Гражданская оборона — это система мероприятий по защите населения, культурных и материальных ценностей на территории государства от различных опасностей, которые возникают вследствие военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера.
Гражданская оборона в Российской империи
Впервые в России мероприятия гражданской обороны начали проводить во время Первой мировой войны. Развитие авиации привело к тому, что стало возможным нанесение ударов по важным объектам инфраструктуры, транспорта и экономики в тылу противника. Бомбардировки городов зачастую осуществлялись для деморализации населения. По этой причине органами местной и государственной власти и военным руководством стали разрабатываться меры по защите от опасностей, возникающих вследствие боевых действий. Они заключались в оповещении населения, проведении светомаскировки, доведении правил поведения в случае использования отравляющих веществ или воздушных нападений, обучении оказанию медицинской помощи, обеспечении жителей средствами индивидуальной защиты, оборудовании укрытий, борьбе с пожарами.
Мероприятия осуществлялись в крупных городах: Петрограде, Варшаве, Одессе, Севастополе, Гродно, Минске, Риге, Бресте, Белостоке, Ревеле. На общегосударственном уровне мероприятия были проведены в рамках отражения наступления на Петроград в начале весны 1918 года. Комитет революционной обороны 3 марта обратился к жителям Петрограда, доведя до их сведения основные требования, связанные с противохимической и противовоздушной защитой.
Создание МПВО
После завершения войны меры гражданской обороны совершенствовались и развивались. Государственная система гражданской обороны ведет отсчет своего существования от 4 октября 1932 года, когда была создана местная противовоздушная оборона (МПВО) как часть системы советской ПВО. Она была системой мероприятий, проводимых местными органами власти для защиты объектов экономики и населения от нападения с воздуха, ликвидации последствий ударов, создания возможностей и условий для работы электростанций, промышленных предприятий, транспорта.
Необходимость в МПВО объяснялась ростом угрозы СССР со стороны империалистических стран.
МПВО действовала в крупных городах, на объектах промышленности, связи, транспорта, в учебных заведениях, учреждениях, жилом секторе. Возводились убежища, жители обучались способам защиты от химического и воздушного нападения, готовилось формирование срочных спасательных и аварийных работ.
В 1940 году МПВО в качестве Главного управления вошла в состав НКВД-МВД.
Главное управление МПВО МВД направляло работу штабов городских МПВО, являющихся рабочими аппаратами горисполкомов, через управления МПВО, отделы и отделения МПВО, сформированные в составе МВД республик, краев и областей.
За инженерно-противохимическими подразделениями Главного Управления МПВО МВД закреплялись важные объекты, с задачами обеспечения на объектах работы по ликвидации воздушных нападений.
Деятельность МПВО в годы ВОВ
Широкий размах деятельность МПВО получила в период Великой Отечественной войны: формирования и части МПВО обезвреживали артиллерийские снаряды и авиабомбы, ликвидировали пожары, восстанавливали мосты, оказывали медпомощь предотвращали аварии. 2 июля 1941 года утверждено Постановление СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», которое сделало обязательным обучение правилам безопасного поведения для граждан в возрасте 16-60 лет. К концу года в СССР создано 80 тысяч групп самозащиты МПВО (в которые входили более 5 млн человек) и дополнительно обучено около 40 млн человек. Более 1 млн. человек привлечено к строительству убежищ и укрытий, в результате вместимость бомбоубежищ к концу 1942 года возросла до 66,7 млн. человек. В зоне 600 километров от линии фронта вводился режим светомаскировки (за это также отвечало МПВО).
К 1944 году кадровый состав МПВО составлял 222 тысячи человек, которые активно участвовали в разборе завалов, ликвидации разрушительных последствий авианалетов, восстановлении зданий и сооружений, водопроводных, электрических и канализационных сетей. Части МПВО обезвреживали неразорвавшиеся снаряды, возводили убежища, разминировали здания и местности. Санитарные дружины регулярно оказывали помощь раненным и пострадавшим. Противопожарной службой было ликвидировано более 10 тысяч пожаров и 77 тысяч загораний. Служба оповещения и связи оборудовала 200 узлов связи, 4500 динамиков и 3570 электросирен. Бойцы аварийно-восстановительной службы восстановили 187 километров канализационных и водопроводных магистралей, более 15 тысяч жилых домов, 150 промышленных предприятий и 205 мостов. Обезврежено и уничтожено 432 тысячи авиабомб, 3 765 тысяч невзорвавшихся снарядов и мин. Военный опыт показал, что от решения задач по организации МПВО зависела бесперебойная работа транспорта и промышленности, а также морально-политическое состояние армии.
Гражданская оборона из местной переросла в стратегическую задачу.
Гражданская оборона в послевоенные годы
В послевоенные годы МПВО развивалось, ища наиболее эффективные пути защиты народного хозяйства и населения от применения ОМП в условиях «холодной» войны.
Руководство МПВО возлагалось на исполнительные органы Советов депутатов краев, областей, городов и районов. В 1961 году МПВО в связи с развитием ОМП была реорганизована в гражданскую оборону.
Период 1961-1971 годов характеризуется структурными изменениями в Гражданской Обороне. Стоящие перед ГО задачи резко изменились. ГО стала составной частью общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых с целью защиты населения и объектов народного хозяйства от ОМП.
ГО строилась по территориально-производственному принципу.
В основу защиты легла идея проведения эвакуации населения в загородные зоны и обеспечение персонала, остававшегося работать на предприятиях, убежищами и средствами защиты.