Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция1. Дистанционное обучения в системе непрерывного профессионального образования
План
1. Мировой опыт применения ДО
2. Развитие ДО в России
3. Характерные особенности ДО
Историко- педагогический анализ проблем становления и развития ДО показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Если в 1980 их насчитывалось 187, то в 1995 около 700.
В США в системе ДО обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более, чем половине университетов используется технологии ДО для обучения взрослых. Для ДО широко используется телевидение. В рамках системы публичного телевещания PBS-TV обучается более миллиона студентов. Программа обучения взрослых включает в себя курсы науки, бизнеса, управления.
Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых. Он является одним из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В его структуре существует система повышения квалификации, в частности, преподавателей средних школ.
Национальный Центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира.
В ФРГ открытый университет в г. Хагене (основан в 1976) позволяет заочно получать образование и повышать квалификацию. Университет выдает дипломы и присуждает степени включая доктора наук. Институт ДО в г. Тюбинген разрабатывает программы для обучения с использованием радио и телевидения. В подготовке 2500 учебных курсов принимает участие 5000 преподавателей. Балтийский Университет в Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона.. По технологиям ДО образование можно получить в университетах городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга. Все учебные задания выполняются вне университета на основе специальных разработок и с консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется непосредственно в вузе.
С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах начинают создаваться Центры ДО, а также так называемые летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов в 30 000 человек.
В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из университета необходимый пакет учебных материалов Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 000 слушателей.
Аналогичное образовательное учреждение ДО функционирует в Австралии и находится в стадии становления в Швейцарии. Существует программа создания системы ДО в такой маленькой европейской стране, как Андорра.
ДО развивается и в других регионах мира. В качестве примеров мега- университетов, развивающих ДО, можно привести Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет (Корея), Университет Южной Африки, Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд).
В Японии с начала 80-х годов функционирует «Университет в эфире».Это государственное учреждение, находящееся на бюджете и под строгим контролем министерства просвещения, имеющее несколько факультетов гуманитарного и естественнонаучного профиля. В определенные часы по телевидению и радио транслируются лекции. По каждому избранному предмету учащийся должен прослушать дважды в неделю часовую лекцию. Консультации даются в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре. Основная часть слушателей обучается в течение пяти лет и получает после успешной сдачи экзаменов диплом бакалавра. Зачетные единицы Открытого университета приравниваются к зачетным единицам всех других университетов.
Обращает на себя внимание тот факт, что в странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие ДО заметно отстает от развития ДО в других регионах.
Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки.
Процесс развития ДО в России начался в начале 90-х годов. Количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ на начало 1997 года составило по подсчетам автора более ста, и продолжает быстро расти.
Процесс развития ДО в России сдерживается традиционными для России причинами- отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. Тем не менее, в Московском энергетическом институте (ТУ) на кафедре радиосистем успешно дистанционно обучались студенты из Рязанского института радиоинженеров (г. Рязань) и Марийского политехнического института (г. Йошкар-Ола). В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в университет из числа школьников, проживающих в удаленных районах России. В Московском государственном индустриальном университете ДО используется в экспериментальном порядке для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний. Стали уже классическими примеры экспериментального ДО в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ). Активно внедряются технологии ДО в МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте (МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения (МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах.
Большую активность при продвижении американских образовательных услуг на российский рынок проявляет BMI (Business Management International)- специализированная американская консалтинговая компания со штаб-квартирой в г. Сан-Франциско, штат Калифорния (США). Основные направления деятельности компании, среди прочего, общее образование и профессиональная подготовка для детей и взрослых, бизнес-образование. Все эти образовательные услуги предоставляются посредством использования технологий ДО.
Британские образовательные услуги уже несколько лет успешно продвигаются на российский образовательный рынок партнером Открытого Британского Университета - Международным Центром ДО (теперь Международный институт менеджмента) «ЛИНК».
Недавно организованные Российско-финская и Российско-немецкая телеакадемии, обладая современным уровнем компьютерного и телекоммуникационного оборудования, активно внедряются в российский образовательный рынок.
Большая работа по педагогическому обеспечению СДО ведется в Российской академии образования (РАО). Так, лаборатория ДО Института общего и среднего образования Российской академии образования, под руководством Е.С.Полат разрабатываются теоретические основы и практические курсы для ДО, проблемы эвристического ДО исследуются А.В. Хуторским, ДО внедряется в учебный процесс Университета РАО.
Внедрение технологий ДО в образовательный процесс успешно проводит негосударственное образовательное учреждение «ТАНТАЛ», современном гуманитарном университете, Российской таможенной академии.
В России создается и быстрыми темпами развивается корпоративное обучение. Это тенденция отмечается в банковских системах, РАО «ГАЗПРОМ», Центробанка, Санэпидемслужбы и др.. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы сравнимы и превосходят системы ДО вузов.
Таким образом, в России, несмотря на кризисное социально-экономическое положение возникает и интенсивно развивается система ДО, как в высшей школе, так и корпоративное.
Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное обучение (ДО) также является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и эктернат) при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики ДО позволил отметить характерные особенности, присущие ДО. Среди них:
1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.
8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.
9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.
10. «НИТ» (новые информационные технологии). В СДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
11. «Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
12.«Интернациональность». ДО обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Перечисленные особенности определяют и преимущества ДО перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.
Отношение научно- педагогической общественности к ДО можно представить себе, сославшись на результаты социологического опроса, проводимого факультетом социологии МГУ среди участников конференции по ДО, организованной в МЭСИ. Эксперты оценили перспективность ДО по пятибалльной шкале в среднем как 4.45. Наибольшую поддержку в развертывании ДО, по оценкам экспертов, оказывает руководство вуза (ректорат, ученый совет)- (средний балл 4.24). За ними следуют студенты (средний балл 3.78), а затем преподаватели (средний балл 3.67).
В определенной степени «отрицательное» отношение преподавателей к ДО характерно для отечественной педагогической практики и вызвано, по нашему мнению, значительным усложнением педагогической деятельности в СДО без соответствующей материальной и моральной компенсации и неосведомленностью, хотя имеется снижение напряженности по отношению к ДО. Так, социологический опрос, проведенный Межвузовским центром ДО показал, что отрицательное отношение к ДО со стороны преподавателей в 1998 году наблюдалось 38%, а в 1999 уже 30% опрошенных преподавателей.
Анализ эволюции форм получения образования в условиях информатизации образования показывает, что идеально может рассматриваться некоторая интегральная, синтетическая форма, к которой при модернизации и развитии асимптотически, эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее из существующих форм в настоящем и которое может появиться в будущем. К этой мысли косвенно склоняются также некоторые эксперты, называя ДО формой обучения ХХI века. Приведем мнения о ДО экс-министров образования России. Так Г.А. Ягодин отмечал в 1995 году на заседании Госкомвуза России, по вопросу «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России»: «...Если в мире в ближайшие 10 лет не произойдет социальный катаклизм, то дистанционное образование станет главной формой образования на Земле.». В.Г. Кинелев пишет по этому поводу: «Дистанционное образование справедливо называют образовательной системой ХХI века. Мы рассматриваем его как одно из магистральных направлений глобальных образовательных реформ, происходящих в мире и ив нашей стране. Начало ХХI века мы должны встретить во всеоружии российской системы дистанционного образования. А.Н. Тихонов определяет ДО как «важное направление поддержки потенциала высшей школы. Роль и значение ДО заключается в том, что оно предоставляет возможность получения широкими слоями населения России качественного и мобильного образования, базирующегося на средствах НИТ». Можно привести ряд других высказываний в пользу этой гипотезы.
Таким образом, совокупность логических рассуждений, мнения известных экспертов и экспериментальные практические результаты внедрения технологий ДО в традиционный учебный процесс подтверждают предположение о том, что существующие формы получения образования с закономерной необходимостью асимптотически стремятся к некоторой идеальной гуманистической, универсальной, синтетической, интегральной форме, изоморфной современному ДО. Другими словами, они сливаются в одну форму получения образования.
Подводя итог, можно отметить, что дистанционное обучение в идеальном случае:
· предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;
· обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;
· предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
· предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;
· предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
· значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;
· снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;
· позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;
· позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;
· удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;
· повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;
· способствует сохранению приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой;
сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.