Русское общество в первой четверти XIX века
В первой четверти XIX века в России не появились ещё идеологически оформленные общественно-политические течения. Приверженцы разного рода политических систем зачастую развивали свою деятельность в пределах одного общества, в конфликтах борясь за своё мнение о судьбе России. Тем не менее, представители радикального течения оказались более активными. Они раньше всех обнародовали свой план изменений экономической и социально-политической системы страны. Стремясь провести его, они подняли бунт против царского режима и крепостного права.
Революция в России в 1825 году стоит в одном ряду с иными европейскими мятежами, которые носили буржуазный характер. Тем не менее, в общественной деятельности России была своя особенность. Она проявлялась в том, что в России на самом деле не было буржуазии способной защищать свои интересы и демократические реформы. Народ в большинстве своём был груб, дремуч, неграмотен и невежественен. В связи с этим революционные взгляды, сознание неизбежности модернизации России возникали в начале XIX века только у сознательной части аристократии, пошедшей против интересов своего класса. Число повстанцев было очень небольшим – по большому счёту, представители благородной аристократии и престижного офицерского корпуса.
Основой их свободомыслия были идеи французских просветителей XVIII века и русских либералов конца XVIII-начала XIX веков. Большое влияние на возникновение вольнодумства оказала Отечественная война 1812 года. Декабристы заявляли о себе как о «детях 1812 года», считая этот год началом своего политического развития (более ста мятежников были её участниками).
Зарубежная кампания русской армии 1813-1814 годов дала им возможность увидеть социально-политические развитие в Европе после Французской революции конца XVIII века, подарила им новые ощущения, новые мысли и актуальный житейский опыт.
Они чувствовали большое значение времени, в которое им выпало жить и действовать, когда, согласно их взглядам, определялось будущее России. Им было свойственно чувство своего соучастия в творении истории, что и было главной причиной их деятельности. Они возникли на исторической арене во времена больших военно-политических переворотов: наполеоновские войны, мятежи в разных государствах Европы, национально-освободительные движения в Греции и Латинской Америке.
Не допустимо недооценивать роль их реформаторского движения и преобразовательных идей Александра I в начале его правления, а также не учитывать разочарованность народа в «преобразователе на троне», в конечном итоге отступившем от своих намерений.
Русское общество 30-50-х годов XIX века
Идеологическая жизнь в стране второй четверти XIX века проходила в непростых для передовых людей политических условиях после подавления мятежа декабристов.
Неудача декабристов вызвала у отдельной части людей пессимистичность и уныние. Выражением этого состояния оказалась серия «Философских писем», написанных в 1829-1831 годах П.Я. Чаадаевым, товарищем А.С. Пушкина. Первое «Письмо», в котором объяснялись главные вопросы всей серии, вышло в 1836 году в журнале «Телескоп». Оно содержало изложение историко-философских мыслей Чаадаева, отражающих суть христианской концепции. Чаадаев выступил с сильными критическими замечаниями об истории и о сегодняшнем дне страны и сделал мрачные заключения в отношении будущей судьбы России. Николай I, ознакомившись с сочинением Чаадаева, заметил, что считает смысл сочинения проявлением бреда, свойственного больному человеку. Деятельность «Телескопа» была прекращена, а допустившие публикацию осуществляющие цензуру лица уволены. Чаадаев публично был признан душевнобольным и за ним установили медико-полицейское наблюдение. Чаадаева навещали врачи и полицейские чиновники для исследования его умственного состояния. Все в Москве считали Чаадаева талантливым и во всех отношениях культурным человеком, и ни один человек (даже навещающий его врач) не верили в его психическое заболевание.
Передовая Россия приняла «Философские письма» неопределённо. Видя положительным само дело сопротивления николаевской тирании и имея представление о проблемах будущего России, она осудила мрачное мироощущение Чаадаева, его отрицательную позицию относительно истории своей страны и скепсис о её судьбе.
Возрождение идеологической жизни русского общества произошло на рубеже 30-40-х годов XIX века. К этим годам уже появились такие направления русской общественно-политической жизни, как охранительно-консервативное, либерально-оппозиционное и революционно-демократическое движения.
Идейные течения, возникшие в эти годы:
- славянофильство;
- западничество;
- демократическое направление общественной мысли.
Духовная жизнь России в первой половине XIX века
Наиболее заметных результатов в первой половине XIX века Россия достигла в сфере науки и главным образом культуры. Эта половина века подарила России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, в конце концов, коллективную работу группы талантливейших художников, архитекторов и строителей – старый Петербург.
Первая половина XIX века – это время культурного и духовного развития России. Отечественная война 1812 года в небывалой степени подтолкнула развитие национального самосознания и патриотизма. Художественной культуре свойственен интерес к отечественной истории. Историческую тему использовали различные писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была объектом размышлений А.С. Пушкина, в частности в позднем его творчестве («Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Арап Петра Великого», «История пугачёвского бунта»).
Именно в XIX веке российская культура стала классической, вызывадющей большой интерес у всех последующих поколений людей. Необычайный подъём отечественной культуры в XIX веке позволил исследователям назвать эти годы «золотым веком».
Изменения в духовной жизни России в первой половине XIX затронули следующие сферы:
- систему образования;
- науку;
- литературу;
- театр;
- музыку;
- изобразительное искусство;
- живопись;
- русскую православную церковь.