Цели, задачи научных исследований. Научная новизна.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2.1. Цели, задачи научных исследований. Научная новизна.
Наука – это исторически установившаяся форма деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, частные законы, а также методы исследования.
Понятие «наука» характеризуется также следующими определениями:
– область человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
– форма общественного сознания; – объем знаний, заложенных в основу научной картины мира.
Наука – это особый тип знаний об объекте, которые в конечном счете являются эмпирическими. Она призвана выработать средства объяснения и предвидения реальных событий, что предполагает соотнесение любых научных представлений, какой бы сложности они ни достигали, с эмпирическими представлениями об объекте. Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний, форма реализации и развития науки, осуществление оценки влияния на объекты разных факторов и наряду с этим изучение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики решений.
Цель исследования определяется как точный механизм интеграции различных действий в систему «цель – средство – результат». Цель научного исследования – нахождение определенного объекта, изучение его структуры, характеристик, связей на фундаменте разработанных в науке позиций и приемов познания, а также получение важных для деятельности человека результатов. Гипотеза – научное утверждение, которое представляет собой вероятное решение проблемы, предположение, истинное значение которого не очевидно, т. е. требуются какие-то доказательства, которые являются целью исследования. К примеру, объектом исследования может быть аварийность скважины, а предметом исследования – взаимосвязь различных типов бурового раствора и физико-механические свойства горных пород разреза скважины. В этом случае цель исследования – анализ типов бурового раствора в сохранении целостности стенок скважины данного разреза, а гипотеза – допущение того, что в процессе изготовления нарушена концентрация реагентов, что влияет на параметры глинистого раствора.
Необходимо отметить, что в ходе более глубокого ознакомления с состоянием исследований по проблеме часто корректируются и окончательно формулируются тема и цели исследования. Параллельно с этим формируются задачи исследования, а именно вопросы, которые требуют получения ответов для достижения цели исследования. В большинстве случаев ставятся следующие задачи: – определение сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления и на его основе объяснение, характеристика; – исследование главных путей (методов, средств) решения проблемы.
Например, для нашего случая необходимо выдвинуть следующие задачи исследования:
1. Определить аварийные участки скважины.
2. Проанализировать и определить наиболее важные параметры бурового раствора в заданных условиях.
3. Исследовать характер взаимосвязи параметров промывочной жидкости с аварийностью.
Одновременно с этим определяются элементы научной новизны исследования, анализируется практическая и теоретическая полезность потенциальных результатов. После того как сформулирована ваша гипотеза, обдумайте способы ее проверки и доказательства. Для этого необходимо составить план и выбрать методику реализации собственных исследований. Прежде всего нужно ориентироваться на методы, используемые в данной области исследования или в доступных вам научно-исследовательских лабораториях. Аргументы в пользу вашей гипотезы необходимо находить в научной литературе. При этом выявляются противоречивые, не совсем ясные, не до конца решенные моменты, приводятся новые примеры и т. п. Их можно по-новому сгруппировать, проверить еще раз, для чего могут быть применены различные методики проверки: анкетирование, эксперимент, наблюдение, моделирование, опрос информантов и т. п. Иногда эффективно использование новых подходов либо методов исследования, не применявшихся ранее к данному объекту. Все результаты четко и грамотно фиксируются. Затем еще раз соотносятся рассуждения с темой, целью и задачами работы, при необходимости проводится их корректировка. Далее определяется круг понятий и терминов, без которых обойтись невозможно. Они по-разному раскрываются в имеющейся литературе, следует подбирать наиболее приемлемые толкования понятий и терминов. Любое научное исследование начинается с разработки методологии. Методология – это группа методов, способов, приемов и их очередность, которая принята при разработке научного исследования, схема, план решения определенной научно-исследовательской задачи.
Процесс выполнения исследовательской работы включает в себя шесть этапов:
1) выбор темы;
2) определение цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) реализация научных исследований.
Наука всегда задает вопрос: какое знание действительно научно? В естествознании важную роль играет характер подтверждаемости теории эмпирическими фактами. Критерии научности – множество признаков, определяющих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять. Для того чтобы охарактеризовать естественнонаучную теорию, употребляется не термин «истинность», а термин «подтверждаемость». В приоритете ученого – стремление выражаться точно и не употреблять многозначные термины. Главным критерием научности естествознания является подтверждаемость теории. Сами же термины «истинность», «истина» имеют более широкое толкование и используются в различных областях науки, т. е. специфику естествознания они не выражают, в отличие от термина «подтверждаемость», имеющего для естествознания первостепенное значение. Подтверждаемость – это качество научной концепции, которое означает, что возможно проведение каких-либо специфических экспериментов с таким оригинальным результатом, который подтвердит концепцию. В этом же значении употребляется термин верифицируемость. В гуманитаристике теории подразделяются в зависимости от степени эффективности.
В XX в. выявили два основополагающих критерия научности знания:
1) знание должно помогать понять изучаемые явления;
2) знание должно осуществлять ретросказание прошлого и предсказание будущего. Естественные науки выполняют данные требования с помощью понятий гипотетико-дедуктивного метода и основываются на критерии подтверждаемости, а гуманитарные науки опираются на ценностные представления, прагматический метод и критерий эффективности, являющиеся тремя главными научными основаниями гуманитаристики.
Основные критерии научности:
1. Объективность, или принцип объективности: научное знание сведено к раскрытию природных элементов, полученных «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). К тому же происходит отклонение как от интересов индивида, так и от всего сверхприродного. Природу необходимо постичь из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной. Предметы и их отношения также должны быть познаны такими, какие они есть, безусловно, без посторонних добавлений, т. е. без привнесения в них чего-то субъективного или сверхприродного.
2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Некоторые исследователи пришли к мнению, что обыденное знание носит, кроме всего прочего, ссылочный характер, т. е. опирается на «мнения», «авторитет». В научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, подтверждающие его истинность. Здесь работает принцип достаточного основания, который гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему дело обстоит именно так, а не иначе». Судьей в вопросах истины служит разум, а способом ее достижения – критичность и рациональные принципы познания.
3. Эссенциалистская направленность – нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей элемента (отображение систематических, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
4. Особая организация, особая системность знания – не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам, организованность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
5. Проверяемость – обращение к научному наблюдению, к практике, испытание логикой. Научная истина определяет знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»). Общезначимость сама по себе не является критериальным признаком истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность сама по себе не вытекает из общезначимости, напротив, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее. Научная новизна (вклад в науку) – одно из основных требований к теме научной работы – состоит в оригинальности заложенной в тему основной идеи, обеспечивающей углубление или обновление сложившихся в науке представлений. Выявить элементы новизны можно следующими способами: ‒ детальным изучением необходимого материала по предмету исследования; ‒ изучением имеющихся точек зрения; ‒ привлечением нового цифрового и фактического материала, например, в итоге проведения эксперимента – это уже явная заявка на оригинальность. Детальный анализ любого интересного в научном отношении объекта ведет к новым полезным результатам, выводам, обобщениям. Следует выделить элементы новизны, которые должны быть приведены в научной работе: – новая сущность задачи, т. е. такая задача поставлена впервые; – новая постановка известных проблем или задач; – новый метод решения; – новое применение известного метода или решения; – новые результаты и следствия. Новизна содержит термины увеличения научного знания, т. е. информацию о том, что было выполнено в рамках избранного научного исследования.