Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История народов России: селькупы

Определение 1

Селькупы — это народ, живущий в северной части Западной Сибири.

Селькупы относятся к малочисленным коренным народам. До 1930-х годов для их обозначения использовалось название «остяко-самоеды».

История селькупов

Селькупы впервые упоминаются в источниках XVI века. В конце столетия существовало объединение селькупских племен, которое русские источники называют «Пегой Ордой». Орда под руководством князца Вони насчитывала до 400 воинов и оказывала сопротивление русским дружинам и союзным им кодским хантам. Воня находился в унии с ханом Кучумом, но и с падением Сибирского ханства продолжал бороться за независимость, отказываясь от выплаты русским ясака. Лишь с сооружением Нарымского острога в 1598 году «Пегая Орда» подчинилась московскому царю. Часть племени селькупов ушла на север, на реку Таз — тогда и начала формироваться северная группа «остяко-самоедов». С тех пор южные и северные селькупы оказались разделены — земли между ними занимали ваховские ханты и елогуйские кеты.

В дорусский период у селькупов имели распространение укрепленные городки «кэтты» («коч»), обнесенные рвом и частоколом; подступы охранялись засеками с самострелами. Позднее селения стали строиться без оборонительных сооружений, обычно на берегах рек при устьях притоков. Жилищами служили приваленные дерном или песком каркасно-столбовые дома, землянки «карамо», у северных селькупов — чумы эвенкийского или ненецкого типа.

Ключевыми отраслями хозяйства южных селькупов были рыболовство и охота, в качестве средства передвижения они использовали собак и лошадей. У северных селькупов транспортом служили упряжки оленей (оленеводство селькупы заимствовали у эвенков и ненцев). Рыболовство осуществлялось посредством запорных сооружений, крапивных сетей, крючково-остроговых снастей. Охотничьими орудиями селькупов были лук со стрелами, давящие ловушки, самострельные установки. Продукция промыслов лежала в основе пищевого рациона селькоров, а также служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды и обуви.

«История народов России: селькупы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пушнина являлась торговым эквивалентом и средством уплаты податей. Меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок. Красная лисица или росомаха приравнивалась к одной связке, соболь или песец — к трем. В XVII веке охотник за сезон мог добыть до 2000 белок или 200 соболей. В пересчете белка стоила 2 копейки, соболь — 1 рубль (на международных рынках цена черных соболей доходила до 300 рублей за штуку). Привозные товары стоили недорого: топор — 30 копеек, дощатое судно — 5 рублей. Во внутреннем обмене товарами могли быть олени, лошади, рыба, лодки, луки со стрелами.

Занятия селькупов

В торговле с русскими рыбу, пушнину, орехи, ягоды селькупы обменивали на ткань, оружие, металлические предметы, пищевые продукты. Существовали «таксыбылькуп» (товарные люди), которые занимались посреднической торговлей.

В дорусский период у селькупов было развито керамическое производство: из глины изготовлялись разнообразная посуда, грузила для сетей, детские игрушки, курительные трубки, тигли, литейные формы, культовая скульптура. ВXVII веке гончарство исчезает. В то же время под воздействием торговли приходит в упадок ткачество, основанное на обработке крапивного волокна. Селькупские ремесленные товары не выдержали конкуренции с массовой продукцией русского производства. До недавнего времени у северных селькупов сохранялось кузнечество; селькупские кузнецы славились умением изготовлять шлемы, панцири, оружие, зеркала, маски, украшения. В настоящее время среди селькупов пользуются известностью мастера по изготовлению лодок и мастерицы по пошиву меховой одежды.

Есть свидетельства о занятиях южных селькупов примитивным земледелием — разведением ячменя и табака. В нарымском диалекте есть выражения, указывающие на древность земледелия — «кырачь меды» (расчищать лесные чащи), «выляль до-тьггы» (разрыхлять землю), «сочаптико» (вырастить), «чо-ко» (жернова). Широко было распространено собирательство ягод, орехов, корня сараны. Земледельческая культура, как и ремесленное производство селькупов, была утрачена под воздействием конкуренции с продуктами русского производства. Закупать ткани, хлеб, металлические и гончарные изделия оказалось выгоднее, чем производить их. Кроме того, свою роль сыграла русская колониальная политика, которая была заинтересована в селькупах, как поставщиках пушнины, зависимых от русского импорта, но как этнос селькупы не были нужны.

Растительное сырье дополняло мясо-рыбный пищевой рацион селькупов. Лепешки выпекались из сараны («тогул»), ячменной муки («мыр-са»), приготовлялось хлебное вино («уль»). Одним из блюд была квашенная в бруснике рыба. Обычной пищей являлось сырое и вареное мясо, запеченная на огне или вареная рыба.

Общественная структура селькупов изменилась под воздействием советской государственности. В XVII веке у селькупов различались «лучшие люди» (сомаль-кумыт), «богачи» (коумде), «простые люди» (манырелькумыт), «нищие» (сегула), «рабы» (кочгула). Во главе общин стояли «богатыри» и «князцы». Особую роль имели шаманы, иногда выступавшие вождями общин и военных объединений.

Культура и религия селькупов

Селькупы в XVIII веке были крещены в православие. Однако в мировоззрении сохранилась языческая основа. По представлениям селькупов Вселенная делилась на Небо (Ноп), Землю (Илынта Кота — «Старуха Жизни») и Преисподнюю (Кызы). Три эти сферы связаны рекой, по которой на семивесельной лодке шаман может спуститься в Нижний мир, а также деревом, по ветвям или зарубкам которого шаман поднимается в Небо. Среди шаманов выделяются камлающий в светлом чуме и шаманящий в темном чуме. Шаманы непременно обладали музыкальным и поэтическим даром — каждую весну на празднике Прилета Птиц шаман исполнял новую песню.

Согласно данным этнографических исследований, в древности селькупами практиковался обряд воздушного погребения.

В 1911-1912 и 1914 годах изучение языка, бытовой культуры, фольклора, традиционного уклада жизни селькупов вели экспедиции финского этнографа и лингвиста Кая Рейнгольда Доннера (1888-1935).

В настоящее время самобытная и богатая культура селькупов все больше уступает современным стандартам. Сохранению традиций препятствует и территориальная разобщенность — три части мира селькупов относятся к разным административным образованиям, и контакты между ними затруднены.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot