Реформа местного управления – это последовательная передача административных, налоговых и судебных полномочий от государственных контролирующих органов к выборным должностям из местного управления.
Цели реформы
Страна шла по пути просвещенного абсолютизма, в итоге Россия вышла ну путь превращения страны в одно из самых влиятельных государств. Екатерина ставила перед собой великие цели. В 1767 году была созвана Комиссия по составлению проекта нового уложения, все участники единогласно подтвердили, что нынешняя система управления очень несовершенна и нуждается в преобразованиях.
Еще одной важной причиной для реформирования стал Пугачевский бунт, который местная администрация не смогла вовремя предвидеть и подавить, все это снова указывало на то, что реформа местного управления необходима.
Пугачевский бунт или Крестьянская война 1773-1775 гг. – восстание яицких казаков, которое в итоге переросло в войну между казаками, крестьянами Урала и Поволжья и правительством императрицы Екатерины II.
Недостатки системы местного управления отчетливо осознавала и сама Екатерина.
Реформа местного самоуправления преследовала следующие цели:
- укрепить местную власть, чтобы пресечь восстания и беспорядки крестьян;
- построить вертикаль власти, чтобы править на местах;
- упорядочить процесс сбора налогов.
Екатерина ставила своими целями усилить правительственный административно-полицейский контроль на местах, ввести новое административно-территориальное деление, в том числе в связи с расширением территории России, создать новые учреждения и модернизировать сословно-социальные отношения.
Губернская реформа
В 1775 году Екатерина II издаёт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Главной задачей реформы местного управления было разукрупнить губернии, тем самым увеличить эффективность управления в них. В каждой губернии проживало около 300-350 тысяч человек, в уездах насчитывалось около 30 тысяч. Около 10 лет длился процесс замены старых губерний на новые (с 1775 по 1785 гг.), за это время образовалось около 40 губерний, 2 области, в которые были разделены на 480 уездов.
Полную власть в уездах имели капитаны-исправники, они возглавляли низшие земские суды, которые следили за исполнением законов и решений, вели розыск крестьян. Капитан-исправник и заседатели нижнего земского суда выбирались дворянами уезда.
Согласно реформе 1775 года город становится самостоятельной административной единицей, главным учреждением города теперь был городской магистрат, во главе стоял городской голова. Функции магистратов были схожи с функциями низших судов в уездах.
Низшие суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела.
В период с 1793 по 1796 гг. к российской империи были присоединены новые территории, в результате было образовано еще 8 губерний и одна область. Губерниями управляли губернаторы, которых назначала императрица. В подчинении у губернатора находились все правительственные учреждения, в также суды. Финансовыми делами управлял вице-губернатор и казенная палата, за исполнением законов и указав отвечал губернский прокурор.
Система здравоохранения и образования подчинялась Приказу общественного призрения.
Реформа 1775 года, которая была дополнена несколькими указами в последующие годы, организовала не простую систему судов в губерниях, в которых массово присутствовали элементы выборности.
Таким образом, на всех уровнях местного управления, за исключением губернского суда, находились выборные должности, при этом важную роль по-прежнему играло дворянство. Дворянское сословие получило главенство в стране
В губернских учреждениях императрица делала попытки свести разные сословия для продуктивной совместной работы. В приказе общественного призрения и в нижних земских судах под управлением главных представителей действовали заседатели, которые избирались всеми тремя сословиями: дворянством, городскими жителями и вольными сельскими обывателями. Такая попытка восстановить взаимодействие между сословиями составляет одну из лучших черт реформы местного управления.
Связь между высшим и местным управлением поддерживал организованный Екатериной Институт императорского наместничества в столичных губерниях, а также в крупных округах-регионах, которые охватывали по нескольку губерний. В наместничества императрицей были назначены 19 генерал-губернаторов из числа приближенных к императорскому дворцу аристократов, они были наделены практически неограниченными полномочиями и персонально несли ответственность перед самой Екатериной.
В результате был полностью реорганизован и укреплен институт губернаторства, изменено устройство губернского управления. Губернатор представлял корону и местную власть, являлся главным должностным лицом губернии. Генерал-губернатор имел свое наместническое правление в качестве исполнительного органа, при нем находились его советники, он осуществлял общий контроль за чиновниками, оказывал влияние на суд и судебные решения, контролировал исполнение законов и указов, также ему подчинялись все воинские части, расположенные на территории губернии.
Итоги реформы
В 1785 году вышедшие «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» полностью сформировали систему сословного самоуправления для дворян и горожан. Согласно этой системе все жители городов теперь делились на шесть групп.
- Городские обыватели.
- Купцы всех гильдий.
- Ремесленники при цехах.
- Иностранцы и жители других городов.
- «Именитые граждане» – торговцы, предприниматели.
- Посадские люди.
Были организованы новые формы городского самоуправления: общая градская дума, собрание градского общества и шестигласная дума.
В целом система государственного управления при Екатерине Великой впервые за долгие годы была реформирована.
В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских государств, чему в основном способствовала сама Екатерина, которая увлекалась литературой и живописью, собирала шедевры живописи и состояла в переписке с различными французскими просветителями. Политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.