Новгородская земля находилась на территории северо-западной Руси и являлась одним из сильнейших государственных образований того времени.
История
По мнению исследователей Новгород появился в результате слияния трех поселков, стоявших на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмени.
Новгород был одним из центров образования Древнерусского государства. Согласно легенде о призвании варягов, именно в Новгороде стал княжить Рюрик в 862 г. После него княжеский престол занял Олег, который в 882 г. захватил Киев, изгнав оттуда Аскольда и Дира, и сделал его центром нового государства, которое стало называться Киевская Русь.
В IX-X вв. в Новгороде же формируется мощное древнерусское вождество. Все население Новгорода объединяется в общину – этот процесс происходил в борьбе с Киевом, который распространял свое господство и на северо-западные земли. Новгородская община всегда отличалась большой самостоятельностью и тяготела к автономности.
Ярослав, который княжил в Новгороде, в 1014 г. при поддержке новгородской общины отказался платить дань Киеву, где правил его отец Владимир, а после смерти последнего - Ярополк.
Ярослав обращается за помощью к новгородскому вечу для борьбы с Ярополком. В этой междоусобной войне новгородская община показывает себя довольно сплочённой организацией. Развитие вечевых традиций проявляется и в практике изгнания новгородцами своих князей, а также их так называемого вскармливания князя, т.е. воспитание его в нужной системе с самого детства.
В этот же период наместничество разъединяется с княжеской властью, при том, что до этого эти две власти сливались в одну. Новгородская государственность конца XI в. характеризуется:
- укреплением самостоятельности веча;
- трансформация княжеской власти, в результате чего, князь стал представителем волостной администрации, а не как раньше – киевским наместником;
- расхождением понятий посадничества и наместничества.
Все эти процессы проходили под воздействием борьбы за независимость от Киева, которая оказала сильное влияние на формирование новгородской городовой волости.
В 1130-х гг. в Новгороде утвердился институт посадничества, которое формировалось из представителей местной знати, хотя киевская администрация еще пыталась назначать на должность посадника своих людей. Власть Киева над Новгородом все больше ослабилась, а со временем, посадника стали выбирать на вече, что способствовало возрастанию роли собраний.
После изгнания Всеволода, сына киевского князя, в 1134 г. Киев полностью потерял свой контроль над Новгородом, где князь стал местной властью, зависящей только от веча. Таким образом, там сложилась система, характерная для русских городов-государств: сосуществовали вече, князь, посадник.
В 1030-е гг. формируется Новгородская волость, то есть основной город и пригороды, зависящие от него, старейшими из которых являлись Псков и Ладога.
Развитие новгородского города-государства проходило при демократизации социально-политической системы. Например, изгнание и призвание князей стало привычным делом: так, в XII-XIII в Новгороде поменялось 58 князей. То же можно сказать и про смену посадников и тысяцких (глав волостного ополчения), а также про церковную власть – должность игуменов основных монастырей также управляется решениями веча.
Политическое устройство Новгорода представляло из себя следующую структуру:
- Вече – собрание мужского населения города: призывало или изгоняло князя, избирало посадника, тысяцкого и владыку, решало вопросы войны и мира, обсуждало законодательство, устанавливало размеры податей и повинностей, судило представителей власти;
- Князь – представитель власти, решающий вопросы гражданского суда и обороны; во время войны князь был главным военачальником, утверждался на вече;
- Посадник – одно из главнейших лиц государства с исполнительной властью; руководил деятельностью всей администрации, решал вопросы управления и суда с князем, командовал войском, руководил вечем и т.д.
- Совет господ – организация, куда входил владыка (архиепископ), посадник, тысяцкий, старосты и др.
Примерно в таком же виде Новгородское княжество и продолжало существовать до своего вхождения в состав Русского государства с центром в Москве в 1478 г.
Социально-экономическая структура
Административно Новгород делился на волости, уезды, погосты и станы. Основы этого деления появились при Ольге, которая установила в Новгородской земле места для погостов и уроков.
Население. Кроме восточнославянских племен (в основном, ильменские словене) большая часть
Новгородской земли была заселена финно-угорскими племенами: водь, ижора, емь, карела, чудь.
В Новгороде, как и во всей Руси, существовало сословное деление, основными категориями которого были: горожане, бояре, купечество, житьи люди (землевладельцы с небольшим капиталом), селяне.
Основным занятием жителей было сельское хозяйство. В XIII в. на смену подсечно-огневой системе земледелия пришла трехпольная. Сельские поселения объединялись в административно-хозяйственные единицы – погосты, которые при этом считались и церковными приходами.
Торговля. Новгород издревле был частью торгового пути «их варяг в греки». С X-XI вв. он начинает вести собственную торговлю с Западной Европой. Известна фактория голландских купцов – Готский двор; свой гостиный двор основали тут и немцы. Главными товарами на экспорт были меха, воск, кожа, а на импорт – дорогое сукно, некоторые металлы (медь, олово, свинец), соль, пряности и т.д.
Культура
Новгород являлся одним из центров русской культуры, где развивалась архитектура, живопись, литература.
В 1045-1050 гг. Ярослав Мудрый возводит в Новгороде Софийский собор, ставший главным православным храмом города. Строителями собора были византийские мастера, поэтому сильно ощущается влияние тех традиций. Храм представляет собой крестово-купольный храм с пятью нефами и пятью куполами. Несмотря на сильно влияние византийских традиций, на примере этого собора видно, что в Новгороде формируются собственные архитектурные черты – монументальность и простота. В Новгороде же формируется и своя архитектурная школа.
В конце XII в. были построены такие храмы как церковь Спаса на Нередице, церковь Спаса Преображения на Ильиной улице, церковь Фомы на Мячине.
В Новгороде сохранились и древнейшие иконы на Руси, среди них – «Спас Златая риза», «Апостолы Петр и Павел», Устюжское Благовещение и т.д.
Широко известны новгородские берестяные грамоты, которые представляют собой простое общение между людьми, что дает представление о быте и языке периода IX-XII вв.
Таким образом, рассмотрение истории и культуры Новгорода показывает, что этот город за период IX-XIV вв. стал мощным и самостоятельным государством с независимым демократическим властным аппаратом, развитой торговой системой и активным развитием культуры. Стремление к независимости и собственная внутренняя и внешняя политика всегда выделяли Новгород, что было главным факторов сопротивления Новгорода при вхождении в состав Русского государства.