Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния

Все предметы / История России / Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния
Содержание статьи
Определение 1

Немецкая слобода — это исторический район города Москвы, место поселения «немцев» — европейцев, в том числе наёмных специалистов и пленных военнослужащих.

Замечание 1

Немцами в то время называли любых иностранцев, не говоривших на русском языке.

Разные оценки роли Немецкой слободы в судьбе России даются историками: от отрицания влияния до утверждения, что петровские реформы — результат деятельности жителей Немецкой слободы.

Население немецкой слободы

Появление иностранцев в Московии, началось еще в XVI веке. У Ивана Грозного на службе состоял немец Г. Штаден, исполнявший обязанности переводчика и торгового агента. Впоследствии государь его приблизил, удостоив включения в число избранных опричников. Иван Грозный и свое здоровье доверял иностранным медикам.

До конца XVII века основной деятельностью иностранных специалистов в была «государева служба», проходившая в полках, при приказах или дворцовых мастерских. Иностранцы получали за нее хорошее вознаграждение. Привлекала иностранцев и возможность сохранить религию. Притесняемые в некоторых странах Западной Европы протестанты и католики в России получали право на свободу вероисповедания. Здесь сосуществовали католики, кальвинисты, лютеране, представители реформаторской и англиканской церквей.

В Немецкой слободе ставились театральные постановки. Первыми организаторами придворных театральных постановок были жители Немецкой слободы. Театральное дело возглавил пастор Новой лютеранской кирхи Немецкой слободы — Иоганн Грегори, умевший «представлять комедии». Комедиальные платья шили портные Немецкой слободы, до того выполнявшие только заказы ее жителей.

Отношение русского населения к иноверцам и к Немецкой слободе было разнообразным: от любопытства и насмешки, до враждебности, подогревая которую антинарышкинская группировка во время бунта стрельцов в 1682 году спровоцировала толпу на убийства иноземцев — медиков: доктора Д. фон Гадена и аптекаря И. Гутменша, обвинив их в отравлении Федора Алексеевича.

Готовые работы на аналогичную тему

Царский двор и семья соприкасались с медиками: докторами, лекарями и аптекарями. Только высшие офицеры и самые именитые коммерсанты Немецкой слободы допускались на приемы, связанные с государственными торжествами или встречей посланников. Поэтому сфера непосредственного влияния Немецкой слободы на москвичей оставалась ограниченной.

Замечание 2

Глубокий и разноплановый интерес к иностранцам проявил Петр Алексеевич. Обращение его к помощи европейских специалистов при создании армии, флота, для развития мануфактуры и ремесел естественно продолжало начала, заложенные в XVII столетии.

Среди населения Немецкой слободы были иноземцы, ставшие учителями Петра в математике, астрономии, фортификации, морском и военном деле. Петр I получил свободу для общения с жителями Немецкой слободы. Ко времени знакомства слобода имела своеобразный облик и походила, по словам современников, на «большой и людный немецкий город». Дома немецкой и голландской архитектуры, сады с беседками и фонтанами, оранжереями и цветниками удивляли молодого государя. Заморскими «диковинами» наполнены были дома жителей: механическими часами, книгами, гравюрами, музыкальными шкатулками, альбомами, математическими инструментами.

Хозяйство и ремесло

Благодаря иноземцам, русские мастера научились изготовлять амуницию и обмундирование для русской армии. Мануфактурные мастера помогли обновить печатное, оружейное, монетное, пушечное, пороховое, полотняное, суконное, бумажное, кожевенное производства, и завести чулочное и зеркальное дела, положить начало медальерному и гравировальному искусствам. Они участвовали в установлении в Москве башенных часов «с боем» и подготовке офицеров, артиллеристов, лекарей, инженеров и мастеров иных профессий.

С развертыванием строительства Санкт-Петербурга в него в 1710-е годы была переведена значительная часть иностранных преподавателей учебных заведений и казенных мастеров. Однако с отъездом их из Москвы население Немецкой слободы не уменьшилось, а увеличилось за счет приезда «вольных» мастеров, что было возможно благодаря царскому Манифесту 1702 года. Он предоставил юридическую основу для появления иноземных «вольных» мастеров. Обновление быта двора и дворянства вело к росту заказов для иноземных ремесленников, у которых заказывали камзолы и платья, парики и шляпы, украшения и перчатки, коляски и башмаки, мебель и другие вещи «иноземного образца». При этом значительная часть русских учеников, обучающихся у «вольных» ремесленников Немецкой слободы, представляла собой крепостных людей московских дворян. Так последние пополняли дворню мастерами, освоившими иноземные ремесла.

Из частных видов деятельности, которые вели жители Немецкой слободы, следует назвать небольшие мануфактурные предприятия, выпускавшие курительные трубки, игральные карты, хлопчатобумажные ткани. Эти мануфактуры действовали в Москве. Иноземцы строили пороховые, стекольные и железоделательные заводы вне Москвы.

Новым стало открытие частных аптек. На протяжении XVIII века их владельцами были исключительно иностранцы, поскольку жалованные грамоты на заведение аптеки выдавались только лицу, которое имело свидетельство об обучении аптекарскому делу в Западной Европе. Владельцами частных аптек, открытых на Тверской, Покровской, Сретенской улицах Москвы, были иностранцы. Основателем первой частной аптеки в Немецкой слободе в 1701 году стал сын уже упоминавшегося магистра И. Грегори – Иоганн Готфрид Грегори. Сначала он был учеником при Аптекарском приказе, затем обучался за границей, откуда вернулся с аптекарским патентом.

Образование

В начале царствования Петра I, петровское правительство обратилось к помощи учителей церковно-приходских школ Немецкой слободы. Они находились при церквах и принадлежали религиозным общинам, на средства которых содержались. В них учились дети членов общины. Их обучали счету, письму, проводили уроки закона Божьего, музыки и пения. Под руководством наставников учащиеся участвовали в небольших театральных постановках.

В 1690-х годах Петр I направил дворянских юношей в католическую школу Немецкой слободы. В 1698 — 1704 годах сыновья князей Долгорукова, Голицына и других жили в специально построенных помещениях при школе на положении интернов. Школы слободы давали образование не только детям иноземцев, но и сыграли свою роль в обучении детей русских дворян и приказных служителей, применивших полученные знания в дальнейшей деятельности на благо России.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис