Справочник от Автор24
Связи с общественностью

Конспект лекции
«Цвет в компьютерном дизайне»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по связям с общественностью / Цвет в компьютерном дизайне

Выбери формат для чтения

ppt

Конспект лекции по дисциплине «Цвет в компьютерном дизайне», ppt

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Цвет в компьютерном дизайне». ppt

txt

Конспект лекции по дисциплине «Цвет в компьютерном дизайне», текстовый формат

Цвет в компьютерном дизайне Зрительное восприятие Часто цвет предстает перед наблюдателем в цветном окружении. Цветовое восприятие можно описать лишь методом сравнений контрастов.     Эффекты зрительного восприятия являются факторами, оказывающими влияние на технологию обработки. Все, что предназначено для решения технологических задач или применения колориметрических систем, должно быть приведено в соответствие со зрительным восприятием цвета «конечным измерительным прибором» – глазом наблюдателя. В современной технологии многокрасочной репродукции применяется как аддитивный, так и субтрактивный синтез цвета. Формирование яркостной составляющей с помощью сложения отдельных излучений называют аддитивным синтезом цвета. При субтрактивном синтезе цвета наблюдается уменьшение яркости. Цвет овой круг Просматривая эти круги через призму мы можем увидеть основные цвета. Круг на белом фоне разлагается на комбинацию Циан/Фуксин/Желтый. Тот же круг на черном фоне разлагается на комбинацию Красный/Зеленый/Синий. в 1931 г. Международной комиссией по освещению (CIE — Commission Internationale de L’Eclairage) была разработана система XYZ, охватывающая все цвета и оттенки, которые только может видеть человек. В дальнейшем, после усовершенствования XYZ, создается модель цветового пространства CIELab по оси вверх — увеличение яркости цвета; от оси a к оси b по периметру окружности — изменение цветового тона, а по радиусу — изменение насыщенности цвета и на ее основе известные нам цветовые системы RGB и CMYK. С целью более точного его описания была разработана международная система, построенная на известных эталонных цветах, которые также называют основными цветами. В соответствии с экспериментально установленными характеристиками среднестатистического наблюдателя в 1931 г. CIE определила кривые сложения основных цветов R, G и B В этой системе некоторое соотношение основных цветов соответствует каждой из длин волн видимого спектра. При этом существуют как положительные, так и отрицательные количества основных цветов. Чтобы получить только положительные значения, CIE ввела нереальные основные цвета, которые обозначают буквами X, Y и Z. Причем, X соответствует мнимому (реально не существующему) красному, Y – мнимому зеленому и Z – мнимому синему цвету. Спектральные составляющие, относящиеся к данной стандартной колориметрической системе, называют стандартными трехкомпонентными основными возбуждениями, а рассчитанные по ним цветовые координаты – стандартными цветовыми координатами Стандартные кривые сложения X(λ), Y(λ) и Z(λ) описывают зависимость энергии излучения от длины волны и определяют спектральную чувствительность глаза среднестатистического наблюдателя CIE. В современной технологии репродукционных процессов колориметрическая система XYZ представляет важное эталонное цветовое пространство. Как постановления Международного консорциума по цвету ICC так и определение цвета на языке описания страниц PostScript, используют XYZ как опорное цветовое пространство при стандартном источнике D50 и угле зрения 2°. Представления об основных цветах связаны с понятием относительных цветовых координат x, y, z, сумма значений которых равна единице. Вместо стандартных цветовых координат X, Y и Z задаются только координаты цветности x и y, которые позволяют определить чистоту цвета и цветовой тон. Кроме того, с помощью дополнительного задания в третьем измерении цветовой координаты Y можно определить яркость. Многообразие цветов, получаемое в соответствии с таким подходом, называют стандартной цветовой таблицей, цветовым треугольником CIE, на практике известном как диаграмма цветности CIE – «подкова» CIE. Чтобы наряду с чистотой цвета и цветовым тоном графически визуализировать и яркость, необходимо ввести дополнительную ось. Ось Y, проведенная через точку белого, превращает цветовой треугольник CIE в цветовое тело CIE Если максимально достижимую яркость добавить к насыщенности и цветовому тону, то цветовое тело CIE будет представлять собой асимметричную «гору». Необходимо отметить, что в области желтого и зеленого цветов при высокой насыщенности можно достичь значительно большей яркости, чем в зоне синих и красных цветов. Поэтому цветовое тело CIE является явно асимметричным. Цветовое тело отображает все цвета, воспринимаемые глазом среднестатистического наблюдателя для стандартного источника света. Однако оно не позволяет определить визуальное различие между двумя цветами. Цветовое пространство (поперечное сечение цветового тела) CIELAB Словарь теории цвет а Тон (" Hue" ) (собственно цвет, краска, оттенок, тон) Именно это слово мы имеем в виду, когда задаем вопрос "Какой это цвет?". Мы интересуемся свойством цвета, которое называется "Тон/Hue". Например, когда мы говорим о красном, желтом, зеленом, и синем цветах, мы имеем в виду "тон/hue". Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать. Контраст тонов - явно различные тона Контраст тона - различные оттенки, одинаковый тон (синий) Х ромат ичност ь (Chromaticity, Chorma)      О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о "чистоте" цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми. Это понятие связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Высокая хроматичность - очень сияющие, живые цвета Низкая хроматичность - ахроматичные, бесцветные цвета Хроматичность одинакова - средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше. Насы щенност ь (Saturation)     В связи с хроматичностью насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Например, комната окрашенная в один цвет ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то, что цвет будет неизменен, его насыщенность будет меняться. Это свойство цвета также называют интенсивностью. Насыщенностью не имеет отношения к словам "темный", "светлый". Вместо этого используйте слова "бледный", "слабый" и "чистый", "сильный". Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый Яркость (Value) Когда мы говорим, что цвет "темный" или "светлый", мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или темен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный желтый цвет считается светлее синего "navy blue", который в свою очередь сам светлее черного. Таким образом, значение (value) канареечного желтого выше, чем синего "navy blue" и черного. Контраст яркостей - серый = ахроматичный Контраст яркостей - полное различие яркости Свет имост ь (Luminance)     Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово "яркость" (brightness), мы предпочитаем использовать слово "светлота". Это понятие связано с многими теми же переменными, что и яркость в смыле "value". Но в данном случае используется другая математическая формула. Пример: вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светимостью. Добавление белого увеличивает светимость, добавление черного - уменьшает. От т енок (tint), т ональност ь (tone), и т ень (shade) Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется "оттенок" (tint).  Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется "тень" (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone). оттенки (добавляем белый к чистому цвету) тени (добавляем черный к чистому цвету) тональности (добавляем серый к чистому цвету)    Комплимент арны е, дополнит ельны е цвет а (Complementary Когда два или несколько цветов Colors) подходят "друг к другу", их называет комплиментарными, дополнящими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен. Более точным определением будет: "если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплиментарными". Собст венно цвет (Hue) Цвет - это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отраженного и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие "цвет".      Этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm). Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. В семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью. Психологическое воздейст вие цвет ов Желты й (самый светлый в спектре) тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зелены й (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление; успокаивает; на продолжительное время повышает двигательномускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Цвет овы е ассоциации - Это эмоции, образы, психические состояния связанные с цветом. Деятельность органа зрения может возбуждать другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. Физические ассоциации:      а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные,...). Эмоциональны е ассоциации:    а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Х аракт ер воздейст вия цвет ов на человека Цвет Тепл ый Холо дный- Красны й + Оранж евы й + Ж елт ы й + + Ж елт озелены й + + Легкий Тяжелый Отступа ющий + Выступа ющий Возбужда ющий + + + + + + Успока ивающий + Зелены й + + Зеленоголубой + + + + Голубой + + + + Синий + + + Фиолет овы й + + + Пурпурны й + Угнетающий + + Белы й + Св. серы й + Ж елт осеры й + + Черны й + + Взаимодейст вие цветов Каждый реальный цвет можно охарактеризовать цветовым тоном, т. е. его положением на круге, насыщенностью, или степенью разбавления цвета белой краской и яркостью и степенью затемнения цвета. •Дополнительные цвета находятся напротив друг друга. При их смешивании образуется черный (если это краски) или белый (если это световые лучи) цвет. Это максимально контрастные цвета. Сочетание их действует на глаз раздражающе (красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый). Такие сочетания применяются для создания сильного эффекта. •Цвета, смежные с дополнительными. В такой палитре один цвет сочетается с двумя другими, смежными дополнительному к нему (зеленый, темнооранжевый, бордовый). Такое сочетание цветов более мягкое, но достаточно контрастное. •Триады. Цвета, равноотстоящие друг от друга на цветовом круге, образуют триады, гармоничные сочетания (желтый, пурпурный, голубой или оранжевый, изумрудный, бордовый). Их сочетание создает палитру насыщенных цветов и оттенков. •Смежные цвета. Малоконтрастное сочетание смежных цветов придает рисунку строгий вид, например, на схемах или на бланках солидной компании. Кроме цветового тона, на восприятие объектов иллюстрации всегда влияют насыщенность и яркость цвета. В общем случае, чем чище тон, т. е. чем больше значение обоих этих параметров, тем сильнее объект привлечет внимание. Если на рисунке имеется особенно важная деталь, а остальные фигуры — лишь фон для нее, то разумно снизить их яркость и/или насыщенность. Снижение насыщенности приведет к осветлению рисунка, он будет окрашен в пастельные тона. При уменьшении яркости цвета, напротив, иллюстрация будет затемнена. Предельный случай цветового акцента за счет разницы яркости и насыщенности — сочетание черного или белого цвета со спектральными, что производит сильный эффект. Сочетаемость цветов Сочетаемость цветов 1. Не рекомендуется пользоваться цветами, расположенными слишком близко к другдругу на цветовом круге Сочетаемость цветов 2. Белый и черный цвета хорошо сочетаются с большинством других. Совет дизайнера: «Первый цвет – белый, второй цвет – черный, третий цвет – красный» Комплиментарные (complementary) цвета комплиментарные (дополняющие ) цвета, т.е. те цвета, которые расположены в круге прямо напротив друг друга будучи помещенными рядом, они делают друг друга ярче и живее, например, красный и зеленый красный и зеленый красный и зеленый жёлтый и фиолетовый жёлтый и фиолетовый Синий и оранжевый Синий и оранжевый Синий и оранжевый «триадная схема» « двойной комплемент » – две пары комплиментарных цветов Например, желтый и пурпурный/лиловый, синий и оранжевый. Символическая ф ункция цвет а Связана с социальными, религиозными обрядами и культурой общества. черный цвет символизирует тьму, печаль, траур; белый – мудрость, торжество; красный – власть и т.д. Законы восприят ия цвет ов 1. Чем чище и ярче цвет, тем определённее, интенсивнее и устойчивее реакция на него. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 2. Теплая окраска приближает объект. Делает его визуально больше, активнее, привлекает к нему внимание. Холодный цвет удаляет, успокаивает, переводит объект на дальний план композиции Цвет — полноценны й компонент публикации Каждый цвет несет эмоциональную нагрузку. Они могут быть теплыми (красные и желтые) и холодными (синие и зеленые). Одни сочетания считаются детскими (оранжевый, ярко-зеленый) или младенческими (розовый, голубой), другие — мужественными (коричневый, темносиний) или женственными (сиреневый, салатный). При выборе цветов предполагайте, что можно вызвать желательные эмоции у зрителя. Всегда помните, что многие цвета имеют устойчивую ассоциативную связь с каким-то явлением, и их количество с течением времени растет. Это не значит, что эти цвета нельзя употреблять. Наоборот, примененные к месту, они усилят впечатление от материала статьи. Выбор цветов зависит от типа публикации. В публикациях неофициального характера можно использовать яркие, насыщенные цвета, если же публикация имеет академический характер, ее гамма должна быть более сдержанной, цвета — приглушенными, очень темными либо, наоборот, совсем светлыми и малозаметными. В изданиях рекламного характера существует неписаное правило — чем шикарнее вещь, тем спокойнее цветовое решение рекламного материала. Чем больше цветов использовано в публикации, тем труднее добиться стройности композиции. Не увлекайтесь назначением множества контрастных цветов. В большинстве случаев более чем достаточно двух контрастных цветов и их оттенков. Исключения составляют детские издания. Но и в них избегайте аляповатого сочетания цветов. Цвет и т екст При работе с текстом в цветных публикациях придерживайтесь следующих правил: Назначайте фону и тексту контрастные цвета. Например, черные буквы на красном фоне читаются с большим трудом, так что такого сочетания следует, по возможности, избегать. Проверяйте контрастность в монохромном изображении. Для проверки контрастности двух цветов переключите монитор в монохромный режим воспроизведения. Обводите буквы. Если в силу тех или иных причин вам приходится пользоваться слабо контрастирующими цветами фона и букв, воспользуйтесь для улучшения удобочитаемости обводкой символов текста. Избегайте раздражающего сочетания цветовых тонов для печати содержательного текста. Например, сочетание желтого с красным раздражает глаз. Умеренно используйте специальные цветовые эффекты — текст-маску, выворотку и пр. Изображения для текста-маски подбирайте не слишком контрастным, иначе контуры букв перестанут восприниматься. При печати цветными буквами по цветному фону может возникнуть искажение символов за счет треппинга, при котором размеры символов могут несколько меняться. Избегайте слишком светлых и плохо различимых оттенков. Печатные машины не могут воспроизводить разницу в оттенках в 1%. Как правило, минимальное расстояние между смежными оттенками одного цвета не должно быть менее 5%.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Информатика

Человеко-машинное взаимодействие

ЧЕЛОВЕКОМАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Учебное пособие для дистанционного образования Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики Но...

Информатика

Пользовательский интерфейс

Содержание Лекция 1. Понятие интерфейса. Качество пользовательского интерфейса. Критерии эффективного проектирования. ...................................

Автоматизация технологических процессов

HMI-системы. Основные элементы

Лекция 2. HMI-системы. Основные элементы. 4. Этапы развития АСУТП. Непрерывную во времени картину развития АСУТП можно разделить на три этапа, обуслов...

Педагогика

Понятие, модели и принципы педагогического дизайна

2.1. Основы педагогического дизайна. Проектирование цифровой образовательной среды 2.1.1. Понятие, модели и принципы педагогического дизайна   Понятие...

Реклама и PR

Визуальное восприятие

Визуальные коммуникации — коммуникации (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики...)...

Дизайн

Градографика: визуальные коммуникации в городе

Градографика: визуальные коммуникации в городе Рассмотрим на примере выставки в г. СПб Как сделать процесс взаимодействия с городом проще и эффективне...

Информационные технологии

Интерфейсы автоматизированных систем

Интерфейсы автоматизированных систем Кафедра «Вычислительные системы и информационная безопасность» Лекционный курс Автор Ганжур М.А, Ганжур А.П. Рост...

Автор лекции

Ганжур М.А, Ганжур А.П.

Авторы

Информационные технологии

Интерфейсы информационных систем

Лекционный курс «Интерфейсы информационных систем» Содержание Тема 1. Общее представление об информационной системе 3 Специфика информационных програм...

Реклама и PR

Проектирование в визуальных коммуникациях

Проектирование в визуальных коммуникациях Средства визуальных коммуникаций – великий немой! Средства визуальных коммуникаций – с широко открытыми глаз...

Педагогика

Создание презентаций

Тема. Создание презентаций Требования к созданию презентаций базируется на трёх основных аспектах, учитывая особенности: • шрифта: подбор, сочетание и...

Смотреть все