Афинская философская школа. Атомистический материализм Демокрита. Учение Демокрита о причинах и следствиях, необходимости и случайности во взаимодействии вещей и атомов.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 8. Афинская философская школа. Атомистический материализм Демокрита. Учение Демокрита о причинах и следствиях, необходимости и случайности во взаимодействии вещей и атомов.
Афины – 5 век до н.э. - начинается расцвет греческого общества, расцвет рабовладельческой демократии, золотой век, век Перикла – правитель и стратег (под его началом произошла победа над Персидской империей), был меценатом. Он привлек самых знаменитых деятелей культуры: Геродот (основоположник истории), писатели и драматурги: Эсхил, Софокл, Еврипид, философы: фракийский философ Демокрит – основоположник афинской философской школы.
Демокрит также занимается вопросами натурфилософии, его интересует начало природы. Но Демокрит толкует начало мира не так как Фалес (начало мира – вода) и Гераклит (начало мира – огонь). Они считали, что было одно, единственное начало мира. Демокрит считал, что невозможно доказать преимущество одной стихии перед другими стихиями. Невозможно объяснить все многообразие и богатство мира из единого источника. Для этого необходимо иметь несколько начал мира. Богатство мира имеет несколько начал мира. 1. Он не придерживается монистической точки зрения на происхождение мира. Его точка зрения – плюралистическая, то есть множественная. Демокрит – философ плюралист. 2. Он говорит, что начала мира должны быть предельно обобщенными, абстрактными. Они должны присутствовать в самых разных вещах, значит, они должны быть очень обобщенными. А вода и огонь слишком конкретны, чтобы претендовать на начало мира. Начала мира не могут быть видимы или осязаемыми, они могут быть только умопостигаемыми. Что может претендовать на начало мира? Началом мира являются мельчайшие частицы вещества, которые присутствуют в каждом веществе. Они являются наименьшими частицами вещества, при которых это вещество еще существует (если мельчайшие частицы разделить еще, то может пропасть само вещество). Это напоминает современные молекулярные теории. Если молекулу вода Н2О разделить еще больше, то вода перестанет существовать. На роль начала мира может претендовать самая мелкая частица, но которая содержит все свойства вещества. Частица должны быть неделима на более мелкие части, иначе исчезнет само вещество. «Неделимость» в переводе на греческий – атом (с греч неделимый). Атом – мельчайшая неделимая частица, лежащая в основе каждого вещества. Главным свойством атомов Демокрит считает их структуру. Главное свойство – каждый атом обладает своей геометрической структурой: прямоугольные, трапециевидные атомы. Бывают атомы круглые, например, душа человека состоит из круглых атомов, так как, когда человек спит, душа выходит из его тела через круглые поры. А потом возвращается в тело через поры. А если душа не возвращается, так как ей не войти в поры, то человек умер.
Началами мира являются однородные группы атомов. Каждое вещество имеет группу однородных атомов, имеющих однородную геометрическую структуру. А как появляются новые явления в природе? Фалес объяснял все, что происходит в природе через сгущение и разряжение воды, Гераклит - через движение огня вверх или вниз. Демокрит говорит, что в природе господствуют причинно-следственные связи. Причинно-следственные связи лежат в основании всякого закона. Демокрит был первый, кто поставил вопрос о причинно-следственных связях, которые господствуют в природе. Все атомы и все вещи связаны между собой причинно-следственными связями. Под причиной он понимал способность какой - либо вещи или атома воздействовать на другой атом или другие вещи, и вызывать в них определенные изменения. Следствие – это те изменения, которые происходят в вещах или атомах под влиянием тех или иных причин. Это и есть законы природы, все связано через причинно-следственную связь. Более крупные атомы воздействуют на более мелкие, притягивают их к себе и т.д..
Демокрит считает, что причинно-следственные связи имеют необходимый характер! Необходимость – это то, что невозможно обойти. Это свойство следствия, это обязательность и однозначность, с которыми следствие вытекает из причин. Обязательность – это то, что, если есть совокупность причин, то следствие будет обязательно вытекать из этих причин. Это то, что не может не возникнуть. Однозначность – это означает, что следствие возникает лишь по единственно возможному варианту (Человек бросает камень, камень через некоторое время оказывается в определенной точке пространства, так как камень был брошен с определенной силой – это одна причина, летел с определенной скоростью – это другая причина, был, возможно, порыв ветра, который изменил скорость полета – это третья причина и т.д. Но через несколько секунд камень окажется именно в этой точке пространства и никак по-другому). Все в мире необходимо, все фатально необходимо. Это означает, что в мире нет никаких случайностей. Так как все необходимо обусловлено. Но мы же постоянно употребляем слово случайность. Мы не знаем тех причин, которые подействовали на наш поступок. Но мы не можем знать всех причин, только Боги их знают. Поэтому мы используем понятие «случайность». А никаких случайностей в мире нет. В мире все закономерно.
Если в мире нет ничего случайного, то у человека нет никакой свободы. Все поступки человека необходимо обусловлены теми причинами и условиями, в которых он живет и существует. (Я свободен после лекции. У меня есть выбор куда идти. Разве это не свобода? Это не свобода по Демокриту. Буриданов осел (фр. философ Буридан) – осел и две охапки сена на равном расстоянии от осла. Куда двинется осел? Пока он думал, помер, так как не знал, куда двинуться. Мы делаем выбор, куда нам идти, выйдя из дома: направо, налево или прямо. Мы идем и выбираем путь. Осуществляя действие, мы осуществляем всю совокупность причин, которые действуют на нас. И нет никакой свободы. Сущность свободы - не в выборе. Суть в том, что человек осуществляет выбор. Осуществление выбора определяется причинно-следственными связями. У человека выбор есть, но мы идем по одной дороге, потому что это обусловлено определенными причинами. По-настоящему свободы нет, есть только необходимость. Значит, нет и добра и зла. Когда человек совершает добро, но он мог бы совершить и зло. Но он совершил добро по определенным причинам. Человек поступает так, как ему велят причины. Значит, понятие добра и зла теряет свой смысл. Теряет смысл и понятие смысла человеческой жизни. Все теряет свой смысл. Это мир жестко обусловленных причинно-следственных связей. Демокрит задал задачку всем философам, которые пытались понять проблему свободы человека. Они никак не могли согласиться с тем, что у человека нет свободы.
Уже современники Демокрита пытались найти ответы на этот вопрос. И ответ заключался в том, что есть еще и душа человека. И вот тут уже никто не может подавить свободу, которая есть во внутреннем мире человека. Решая этот вопрос, постепенно сформировалась антропологическая школа, совершился антропологический поворот в философии, который заключается в поиске свободы человека не во внешнем действии, а во внутреннем мире человека, в его душе, в его познании мира. Никто не может диктовать человеку, что он хочет познать, а чего не хочет. Человек всегда испытывает определенную свободу в сфере знаний.
Таким образом, осуществился поворот от натурфилософии к антропологии. Тут есть место и человеку, как явлению природы, но и человеческой душе. Душа – это прибежище человеческой свободы.