Ороки — это тунгусо-маньчжурский народ, коренной малочисленный народ Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
В 2002 году в России численность ороков составила 346 человек, в 2010 году — 295 человек.
Исторически ороки подразделяются на две группы — доронени (северные «люди, живущие на Севере») и суннени (южные, «люди, живущие близко к солнцу»). Уникальной особенностью ороков, выделяющей их среди прочих народов Дальнего Востока, является обилие наименований, применяемых к этносу: орок, ораката, орокко, орохко, орокхо, ороцко, ороксы, орокес, оронгодохун, орочоны, додзин, орныр,тазунг, уйльта, ульта, тозунг, уилта, ульчар, улка, уйрута, ольчи, улька, ольча. С 1991 года за ороками, одновременно с традиционным для научной литературы наименованием «ороки», закрепилось название «ульта».
Численность и расселение ороков
Первые сведения о численности народа ороков относятся к 1897 году, когда их было зафиксировано 749 человек. В 1920-е годы популяция ороков насчитывала 450 человек. По переписи населения 1989 года их в СССР было 179 человек (в том числе на Сахалине 129 человек), но исследователи эти данные считают не достоверными (женщины и у ороков, и у орочей записывались в официальных документах одинаково – ороченки). По уточненным данным, на Сахалине в сентябре 1989 года жило 196 ороков.
В России ороки в основном проживают в Сахалинской области (— 298 из 346 человек в 2002 году). Значительная часть ороков сосредоточилась в городе Поронайск (119 человек) и селе Вал Ногликского района (105 человек). Также живут в Южно-Сахалинске, в поселке городского типа Ноглики того же района и в поселках городского типа Вахрушев и Гастелло Поронайского района, поселке Смирных Смирныховского района, селе Виахту Александровск-Сахалинского района, в Охинском районе.
Общее число ороков в России согласно переписи 2002 года составляет 346 человек.
Помимо этого, ороки проживают на острове Хоккайдо: в 1989 году община ороков существовала около города Абасири и насчитывала около 20 человек.
Интересная коллизия зафиксирована на Украине. На ее территории проживало 959 ороков, из которых лишь 12 (около 1 %) назвали родным орокский язык, 179 человек (20 %) посчитали родным украинский, 710 человек (74 %) — русский. По переписи населения 1989 года в УССР всего насчитывалось 2 орока.
Язык ороков
Язык ороков входит в тунгусо-маньчжурскую языковую группу. В 2002 году из ороков на Сахалине им владели 64 человека; все ороки при этом владели русским языком. В 2010 году на родном языке говорили 47 ороков.
Орокский язык является бесписьменным, и в настоящем времени используется ограниченно в бытовом общении. В 1990-х годах в селе Вал в детском саду и в начальных классах средней школы велось обучение орокскому языку.
Ороки близки по языку и родственны по культуре тунгусо-маньчжурским приамурским народам — ульчам, орочам, нанайцам, удэгэйцам. Отличаются в хозяйственном отношении наличием оленеводства.
Хозяйство и культура ороков
В XIX-XX веках преимущественно занимавшиеся оленеводством ороки кочевали по северному Сахалину; в летний период они выходили на восточное побережье и занимались морской охотой и рыболовством, а зимой уходили в тайгу с оленями и занимались пушным промыслом. Олени использовались как тягловая сила и шли на мясо. В середине XIX века часть ороков жила на южном Сахалине. В качестве упряжных животных вместо оленей они использовали собак (на северном Сахалине в 1897 году учтено 445 орока, на южном — 304). Ороки изготовляли из железа различные орудия, причем не только удовлетворяли свои потребности, но и сбывали нивхам часть изделий.
В целом, ороки северного Сахалина имели разнообразные и тесные контакты с нивхами и нередко вступали в брачные отношения. В низовьях Амура общались с ульчами, причем приезжали на материк (а ульчи — на Сахалин). Некоторые семьи ороков уезжали на континент и селились среди нивхов и ульчей, постепенно ассимилируясь. Контакты ороков южного Сахалина с айнами ограничивались в основном взаимным обменом (ороки получали продукты морского промысла, взамен получая предметы женского рукоделия: сапоги-торбаза, берестяную утварь, орнаментированные рукавицы.
Во время рыбной ловли ороки применяли разные орудия: неводы (кэрэку), сети (адули), удочки (умбу), крючки. Зимнюю охоту они вели на оленях. Применялись разнообразные ловушки для пушного зверя: падающие ловушки (нангу), самострелы (дэнггурэ), петли (пута). При охоте на медведей или оленей использовались копья, лук или ружья.
В начале XX века семьи северных ороков в собственности имели не более 20 оленей; только у считавшихся богатыми семей численность стада доходила до сотни голов. Больше всего (около 300 особей) имел род Нучи Баяуса; его стадо и стало основой хозяйства оленеводческого колхоза «Вал», организованного в 1932 году и объединившего почти всех ороков на северном Сахалине. В 1960-1970-е годы колхоз пережил расцвет, когда стадо достигало наибольшей численности, но распался в постсоветский период. В XXI веке ороки вернулись к семейному выпасу оленей, но теперь оленеводством занимается меньшинство этноса.
Зимним жилищем традиционно служит конический чум (похожий на эвенкийский и сооружавшийся из наклонных плах). Летним жилищем был крытый корой двускатный шалаш, по типу близкий к жилищу орочей; однако у ороков бытовал и оригинальный (отсутствовавший у соседних народов) тип шалаша, у которого поперечные стены были наклонными (с двух сторон выглядел двускатным, а с двух казался коническим).
Традиционная одежда сходна с одеждой эвенков. Распространение получили тканевые халаты покроя кимоно, оленеводы и охотники носили шубы и куртки из оленьих шкур, юбки из шкур нерпы. Женщины под халаты надевали нагрудники с украшениями из бус и подвешенных металлических бляшек.
Ороки жили семьями, объединявшимися в территориальные группы, которые включали семьи из различных патрилинейных экзогамных родов, которых насчитывалось более 15. Для ороков характерна вера в духов природы: огня, воды, неба, земли, тайги. Духи получали бескровные жертвы. Определенное распространение имел шаманизм.