Идея строительства
Сибирь богата природными ресурсами. Но доставлять их в европейскую часть России было очень сложно. Впервые идею строительства железной дороги в 1857 году высказал губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский. Но сам проект железной дороги был одобрен правительством лишь в 80-е гг. XIX века. Дело в том, что эта идея вызвала много критики. Это было связано с трудоемкостью ее реализации и стоимостью. Но, несмотря на это, император Александр III решил, что железной дороге быть.
В 1887 году с целью поиска оптимальных путей для прокладки рельсов были организовано три экспедиции, которые продлились несколько лет.
По проекту, Транссибирская магистраль должна была включать в себя три участка – Южно-Уссурийский, Среднесибирский и Забайкальский. В 1891 году Комитет по сооружению Сибирской железной дороги принял решение о начале работ. Позднее к вышеперечисленным участкам добавили еще три: Западно-Сибирский и Амурский участки и Китайско-восточную железную дорогу.
Таким образом, с помощью Транссибирской магистрали Европа и Азия были соединены сплошным железнодорожным полотном.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали стало грандиозным событием XIX века, как для России, так и для всего мира, ведь Транссиб является достаточно большим звеном глобального проекта под названием Великий Шелковый Путь.
Транссиб был призван соединить Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали составила 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире.
Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса до Владивостока. Его длина составляет порядка 7 тыс. км.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали позволило увеличить российскую сеть железных дорог с 1000 миль в 1860 году до 45 000 миль к 1917году.
Реализация проекта
Указ о закладке Великого Сибирского пути был подписан 29 марта 1891 года императором Александром III. Значительный вклад в строительство железной дороги внес С. Ю. Витте. В 1892 году он занял пост министра финансов. Витте оплатил расходы по строительству Транссиба, взяв ссуды, увеличив налоги и напечатав деньги.
Официально строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока. Во время церемонии закладки цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги. По факту строительные работы начались несколько раньше. В марте 1891 года под руководством инженера Н. С. Свиягина началось строительство участка Миасс — Челябинск. На строительство железной дороги планировалось выделить 350 миллионов рублей золотом.
Первые поезда по Транссибу были запущены 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
После того как КВЖД приняли в эксплуатацию, между Петербургом и Владивостоком и Порт-Артуром было налажено регулярное сообщение.
С 1 (14) июля 1903 года Великий Сибирский Путь был введен в строй на всем его протяжении. Только через Байкал поезда переправляли на специальном пароме.
18 октября (1 ноября) 1904 года было запущено движение по Круглобайкальской железной дороге. Это позволило запустить непрерывный рельсовый путь между Петербургом и Владивостоком.
Таким образом, впервые в истории пассажирские поезда следовали только по рельсам.
После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, что влекло за собой и потерю контроля над восточной частью Транссиба. В связи с этим возникла необходимость продолжить строительство Транссиба таким образом, чтобы он пролегал по территории Российской империи.
Работы по строительству были завершены 5 (18) октября 1916 года.
За период с 1891 по 1916 год на строительство Транссибирской железнодорожной магистрали было потрачено почти 1,5 млрд рублей.
Значение Транссибирской железной магистрали
Не будет преувеличением сказать, что Транссибирская железная магистраль — это основа России. Это единственный наземный маршрут, который проходит через всю территорию страны.
Великий Сибирский путь имеет огромное социальное и экономическое значение.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали позволило соединить европейскую часть России и выход в Европу с восточной частью.
Транссибирская магистраль позволила решить проблемы с перемещением ресурсов из Сибири в другие районы страны.
Во-вторых, эта железная дорогая, как изначально было задумано, имеет большое значение для безопасности страны.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали позволяло защитить русские территории Тихого океана (Дальний Восток).
Кроме того, Транссиб сыграл огромную роль для России в период войны с Японией (1904-1905), которая к концу XIX века заметно усилила свои позиции на международной арене. В то время у Японии был мощный паровой флот и огромная армия.
Тихоокеанский флот России уступал японскому флоту, а переброска подкреплений с других флотов занимала много времени. То же самое было и с сухопутными войсками. Поэтому строительство Транссибирской магистрали имело огромное значение для укрепления обороны восточных владений России.
Сегодня по Транссибирской железнодорожной магистрали ежегодно доставляется огромное количество грузов.
Велико и международное значение Транссиба: благодаря ему стало возможным перемещать различные грузы и людей с Востока в страны Европы и обратно, что положительно отразилось на международной экономике.