Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологический портрет Ивана Грозного

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Психологический портрет Ивана Грозного
Психологический портрет Ивана Грозного
Определение 1

Иван IV Васильевич (25 августа 1530 — 18 марта 1584) — это государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый русский царь с 1547 года.

Источники для составления психологического портрета

Для составления психологического портрета Ивана Грозного необходимо использовать исторические источники эпохи правления царя, а также труды отечественных историков. Очень информативной является переписка царя с князем Андреем Курбским, которая содержит мысли царя и является важным показателем его психологического состояния. Также определенную психологическую характеристику царя содержит работа английского дипломата и коммерсанта Джерома Горсея «Записки о России».

Помимо письменных источников в составлении психологического портрета Ивана Грозного может помочь его скульптурное изображение, представляющее собой реконструкцию царского облика по его черепу.

Взгляд на Ивана Грозного современников и историков

Первый русский царь имел трудное детство. Иван вырос в обстановке переворотов, борьбы за власть боярских родов Бельских и Шуйских. Окружавшие его убийства и интриги способствовали развитию мстительности, подозрительности и жестокости. Склонность к мучению живых существ у Ивана проявлялась в детстве, и приближенные ее одобряли.

Излюбленной идеей юного князя была мысль о самодержавной власти. Когда в 1547 году Ивана венчали на царство, он тут же приступил к осуществлению планов. Его целеустремленность непосредственно выражалась в политике. Вместе с Избранной радой Иван IV провел реформы, направленные на централизацию: губную реформу, земскую реформу, военную реформу. В 1549 году был созван Земский собор, в 1551 – Стоглавый собор, который принял свод решений о жизни церкви «Стоглав». В 1550 году был принят новый Судебник. В 1555-56 годах Иван IV принял Уложение о службе и отменил кормления. Все эти действия показывают, что Иван Грозный не только умел ставить перед собой четкие цели, но и уверенно их добивался.

С 1560 года в жизни царя произошли изменения: Иван порвал с Избранной радой и наложил на ее деятелей разные опалы. Царь искал «виноватых» в поражениях Ливонской войны, начал опалы и казни. Все это говорит, что Иван Грозный не умел проигрывать.

Введение Иваном Грозным опричнины в 1565 году является прямым доказательством того, что царь проникался мыслью о личной диктатуре. характеризуется как год введения опричнины. Особенностью времени стало разделение страны на части:

  • Опричнина;
  • Земщина.
Определение 2

Земщина - все территории, которые не вошли в опричнину.

Казни сопровождались террором среди населения. Крупным событием был погром Новгорода зимой 1570 года, поводом к которому стало подозрение в желании новгородцев перейти к Литве.

Жизнь и политика царя можно поделить на два периода: до смерти жены Анастасии Захарьиной-Юрьевой и после.

Террора в стране при жизни царицы было немного. Внутренняя и внешняя политика шли на пользу государству. После смерти жены Иван Васильевич начал меняться в худшую сторону, что привело к бегству в Великое княжество Литовское бояр и служилых людей. С этого момента начался новый этап правления Ивана Грозного. В считанные минуты психологическое состояние царя могло измениться на противоположное. Царское безумие доходило до того, что он выпускал в толпу москвичей диких медведей.

Царь жил в страхе заговоров и покушений на жизнь. Казни шли одна за другой. Этим царь показывал, что собирается быть беспощадным к тем, кто предаст его.

Психика Ивана Васильевича разрушалась, и разум постепенно отказывался ему служить. В1581 году Грозный убил собственного наследника – царевича Ивана. Правда, Грозный потом раскаялся в содеянном. Смерть сына повергла его в отчаяние. Иван Грозный отправил большой вклад в монастырь и даже сам размышлял об уходе в монастырь.

Ни одна из последующих шести жён не имела на царя влияния, подобного первой.

Биография первого русского царя, показывает, что Иван Грозный был сложной натурой. Для достижения своих целей он использовал самые жесткие меры, вплоть до убийств. Ему не были свойственны сострадание и внимание к чувствам других людей. Он был непредсказуемый, жестокий и эгоистичный. Приступы исступлённого раскаяния чередовались с приступами крайней жестокости.

Иван Грозный в переписке с Андреем Курбским

Иван Грозный отлично знал Священное Писание. В первом послании к Андрею Курбскому слово «Бог» употребляется более 70 раз. Создается впечатление, что Иван Васильевич себя считал первым после Бога. Царь апеллирует к Богу, ища своим действиям оправдание. Иван Васильевич свою власть воспринимает как должное и не признает другой власти, исходящей не от Бога.

Грозный в переписке слово «власть» и производные от него упоминает применительно к себе около 30 раз.

Также в Грозный своих посланиях осуждает Курбского, применяя в адрес князя не лестные слова.

В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского отразились две психотравмирующие ситуации в биографии царя:

  • смерть жены Анастасии;
  • предательство Курбского.

Из-за смерти супруги Иван Грозный очень сильно переживал. Его волнения переходили в месть, хотя все еще не доказано, что Анастасия умерла не своей смертью. Эгоистичность царя проявляется и в этом – он не допускает мысли о своей вине в смерти жены.

Смерть жены на Ивана Васильевича повлияла очень плохо, изменив в худшую сторону характер. В результате случилась и другая психотравмирующая ситуация – побег Андрея Курбского, который испугался царской опалы и не собирался умирать от рук «тирана». Иван IV не cмог понять поведение беглого подданного и воспринял такой поступок как личное оскорбление.

Иван Грозный – властная и эгоистическая натура, не терпящая указов со стороны. Из биографии мы знаем, что царь не любил стороннего вмешательства в свои дела, стремясь к единоличной власти. Интересным предстает тот факт, что слегка высокомерно он относится даже к Богу, хотя и не отрицал его могущества. Ведь люди обычно принижают себя перед Богом, а царь наоборот ставил себя после него на «второе место». Однако в переписке Иван Грозный предстаёт также очень ранимым, обидчивым и чувствительным человеком.