Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Деонтология социальной педагогики и
профессиональной деятельности социального педагога
Для социальной педагогики, социально-педагогического направления
деятельности имеют место свои деонтологические основы. Они определяют
нравственно выраженные (деонтологически обоснованные) основы организации и реализации социально-педагогической деятельности и ее результативность. Для раскрытия их существа необходимо раскрыть следующие вопросы:
место и роль социального педагога и социально-педагогической
деятельности, определяющие их деонтологические основы;
основы деонтологии социальной педагогики, ее сущность и содержание;
основы деонтологии профессиональной деятельности социального
педагога.
Раскроем содержание выделенных вопросов.
1. Место и роль социального педагога и социально-педагогической деятельности, определяющие их деонтологические основы
Известно, что термин «педагогика» произошел от двух греческих слов:
pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или
«детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально
назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog.
Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогики. Однако, следует учитывать, что ребенок с рождения совершенно
беспомощен. Именно человек берет на себя миссию ведения ребенка к своему социальному становлению, социальной зрелости – это и является по существу педагогикой. Данный факт и определяет существо деонтологии миссии взрослого человека, ведущего ребенка к социальной зрелости, деонтологии педагогики, социальной педагогики.
Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического
знания, исследующая явления и закономерности социального становления и
развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, направленной на обеспечение социального становление личности, в соответствии с потребностями
его самореализации с учетом возраста и индивидуальных возможностей. [5,
с. 36] Ее назначение – изучение теории и практики социальнопедагогической деятельности, направленной на содействии социальному
формированию личности с учетом ее своеобразия и социальной культуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Это предполагает гармонизацию взаимодействия среды и человека в зависимости от возраста и
своеобразия последнего. При этом важно учитывать особенности социокуль-
турной среды жизнедеятельности объекта профессиональной деятельности
социального педагога. Социальная педагогика изучает опыт профессиональной подготовки социальных педагогов и определяет перспективы ее совершенствования.
Понимание существа деонтологии социальной педагогики и социальнопедагогической деятельности диктует необходимость раскрытия ее субъекта
(кто реализует социально-педагогическую деятельность), объекта (с кем организуется социально-педагогическая деятельность), среды, в которой обеспечивается социально-педагогическая деятельность, ее направленность,
функций и решаемые задачи, а также результативность этой деятельности.
При этом учитываются категории людей, с которыми работает социальный
педагог, среды, в которых осуществляется профессиональная деятельность, а
также их результативность.
В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее,
организатор, выполняющий социально-педагогические функции, что и определяет деонтологические требования к личности и социально-педагогической
деятельности.
Объектом социально-педагогической деятельности (с кем организуется
социально-педагогическая деятельность) выступает человек независимо от
возраста (дети, подростки, юношество, взрослые люди, пожилые), а также
группы, семьи, с учетом их своеобразия. Своеобразие – это то, что отличает
одного человека от другого, одной группы (семьи) от другой. Оно может
проявляться в волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями), сформированных установках, позициях, отношении к самому себе, другим людям,
окружающей среде.
Объектом социально-педагогической деятельности выступает также
группа, формальное или неформальное объединение, семья, в том числе семья группы риска.
Наконец, объектом социально-педагогической деятельности выступает
социокультурная среда жизнедеятельности тех, с кем работает специалист
социальной педагогики, ее позитивные и негативные возможности, возможности ее педагогизации.
Социально-педагогическая деятельность способствует социальному развитию, социализации человека с рождения, как личности, социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержки по этапам
социального становления как гражданина конкретного общества (социума).
Такая деятельность осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той
среды, в которой живет человек (субъект социально-педагогической деятельности) и где предстоит ему реализовывать себя (социальный педагог) по
профессиональному назначению. Изложенное и определяет деонтологическую сущность социально-педагогической деятельности.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности,
определяющих ее деонтологическое своеобразие выступают:
стимулирование социализации (ресоциализации) человека в ситуации жизнедеятельности;
социальное воспитание, преодолению трудностей, возникающих в
процессе него;
социально-педагогическое сопровождение, поддержка человека в
процессе становления его как личности, обусловленного потребностями социального заказа (сложившейся нормы) государства, общества;
социально-педагогическая работа в формальных и неформальных
общественных объединениях
создание наиболее благоприятной среды воспитания, социальнопедагогической деятельности;
коррекции воспитания, исправление и перевоспитание человека в
ситуации социально-педагогической деятельности;
социально-педагогическая работа с семьями, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, в повышении их воспитательной роли;
педагогизация среды, в которой живут и воспитываются несовершеннолетние. Она позволяет создавать наиболее благоприятную среду воспитания, исправления, социализации и ресоциализации несовершеннолетних.
Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельности решают комплекс задач, которые носят деонтологический характер и предъявляют соответствующие требования к социальному педагогу, к тем, кто выполняет социально-педагогические функции.
2. Основы деонтологии социальной педагогики,
ее сущность и содержание
В основе деонтологии социальной педагогики лежат ее ценности (аксиологические основы деонтологии социальной педагогики). Данный
факт диктует выделить ценности социальной педагогики. Среди ценностей
деонтологии социальной педагогики следует выделять:
– ценности социально-педагогического знания (теории социальной педагогики);
– социально-педагогической деятельности (социально-педагогической
практики);
– социального образования (подготовки специалистов социальной сферы).
Главной ценностью социальной педагогики – это сложившиеся и признанные морально-этические основы социально-педагогической деятельности, направленные на удовлетворение потребности социальных педагогов
служить своей профессией на благо окружающим и всего общества.
Деонтология социальной педагогики определяет нравственноэтические основы теории и практики профессиональной деятельности, а так-
же деонтологически обусловленной подготовки специалистов социальной
педагогики. По своей сущности она определяет учение о морально-этических
основах назначения социальной педагогики как отрасли знания, стимулирования становления нравственно-зрелой личности и обеспечения гармонизации ее с социокультурной средой жизнедеятельности, а также деонтологическую подготовку социальных педагогов к деятельности по профессиональному назначению.
Изложенное позволяет выделить деонтологию социальной педагогики
как науки, практики и образования.
Деонтология социальной педагогики как наука – это учение о морально-этических основах социальной педагогики и социальнопедагогической
деятельности, включающей знания о нравственных требованиях, нормах,
принципах и правилах поведения и профессиональной деятельности социального педагога, а также отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, обеспечения гармонизации отношений человека и среды жизнедеятельности.
Важнейший аспект деонтологии этого направления – обеспечение
нравственного становления человека, как гражданина и патриота, а также педагогизация (создание наиболее благоприятной) среды его жизнедеятельности, позволяющие гармонизировать отношения человека и социокультурной
среды его жизнедеятельности.
Деонтология социальной педагогики как практика – это деонтологически обусловленная целесообразно организованная деятельность социального
педагога, других людей (субъектов социально-педагогической деятельности),
способствующих нравственному становлению человека, как гражданина и
патриота, а также педагогизации (создание наиболее благоприятной) среды
его жизнедеятельности. Она формируется на основе практики деятельности
социальных педагогов (субъектов социально-педагогической деятельности) с
различными категориями людей в различных ситуациях профессиональной
деятельности (различных жизненных ситуациях). Такие категории (объект
социально-педагогической деятельности) выделяются по возрасту, проблемности работы с ней. Ситуациями социокультурной среды профессиональной
деятельности социального педагога выступают с учетом факторов риска и
возможностей их преодоления в интересах объекта социальнопедагогической работы.
Деонтология социальной педагогики как образование – это деонтологический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов, формированию у них деонтологической направленности сознания, деонтологических качеств личности. Такой подход определяет деонтологическую подготовленность социальных педагогов к деятельности по профессиональному
назначению.
Деонтологический подход в профессиональной подготовке социальных
педагогов диктует необходимость разработки:
структуры деонтологически обусловленной их профессиональной
подготовки;
необходимой учебной и методической литературы по деонтологии
профессиональной деятельности;
организации деонтологически обусловленной практики самореализации обучаемых по профессиональному назначению.
Деонтология социальной педагогики включает в себя: деонтологию социального педагога и деонтологию его профессиональной деятельности,
сущность и содержание которых требуется раскрыть.
3. Основы деонтологии социального педагога
Основой деонтологии социального педагога выступают ценностное
отношение к нему как субъекту профессиональной деятельности. Оно определяется личностными ориентациями (ценностными ориентациями) социального педагога. По своей сущности – это разделяемые социальным педагогом социальные ценности, определяющие его:
нравственные цели жизни, определяющие духовное богатство
личности социального педагога;
нравственные цели профессиональной деятельности – основа деонтологического сознания социального педагога, его деонтологическая направленность;
деонтологически обусловленная профессиональная подготовленность социального педагога;
типичные средства, используемые социальным педагогом в социально-педагогической деятельности (профессиональной деятельности), их
соответствие потребностям достижения нравственно выраженных целей их
достижения;
социально-значимая ценность результативности профессиональной деятельности социального педагога, определяющие его авторитет, педагогическое мастерство и педагогическую культуру профессиональной деятельности.
Выделенные ценности носят общий и частный (конкретный) характер.
В первом случае – это ценность социального педагога, как самостоятельной профессии, определяющая отношение к ней государства и общества,
ее социальная значимость – это своего рода «деонтологическая ценность»
профессии с позиции государства, общества.
Во втором – отношение к конкретному социальному педагогу, характеризуя его с учетом сложившегося статуса, авторитета и мастерства профессиональной деятельности – это «деонтологическая ценность» конкретного
социального педагога. Такая ценность может быть авансированной, когда
речь идет о вновь назначенном на должность специалисте, с учетом сложившегося отношения от его предшественника, и может быть реальной, как ре-
зультат деятельности социального педагога за предшествующий период – заслуженная деонтологическая ценность.
Деонтология социального педагога – это учение о нравственном долге социального педагога, как специалиста – профессионала. Оно включает
требования, нормы, принципы и правила профессионального поведения.
Нравственные идеалы, ценности, нормы, принципы и правила проявления
складываются естественным образом в среде жизнедеятельности. Многие из
них, сложившиеся исторически и понятные людям частично находят отражение в функциональных обязанностях социального педагога. Однако не все
можно включить в инструкцию. Существуют так называемые «неписанные
правила поведения и профессиональной деятельности», которые характерны
для профессии социального педагога, которые обусловлены потребностями
деонтологического долга. По существу деонтология социального педагога
позволяет определить нравственные требования, предъявляемые к личности
социального педагога, его профессиональной подготовленности, а также
практике профессиональной деятельности.
Качественными характеристиками деонтологии социального педагога
выступают: деонтологическая направленность личности; деонтологическая
готовность к профессиональной деятельности и деонтологическая культура.
Деонтологическая направленность социального педагога определяет его профессионально-педагогическую социализированность как профессионала. Она проявляется в его потребностях, интересах, мотивах, целях,
идеалах, осознанном отношении социального педагога к себе как специалисту-профессионалу, повседневно выполняющему особую социальнозначимую миссию, своей профессиональной деятельности и ее нравственно
выраженной результативности. Направленность личности социального педагога определяет мотивационную обусловленность его действий, поступков,
поведения, профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования. По своей сущности деонтологическая направленность социального педагога – это движитель его социализации и повседневного проявления в профессиональной сфере деятельности, в быту, в работе над собой,
так она определяется его деонтологически обусловленными потребностями,
интересами, мотивами, целями и идеалами социально-педагогической деятельности.
Изложенное позволяет утверждать, что деонтологическая направленность социального педагога – это его обусловленная нравственным долгом
восприятие реальной социально-педагогической действительности, определяющее его назначение, повседневные отношения, мотивированные действия, поступки, поведение и деятельность по профессиональному назначению.
Деонтологическая направленность социального педагога непосредственно связана с его деонтологической готовностью. Под ней понимается
состояние готовности социального педагога, его знаний, умений, навыков к
выполнению им социально-педагогической деятельности в соотвествии с
требованиями профессионального долга (деонтологией профессиональной
деятельности). Такая готовность формируется на морально-этической
(деонтологической) основе овладения профессиональным мастерством
(профессиональной подготовленности специалиста) и предрасположенности
к осознанной нравственной самореализации в профессиональной сфере
деятельности. Нравственная (деонтологическая) самореализация и лежит в
основе долга и должного в профессиональной деятельности социального
педагога. Изложенное позволяет определить деонтологическую готовность
социального педагога как сформированное состояние, определяющее его
предрасположенность к повседневной реализации профессионального мастерства на основе нравственного долга.
Деонтологическая культура социального педагога – это качественная социально-педагогическая характеристика его подготовленности и повседневного проявления в профессиональной сфере деятельности в соответствие с требованиями деонтологии (нравственных норм и правил профессиональной деятельности). Осмысление ее существа показывает, что деонтологическая культура социального педагога основывается на нравственномировоззренческих установках и включает в себя взаимосвязь его деонтологической направленности и профессиональной подготовленности, определяющие повседневное проявление. По своей сущности она является результатом нравственно-ориентированной подготовки социального педагога через
требования профессионально-педагогического долга и проявляется в повседневном поведении и профессиональной деятельности.
Выделенные качественные характеристики деонтологии социального
педагога позволяют дать деонтологическую оценку (характеристику) конкретному социальному педагогу. Она характеризует конкретного социального педагога, как деонтологически подготовленного специалиста, готового к
эффективной самореализации по профессиональному назначению. Примером
деонтологически обусловленной личности социального педагога были Я.
Корчак, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, С.А. Калабалина, его супруга Г.К.
Калабалина и сын А.С. Калабалин и многие другие, всей своей жизнью и
профессиональной деятельностью доказавшие это на практике.
Важной качественной характеристикой деонтологии социального педагога выступает деонтология его профессиональной деятельности. Именно в
ней находит повседневное проявление деонтологии социального педагога.
4. Основы деонтологии профессиональной деятельности
социального педагога
Основой деонтологии профессиональной деятельности социального
педагога выступают ценностное отношение ко всем ее составляющим. К таким составляющим относятся:
ценностное отношение к субъекту деятельности – самому себе как
социальному педагогу по профессиональному назначению, определяющее
его миссию и роль. Оно определяется пониманием социального педагога высокой ответственной ролью, возложенной на него, своей способности и го-
товности реализовать себя по профессиональному назначению. Следует подчеркнуть, что функции социально-педагогической деятельности может выполнять не только социальный педагог, но и другие лица, например, родитель, лицо его замещающее, педагог, воспитатель, руководитель и пр. Речь
идет о понимание своей роли и личной ответственности человека (субъекта)
по отношению к другому человеку (группе), действия которого несут в себе
социально-педагогическое воздействие;
ценностное отношение к объекту (с кем работает социальный педагог). Каждый человек – это ценность, особый мир, развитие и самореализация которого по жизни оказывается под воздействием субъекта социальнопедагогической деятельности. Не менее ценным для социального педагога
выступает семья, группа, благополучие в которых, их успешность во многом
определяют благополучие и успешность тех, кто в них входят;
ценностное отношение к целям социально-педагогической деятельности. Оно во многом определяет способность социального педагога понимать ситуацию и ставить реальные, деонтологически обусловленные цели
своей профессиональной деятельности;
ценностное отношение к профессиональной деятельности социального педагога. Оно определяют содержание и способы социальнопедагогической деятельности социального педагога, его активную позицию
по изменению и улучшению жизни подрастающего поколения, молодежи,
взрослых людей, воспитательных возможностей семьи. Средства и способы –
это все то, что использует субъект социально-педагогической деятельности в
ситуации развития. Они могут быть приемлемыми и способствовать достижению прогнозируемой цели, сохраняя ценность объекта и стимулируя его
социальное самосовершенствование в среде жизнедеятельности, но может
носить деструктивный характер, деформируя, разрушая его;
ценностное отношение к результату достижения прогнозируемой
цели социально-педагогической деятельности;
ценности социокультурной среды профессиональной деятельности
социального педагога. Они либо способствуют успешности этой деятельности, либо тормозят, что диктует необходимость ее педагогизации – создания
наиболее благоприятной среды.
Представленные аксиологические основы позволяют раскрыть существо деонтологии профессиональной деятельности социального педагога.
Деонтология профессиональной деятельности социального педагога
– это учение о деонтологически обусловленной социальнопедагогической деятельности социального педагога (субъекта социальнопедагогической деятельности) в соответствии с профессиональным назначением, потребностями достижения социально-педагогических целей. Оно выступает основой того, каким необходимо готовить социального педагога по
его профессиональному назначению, как относиться ему к своей профессиональной деятельности, чтобы обеспечить выполнения свой деонтологически
обусловленной миссии и роли, а также как оценивать результативность его
труда. Деонтология профессиональной деятельности характеризует не только
мастерство социального педагога, но прежде всего направленность его проявления в интересах нравственного становления, конкретного растущего человека, семьи, группы, объекта социально-педагогической деятельности, а
также деонтологическую культуру его профессиональной деятельности.
Деонтология профессиональной деятельности социального педагога
включает: деонтология субъекта социально-педагогической деятельности,
социально-педагогического влияния; деонтология субъекта социальнопедагогической влияния; деонтология реализации профессиональной деятельности социальным педагогом; деонтология социально-педагогического
влияния субъекта; деонтология результата социально-педагогической деятельности (влияния).
Деонтология субъекта социально-педагогической деятельности –
это нравственное своеобразие субъекта организации и реализации социальнопедагогической деятельности. Она характеризует характерные для субъекта
нравственные нормы, принципы и правила, определяющие его образ жизни
профессиональное поведения. Для него характерны свои нравственные идеалы, ценности в профессиональной деятельности, деонтологическая направленность, деонтологическая готовность и деонтологическая культура профессиональной деятельности.
Деонтология субъекта социально-педагогического влияния – это
нравственное своеобразие родителя, лица, его замещающего, взрослого человека, который в ситуации влияния выступает субъектом. Среди них следует
выделять родителей, лиц их замещающих, родительское назначение которых
носит социально-педагогический характер; педагогов-предметников, основная задача которых обучение и социально-педагогическое влияние на обучаемых через предмет, свою личность, свои пример, свою культуру; руководителей коллективов от деонтологической культуры которого во многом зависит жизнь и профессиональная деятельность подчиненных; взрослых людей (особенно значимых взрослых для несовершеннолетних), которые в ситуации присутствия несовершеннолетних демонстрируют для их подражания
культуру поведения, речи, деятельного проявления и пр.
Субъектом социально-педагогического влияния может быть нравственно-зрелая и профессионально подготовленная личность, но может быть и
недостаточно зрелая, и не подготовленная. В зависимости от этого и может
иметь место направленность и действенность ее социально-педагогического
влияния на тех, с кем взаимодействует субъект, оказывая на него влияние.
Для каждого такого субъекта характерны свои нравственные идеалы, ценности в проявлении, которые оказывают существенное влияние на объект.
Деонтология реализации профессиональной деятельности социальным педагогом. Профессиональная деятельность – представляет собой
социально-значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, деонтологически обусловленных умений и навыков, а также развитых профессионально обусловленных качеств личности. Деонтология реализации профессиональной социально-педагогической деятельности по от-
ношению к несовершеннолетним – это нравственно этические основы организации и реализации социально-педагогической деятельности в интересах
целесообразного социального становления (социализации, ресоциализации)
человека, стимулирования его самореализации в социуме. От нее зависит
способность социального педагога обеспечивать достижение прогнозируемого результата.
Деонтология реализации профессиональной деятельности социального
педагога во многом определяется его деонтологической направленностью,
деонтологической готовностью к профессиональной деятельности и деонтологической культурой профессиональной деятельности.
Деонтология социально-педагогического влияния – это практика
нравственного воздействия конкретного субъекта на другого человека в социокультурной среде. Она имеет место по отношению к любому человеку,
который своим поведением, деятельностью, в том числе, профессиональной
деятельностью, образом жизни оказывает на другого как позитивное (конструктивное), так и негативное (деструктивное) влияние, создает в социокультурной среде жизнедеятельности как позитивную, так и негативную ситуацию, существенно влияющую на благополучие других. Важно учитывать деонтологическое влияние поведения, деятельности взрослого человека на несовершеннолетнего.
В ситуации его личность и деятельность носит социальнопедагогический характер, а это определяет важность для него деонтологической выраженности его личности, поведения и деятельности. На это справедливо обращал внимание А.С. Калабалин: «Мы не можем не учитывать здоровой любознательности ребенка, это неотъемлемое свойство возраста, которое
приводит его либо к какому-то глубокому увлечению, либо к несчастью. И
зависит это от того, какие взрослые с ним рядом. Умные, ответственные помогают создать от школы до дома территорию безопасности для ребенка.» [2,
c. 120] Далее он подчеркивал: «Взрослый, если есть у тебя совесть, ходи с
перископом на голове, крути головой, ищи, где нужна твоя помощь. Не проходи мимо. И если таких людей будет множество, дети получат то, без чего
они не могут стать личностями – нормальную, наполненную трудом, интересными событиями, здоровую жизнь». [2, c. 122] В этом смысл:
– деонтологии взрослости – понимания нравственной ответственности
взрослого человека по отношению к своему влиянию на несовершеннолетних
и молодежь в различных жизненных ситуациях;
– деонтологической ответственности поведения и деятельности взрослого человека – понимание того, что его поведение и деятельность выступают примером для несовершеннолетних, которые находятся рядом с ним.
Деонтология социально-педагогического влияния субъекта
В первом случае (конструктивное) проявление можно наблюдать по
отношению к человеку, как специалисту, который работает весьма успешно,
производит продукцию высокого качества и своим примером побуждает к
подобному проявлению других, одновременно оказывает позитивное влия-
ние на социокультурную среду производственной деятельности, создавая в
ней комфортность и доброжелательность.
Во втором случае (деструктивное) проявление можно наблюдать по отношению к человеку, как специалисту, который работает весьма успешно,
производит продукцию высокого качества, но одновременно оказывает негативное влияние на социокультурную среду производственной деятельности,
создавая в ней напряженность, провоцируя агрессии и недовольство.
В третьем случае, когда и в производственной сфере, и в общении
влияние субъекта оказывается весьма негативное.
Деонтология результата социально-педагогической деятельности
(влияния) – нравственная оценка достигнутого результата социальным педагогом по профессиональному назначению. Она позволяет оценить одновременно деонтологическую результативность профессиональной деятельности
конкретного социального педагога. Подобной оценкой можно определить
нравственную выраженность социально-педагогического влияния различных
категорий субъектов.
Таковы основы деонтологии профессиональной деятельности социального педагога.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. В чем существо социально-педагогического понимания термина «ведение дитя»?
2. Каково назначение социальной педагогики и социального педагога?
3. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогической деятельности.
4. Раскройте деонтологическую сущность социально-педагогической
деятельности.
5. Охарактеризуйте основные направления социально-педагогической
деятельности, определяющие ее деонтологическое содержание.
6. Каковы ценности деонтологии социальной педагогики?
7. Охарактеризуйте деонтологию социальной педагогики как науку.
8. Охарактеризуйте деонтологию социальной педагогики как практику.
9. Охарактеризуйте деонтологию социальной педагогики как образование.
10. Что понимается деонтологией социальной педагогики?
11. Охарактеризуйте ценностные ориентации социального педагога, как
субъекту профессиональной деятельности, определяющие основу его деонтологии.
12. Охарактеризуйте общие и частные цели ценностей социального педагога.
13. Охарактеризуйте деонтологию социального педагога.
14. Назовите и дайте общую характеристику основных компонентов деонтологии социального педагога.
15. Охарактеризуйте деонтологическую направленность личности социального педагога.
16. Охарактеризуйте деонтологическую готовность социального педагога к профессиональной деятельности.
17. Охарактеризуйте деонтологическую культура социального педагога.
18. Охарактеризуйте составляющие ценностных отношений, лежащих в
основе деонтологии профессиональной деятельности социального педагога?
19. Назовите и дайте общую характеристику деонтологии профессиональной деятельности социального педагога.
20. Охарактеризуйте деонтологию субъекта социально-педагогической
деятельности.
21. Охарактеризуйте деонтологию субъекта социально-педагогического
влияния.
22. Охарактеризуйте деонтологию реализации профессиональной деятельности социальным педагогом.
23. Назовите и дайте характеристику основным компонентам деонтология реализации профессиональной деятельности социального педагога.
24. Охарактеризуйте деонтологию социально-педагогического влияния.
25. Охарактеризуйте деонтологию социально-педагогического влияния
различными категориями субъектов.
26. Охарактеризуйте деонтологию результата социально-педагогической
деятельности (влияния).
Литература:
1. Виенанд, М. Основные принципы и функции социальной работы и
социальной педагогики / М. Виенанд; пер. с нем. Г. Вильнера // Социальная
работа. – 1992. – № 6. – С. 52–55.
2. Калабалин А.С. Педагогические размышления. – Изд. 2-е, испр. и
доп. / А.С. Калабалин; сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М. : Группа МДВ, 2017.
– 256 с.
3. Кертаева, Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической
направленности сознания будущих педагогов / Г.М. Кертаева, Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ: Электр. науч. журнал. – 2015. – № 4(4). – С. 17.
4. Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» / под ред. Н.А. Касаса. – М., 2006.
5. Мардахаев,
Л.В.
Социальная
педагогика:
теоретикометодологические основы : учебник для магистрантов и аспирантов / Л. В.
Мардахаев. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
6. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическая деонтология / Л.В. Мардахаев // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. – Вып.
6 / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М. А. Галагузова. – Екатеринбург: Изд-во «СВ96», 2010. – С. 308–315.
7. Мардахаев, Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и
содержание / Л.В. Мардахаев // Социальная политика и социология. – 2011. –
№ 11. – С. 198–222.
8. Профессионально-этический кодекс Межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников социальных служб» // Этика социальной работы: матер. метод. сем. – М., 2000.
9. Этика социальной работы: принципы и стандарты: Принято Общим
собранием Междун. фед. соц. раб. в июле 1994 г. в Коломбо (Шри-Ланка) //
Работник социальной службы. – 2000. – № 3. – С. 93–101.