Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Лекция 8. Аффективная сфера психики - эмоции и чувства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Формы аффективных явлений.
Эмоциогенные факторы.
Аспекты анализа эмоций.
Функции эмоций.
Классификации эмоции.
Чувства.
Сравнение эмоций и чувств.
Характеристики чувств.
Относительность понятий эмоции и чувства.
Классификация чувств.
Методические рекомендации к изучению темы.
Эмоции считаются первичными регуляционными процессами.
Регуляция поведения производится непосредственно, как прямая реакция на
воздействие среды, что биологически выгодно. То общее, что есть между
эмоциями, чувствами и влечениями Блейлер (1929) объединил под общим
названием аффективность. В психологии используется и другое понимание
этого термина как одной из форм эмоциональных явлений. Тогда аффект
обозначает мощную эмоциональную реакцию, кратковременную и бурную.
Эмоции детерминированы, с одной стороны – потребностями и
мотивацией, с другой стороны – особенностями ситуации,
Часто
потребности квалифицируют как причины эмоциональных переживаний, а
воздействия среды – как повод к этим переживаниям.
Данная тема имеет большое значение для практической работы
психолога. Изучая материал важно придумывать примеры, иллюстрирующие
каждую категорию. В лекции материал представлен очень кратко.
Рекомендуется самостоятельно изучить монографию Е.П.Ильина « Эмоции и
чувства». Прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки.
Аффективная (эмоциональная) сфера психики представлена эмоциями,
чувствами, аффектами, страстями, настроениями, стрессами.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Эмоции (пер. лат. - потрясаю, волную)
– психические процессы,
отражающие отношение субъекта к объектам внешней реальности в
непосредственной форме переживаний. Они отражают личную значимость
внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека,
субъективное отношение человека к самому себе и окружающему миру. Это
кратковременное переживание.
Чувства возникают как обобщение эмоций. Чувства отражают
значимые отношения, они более устойчивые, чем эмоции. Они выделяют
объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость Чувства –
высший продукт культурно-эмоционального развития человека, описывают
нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные.
Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в
течение определенного времени всю психическую деятельность и поведение
человека.
Аффект – мощная эмоциональная реакция. Это бурное,
кратковременное эмоциональное состояние, сопровождается сужением
сознания и последующей амнезией (полной или частичной). Аффект не
предшествует поведению, а сдвинут на его конец. Развитие аффекта
подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный
мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить
на то, чтобы его реализовать и чем меньше итог, полученный в результате
всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств
аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными
органическими изменениями и двигательными реакциями. Эмоциональная
напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных
ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести
к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее
напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности,
депрессией.
Страсть - господствующее стойкое всеохватывающее переживание.
Оно выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их
направленности на единую цель. Это вид сложных, качественно
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных
состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств,
сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета
(человека).
Стресс (критические состояния) – представляет собой форму
эмоционального переживания, возникающую в экстремальной ситуации,
требующей от человека мобилизации нервно – психических сил. Ганс Селье
описывал три стадии:
реакция тревоги (мобилизация защитных сил организма);
стадия сопротивления (адаптация к стрессору);
стадия истощения.
Аффективные явления характеризуется следующими чертами:
1) Они отражают интимное субъективное отношение человека к
окружающему.
2) Они включают два компонента - переживание и знание, но
переживание доминирует и хорошо осознается субъектом, а
познавательная составляющая остается за пределами осознания.
Переживание субъективного отношения к чему- либо есть родовой
признак аффективной сферы.
3) Они возникают непроизвольно как результат непосредственного
взаимодействия субъекта с окружающим миром. Аффективные
явления протекают стихийно, непроизвольно под влиянием
потребностей и неосознанных мотивов.
4) В них объединены динамические (процесс) и статические (состояние)
характеристики. Акт переживания, несмотря на его развитие во
времени, предстает для субъекта как относительно однородный отрезок
жизни (корень слов «переживание» и «жизнь» - один и тот же). В
субъективном поле целостность психических явлений преобладает над
фрагментарностью
Эмоциогенные факторы
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Первосигнальные – раздражители физической природы: световые, цветовые,
звуковые, химические, температурные, динамические. Все эти факторы
вызывают ощущения, сопровождаемые эмоциональной окраской. Они могут
действовать как из внешней среды, так из внутренней среды организма.
Например, грязь, шум, скрежет или голод, жажда, повышенное или
пониженное кровяное давление.
Второсигнальные – речь (слово), а вернее смысл слова. Этот разряд
эмоциогенных факторов вызывает переживания, связанные с мышлением,
пониманием значения и смысла высказываний.
Предметные – конкретные предметы, люди и их действия.
Ситуативные – обстоятельства жизни человека. Например, опоздание
вызывает чувства неуверенности, вины или страха за последствия.
Аспекты анализа эмоций.
физиологические
механизмы
эмоциональная
экспрессия
ситуационный
контекст
специфика
переживания
1.
Физиологические механизмы. Реакции активации измеряют
при
помощи полиграфа. Однако одни и те же проявления активации часто
бывают симптомами совершенно разных эмоций и чувств. Именно в этом
состоит одна из причин по которой «детектор лжи» следует использовать с
большой осторожностью.
2.
Эмоциональная экспрессия (выражение эмоций в мимике и
пантомимике) Поведение можно наблюдать и описывать как объективный
факт. Но и этот показатель также не особенно надежен. Слезы на глазах
человека могут быть и от радости, и от огорчения, и от негодования.
Выражение многих эмоций носит универсальный характер. Например, оскал
является универсальным проявлением гнева во многих культурах. Чарльз
Дарвин
полагал, что универсальность проявления эмоций имеет
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
приспособительное значение для выживания. Люди разных культур сходным
образом идентифицируют ряд эмоций - гнев, радость, страх, печаль,
отвращение, удивление. Указанные эмоции в определенном смысле можно
считать базовыми.
3.
Ситуационный контекст переживаний.
4.
Качественная специфика переживаний (внутренний план эмоций).
Внутренние переживания субъективны, и единственный способ
ознакомиться с ними – спросить у субъекта, что он испытывает.
Эмоциональные переживания лучше передаются средствами искусства,
живописи, поэзии, а не в словах.
Функции эмоций
1. Функция оценки. Эмоциональная оценка быстра и, нарушая
равнозначность ориентиров, помогает выбирать «жизненно важные цели».
Эмоциональная оценка опережает рациональную, что дает значительный
выигрыш во времени.
2. Функция побуждения. Эмоции побуждают субъекта к обследованию
разнообразных объектов, перемещению по среде обитания, до тех пор, пока
не произойдет опредмечивания потребности.
3.Функция активации нервных центров и всего организма. Благодаря
работе неспецифических структур ствола мозга осуществляется
энергетическая мобилизация
организма.
Она может колебаться от
коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в
состоянии экстаза. Активация нервной системы и, прежде всего ее
вегетативного отдела, приводит к многочисленным изменениям в состоянии
внутренних органов и организма в целом.
4. Функция компенсации. Эмоция активизирует поисковое поведение,
а в сложных ситуациях включает «аварийное реагирование». В критических
условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных,
травмирующих, неожиданно сложившихся ситуаций. Развивается особый вид
эмоциональных процессов –аффекты. Одно из функциональных проявлений
аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные
действия, представляющие собой определенные закрепившиеся в эволюции
способы «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
и т.п. Данная функция свойственна и другим ситуативным эмоциям.
Возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку
определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны.
Одни и те же стереотипные действия не могут быть одинаково пригодными
для всех ситуаций, поэтому аффективные реакции оправдывают себя лишь
типичных условиях. Именно этим объясняется часто наблюдаемая
бессмысленность или даже вредность действий, управляемых аффектом.
5. Функция организации – дезорганизации деятельности. Эта
функция предполагает одновременно организацию одной деятельности и
дезорганизацию другой. Эмоция организует новую деятельность и отвлекает
человека от предшествующей. Многие авторы акцентировали функцию
дезорганизации, что является проявлением одностороннего подхода. Даже
аффект, дезорганизующий деятельность человека, при определенных
условиях оказывается полезным, так как способствует проявлению силы и
выносливости.
6 Функция подкрепления (закрепления или следообразования)
указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида.
Особенно ярко, следообразующая функция
проявляется в случаях
экстремальных эмоциональных состояний. В основе эмоциональной памяти
лежат
сильные или повторяющиеся, или субъективно значимые
переживания.
7. Функция
предвосхищения (эвристическая). В актуализации
закрепленного опыта эмоции также играют значительную роль. Поскольку
предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного
разрешения ситуации, выделяют эвристическую функцию.
8.Функция синтеза. В Вундт выявил ведущую роль эмоциональных
переживаний в становлении и организации субъективного образа.
Эмоциональный тон ощущений, воспринимаемый одновременно или
непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все
более и более общее равнодействующее переживание, организуя ощущения в
восприятие. В силу такого слияния чувств человек воспринимает не набор
звуков или пятен, а пейзаж или мелодию, не множество интероцептивных
ощущений, а свое тело. Эмоциональные переживания выступают
синтезирующей основой образа, обеспечивающего возможность целостного
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
и структурированного отражения мозаичного разнообразия действующих
раздражителей.
Примером более сложных когнитивных образований служат
аффективные комплексы. Совокупность образов прямо или случайно
связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание,
образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов
которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное введение в
сознание других его элементов.
9. Экспрессивная функция эмоций. С повышением роли общения у
высших
животных
выразительные
движения
становятся
тонко
дифференцированным языком, с помощью которого происходит обмен
информацией, как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде. В
процессе эволюции грубые врожденные формы выражения стали
дополняться более тонкими конвенциональными нормами, усваиваемыми в
онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из главных факторов,
обеспечивающих невербальную коммуникацию.
Классификация эмоций
по интенсивностисти
• слабые
(эмоциональный
тон)
• средние ( эмоции)
• сильные (аффекты)
по модальности
• положительные
• отрицательные
• неопределенные
по характеру
воздействия на
организм
• стенические
• астенические
по степени
осознанности
• неосознаваемые и
осознаваемые:
• частично
• полностью
• ошибочно
по динамике
• первичные,ведущие
• производные,
ситуативные
Чувства.
Чувства – это долговременное и устойчивое переживание субъективного
отношения
к
личностно
значимым
объектам, детерминируемое
мотивационной установкой преимущественно социального характера
Житейское понимание слова «чувство» настолько широко, что теряет
конкретное содержание. Это и обозначение ощущений («чувство боли»), и
возвращение сознания после обморока («прийти в чувство»), и самооценка
(чувство собственного достоинства, чувство собственной неполноценности)
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
и т. п. Многофункциональное использование слова «чувство» выражается и в
словах «чувствовать», «предчувствовать», «чувствительность». Так, говорят
«я почувствовал», вместо того чтобы сказать «я ощутил», или «я чувствую»
вместо того чтобы сказать «я думаю (полагаю, предвижу)». Говорят также об
органах чувств, хотя очевидно, что речь идет об анализаторах. С другой
стороны, говорят об «острых ощущениях», хотя ясно, что речь идет об
эмоции страха.
Понятие «чувство» смешивается не только с ощущениями, но и с
интеллектуальными процессами и состояниями человека.
Чувства в актуальной форме переживаются как эмоции и выполняют
такие же функции как эмоции. На физиологическом уровне они выполняют
функцию мобилизации, на психологическом уровне реализуют функцию оценочную, на социальном уровне – сигнальную. В отличие от
эмоциональной регуляции, регуляция на уровне чувств осуществляется в
сфере социально-культурных и межличностных отношений. Эмоции и
чувства имеют общие черты. К общим чертам относятся:
переживание субъективного отношение к чему-либо или к кому-либо
сочетание признаков процесса и состояния
наличие похожих свойств: направленность, длительность, фазовость,
знаковость, модальность, сила
общие формы проявлений (соматические и психические, внешние и
внутренние).
Сравнение эмоций и чувств
Эмоции
Чувства
Выделяют
явления,
имеющие Выделяют
явления,
имеющие
значение «здесь и сейчас»
стабильную
мотивационную
значимость
Раньше
возникли
в
процессе Позже
возникли
в
процессе
филогенеза и онтогенеза
филогенеза и онтогенеза
Относительно простые моноявления Сложные полиструктурные
образования
Процессы
кратковременные Процессы долговременные (часы,
(секунды, минуты)
дни, годы)
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Реакция на текущие события
ситуации
складывается
соответствии с обстоятельствами
данный момент
Эмоции присущи животным
человеку.
и Могут переходить потенциальной в
в актуальную форму, при этом объект
в чувств всегда остается постоянным
Непрерывны
выражении
и В потенциальной форме не
проявляются, в актуальной форме
очевидны
Преимущественно статическая
составляющая, характеризующая
состояние субъекта
в
протекании
Преимущественно динамическая
процессуальная составляющая
аффективной жизни
и Чувства присущи человеку.
Одна и та же эмоция проявляется в Одно и то же чувство проявляется в
разных чувствах
разных эмоциях
Характеристики чувств:
1. Предметность чувств – направленность на объект и большая осознанность
переживаний.
2. Длительность (временная характеристика) относится как к актуальному
протеканию чувств, так и к времени сохранения чувства (в потенциальной
форме). Развитие чувства представлено фазами – зарождение, расцвет, увядание.
3. Устойчивость (характеристика временная и энергетическая) отражает
степень привязанности к объекту чувства, силу возникшей эмоциональной
установки как доминанты. Устойчивые чувства не подвержены разрушающим
воздействиям. Наиболее устойчивое чувство называют прочным. У взрослых
людей некоторые эмоциональные отношения могут быть устойчивыми, принимая
форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая
принципиальную позицию личности.
4. Глубина связана с устойчивостью и прочностью чувства. Интенсивное
чувство не всегда является глубоким (например, увлечение отличается от любви).
Иногда
за внешне слабо проявленным чувством скрывается его внутренняя
сила. Актуализированное чувство протекает по правилам развертывания и
проявления эмоций. К актуализированному чувству применяют показатель
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
интенсивности. Скрытое потенциальное чувство характеризуется глубиной, то
есть проникновением
чувства в личностные структуры. Это связано со
значимостью для субъекта соответствующего мотива и объекта, на который
направлено чувство.
5. Интенсивность. Различия в интенсивности чувств видны на примере
следующего ряда: «положительное отношение - дружба – любовь». В ходе
развития субъективных отношений их интенсивность меняется. Иногда
достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только
уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало
отрицательным (недаром говорят, что от любви до ненависти - один шаг). К
чувствам принято относить страсть, но это не вид чувства, а степень его
выраженности. Можно страстно любить, но можно страстно и ненавидеть.
6. Широта. У каждой личности в процессе ее развития формируется сложная
многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективных отношений.
Чем к большему числу объектов человек выражает свое отношение, тем шире эта
система, тем богаче сама личность, тем большее у нее, по выражению Э.
Эриксона, «радиусов значимых отношений».
7. Знаковость. Считается, что отношение может быть положительным,
отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его
привлекает, отрицательно - к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение,
неудовольствие. В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится не нравится», «люблю - не люблю», «доволен - не доволен», «интересно - не
интересно». Безразличное, или нейтральное, отношение выражается в заявлении:
«все равно». Однако такое заявление может относиться и к нескольким объектам,
к которым у человека равноположительное отношение. Поэтому истинное
безразличное отношение может быть только к незначимым для человека объектам
(т. е. не вызывающим у него интереса, не представляющим для него важность).
8. Субъективность чувств. Для чувств характерна субъективность, так как
одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более
того, для ряда чувств характерна их интимность, т. е. глубоко личный смысл
переживаний, их сокровенность.
Относительность понятий эмоции и чувства
Одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как
кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
долговременная установка - отношение к данному объекту. Например, можно
ревновать кого-то в данный момент и проявлять при этом все признаки
эмоционального состояния, а можно рассматривать человека как соперника
за обладание чем-то как постоянную перспективу, испытывать к нему
определенное устойчивое отношение, т. е. чувство. Поэтому можно говорить
об эмоции ревности и о чувстве ревности.
Классификация чувств
Нравственные чувства переживает человек в связи с осознанием
соответствия или несоответствия своего поведения требованиям
общественной морали. Они отражают различную степень
привязанности к определенным людям, потребности общении с ними,
отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят:
чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы,
товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К
отрицательным
нравственным
чувствам
относят:
чувства
индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти,
недоброжелательности и др.
Эстетические чувства связанны с переживанием удовольствия или
неудовольствия,
вызываемые
красотой
или
безобразием
воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения
искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание
красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Интеллектуальные чувства связанны с познавательной деятельностью
человека. К ним К. К. Платонов
относит любознательность,
любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение,
чувство догадки, чувство уверенности, сомнение.
Практические (праксические) чувства связаны с деятельностью. К
этой группе относят интерес, скуку, радость, муки творчества,
удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости,
увлеченности делом, азарта.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие Вам известны формы аффективных явлений?
2. Какие факторы считаются эмоциогенными?
3. Какие можно использовать аспекты анализа эмоций?
4. Каковы функции эмоций?
5. Какие существуют классификации эмоции?
6. Что такое чувства?
7. Сравните эмоции и чувства
8. Какие используются характеристики чувств?
9. В чем относительность понятий эмоции и чувства?
10. Какие используют классификации чувств?