Политико-правовые учения России во второй половине XIX века
Александр II в историю России вошел как «царь-освободитель», осуществивший в 1860-70-х годах комплекс реформ с целью модернизировать уклад жизни. Судебная реформа, отмена крепостного права, военная, земская реформы способствовали утверждению гражданского общества, привели к усиления общественной активности, которая в условиях самодержавия зачастую принимала оппозиционные черты. В середине 1860-х годов в стране распространяются идеи демократии, активизируется революционное движение, которому властью противопоставляются карательные и охранительные меры. Дальнейшее развитие получает либерализм как общественно-политическое течение и интеллектуальное движение.
Основные этапы развития либерализма
Либеральная идеология является продуктом западной цивилизации. Идеи равенства и свободы появились в период Реформации, буржуазных революций и Просвещения. Либеральные идеи в Россию проникли в XVIII веке, а в начале XIX века принципы либерализма отразились в проектах конституции М. Сперанского, декабристов, во взглядах западников и славянофилов.
Либерализм как общественно-политическое и интеллектуальное течение в России прошел несколько этапов развития.
Дворянский либерализм в дореформенный период, датой зарождения которого условно можно считать 1855 год – год, когда умер Николай I. Либерализм получил развитие в условиях радикальных демократических движений, выступая по отношению к ним как альтернативная модель социального развития. Носителями идей либерализма были дворянская интеллигенция, профессура, часть поместного земского дворянства. Все они уповали на достижение компромисса с монархической властью, выступая за эволюционный путь развития страны. Либералы стремились к политической деятельности (славянофилы и западники же не пытались вмешиваться в политику). В России особенностью либерализма стало сочетание консервативно-традиционных и либерально-рациональных идей. Лидеры либерального движения основную задачу видели в реформах с целью развития промышленности, ликвидации крепостного права, ограничения привилегий сословий, равного суда. Видным идеологам был Б. Чичерин.
В 1880-х годах после проведения либеральных реформ либералы стали основное внимание уделять анализу постреформенной действительности России в контексте либеральных ценностей. Свои усилия они сосредоточили на защите институтов, организованных в период реформ 1860-1870 годов (органы самоуправления, судебная система, университетская автономия), много внимания уделяли социальным проблемам, проводили в жизнь мысль о предотвращении революции и необходимости сохранения монархии при условии ее уступок требованиям времени. Нереволюционность и компромиссность стали характерными чертами русского либерализма этого периода.
Позиции либералов значительно усилились В начале XX века когда были учреждены либеральные партии:
- «Союз 17 октября» был создан в октябре 1905 года. Ее лидеры А. Гучков, Н. Хомяков являлись представителями умеренного либерального движения, считая, что Манифест «Об усовершенствовании государственного прядка» ввел в стране все необходимые свободы и права, которые теперь необходимо лишь охранять.
- Конституционно-демократическая партия была создана в октябре того же года, представляя левое крыло либерализма. К ее лидерам относились С. Муромцев, П. Милюков. Кадеты ориентировалась на образцы западного парламентаризма. Программа предусматривала предоставление права собраний, создания союзов, стачек, введение 8-часового рабочего дня. Кадеты не исключали возможности политической революции, если власть откажется проводить необходимые реформы. Предпочтение тем не менее отдавалось мирным методам борьбы с использованием потенциалов парламентаризма.
В октябре 1917 года история российского либерализма закончилась.
Охранительный либерализм
Б. Чичерин пытался сформулировать либеральную программу применительно к реалиям России. Он считал, что самодержавие способно вести народ по пути просвещения и гражданственности. Он важную роль отводил образованному дворянству, которое могло быть как опорой престола, так и «защитником свободы».
Чичерин различал следующие виды либерализма:
- уличный либерализм подвержен своеволию, любит шум, ему ненавистно слово закон, его отличительная черта – считает подлецами всех противников;
- оппозиционный либерализм не имеет конкретных требований относительно позитивных действий, а только «наслаждается блеском оппозиционного положения». Поэтому предводители оппозиции не способны к правлению, если такая возможность им и предоставляется;
- охранительный либерализм состоит в примирении начала свобод с началом закона и власти. Как сторонник охранительного либерализма, Чичерин сформулировал его основной принцип: «либеральные меры и сильная власть».
Чичерин отрицал теорию договорного происхождения государства. Государство возникает в качестве результата общей воли на основе одного из видов союзов: гражданского, семейного или церковного.
Государство возвышается над союзами, как высшее выражение власти, которое обладает верховной властью. Государство является союзом народа, законом связанного в юридическое целое, управляемое для общего блага верховной властью. Государственная власть должна быть фактической и законной.
Основными элементами государства были общая цель, закон, власть, свобода.
В работах Чичерина анализируются следующие формы правления: аристократия, абсолютизм, демократия, конституционная монархия. Он считал идеальной формой конституционную монархию, где власть сама разделена между субъектами.
Право, по Чичерину, есть взаимное ограничение свобод. Он разделял положительное и естественное право, а также закон и право.
Естественное право – идеальные нормы, познаются наукой, это область требований справедливости и природы.
Право – это не только исходящий от государства закон, право – это существенное, содержательное, глубинное, а закон – формальное, внешнее, случайное.
В конкретных случаях недостаточность законодательства призваны восполнять амнистия, помилование, аболиция. Они являются чрезвычайными мерами.
Революционное народничество
Революционное народничество имеет три направления: заговорщицкое, пропагандистское и бунтарское.
Народничество стало главным направлением демократического движения России пореформенного периода. Идеологи считали, что интеллигенция перед народом в долгу и должна себя посвятить избавлению народа от гнета самодержавия.
Народничество – это общественно-политическая доктрина и идеологическое движение части интеллигенции России второй половины XIX в.
Доктрина имела три основных положения:
- капитализм – явление регрессивное, которое угрожает направить русский народ на путь пролетаризации по примеру западноевропейских стран;
- самобытность экономического строя России, крестьянского уклада и общины, может содействовать переходу России к социализму;
- интеллигенция играет особую роль как основной фактор общественного прогресса.
В рамках народничества были два течения: умеренное и радикальное.
Либеральное народничество выступало за осуществление политических, социальных и экономических преобразований методом реформ.
Представители революционного народничества выступали против капиталистического развития России, за свержение самодержавия методами крестьянской революции.
На рубеже 1860-1870-х г. сложились три направления народничества: пропагандистское, заговорщицкое и бунтарское.