Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Что такое проектирование?
До недавнего времени термин проект использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и естественно педагогической сферах деятельности.
Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование-вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж.К.Джонс).В широком смысле проектирование — это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека, каждому из нас приходится в жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр., и эти процессы не зависят от сферы деятельности, то есть они представляют собой культурно-исторический феномен. Все эти действия, носящие интеллектуальный (творческий) характер, и составляют проектирование.
Проектная деятельность, интеллектуальная по своему характеру, призвана до пробы на реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценивать последствия реализации тех или иных замыслов; это «деятельность, изначально и всецело направленная на осознанные культурно-исторические преобразования, на создание новых возможностей деятельности, на расширение горизонтов развития человеческой субъектности» (23, 3).
Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организацией управленческие аспекты.
Образование неотделимо от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношений. Знание социокультурных характеристик означает верное понимание целей, которые преследуются в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных образовательных стратегий.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и многое другое.
В педагогике можно выделить следующие направления проектирования: проекты в области финансирования и управления ОУ, проекты в организации школ, в преподавании, проекты пор разработке содержания образования, по образовательным технологиям, формам и методам обучения и воспитания, по структурированию системы воспитания и образования м и мн.др.
Основные черты проекта
Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, которыми являются:
отнесенность проекта к будущему;
ориентация проекта на желаемое состояние в будущем;
представление проекта как системы средств достижения будущего;
определенность начала и окончания проектной работы;
четко и ясно сформулированные критерии эффективности.
Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность проектирования:
• непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;
• «задачный» характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;
• итерационный характер, когда для приближения к удовлетворенному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;
• наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;
• практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов:
• интеллектуальный характер;
• информационный характер;
• - готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно-необоснованные схемы деятельности.
Рассматривая образовательный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, необходимо и целесообразно для разработки и реализации образовательного проекта учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование.
Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования
Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются:
• участие руководства в организации или поддержке проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства федерального, регионального, городского, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения или прочих субъектов);
• желание и готовность педагогического (или какого-либо другого) коллектива к участию в проектной деятельности (создание условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, то есть предоставлении возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной). Этот фактор имеет особое значение в силу неоднозначного отношения сотрудников коллектива к инновациям и наличием в коллективе: лидеров, нейтралов, позитивистов, негативистов;
• - наличие стратегии инновационной деятельности (какие цели и вит перед собой регион, город, муниципалитет, учебное заведение и др., в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будут это локальные новшества, модульные или системные);
• объединение специалистов и разделение труда;
• обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональными, финансовыми, материально-техническими, информационными, - а также разработанными порядком и способами их использования;
• отраженность в организации действий по управлению системой, и принятию решений внутри системы и за ее пределами;
• предельная четкость постановки цели проекта; постановка множества целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;
• учет специфических особенностей при проектировании (местных особенностей и специфики культуры).
Специфические особенности педагогических проектов (или специфика педагогических проектов) - педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями:
- цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижении промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. Целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей;
- количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена; достаточно сложно при работе с людьми, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект во-вторых, при работе с людьми воздействие того или иного фактора может быть отсрочено по времени;
- сроки и продолжительность проекта зависят от
- расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования
(ассигнований);
- ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения; в соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) определяются масштаб разработки проекта, его цели и задачи.
Что такое проект?
Приступая к проектированию, необходимо рассмотреть основные подходы к понятию проект.
На настоящие время нет единого общепринятого определения проекта, существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Проект - (от лат. projektus, буквально - брошенный вперед):
- Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия.
- Предварительный текст какого-либо документа; 3. Замысел, план.
Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями (Мировой Банк).
Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией..
Под педагогическим проектом мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией.
Проектирование имеет два основных вектора: понимание целей и смысла проекта и знание реальных возможностей, проектных трансформаций действительности.
Цели и задачи проекта
Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие цели и задач проекта. «Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения
конечной цели.
Большинство теорий и концепций совместной деятельности сходятся в том, что первым и непременным условием существования любой организации является формирование общей цели» (9). Действительно, понятие общей цели в психологическом анализе трудно переоценить. «Представленная в
форме утверждения, в котором с большей или меньшей конкретностью отражен некоторые желательные для организации результаты», цель выступает ключевым фактором, определяющим поведение ее членов.
Цель - это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.
Цели должны отвечать следующим требованиям;
1. Цели должны быть реалистичны, то есть проект не должен превратиться в
прожект.
2. Цели должны быть ранжируемы, то есть разделены на более мелкие
составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы (они
могут быть представлены как задачи).
3. Цели должны быть диагностируемы, то
есть должны иметь измерители (критерии и методики замера).
Задача - желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Откуда следует, что для решения поставленных задач необходимо указать предполагаемые сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата.
Педагогическое проектирование может рассматриваться в двух аспектах: в продуктивном и процессуальном.
В продуктивном аспекте оно видится как стремление изменить существующую действительность, подготовить теоретическую базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, т.е. создание нового «продукта».
Алгоритм разработки проекта может иметь в следующий вид;
• выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы;
• определение цели проекта;
• постановка задач по реализации цели;
• определение идей реализации цели и задач;
• определение работ, необходимых для разработки и запуска проекта и его составляющих;
• прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные по их устранению) и критериев их оценки;
• определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;
• определение допустимых сроков исполнения проекта.
В процессуальном (деятельностном) аспекте, педагогическое проектирование понимается как процесс деятельности проектировщиков и участников разработки и реализации проекта на всех стадиях инновационного проектирования, то есть управление проектной деятельностью (обеспечение в соответствии с целями и задачами научными, кадровыми, материальными, финансовыми, информационными ресурсами, позволяющими довести разработку проекта до реализации).
Управление проектами - это единство управленческих задач, организации, техники и средств. В теории управления проектами выделяют восемь основных направлений: управление предметной областью проекта; управление качеством; управление временем; управление стоимостью; управление риском; управление персоналом; управление контрактами и обеспечением проекта; управление взаимодействиями и информационными связями.
При разработке педагогического проекта следует руководствоваться следующими принципами:
- научность и практичность (т.е. проект не является рефератом теоретических источников, в то же время он должен строится на научных положениях, концепциях, но иметь практический характер, отражающий деятельность конкретного педагога (ОУ),
- целостность, системность, логичность (т.е. предметом проектирования может быть любой объект пед. деятельности(пед система, пед технология, пед процесс, форма, ситуация), но при этом он должен быть рассмотрен во взаимосвязи во всех его компонентах и внешних условиях),
- актуальности, целесообразности и перспективности (т.е. проект должен рассматривать решение конкретных проблем, противоречий в контексте тенденций развития современного образования (федеральный, региональный и др. уровни),
- валеологичности (т.е безопасности – отражение гуманных идей сохранения здоровья всех субъектов обр. процесса,
- технологичности (т.е. воспроизводимости – предполагает что описанные пед условия, средства и возможные результаты могут быть получены другими специалистами,
- управляемости, через систему контроля и оценки (мониторинга),
- инновационности.