Варяги — это этническая и профессиональная группа торговцев или наёмных воинов в населении Киевской Руси (IX—XII века).
Варяги
Варягами называли выходцев из Скандинавии, которые поступали на службу к правителям Киевской Руси или Византии. Именно с варягами древнерусская «Повесть временных лет» связывает появление государства Русь (по летописной датировке «призвание варягов» произошло в 862 году). В ряде источников понятие «варяги» отождествляется со скандинавскими викингами. С конца XII века лексему «варяги» заменил псевдоэтноним «немцы». Византийским источникам известны варяги как особый военный отряд наемников на службе у византийских императоров. Также скандинавские источники сообщают, что некоторые викинги вступали в отряды варягов в XI веке, находясь на службе в Византии.
В IX—X веках варяги осуществляли обмен между странами Северной Европы и Южной Европы, Передней Азии и Ближнего Востока. Они способствовали проникновению древнерусской дружинной культуры и распространению в восточной Скандинавии христианства.
Возникновение государства
Летопись возникновение государства у племен восточных славян связывает с призванием варягов. Изложенная в летописи «варяжская легенда» рассказывает, что кривичи, словене и чудь стремились преодолеть собственные междоусобицы, для чего призвали варягов из-за моря. Прибыли три вождя норманнов:
- Рюрик;
- Трувор;
- Синеус.
Они стали княжить в Новгороде, Изборске, Белоозере. Рюрик после смерти братьев правил один. Его дружинники Аскольд и Дир отпросились идти «на греки» и отправились на юг, но осели в Киеве, в котором стали править. После смерти Рюрика воспитывавший его малолетнего сына дружинник Олег отправился на юг, заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, и объединил Киев и Новгород.
На основе этой легенды в XVIII веке возникла норманская теория образования русского государства. Согласно ей государство у восточных славян было создано пришельцами-скандинавами, то есть германцами (скандинавские народы относятся к германской языковой группе). Русские историки-монархисты на основе этой теории доказывали, что в России невозможны революционные потрясения. Они рассуждали следующим образом: государство на Западе возникло в результате завоеваний, а в России стало результатом мирного призвания, поэтому отношения между властью и подданными на Западе с самого начала враждебные, а в России - мирные.
Некоторые западные, в основном немецкие, ученые XIX века использовали норманскую теорию для того, чтобы объявить славян неполноценным народом, который не способен на самостоятельное создание государства. В середине ХХ века эти тезисы были взяты на вооружение гитлеровской пропагандой, провозгласившей славян расово неполноценными.
В русской исторической науке реакцией на норманисткую теорию стал антинорманизм – стремление доказать, что на Руси варягов не было совсем, или что они не имели в становлении Древнерусского государства сколько-нибудь существенной роли. В частности, таких взглядов придерживался М.В. Ломоносов. В современной историографии крайности норманской теории уже не встречаются. Западные ученые уже не пишут, что славяне государственность получили извне. Однако и большинство российских авторов полагает, что первыми князьями были варяги. Продолжаются споры, были варяги западными славянами или скандинавами, жившими на южном побережье Балтийского моря.
Большинство современных ученых признает:
- историчность князя Рюрика;
- вымышленность его братьев Трувора и Синеуса;
- скандинавское происхождение имен первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги).
В современной науке бытует единое мнение, что призвание варягов на Русь не было началом государственности. Государство появилось в результате закономерного развития общества восточных славян. Норманны в это время находились на той же стадии общественного развития. Скорее всего, они были призваны враждующими племенами в качестве нейтральной силы, способной прекратить усобицы. Варягов ничего не связывало ни с одной враждующей группировкой и потому устраивали всех в равной степени. Поскольку варягов призывали на княжение, сама такая форма власти у восточных славян уже существовала.
Киевская Русь при первых князьях
С объединением Киева и Новгорода отдельные племенные союзы сложились в Древнерусское государство. Датой объединения считается вокняжение Олега в 882 году. Его правление продолжалось в 882-912 годах. Он подчинил большинство племен восточных славян, начал укреплять границы с кочевниками.
Киевский князь правил с опорой на дружину. В IX - XI веках дружинники были не слугами князей, а вассалами. Вассальные отношения подразумевают наличие взаимных обязанностей вассала и сюзерена. Князь советовался со своей дружиной о принимаемых решениях. Дружина могла отказаться от участия мероприятии князя, если полагала его невыгодным. Дружине князя Игоря принадлежала инициатива повторного похода к древлянам за данью. Дружина решила отказаться от сражения с византийцами в 944 году и ограничиться выкупом. При заключении договоров клятву дружинники приносили клятву вместе с князем.
Дружина состояла из двух групп:
- Старшая дружина – бояре;
- Младшая дружина – гриди.
Первые по преимуществу являлись советниками, вторые были воинами.
Киевские князья правили как князья сильнейшего племени полян. Их функция заключалась в осуществлении полюдья. Князь выезжал в ноябре, когда устанавливался зимний путь, и возвращался весной к моменту вскрытия рек. Собранная дань отправлялась на ладьях в Константинополь. Киев расположен ниже всех притоков Днепра, поэтому все товары в Византию везли через него. Это дало Киеву возможность добиться преобладания среди прочих русских городов.
Подчинение восточных славян Киеву оставалось непрочным. После смерти Олега некоторые племена пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а подчинение радимичей – только при Владимире I.