Внутренняя политика России в начале XX в. претерпевала период политических изменений и обновления существующей системы.
После т.н. «третьеиюньского переворота» правительство начинает проводить политику жестких мер для стабилизации внутриполитической обстановки. Поскольку наиболее интенсивно это происходило в период премьерства Петра Аркадьевича Столыпина, такая политика названа была «столыпинской реакцией». Он был настроен на искоренение революционных настроений и жесткие меры против революционеров. Это обусловило неоднократные покушения на него. Искоренение оппозиционных идей происходило путем арестов и обысков в школах, университетах, земствах, судах, церквях, железнодорожных поездках. Начали активно закрывать профессиональные союзы и демократические организации.
В правящем классе распространялись идеи необходимости социально-экономической модернизации России. Столыпин полагал, что обязательно нужно ликвидировать коренные причины борьбы народа против власти, поэтому центральной он сделал проблему земельную. Решить эту проблему планировалось не через отчуждение помещичьих земель, а через предоставление крестьянам земли в частную собственность за счет фонда общины.
Столыпинская аграрная реформа
Однако позиции Столыпина и дворянства все равно не сходились. Дворяне считали, что ликвидировав общину, можно отвести угрозы от дворянские имения. Столыпин хотел создать в земледельческом центре хуторские хозяйства.
Аграрную реформу Столыпин начал с попытки разрушения общины.
Общины – специальные территориальные объединения, которые должны были выполнять коллективные задачи.
Проблема общины заключалась в том, что крестьяне, живя единой группой, выполняли задания помещиков, своих крупных наделов не имели, а следовательно, не были заинтересованы в результатах своего труда.
В 1906 г. начался первый этап аграрной реформы. 9 ноября был издан указ, разрешающий крестьянам свободный выход из общины, при этом он был бесплатным – никаких выкупных платежей не требовали. Также крестьянин оставлял при себе свое имущество и земли, выделенные для него. Если же земли выделялись на разных участках, то крестьяне могли требовать их объединения. При выходе из общины земля предоставлялась в виде хутора (земля с переселением крестьянина из деревни на свой участок) или отруба (земля с сохранением двора крестьянина в деревне).
Это позволяло провести внутри России реформы по изменению крестьянского хозяйства, не затрагивающие хозяйство помещиков.
По замыслу самого Столыпина преимущества от реформы должны были быть такие:
- крестьяне в общине были более подвержены революционному влиянию, а по отдельности они не так доступны;
- человек, получивший землю и зависящий от нее, будет заинтересован в результате своего труда, то есть будет думать о труде, а не о революции;
- народ, возможно, забудет о желании разделить землю помещиков; то есть Столыпин хотел всем предоставить частную собственность – и крестьянам, и помещикам.
В результате в России должны были появиться мелкие и средние землевладельцы, самостоятельно развивавшие свое дело.
В начале реформы из общины выходили немногие зажиточные крестьяне (для того, чтобы работать на себя) и бедняки (для того, чтобы получить отступные деньги). Кстати, последние зачастую возвращались обратно в общину.
Другая цель, стоявшая перед Столыпиным – проблема земельного голода. При этом на востоке России было огромное количество неосвоенных земель, которые и было принято решение заселить. Это приоритетно касалось безземельных крестьян. Их должны были переселить за Урал, где бы они создали свое хозяйство. Этот процесс, следует отметить, был добровольным. Тот, кто решит переселиться, получал он правительства льготы:
- освобождение на 5 лет от налогов;
- получение земли в собственность;
- получение денежной ссуды на льготных началах;
- освобождение переселившихся мужчин от воинской повинности.
В период 1906-1914 гг. в Сибирь переселилось более 3 млн человек, однако с каждым годом переселялось все меньше. Дело в том, что власти оказались не готовы к массовым переселениям и не подготовили нормальных условий для проживания людей.
Тем не менее, реформа привела к положительным результатам. Повысился рост аграрного производства, увеличилось количество экспорта хлеба за рубеж, запустился процесс разрушения общины, ускорилось расслоение крестьянства, а также были освоены дальние районы. Однако не удалось полностью реализовать поставленные перед собой задачи, например, устроение фермерского хозяйства.
Прочие реформы
В промышленности государство слабо способствовала модернизационным процессам. В начале XX в. бытовало мнение, что государство должно было содействовать развитию аграрного сектора и кустарных промыслов в большей мере, чем индустриальной сфере. В отказе от поддержки промышленности государством была большой просчет Столыпина и Коковцова (председатель Совета Министров). Так, финансирование не получали даже те отрасли, которые должны были помогать сельскому хозяйству.
Существовали и другие экономические проблемы: русско-японская война и революция поставили экономику в критическое положение, при том, что налогов не хватало. Поэтому Коковцов направил свою политику на очень строгое регулирование расходов бюджета. Подобная экономия создавала препятствия для прилива капиталов в сельское хозяйство, а также для проведения аграрной реформы Столыпина. Денежное обращение удалось стабилизировать к 1909 г.
Планировалось также провести реформу местного самоуправления: предполагалось включение в волость не только общинных, но и помещичьих земель, а эта мелкая земская единица делалась основой местного самоуправления. Выборы в земства предлагалось сделать бессословными и с имущественным цензом. Это могло бы увеличить количество зажиточных крестьян, однако вызвало противодействие дворянства.
Кроме того, Столыпин планировал реорганизовать армию и флот, однако большинство проектов не смогли реализовать из-за отсутствия финансирования и технико-экономической отсталости России.