Античная философия; проблемы познания в философии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Жукова Светлана Хб21о-1
Античная философия
Проблемы познания в философии.
Гносеология– теория познания, философская дисциплина, изучающая
основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.
Познание(«по знание», переход от незнания к знанию) – это творческая
деятельность человека и человечества, направленная на получение
сведений о мире в целом и (или хотя бы) о его отдельных (некоторых)
частях (явлениях). Познание, даже если оно не считается достоверным
(соответствующим действительности), признается необходимым для
практической деятельности, особенно преобразовательной, а потому
развивающимся в тесной связи с личной и общественной практикой.
Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем,
2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного
духовного опыта, в том числе самопознания.
Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая,
религиозная, художественная, философская и научная.
Основные теоретические подходы к познаваемости мира:
1) познавательный оптимизм, основанный на вере в достижимость
соответствия знаний действительности (большинство философов от
Платона до Маркса);
2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм») – мир
непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);
3) скептицизм все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием,
иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).
Основные исторические подходы к решению проблемы
познаваемости мира:
1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его
познаваемым.
2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины –
ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался
надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования
истин.
3) В новое время познание по преимуществу сводилось к
экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с
целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем
предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для
объективности (достоверности, точности) познания достаточно
освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.
4) Современная неклассическая гносеология признает познание
продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически
изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и
выдумки неустранимы.
А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные
формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого
объекта. Где субъект познания индивид или исследовательская группа
(коллектив). Объектом познания может быть все, что угодно (вещь,
организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе
сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания» обычно
обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта
познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы,
взаимоотражения).
Проблема истины в философии.
Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само
наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в
определенный момент, человек откроет его через слова, произведения
искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного
понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не
критична.
Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют
действительности». Но здесь также возникает множество разногласий,
поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого:
реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к
примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.
Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом».
Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на
практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей
философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие
важные для человека явления, процессы, сущности.
Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность
знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект,
приносит прибыль.
Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно
этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться,
что именно считать верным заключением. Такая позиция может
использоваться только в течение определенного времени и не во всех
областях деятельности.
Проблема развития в философии.
Философия рассматривает такие категории, как движение и развитие.
Движение – это изменение вообще, изменение как таковое. Развитие – это
особый вид движения, который включает в себя и количественные, и
качественные изменения объекта, его состояния. Развитие характеризуется
определенной направленностью, закономерностями и несет необратимый
характер изменений. Т.о., развитие – это направленные, необратимые,
качественные изменения системы. Развитие может быть прогрессивным и
регрессивны, эволюционным и революционным.
В истории философии сложилось несколько этапов в понимании
проблемы развития:
1. В философии, начиная с Гегеля, принято считать, что учение о
развитии – диалектика. Термин ввел Сократ («умение вести спор»). Смысл
диалектики – наличие противоположностей (Платон, Аристотель).
2. Средневековая диалектика – диалектика рассматривалась как
метод для подтверждения религиозных догматов. Идеалистическая
диалектика НКФ, родоначальником которой являлся Кант. Философское
учение Гегеля, сформулировавшего 3 закона диалектики. Диалектика
Гегеля носила идеалистический характер, так как его интересовало
развитие абсолютной идеи.
3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса. Они
переработали диалектику Гегеля и соединили ее с материализмом. Энгельс
дает объяснение в труде «Диалектика природы». Маркс в работе
«Капитал» применяет диалектику для объяснения социальных явлений.
Материалистическая диалектика – это наука о связях, о развитии мира в
целом. Материалистическая диалектика – это наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и человеческого мышления. Энгельс
указывал, что существует так называемая объективная диалектика
(природы, общества) и субъективная диалектика (мышления человека).
Диалектика как учение о развитии имеет свои принципы: принцип
всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, принцип
развития мира.
Законы формальной логики в философии
Основных законов формальной логики четыре: три были сформулированы
в IV в. до н.э. древнегреческим философом Аристотелем, а четвертый —
немецким философом, логиком и математиком XVII в. Лейбницем. Кроме
основных имеются и неосновные законы формальной логики. Если
основные законы применимы к каждой форме мысли, то неосновные
характеризуют отдельные формы мысли. На основе законов логики
формулируются конкретные логические правила. Кратко охарактеризуем
каждый из основных формально-логических законов.
1. Закон тождества. Формулировка: во всяком рассуждении каждая мысль
должна быть тождественна самой себе на протяжении всего
рассуждения. Формула: (А =А), где А означает мысль, взятую в начале и в
конце рассуждения, = — знак логического тождества. Необходимость
данного закона обусловлена тем, что наши мысли, отражая изменяющуюся
действительность, сами постоянно изменяются и развиваются. Но
формальная логика фиксирует их относительно устоявшимися,
сформированными к моменту рассуждения. Эта устойчивость и отражена
в содержании первого логического закона.
Соблюдение закона тождества играет большую роль в познании, обучении
и практической деятельности, обеспечивает правильное понимание
объективных явлений и их отражения в нашем сознании. Слова
естественного языка многозначны. Чтобы достичь взаимопонимания, мы
должны их употреблять в одном значении. Широко известный и
бесконечный спор между философами и кибернетиками о том, может ли
машина мыслить, в конечном счете основан на логической ошибке,
нарушении закона тождества, которое проявляется в разном толковании
понятий «машина» и «мышление».
2. Закон непротиворечия. Формулировка: в каждом рассуждении две
противоречащие или противоположные мысли не могут быть
одновременно истинными. Формула:
, где А обозначает
некоторую мысль, А — ее отрицание (не-А), Л — соединительный
логический союз, конъюнкция. Формула читается: «Неверно, что А и неА».
Как и закон тождества, закон непротиворечия широко используется в
теоретической и практической деятельности, а также в обучении.
Нарушение закона непротиворечия часто свидетельствует о
существовании проблемы.
3. Закон исключенного третьего. Формулировка: во всяком рассуждении
две противоречащие мысли не могут быть одновременно ложными; одна
из них истинна, другая ложна, а третьей не дано.
Формула: А или не-А (а V а). Содержание этого закона созвучно
Закон исключенного третьего имеет важное методологическое значение.
Зная его, можно установить ложность определенных мыслей, не прибегая
к их практической проверке.
4. Закон достаточного основания. Формулировка: во всяком рассуждении
каждая мысль должна иметь достаточные основания для утверждения
своей истинности или ложности. Как указывалось, три первых закона
были сформулированы Аристотелем, а этот четвертый, много позднее,
Лейбницем. Закон достаточного основания не имеет символического
выражения. Он обращен к содержанию мыслей. Однако можно довольно
точно определить, какие основания являются достаточными:
А достаточно для В, если и только если истинность А непосредственно
влечет за собой истинность В (А достаточно для В, если и только если А
(и) -* В (и)). При этом ложность В непосредственно влечет за собой
ложность А (В необходимо для А, если и только если В (л) -» А (л)).
Закон достаточного основания широко используется во всех формах
мысли, но особую роль он играет в
теории доказательства и опровержения, потому что цель доказательства
— обоснование истинности тезиса, а цель опровержения — обоснование
ложности тезиса. Достаточными основаниями для тезиса должны
выступать аргументы. Поэтому к аргументам предъявляются особые
требования: они должны быть истинными, доказанными и
доказанными независимо от тезиса.