Храмовая архитектура пришла на Русь вместе с принятием христианства. Сразу после крещения Киева в 988 г. Владимир закладывает церковь во имя святого Василия на месте разрушенного языческого святилища. Первые православные храмы на Руси были деревянными и до наших дней не дошли.
Киевская архитектура
Первым же каменным религиозным строением считается Десятинная церковь, построенная в 966 г. князем Владимиром в Киеве.
Название такое она получила из-за того, что на ее содержание князь выделял десятую часть своих доходов.
Она была построена византийскими мастерами и представляла собой в плане крестово-купольный храм на четырех опорах. Интерьеры были декорированы фресками и мозаиками с евангелистскими сюжетами. Он находился рядом с княжеским дворцом и являлся, таким образом, главным храмом Киева того времени. До наших дней храм не дошел, так как был сожжен в 1240 г. во время разорения монголо-татарами Киева. В XVII и XIX в. на ее месте возводились реконструкции, однако, и они не сохранились.
Позже, в первой половине XI в. в Киеве Ярослав Мудрый на месте победы над печенегами в 1036 г. строит Софийский собор. Его возведением занимались мастера из Византии. Софийский собор выглядел как крестово-купольный храм с пятью нефами и тринадцатью куполами. Количество глав имело особое значение – центральный купол обозначал Христа, а остальные двенадцать отождествлялись с апостолами. Особого внимания заслуживают интерьеры: мозаика украшала центральные купол и алтарь, фреска же – остальные места. Под главным куполом изображен Христос Пантократор, вокруг него представлены четыре архангела, в барабане купола - двенадцать апостолов. Фрески отображают сцены из Евангелия. Западная стена содержит изображение Ярослава Мудрого с семьей.
Более поздние реставрации и перестройки поменяли облик собора, придав ему черты украинского барокко, характерного для архитектуры XVII-XVIII вв.
Новгородская архитектура
Софийские соборы были также построены в Новгороде и Полоцке. Собор святой Софии в Новгороде был возведен в 1045-1050 гг. Он представляет собой крестово-купольный храм с пятью нефами, окруженный с трех сторон галереями. Собор имеет пять куполов, выполненных в виде древнерусских шлемов. Строительным материалом для собора послужил известняк.
До 1109 г. храм не имел внутренних росписей, при этом основная дошедшая до нас роспись храма относится к концу XIX в. От первой же росписи XII в. сохранились фрагменты с фигурами пророков и архангелов. Под центральным куполом находилось изображение Христа Пантократора, которое, было разрушено во время Великой Отечественной войны. Примечательным элементом собора являются Магдебургские врата – это бронзовые двери, долгое время служившие парадным входом в собор, позже были перенесены в западный портал. До нашего времени храм дошел в отличном состоянии.
Со временем начинают на Руси начинают появляться свои архитектурные школы, сформировавшиеся, конечно, под влиянием византийской традиции. Школы разных городов имели свои особенности и приемы. Так, основными особенностями новгородского архитектурного стиля являлись простота форм и монументальность.
В течение XII в. артель мастера Петра возвела в Новгороде соборы Антониевского и Юрьевского монастырей.
Другими артелями были построены:
- церковь Николая на Ярославовом городище;
- церковь Спаса на Нередице;
- собор Печерского монастыря;
- церковь Бориса и Глеба в Вышгороде.
Владимирская архитектура
Иной была архитектуры Ростово-Суздальского княжества, где основным строительным материалом была не плинфа (как во многих землях), а белый известняк. Особенностями владимирской архитектуры являлось использование выступающих пилястр, барельефов с изображением людей, растений и животных. Расцвет зодчества в этом княжестве произошел при Андрее Боголюбском. Он заложил во Владимире Успенский собор, а недалеко от Владимира - церковь Покрова на Нерли.
Успенский собор был сооружен в 1158-1160 гг. из белого камня. В его основании было шесть столпов, а куполов было пять. Он был выше Софийских соборов Киева и Новгорода, и в целом, его облик как бы устремлен вверх. Собор отлично декорирован: например, колонны с внешней стороны имеют лиственные капители, а скульптуры на нем изображают животных. Успенский собор был кафедральным храмом Владимиро-Суздальской Руси и в нем венчались на княжение владимирские князья. До наших дней он дошел с некоторыми перестройками.
Шедевром древнерусской архитектуры считается храм Покрова на Нерли. Он был построен артелью владимирских мастеров в 1150-1060-х гг. у места впадения р. Нерли в р. Клязьму. Для его сооружения специально был насыпан холм высотой около 3 м. Храм сам по себе небольшой, размеры его основания 10х10 м; в плане он представляет собой крестово-купольный тип с четырьмя столпами. Стены церкви украшены резными рельефами, на которые изображены звери и птицы. Пропорции и общая гармоничность церкви определяют его изысканность и легкость. До наших дней он дошел в хорошей сохранности.
Всеволод Большое Гнездо продолжает строительную программу во Владимирском княжестве, в 1190-х гг. возведя Дмитриевский собор. Собор имеет одну главу, четыре столпа. Основной его отличительной особенностью является богатая резьба – его стены декорированы более 600 рельефов с изображением святых и различных животных. Особое значение там приобретают прославляющие княжескую власть геральдические символы:
- львы;
- орлы
- грифоны
- кентавры.
Необычным для православного собора является помещение на южном фасаде композиции «Вознесение Александра Македонского на небеса». За обилие рельефов и сцен на них Дмитриевский собор называют «белокаменной книгой». В настоящее время храм находится в отличном состоянии.
Мстислав Владимирович в 1030-е гг. строит Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Этот собор стал главным храмом княжества. Он представляет собор трехнефный храм с шестью столпами. Фрески на стенах и сводах сгорели в пожаре XVIII в. Пол был украшен плитами с инкрустацией из цветной смальты. Исследователями высказывалось мнение, что зодчие этого собора строили также Софийский собор в Киеве.
Храмы Киевской Руси – это замечательный образец ранней архитектуры Руси. Большая часть из них строились византийскими мастерами, меньшая – русскими артелями, но все они были созданы под влиянием византийских традиций, которые русские строители переняли и добавили некоторые черты. Таким образом, к XII в. на Руси формируется самобытная архитектура, которая при этом является наследницей византийского зодчества.