферного воздуха»
Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
Воздух в помещениях регулируется нормами санитарного законодательства.
Особо охраняемые природные объекты регулируются в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых территориях»[
К таким территориям относятся особо охраняемые территории: государственные природные заповедники, государственные природные биосферные заповедники (особо охраняемые территории созданные ЮНЕСКО – их у нас достаточно много, государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, гос. природные заказники, памятники природы (могут находится в частной собственности), ботанические сады, дендрологические парки (уникальные деревья).
Существуют еще – лечебно-оздоровительные местности и курорты (это тоже особо охраняемые территории), но в их отношении действует особый ФЗ – отличие в том, что и там и там речь идёт об особых лечебных ресурсах, но курорт должен еще обладать развитыми медицинскими ресурсами).
Объекты животного и растительного мира, которые занесены в красную книгу (Красная книга РФ, красные книги субъектов РФ).
Особенность особо охраняемых природных объектов в том, что они во многом изъяты из оборота.
Природные ресурсы отличаются возможностью потребления.
Природные ресурсы делятся на исчерпаемые (лесные, земельные, фаунистические) и неисчерпаемые (солнечные, климатические, энергетические).
Возобновляемые (лес и животный мир) и невозобнавляемые (минеральные и водные).
Однако действующее законодательство такой классификации не проводит.
Международное право разработало и другие понятия и виды природных ресурсов и природных объектов.
Например, понятие климата, понятие генетических ресурсов.
Проблема соотношения водного и горного законодательства: подземные воды регулируются достаточно сложно. Отдельная категория – подземные минеральные воды, регулирование их практически отсутствует, не сформулировано понятие лечебных минеральных ресурсов, регулирование осуществляется подзаконным актом.
раво на благоприятную окружающую среду (ст. 42 КРФ).
Российский законодатель разработал собственное понятие благоприятной окружающей среды. (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Благоприятная окружающая среда – ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Нужно обратить внимание: 1) не перечисляются антропогенные объекты; 2) получается, что это определение не содержит самого главного: критерия устойчивого функционирования; 3) никак не предопределена роль человека.
Критерии благополучия окружающей среды
Критерием благоприятности ОС является нормирование: если нормативы качества соблюдены, то ОС является благоприятной. Но нормативы всё-таки имеют некий среднестатистический характер.
Имеет место технический подход, когда мы говорим об ОС. В принципе в СПб соблюдаются нормативы качества воздуха.
Ничего не говорится о процветающем образе жизни, о развитии личности. Российское законодательство гарантирует благоприятность ОС только в соответствии с техническими нормами.
Законодатель в ФЗ «О санэпидблагополучии» (ст.8) гарантирует гражданам право на благоприятные условия жизнедеятельности. Это право предусматривает очень много элементов, которые характеризуют условия обеспечения благоприятной ОС (среда обитания, среда проживания, условия труда, медицинское обслуживание). В этом определении происходит определённая декомпенсация. Законодатель выполнил многие из рекомендаций норм МП.
БОС: собственно БОС и благоприятные условия жизнедеятельности (но эти условия гарантируются не нормами ЭЗ, а нормами санитарного законодательства). Со временем произойдёт объединение этих понятий.
Больше нет ни одного НА, который бы как-то разъяснял право гражданина на БОС. Право на БОС тесно взаимосвязано с правом на жизнь, с информационными правами. Некоторые учёные считают, что есть только одно экологическое право граждан: право на БОС.
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Сложность состоит в том, что отсутствует законодательный термин «экологическая информация». В международном праве этот термин разработан, закон СНГ от 26.12.1996 «О свободе доступа к экологической информации»: РФ обязалась дать определение экологической информации к 2000 г, но не выполнила этого обязательства.
Конвенция ООН 1998, Европейское законодательство о доступе к информации об охране ОС.
ФЗ от 27.07.2006 «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ».
Данный ФЗ вводит базовые понятия:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
Но для нас будет иметь значения характер этих сведений и форма их предоставления.
Ни один НПА не даёт понятия информации о состоянии ОС. Ввиду этого пробела было принято несколько судебных решений (например, дело Никитина).
В теории высказываются точки зрения на определение об Информации об ОС:
Это информация о состоянии компонентов ОС и сведения о деятельности, влияющей или той, которая может повлиять на природные компоненты.
Ерофеев: сведения о состоянии воды, воздуха, фауны или флоры, о деятельности и мероприятиях, которые могут помочь или повредить состоянию компонентов ОС.
Требования к информации о состоянии окружающей среды:
1. Формализованность.
4 формы предоставления информации: 1) письменная форма (ответ на запрос, информация от СМИ); 2) устная форма (не очень подходит, потому что ссылаться на устную форму не всегда возможно для ЮЗД); 3) копии документов (но они должны быть надлежащим образом заверены); 4) информация, предоставляемая на электронных носителях (использование такого вида информации для ЮЗД также нежелательно, но существует такое понятие как Официальный сайт, к ним есть доверие).
2. Достоверность.
Должностное лицо, предоставляя ту или иную информацию, несёт ответственность за её недостоверность. В основу принципа положено безусловное уважение к государственной службе. Информация из СМИ: тот же принцип, официальные СМИ получают информацию от соответствующих должностных лиц, поэтому несут ответственность за её достоверность
3. Полнота информации.
4. Доступность.
Право на доступность – корреспондирующее право. Обязанность: правительство предоставляет ежегодно в форме доклада; каждый субъект РФ раз в погода обязан информировать население о состоянии окружающей среды (раньше в СПб – каждые полгода, сейчас – каждую неделю; в атм. воздух 50-55 тыс. тонн загрязняющих веществ); орган местного самоуправления: обязан информировать каждые три месяца. Некоторые государственные уполномоченные органы с определенной периодичностью публикуют доклады о состоянии окружающей среды или о своей деятельности в этом направлении. В задачу СМИ также входит освещение вопросов, связанных с состоянием окружающей среды.
5. Бесплатность информации.
6. Своевременность.
Бывают ситуации, кода информация должна быть предоставлена незамедлительно: техногенные, природные чрезвычайные ситуации. Законодатель не разработал понятия незамедлительности (пока это пределы 24 часов). По запросам граждан своевременность находится под действием положений о государственной службе. Срок установлен в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Для граждан установлен срок: 30 календарных дней. Есть ещё и подзаконная база по регулированию этого вопроса. Существует также Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и её загрязнении от.21.12.1999. На территории СПб сейчас формируется экологический паспорт СПб. Информация о состоянии экологической среды: ограниченная или общедоступная? Ограничения предусмотрены в связи с включением такой информации в состав государственной тайны. Нужно обратиться к соответствующему ФЗ от 21.07.1993:
- само определение государственной тайны. Распространения этих сведений может привести к нарушению безопасности государства.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию:
1. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
2. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
Указ от 11.02.2006 «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне»
Закон уделяет достаточно большое внимание коммерческой тайне: ст. 139 ГК (?), ФЗ от 29.07.2004 «О коммерческой тайне». Есть информация, которая представляет собой определённую ценность для распространителя товаров и услуг. Принцип: относятся сведения о материалах, рецептуре. Сведения об отходах, о загрязнении – не могут быть засекречены под видом коммерческой тайны. Этот принцип отражён в ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне».
Служебная тайна: ст. 139 ГК. –сведения, которые становятся известны лицу во время исполнения обязанностей.
Персональные данные. ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»: данные о состоянии здоровья является личными данными, можно засекретить
Банковская тайна.
Тайна исповеди.
Сведения о состоянии ОС не могут быть засекречены ни при каких обстоятельствах.
Информацию мы можем также получить, обратившись к кадастрам и реестрам: Водный реестр (расположение, характеристика), государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Гарантии обеспечения экологических прав
1. Уполномоченный АО правам человека, ежегодный доклад о состоянии прав граждан РФ, раздел экологические права. Жалобы на то, что Жильё не соответствует экологическим нормативам, на качество питьевой воды.
2. При Президенте РФ есть Комиссия по правам человека
3. Разработка специального законодательства: международного и национального.
4. Государственный экологический контроль. Хотя контролю уделяется всё меньше внимания.
Способы защиты экологических прав
1. Судебный порядок
2. Механизм административной защиты экологических прав: обжалование действий должностного лица в вышестоящий орган государственной власти
3. Возможность защиты в КС РФ – можно включить в судебный порядок.
4. Возможность обращения в природоохранную прокуратуру (существует с 1995 г). В зависимости от обстоятельств дела, этот механизм может являться наиболее эффективным.
5. Экологические права общественных объединений.
6. Специфика очень небольшая. Некоммерческие организации. В принципе совпадают с экологическими правами граждан, дополнительно выделяются:
7. Право создавать экологические фонды
8. Организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу (в ФЗ «О проведении экологической экспертизы»)
9. Рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы. Во многом – это формальное требование.
Право собственности на природные ресурсы очень важный вопрос, т.к. многие ресурсы являются стратегическими, например, газ, нефть.
Право собственности – ряд правомочий, к понятию владение, пользование и распоряжение могут быть дополнения или изъятия.
Ст.9 ст.36 КРФ – на территории РФ устанавливаются различные формы собственности на природные ресурсы.
Формы собственности на природные ресурсы:
3 основные формы – государственная (федеральная, региональная), муниципальная и частная.
Понятие права собственности восстановилось в 90-х годах, поэтому ПСПР – не совсем сформировано. Большинство ПР находятся в государственной собственности, многие в исключительной федеральной собственности.