Коряки — это один из коренных народов России; коренное население северной части Камчатки. Сейчас коряки проживают компактно в Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Магаданской области.
Общая численность корякского народа сегодня — 8 тысяч человек.
Коряки в основном говорят по-русски, но часть их (около 1,5 тыс. человек) используют корякский язык, письменность которого создана на основе кириллицы.
Среди коряков распространено христианство, но сильными остаются традиционные верования (язычество и шаманизм).
Разделение коряков
По образу жизни и роду занятий коряки делятся на береговых и тундровых. Каждая группа использует свой язык и включают в себя несколько малых территориальных групп.
Тундровые коряки — кочевые жители внутренней тундры, которые занимаются разведением оленей. Исконным их языком является корякский. Тундровые коряки подразделяются на группы:
- паренцы (на реке Парень в северо-восточной части полуострова Тайгонос);
- каменцы (побережье Пенжинской губы);
- итканцы (села Средняя и Нижняя Иткана, Верхняя в восточной части полуострова Тайгонос);
- апукинцы (в низовьях реки Апука).
Береговые коряки оседло живут на побережье и занимаютеся морским рыбным промыслом. Поскольку их исконным языком является алюторский, их также называют алюторцами. Береговые коряки включают следующие группы:
- паланцы (между селами Лесная и Усть-Воямполка на северо-западном побережье Камчатки);
- карагинцы (между селами Тымлат и Ука на побережье Карагинского залива);
- алюторцы (между селами Олюторка и Тымлат на северо-восточном побережье Камчатки).
Близкие к береговым корякам кереки в советское время включались в состав коряков.
История коряков
Исследования поселка Атарган указывают на то, что местным племенам коряков использование металла было знакомо задолго до появления русских, а точнее — с последнего века первого тысячелетия. Об этом свидетельствует весь комплекс рассмотренных материалов.
Впервые коряки упоминаются в документах, созданных в середине XVII века.
Предками коряков, судя по культурной близости, были создатели охотской культуры.
Охотская культура — это археологическая культура раннего железного века, сформировавшаяся на побережье Охотского моря.
Представители охотской культуры занимались прибрежной ловлей рыбы, собирательством и охотой. Датируется I тыс. до н. э. - началом II тыс. н. э. Фиксировались перемещения с Сахалина на Курильские острова. Существовала на островах Хоккайдо, Рисири, Ребун до 1000 г. н.э. и на Курильских островах до 1500 г. н. э.
Охотская культура была распространена на Камчатке, в бассейне Амура, на островах Сахалин, Хоккайдо, на Курильских островах.
Большинство стоянок культуры располагались в устьях рек или на песчаных дюнах. В качестве жилищ использовались округлые полуземлянки диаметром от 3 до 12 м с центральными округлыми или квадратными обложенными камнями очагами. В основе хозяйства коряков лежал морской зверобойный промысел (добыча китов, тюленей, сивучей). Характерны разнообразные костяные поворотные и зубчатые гарпуны. Также коряки охотились на медведей, лисиц, оленей, барсуков, занимались рыболовством (найдены каменные грузила и костяные крючки). Разводили коряки и собак для транспортного использования и на мясо. У соседей они выменивали свинину. Из каменных корякских изделий найдены наконечники стрел, скребки, молотки, топоры, ножи, в том числе шлифованные, каменные лампы-светильники. Много костяных изделий — шилья, ложки, иглы, лопаты, наконечники дротиков, гребни. Есть орнаментированные игольники из трубчатых костей птиц. Иногда гарпуны оснащались железными лезвиями; найдены железные ножи, топоры, кинжалы. Керамика плоскодонная тонкостенная, на Сахалине — круглодонная, с налепными валиками. Резной и шнуровой орнамент располагался в верхней части сосуда — линейные, геометрические и зооморфные мотивы. Среди корякских украшений известны овальные и круглые подвески, костяные лабретки. Встречены погребения с наконечниками стрел, каменными топорами, костяными иглами и лопатками, железными ножами и мечами, костяными и металлическими украшениями.
Предположительно культура распространилась из бассейна Амура, однако в Японии столкнулась с культурой Сацумон, вытеснившую охотскую культуру на север и частично ее поглотившую.
Культура коряков
Мифология показывает близкую связь между культурами коряков и индейцев северной части Тихого океана. Если отдельные религиозные события могли быть заимствованы в конце периода, мифы отражают состояние умов в течение самого длительного времени.
Велико сходство между жизнью коряков и чукчей, хотя черты, характерные для образа жизни эскимосов исчезают. Среди коряков элементы сходства с эскимосами уменьшаются, а количество мифов, доказывающих обратное, увеличивается.
Алюторцы
Алюторцы — это этническая группа из числа коренных малочисленных народов Севера России. Традиционным их языком является алюторский. Алюторцы считались субэтнической группой корякского народа. Этническое своеобразие алюторцев сформировалось под значительным культурным и языковым влиянием эскимосов. Основные религии — культы предков и шаманизм.
Традиционно алюторцы сочетали оленеводство с морским зверобойным промыслом и рыболовством. Рыболовством алюторцы занимались в летнее время, а во время хода рыбы переселялись на устья рек. Основная часть улова шла на юколу — основную пищу алюторцев — которой кормили и собак, использовавшихся в качестве ездовых животных. Морским промыслом алюторцы занимались в осенний и весенний сезоны. Они использовали жир и мясо морского зверя, либо сразу употребляя в пищу, либо делая запасы, а жир служил для освещения. Продукты морской охоты обменивались ими на оленьи мясо и шкуры. Зимой охотились на пушного зверя. Занимались мелкотабунным оленеводством.
В России в 2002 году алюторцы не выделялись в отдельный народ и включались в состав коряков, среди которых в качестве «алюторцев» идентифицировали себя всего 12 алюторцев. Перепись населения 2010 году вообще не упоминает алюторцев. Алюторским языком в 2002 году владели 40 человек. В 2010 году по итогам переписи выявлено 25 носителей алюторского языка.