Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
1. Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного,
жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими
особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и
воспитательные задачи.
Задачи физического воспитания
Оздоровительные задачи:
- Охрана жизни и укрепление
здоровья (обеспечение
нормального функционирования
всех органов и систем
организма)
- Всестороннее
совершенствовние функций
организма
- Повышение работоспособности
и закаливание организма
Образовательные задачи:
- Формирование двигательных
умений и навыков;
- Развитие физических качеств;
- Овладение детьми
элементарными знаниями о
своем организме, роли
физических упражнений в его
жизнедеятельности, способах
укрепления собственного
здоровья
Воспитательные задачи:
- Формирование интереса и
потребности к занятиям
физическими упражнениями
- Всестороннее гармоничное
развитие ребенка (умственное,
нарвственное, эстетическое,
трудовое)
Процесс физического воспитания дошкольников должен строиться так, чтобы
одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания.
2
2. Средства физического воспитания дошкольников.
Основным средством развития физической культуры дошкольников являются
физические упражнения. Сопутствующими средствами, повышающими эффективность
использования физических упражнений, выступают гигиенические факторы и
естественные силы природы.
Средства физического воспитания.
Средства
Цель
Физические упражнения, включающие в
себя гимнастику: основные движения
(ходьба, бег, прыжки, лазание, метание,
упражнения на равновесие),
общеразвивающие упражнения,
построения и перестроения, танцевальные
упражнения; подвижные игры (сюжетные,
бессюжетные), игры с элементами спорта
(городки, настольный теннис, хоккей);
спортивные упражнения (катание на
велосипеде, плавание, скольжение, ходьба
на лыжах и др.); простейший туризм
(пеший, лыжный)
Используются для
решения
оздоровительных,
образовательных и
воспитательных задач
физического
воспитания
Психогигиенические факторы: общий
режим занятий, отдыха, питания, сна,
гигиена одежды, обуви, физкультурного
оборудования, помещения, площадки
Повышают
эффективность
воздействия
физических
упражнений
Условия
применения
Целостный
двигательный
режим,
отвечающий
возрастным и
индивидуальным
особенностям
каждого ребенка.
Психологический
комфорт ребенка
Усиливают
положительное
влияние физических
упражнений на
организм и повышают
его работоспособность:
используются для
закаливания организма
Для решения задач физического воспитания используется весь комплекс средств,
которые позволяют разносторонне воздействовать на организм и способствуют
физическому совершенствованию ребенка.
Природные факторы: солнце, воздух, вода
Физические упражнения
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они
используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач,
всестороннего развития личности ребенка.
Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством
профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий,
которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его
закономерностям. Отличительным признаком физических упражнений является
соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания,
3
закономерностям, по которым оно происходит. Например, если в целях физического
воспитания используются ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают
значение средства физического воспитания, им придаются рациональные формы,
оправданные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность
организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам.
Физические упражнения не отождествляются и не могут быть подменены определенными
трудовыми, бытовыми действиями.
Количество используемых в физическом воспитании физических упражнений
достаточно большое и разнообразное. Они отличаются друг от друга по форме и
содержанию, что при выборе физических упражнений использует педагог.
Классификация физических упражнений
Классификация физических упражнений предполагает их разделение на
взаимосвязанные группы согласно наиболее существенным признакам (Б.А. Ашмарин)
С помощью классификации воспитатель может определить характерные свойства
физических упражнений и подобрать наиболее отвечающие педагогической задаче.
Существует несколько классификаций, основанных на определенных признаках
физических упражнений. В физическом воспитании дошкольников чаще используется
классификация, разработанная Т.И. Осокиной:
Физические
упражнения
Гимнастика
Игры
- Основные
движения
(ходьба, бег,
прыжки,
лазание,
метание,
равновесие)
- Общеразвивающие
упражнения
- Построения и перестроения
- Танцевальные
упражнения
- Подвижные
(сюжетные,
бессюжетные)
- Элементы
спортивных
игр (городки,
баскетбол,
настольный
теннис,
хоккей)
Спортивные
упражнения
Простейший
туризм
- Летние
(катание на
велосипеде,
самокате,
плавание)
- Зимние
(катание на
коньках,
санках, ходьба
на лыжах,
скольжение по
ледяным
дорожкам)
- Пеший
- Лыжный
4
Содержание и форма физических упражнений
Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные
действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по ходу
упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут
рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других
аспектах.
В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как
произвольные движения, которые, по выражению И.М. Сеченова, «управляются умом и
волей» (в отличие от «невольных» рефлекторных движений).
Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на
достижение результата действия. Физические упражнения активизируют работу
сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий,
развивают эмоции, сенсомоторные функции.
Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю
структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в
организме во время выполнения упражнений.
Внешняя структура – это видимая форма, которая характеризуется соотношением
пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма
физических упражнений взаимосвязаны.
Техника физических упражнений
Техника физических упражнений – это способ выполнения движения с помощью
которого решается двигательная задача. Например, выполнять бег можно с разной
скоростью, разными способами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной вперед
и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результативность использования его в
различных жизненных ситуациях.
Техника совершенствуется посредством тренировок. Совершенствованию техники
способствует применение спортивного инвентаря.
Выполнение упражнений делится на фазы:
1)
Подготовительная
2)
Основная
3)
Заключительная
Например: прыжок в длину с места:
5
3. Пространственная характеристика двигательных действий
Движения человек выполняет в пространстве. К пространственным
характеристикам относятся: исходное положение и положение тела и его частей во время
выполнения упражнения, траектория движения.
Исходное положение – выражает готовность к действию. Принятое исходное
положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения
и обеспечения результативности последующих действий.
В работе с детьми используются разнообразные исходные положения: для ног –
ноги вместе, на ширине плеч или расставлены и т.д.; для рук – пуки вдоль туловища,
вперед, на поясе и т.д.
Траектория движения – путь движущейся части тела или предмета. От нее
зависит успешное выполнение двигательной задачи.
В траектории выделяют:
- форму (бывают прямолинейные, криволинейные),
- направление движения (вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево),
- амплитуду движения (величина пути перемещения частей тела, например: согнуть
руку в локте на 90 градусов, выполнить полуприседание, хлопок о колено правой ноги).
Пространственно-временнЫе характеристики.
Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути,
пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении
физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей
тела. Если временнЫе характеристики не будут соответствовать требованиям
двигательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено.
В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять
скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»),
увеличивать или замедлять ее.
ВременнЫе характеристики.
К временнЫм характеристикам относятся длительность выполнения упражнений и
его отдельных элементов, отдельных статических положений и темп движения.
Каждое упражнение выполняется в течение определенного времени и в
определенной временнОй последовательности. По длительности выполнения упражнений
и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.
Большое значение имеет темп движений – количество движений в единицу
времени или частота повторения циклов движений. Изменение темпа движений приводит
к увеличению или уменьшению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста
выполняют упражнения в умеренном темпе. У каждого ребенка свой индивидуальный
темп движений, это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста,
массы и т.д.
Под воздействием систематических упражнений можно научить детей
приспосабливаться к общему темпу.
Ритмическая характеристика.
Ритм – одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность.
Каждое движение совершается в определенном ритме. Каждый ребенок имеет свой
индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Под воздействием
занятий физическими упражнениями можно изменить соотношение длительности
активных и пассивных частей движения.
6
Качественные характеристики движений.
В теории физического воспитания широко используются количественные
характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики:
Точность движения – степень соответствия требованиям двигательной
задачи.
Экономные движения – минимум лишних движений и минимальные затраты
энергии.
Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой,
скоростью, мощностью.
Плавные движения – движения с постепенным ускорением или
замедлением. Характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения – выражение психического состояния через
выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и
т.д.
7
4. Методы обучения, применяемые на занятиях физическими упражнениями с
дошкольниками.
Эффективность обучения физическим упражнениям зависит от правильного
выбора методов и приемов обучения. Традиционно выделяют три группы методов:
наглядные, словесные и практические.
Методы
Приемы
Цель метода
обучения
Наглядный
1. Наглядно-зрительные приемы:
Создает зрительное,
метод
- показ физических упражнений;
слуховое и мышечное
- использование наглядных пособий
представление о
(картины, рисунки, фотографии);
движении; обеспечивает
- имитация (подражание);
яркость чувственного
Зрительные ориентиры (предметы,
восприятия и
разметка поля).
двигательных ощущений
2. Наглядно-слуховые приемы –
ребенка.
музыка, песни.
3. тактильно-мышечные приемы:
непосредственная помощь
воспитателя.
Словесный
Объяснения; пояснения; указания;
Помогает ставить
метод
подача команд, распоряжений,
двигательную задачу,
сигналов; вопросы к детям; образный
раскрывает содержание
сюжетный рассказ; беседа; словесная
и структуру движения.
инструкция.
Практический Повторение упражнения без
Закрепляет знания,
метод
изменения с изменениями;
умения и навыки в
проведение упражнений в игровой
основных движениях,
форме; проведение упражнений в
способствует созданию
соревновательной форме.
мышечных
представлений о
движении.
Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных
особенностей детей, их подготовленности, этапа обучения.
На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения,
чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью
используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь
между зрительным образом, словами, обозначающими технику и мышечными
ощущениями.
На втором этап большое место занимают имитация, зрительные, слуховые
ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний.
Задача третьего этапа – закрепление навыка и совершенствование техники,
выработка умения применять разученное движение в различных условиях. При этом
упражнения проводят в игровой и соревновательной формах.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим
упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с
помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют
упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом
возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, стимулирующие детей к
выполнению упражнений.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в
большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные
приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
8
В среднем и старшем дошкольном возрасте увеличивается роль словесных приемов
(объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные
наглядные пособия (фотографии, рисунки, фильмы). Упражнения выполняются чаще в
соревновательной форме.
9
5. Программы образования дошкольников в области физической культуры
Социальные перемены, произошедшие в нашем обществе за последнее
десятилетие, создали предпосылки для широких экспериментов в дошкольных
учреждениях. «Положение о дошкольном учреждении» предоставляет возможность
работникам системы образования самим выбирать программу воспитания и обучения
дошкольников, применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательной
работы.
Министерство образования России регулярно информирует (в сборниках приказов,
инструкциях и журнале «Дошкольное воспитание») работников системы образования о
новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования
Российской федерации».
Образовательные программы, используемые в дошкольных учреждениях по
разделу «Физическая культура», подразделяются:
1) На комплексные;
2) Парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре);
3) Дополнительного образования.
Комплексные программы
К общеобразовательным программам, применяемым в настоящее время в
дошкольных учреждениях, относятся «Детство», «Радуга», «Истоки». В них в
концентрированном виде нашли свое воплощение современные передовые взгляды.
Многие годы основной программой, используемой в дошкольных учреждениях, была
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), основанная на результатах
многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих
кафедр дошкольной педагогики. До сих пор многие дошкольные учреждения используют
ее в своей работе.
«Программа воспитания и обучения в детском саду»:
- физическое воспитание осуществляется и на физкультурных занятиях, и в повседневной
жизни;
- большое внимание во всех возрастных группах уделяется воспитанию культурногигиенических навыков и правильной осанки;
- большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным
играм;
- в старшей и подготовительной группе включено обучение спортивным упражнениям
элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис,
городки);
- акцент на медико-педагогическом контроле;
- за время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места
и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами; четко, точно,
ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и
по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как во время движения, так и стоя
на месте.
Программа «Детство»:
- разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.
Герцена;
- программа реализуется путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных
для него видов деятельности, главным из которых является игра;
- физкультурные занятия важны, но не являются ведущей формой работы;
- количество занятий и их продолжительность строго не регламентируются;
10
- педагог сам определяет необходимость занятий, содержание, способ организ-ации и
место в режиме дня;
- включены сложные упражнения: лазанье по веревочной лестнице, лазанье по канату,
перекаты в положении группировки, кувырок с поддержкой (при наличии условий,
обеспечивающих безопасность выполнения упражнения и достаточной квалификации
воспитателя).
Программа «Радуга»:
- разработана Институтом общего образования Российской Федерации;
- акцент на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о
физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка;
- неукоснительное следование рекомендациям по организации здорового образа жизни;
- ребенок должен двигаться 2/3 длительности периода бодрствования;
- обязательны ежедневные специально организованные занятия (классические
физкультурные или музыкальные ритмические);
- составная часть прогулок – занятия по физическому воспитанию;
- составление на каждого ребенка карты-прогноза для успешного физического
воспитания. Карта составляется совместно педагогом, медицинскими работниками и
родителями.
Программа «Истоки»:
- разработана Центром «Дошкольное детство» А.В. Запорожца и определена авторами как
базисная программа развития ребенка-дошкольника;
- направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение –
акселерацию развития;
- выделены главные направления деятельности по организации физического воспитания
детей. Раскрываются основы физической культуры ребенка, воспитания у детей
потребности в физическом самосовершенствовании, в движении на базе «мышечной
радости»;
- впервые подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития
жизненно-важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряженного с ним
развития двигательных способностей. Они соотнесены с определенными возрастными
этапами, сенситивными периодами, а так же ведущими видами деятельности.
Программа «Развитие».
- разработана творческим коллективом под руководством профессора Л.А. Венгера;
- ориентирует педагогов обучать детей способам получения новых знаний, умений,
навыков, а не просто на их усвоение;
- раздел «Одаренный ребенок»;
- нет раздела «Физическое воспитание», при организации физического воспитания
рекомендуется использовать «типовую программу» или программу «Радуга»;
- в 1998 г. дополнена методическими рекомендациями «Воспитание здорового ребенка»
М.Д. Маханевой. В методических рекомендациях дается примерная сетка занятий для
разных возрастных групп, позволяющая сочетать их с необходимыми оздоровительными
мероприятиями. Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом физической
подготовленности и имеющихся отклонений в здоровье ребенка. Приведены показатели,
по которым можно оценить эффективность работыпо физическому воспитанию: перемена
группы здоровья н более высокую, уровень развития детей по местным стандартам,
выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по
возрасту, физические качества (по тестам).
Парциальные оздоровительные программы
11
Программа «Здоровье»:
- руководитель: В.Г. Алямовская;
- включает в себя четыре основных направления:
1) Обеспечение психологического благополучия;
2) Охрана и укрепление здоровья детей;
3) Духовное здоровье;
4) Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
- направление «Группы здоровья» для дошкольников – система физического воспитания
детей. Основные разделы:
1) организация двигательной деятельности;
2) лечебно-профилактическая работа, закаливание;
3) планирование и организация физкультурных мероприятий;
4) диагностика физического развития;
5) воспитание потребности в здоровом образе жизни;
6) совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
- физкультурные занятия проводят воспитатели, музвкальные работники, физорги,
тренеры-специалисты, медицинские сестры, массажист;
- алгоритм: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Программа «Здоровый дошкольник»:
- автор – доктор мед. наук, профессор Ю.Ф. Замановский;
- цель – достижение «динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим
(болезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что обеспечивается
формированием комплекса функциональных систем, создающих оптимальный
приспособительный эффект»;
- программа рассчитана на индивидуально-дифференцированный подход.
- преобладание циклических, прежде всего беговых, упражнений и их комбинаций (бег,
плавание, лыжи, велосипед и т.п.), во всех видах двигательной активности детей для
тренировки общей выносливости.
Парциальные специализированные программы
Программа «Старт»:
- разработана Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной и Л.К. Михайловой;
- принципиальный подход в физическом воспитании: задатки, существующие у ребенка от
природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику
физических качеств;
- необходимо выявить способности ребенка в каком-либо спортивном движении или
определенном виде спорта, и посредством него развивать и укреплять чувство
удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность в занятиях физической
культурой, что и будет способствовать оздоровлению и закаливанию организма.
Программы дополнительного образования
«Са-Фи-Дансе»:
- оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике;
- авторы: Ж.Е. Фирилева и Е.Г. Сайкина, кафедра гимнастики РГПУ им. А.И. Герцена;
- структурная основа программы представлена различными разделами, где основными
являются ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная
гимнастика;
- игровой метод проведения занятий (игро-ритмика, игро-гимнастика, игро-танец);
- нетрадиционные виды упражнений (игро-пласика, пальчиквая гимнастика, игровой
самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия);
12
- основная целевая установка: содействие всестороннему
дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
развитию
личности