Ульчи — это тунгусо-маньчжурский, коренной малочисленный народ Севера, Дальнего Востока и Сибири.
Официальное название ульчи принято в 1926 году.
Этногенез ульчей
Этнические корни уходят в древность. Археологические материалы показывают, что в современной культуре ульчей просматриваются параллели с культурой племен, заселявших эту территорию еще в мезолите. Новейшие исследования доказывают, что предки народа жили в регионе уже 8 тысяч лет назад. В III тысячелетии до н.э. аборигенное население подверглось влиянию неизвестных мигрантов с Юга, а также с Севера и Запада. Среди пришельцев с Севера и Запада были тунгусы, монголоязычные и тюркоязычные элементы. В процессе контактов, в том числе смешанных браков, современные ульчи сформировались в бассейне Нижнего Амура. В их состав влились разные этнические элементы —нивхские, нанайские, негидальские, айнские, манчжурские, эвенкийские и другие. Все они оставили заметный след в родовом составе ульчей, их хозяйстве, языке, духовной и материальной культуре.
Этническая история ульчей
Впервые русские сообщают об ульчах в XVII веке. В «отписках» казаков-землепроходцев зафиксированы под именем лонки и нгатки. Первый этноним был названием одного из родов ульчей. Тогда же были сделаны первые попытки обложить ясаком ульчей (В. Поярков). Включение Приамурья в состав России в середине XIX века сделало ульчей российскими подданными. Начинается колонизация Приамурья русскими крестьянами-переселенцами и казаками. На территориях расселения ульчей появляются русские села Михайловское, Иркутское, Богородское. Контакты с русским населением сильно повлияли на социальное развитие, экономику, культуру ульчей. Их хозяйство вовлекается в рыночные отношения. Общественный строй во второй половине XIX века являлся причудливым переплетением пережитков патриархально-родового строя с соседской общиной и вкраплениями капиталистических отношений. Родовые пережитки проявились в брачно-семейных отношениях, при исполнении обрядов. Действовала классификационная система родства: группа родственников разной степени родства называлась общим термином. Члены родов, живущие в одном поселении, вступали в союзы духа. Правовое положение амурских народов отличалось от положения народов, которые вошли в состав России в XVI-XVIII веках. Они освобождались от уплаты ясака. Управлялись старшинами, которых избирали в селении на собраниях из числа родовой верхушки. Старшины в своей деятельности подчинялись волостным или полицейским управлениям. В 1916 году Министерством внутренних дел разработано «Положение об управлении инородцами Приамурского края», по которому народы юга Дальнего Востока были приравнены к крестьянскому сословию. По данным переписи, проведенной в 1897 году в 39 приамурских селениях, от Ухты на юге до Кульгу и Адди на севере проживало 1455 ульчей.
Хозяйство и быт ульчей
Главной отраслью традиционного хозяйственного комплекса ульчей было круглогодичное рыболовство. Наибольшим значением обладала добыча проходного лосося. Потребностями их добычи определялось расселение— по правому берегу русла Амура, где проходят пути передвижения лосося к местам нереста. Традиционные орудия промысла ульчей — заездки, крючковые снасти, сети, остроги разного типа и тому подобное. Каждое применялось в зависимости от времени года, уровня воды, состояния погоды, объектов промысла и других характеристик. Добывали они рыбу как для ежедневного потребления, так и для заготовки впрок. Способом консервации в основном было изготовление юколы — вяленой на солнце и ветру рыбы в виде длинных тонких пластинок. Подсобное значение имел охотничий промысел. В основном добывался пушной зверь, поскольку пушнина пользовалась спросом у русских и китайских торговцев. Охотились на белку, колонка, лисицу, выдру, но главным объектом пушной охоты являлся соболь. К концу XIX века соболь на Амуре встречался редко, поэтому за ним отправлялись в экспедиции на Сахалин, в бассейны Горина, Тумнина, Амгуни. На копытных (оленей, лосей) ульчи охотились с помощью самострелов круглый год. В хозяйственной жизни значительное место занимала охота на морского зверя. Добывались различные виды сивучей и нерп. Охоту вели на побережье Татарского пролива, куда снаряжались небольшие артели.
Ульчи жили оседло в небольших селениях, в которых были 2-5 домов. В селениях располагались летние и зимние жилища. Зимнее жилище – хагду, представляло из себя каркасное наземное сооружение из бревен и столбов с двускатной крышей без потолка с глиняным или земляным полом. Дом отапливался кановыми очагами. В сильные холода также пользовались металлическими жаровнями на трех ножках с горящими углями. Особенность зимнего жилища ульчей - наличие «собачьего стола» уйчэу —помоста, на котором кормились ездовые собаки. Летние жилища могли быть двух типов — генгга (свайные летники) и даура (крытые корой четырехугольные из жердей с двускатными крышами). На промысле ульчи строили хомиран – цилиндрические шалаши.
Одежда, обувь и пища ульчей
Верхней летней женской и мужской одеждой были матерчатые халаты капчума покроя кимоно с левой полой, которая застегивалась на правом боку. На мужской одежде орнамент встречался редко. Утепленные зимние халаты были стегаными на вате. Зимой носили меховые шубы, скроенные как халат и сверху покрытые шелковой или хлопчатобумажной тканью. Зимние головные уборы в виде капора с лисьей опушкой у лица и верхом из белых собачьих камусов. В морозы под шапку надевались меховые наушники. Летом использовали берестяные шляпы. Обувь изготовляли из оленьей, рыбьей и лосиной кожи (ровдуги), сивучьих и нерпичьих кож.
Основу питания ульчей составляла рыба. В зимний период основная роль принадлежала юколе. Ее ели сухой, жарили на углях или размачивали, из нее варили суп с добавкой дикорастущих растений, круп, морской капусты. На зиму запасали в больших количествах рыбий жир, его хранили в сивучьих или калужьих пузырях. Широко употреблялась сырая рыба. В рационе ульчей нерегулярно появлялось мясо диких животных. Потребление медвежатины регламентировалось религиозными обычаями. Ритуальный характер имело употребление в пищу собачьего мяса. Подспорьем в питании были дикорастущие полынь, черемша, дикий лук, крапива, сарана, лишайники, желуди и другие. Употреблялись в пищу орехи, ягоды, древесные грибы. В теплое время года средством передвижения служили лодки: большие дощатые плоскодонки и маленькие дощатые и берестяные оморочки.