Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей государства к другому государству или смена государства другим государством в ответственности за международные отношения.
Одним из ключевых вопросов после распада СССР был вопрос о правопреемстве СССР, включавший договоры государства, государственную собственность, архивы страны и долги.
Континуитет — это непрерывность существования государственного образования как субъекта международного права при его временном исчезновении как социального организма.
Принцип континуитета работает в случае глобальных государственных изменений — революция или смена существующего государственного режима, полный распад государства.
Российская Федерация относится к государствам-продолжателям. Как продолжатель имущественных и территориальных прав РСФСР, она является продолжателем СССР в вопросах выполнения обязательств по договорам СССР. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, стала обладателем советского оружия массового поражения, зарубежных имущества и долгов СССР.
Особенности правопреемства государств в связи с распадом СССР
В Соглашении о создании СНГ, которое было заключено в Минске 8 декабря 1991 года, страны-участники приняли обязательства по выполнению международных обязательств, оставшихся после распада СССР. Всеми государствами был признан факт, что членство СССР в ООН продолжится Российской Федерацией.
Все страны-участники СНГ имели право выразить согласие или несогласие с теми или иными договорами, заключенными советским государством, и многие бывшие республики СССР активно это право использовали. К примеру, Решения 1992 года об участии стран-участниц СНГ в Договоре СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов выразили согласие на соблюдение своих обязательств с учетом территорий республик и национальных интересов.
Страны СНГ, кроме Украины и Белоруссии, обладали независимостью при заключении соглашений о разоружении, правах человека, вступлении в ООН и так далее. Для решения вопросов, касающиеся урегулирования правопреемства государств после распада СССР, Совет глав государств Содружества 20 марта 1992 года сформировал Комиссию по правопреемству договоров, представляющих взаимные интересы, государственную собственность, долги и активы бывшего СССР. Как результат функционирования комиссии между странами бывшего СССР было заключено большое количество договоров.
Среди прочих многосторонних соглашений, регламентирующих аспекты правопреемства, следует выделить:
- Договор о правопреемстве бывшего государственного долга и внешних активов СССР от 1991 года;
- Договор стран СНГ о собственности СССР от 1991 года;
- Договор о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года;
- Декларация государств СНГ о международных обязательствах в сфере прав человека и основных свобод от 1993.
Соглашение о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года регулировало аспекты правопреемства движимого и недвижимого имуществ Советского Союза за границей, находившегося в момент правопреемства в государственном владении, пользовании или распоряжении. Под имуществом понимались:
- недвижимость, использовавшаяся дипломатическими или консульскими представительствами страны;
- инфраструктура страны за границей и прибыли от эксплуатации этого имущества;
- доходы от реализации государственного имущества;
- имущество СССР и доходы от предприятий юридических лиц, находившихся в ведомстве страны;
- доход от выполнения различных работ по международным договорам СССР.
Собственность СССР была разделена и распределена во владение стран в следующем процентном отношении:
- Белоруссия получила 4,13%;
- Казахстан получил 3,86%;
- Россия получила 61,36%;
- Украина получила 16,37%.
Общая доля не вошедших в Содружество Независимых Государств Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии составила 4,77%, что не было предусмотрено вышеописанным Соглашением.
В 1992-94 годах были заключены соглашения между Россией с одной стороны, и Арменией, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном, Таджикистаном, и Украиной – с другой. В соглашениях затрагивались вопросы правопреемства внешних долговых обязательств прекратившего существование СССР. Большая часть соглашений действует с 1996 года.
Соглашение между РФ и Украиной о вопросах правопреемства в отношении внешних государственных долгов и активов СССР до сих пор не действует в связи с невыполнением украинской стороной всех необходимых процедур.
Правопреемство архивов и документов СССР
В Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов СССР 1992 года вошли все участники СНГ кроме Грузии. Исходя из положений этого Соглашения, его участники не претендуют на различные архивы Российской Империи или СССР, находящиеся вне страны. В том случае, если архивы и документы находятся на территории бывших республик, то владение ими переходит новым государствам. Участники Соглашения гарантировали обеспечить исследователям доступ к архивам при соблюдении законодательства, а также подтверждать юридическую силу справок и документов, выданных архивами стран-участниц СНГ.
Внешние долги СССР
Относительно долгов перед «Парижским клубом» правительство РФ 4 января 1992 года подписало Соглашение об отсрочке задолженности СССР и его правопреемников всем официальным внешним кредиторам.
Российское Правительство 2 апреля 1993 года заявило, что признает весь внешний долг СССР, подтвердило связанные с ним обязательства и намерения в полном объеме погасить внешний долг СССР.
Для исполнения взятых долговых обязательств российское Правительство подписало:
- в 1994 году Соглашение о консолидации долга с Правительством Франции;
- в 1997 году Соглашение о реструктуризации внешнего долга РФ и СССР с Правительством ФРГ;
- в 2000 году Соглашение о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу СССР с Правительством Швейцарской Конфедерации;
- Соглашение о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу СССР с Правительством США в 2000 году.
Большинство положений всех указанных соглашений уже выполнено.