Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Античная философия; проблемы познания в философии

  • 👀 1278 просмотров
  • 📌 1231 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Античная философия; проблемы познания в философии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Античная философия; проблемы познания в философии» pdf
Жукова Светлана Хб21о-1 Античная философия Проблемы познания в философии. Гносеология– теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности. Познание(«по знание», переход от незнания к знанию) – это творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение сведений о мире в целом и (или хотя бы) о его отдельных (некоторых) частях (явлениях). Познание, даже если оно не считается достоверным (соответствующим действительности), признается необходимым для практической деятельности, особенно преобразовательной, а потому развивающимся в тесной связи с личной и общественной практикой. Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания. Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная. Основные теоретические подходы к познаваемости мира: 1) познавательный оптимизм, основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса); 2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности); 3) скептицизм все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри). Основные исторические подходы к решению проблемы познаваемости мира: 1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым. 2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин. 3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий. 4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы. А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект познания индивид или исследовательская группа (коллектив). Объектом познания может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания» обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения). Проблема истины в философии. Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична. Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить. Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности. Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль. Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности. Проблема развития в философии. Философия рассматривает такие категории, как движение и развитие. Движение – это изменение вообще, изменение как таковое. Развитие – это особый вид движения, который включает в себя и количественные, и качественные изменения объекта, его состояния. Развитие характеризуется определенной направленностью, закономерностями и несет необратимый характер изменений. Т.о., развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы. Развитие может быть прогрессивным и регрессивны, эволюционным и революционным. В истории философии сложилось несколько этапов в понимании проблемы развития: 1. В философии, начиная с Гегеля, принято считать, что учение о развитии – диалектика. Термин ввел Сократ («умение вести спор»). Смысл диалектики – наличие противоположностей (Платон, Аристотель). 2. Средневековая диалектика – диалектика рассматривалась как метод для подтверждения религиозных догматов. Идеалистическая диалектика НКФ, родоначальником которой являлся Кант. Философское учение Гегеля, сформулировавшего 3 закона диалектики. Диалектика Гегеля носила идеалистический характер, так как его интересовало развитие абсолютной идеи. 3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса. Они переработали диалектику Гегеля и соединили ее с материализмом. Энгельс дает объяснение в труде «Диалектика природы». Маркс в работе «Капитал» применяет диалектику для объяснения социальных явлений. Материалистическая диалектика – это наука о связях, о развитии мира в целом. Материалистическая диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Энгельс указывал, что существует так называемая объективная диалектика (природы, общества) и субъективная диалектика (мышления человека). Диалектика как учение о развитии имеет свои принципы: принцип всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, принцип развития мира. Законы формальной логики в философии Основных законов формальной логики четыре: три были сформулированы в IV в. до н.э. древнегреческим философом Аристотелем, а четвертый — немецким философом, логиком и математиком XVII в. Лейбницем. Кроме основных имеются и неосновные законы формальной логики. Если основные законы применимы к каждой форме мысли, то неосновные характеризуют отдельные формы мысли. На основе законов логики формулируются конкретные логические правила. Кратко охарактеризуем каждый из основных формально-логических законов. 1. Закон тождества. Формулировка: во всяком рассуждении каждая мысль должна быть тождественна самой себе на протяжении всего рассуждения. Формула: (А =А), где А означает мысль, взятую в начале и в конце рассуждения, = — знак логического тождества. Необходимость данного закона обусловлена тем, что наши мысли, отражая изменяющуюся действительность, сами постоянно изменяются и развиваются. Но формальная логика фиксирует их относительно устоявшимися, сформированными к моменту рассуждения. Эта устойчивость и отражена в содержании первого логического закона. Соблюдение закона тождества играет большую роль в познании, обучении и практической деятельности, обеспечивает правильное понимание объективных явлений и их отражения в нашем сознании. Слова естественного языка многозначны. Чтобы достичь взаимопонимания, мы должны их употреблять в одном значении. Широко известный и бесконечный спор между философами и кибернетиками о том, может ли машина мыслить, в конечном счете основан на логической ошибке, нарушении закона тождества, которое проявляется в разном толковании понятий «машина» и «мышление». 2. Закон непротиворечия. Формулировка: в каждом рассуждении две противоречащие или противоположные мысли не могут быть одновременно истинными. Формула: , где А обозначает некоторую мысль, А — ее отрицание (не-А), Л — соединительный логический союз, конъюнкция. Формула читается: «Неверно, что А и неА». Как и закон тождества, закон непротиворечия широко используется в теоретической и практической деятельности, а также в обучении. Нарушение закона непротиворечия часто свидетельствует о существовании проблемы. 3. Закон исключенного третьего. Формулировка: во всяком рассуждении две противоречащие мысли не могут быть одновременно ложными; одна из них истинна, другая ложна, а третьей не дано. Формула: А или не-А (а V а). Содержание этого закона созвучно Закон исключенного третьего имеет важное методологическое значение. Зная его, можно установить ложность определенных мыслей, не прибегая к их практической проверке. 4. Закон достаточного основания. Формулировка: во всяком рассуждении каждая мысль должна иметь достаточные основания для утверждения своей истинности или ложности. Как указывалось, три первых закона были сформулированы Аристотелем, а этот четвертый, много позднее, Лейбницем. Закон достаточного основания не имеет символического выражения. Он обращен к содержанию мыслей. Однако можно довольно точно определить, какие основания являются достаточными: А достаточно для В, если и только если истинность А непосредственно влечет за собой истинность В (А достаточно для В, если и только если А (и) -* В (и)). При этом ложность В непосредственно влечет за собой ложность А (В необходимо для А, если и только если В (л) -» А (л)). Закон достаточного основания широко используется во всех формах мысли, но особую роль он играет в теории доказательства и опровержения, потому что цель доказательства — обоснование истинности тезиса, а цель опровержения — обоснование ложности тезиса. Достаточными основаниями для тезиса должны выступать аргументы. Поэтому к аргументам предъявляются особые требования: они должны быть истинными, доказанными и доказанными независимо от тезиса.
«Античная философия; проблемы познания в философии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot