Политика коренизации
На общественно-политическое и культурное развитие СCCP в 20-е годы значительное влияние оказала политика коренизации, начавшаяся после XII съезда РКП(б) (апрель 1923 года). Съезд поставил перед партийными организациями задачу усиления внимания к подготовке и воспитанию кадров коренной национальности, выдвижения их в партийный аппарат и государственные органы, применения национальных языков в партийной и хозяйственной работе, издательской сфере.
На национальные языки было переведено судопроизводство, общеобразовательные, специальные и высшие учебные заведения, театры, концерты, кино, периодическая пресса, издательское дело.
Для служащих был установлен срок, как правило год, для перехода на национальные языки. Была создана широкая сеть государственных курсов по их изучению. В 1926 году более 65% детей коренной национальности обучались на родном языке. Были достигнуты весомые успехи в коренизации высшей и средней специальной школы, научных учреждений и организаций.
Рассматривая процесс коренизации следует отметить, что как любое общественное явление, она носила сложный характер, сопровождаясь определенными трудностями и даже ошибками. Так, осуществляемая ротация кадров нередко приводила к снятию со своих должностей опытных, квалифицированных работников других национальностей. Вопреки настроениям родителей и детей закрывались русские школы. Многих русских записывали нерусскими. Среди части ученых проявлялось стремление игнорировать общность судеб русского и других народов. Появились даже предложения изменить кириллицу на латиницу.
Укрепление позиций И. Сталина в ходе внутрипартийной борьбы за власть в 1923-1928 годах, вело к ужесточению советского политического режима. Стремясь еще более упрочнить свои позиции в партии и среди трудящихся масс, И. Сталин все трудности на пути построения социализма объяснял происками «врагов внутренних» и «врагов внешних». Тезис о том, что по мере продвижения к социализму классовая борьба будет неизбежно обостряться, стал основополагающим для всей его последующей политики. И это не могло не сказаться на политике коренизации. Сталин умело использует национальные отношения в своих интересах – достижении абсолютной личной власти.
После февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС в 1927 году начался процесс борьбы против так называемого «буржуазного национализма». В 30-е годы началась уже широкомасштабная травля национальной интеллигенции, особенно путем создания фиктивных «контрреволюционных» организаций («Союза освобождения Украины» (СОУ), «Польской военной организации», «Троцкистско-националистического блока» и др.). Со временем политика коренизации была прекращена.
Возвращение к имперской модели национальной политики
Национальность стала универсальным ярлыком для классификации и управления гражданами. В этот период национальности прекратили считать равными. Была определенная идеологическая иерархия наций во главе с «великим русским народом». Соответственно другие нерусские республики считались «младшими сестрами» в советской «семьи народов». Появилась новая категория, так называемый «народ-враг». Если в 1920-х гг. СССР был государством равных национальностей и неравных классов, то в конце 1930-х гг. он превратился в государство равных классов и неравных национальностей, где центр все больше отождествлялся с русской нацией.
Итак, советское государство строило свою межнациональную политику под лозунгом о «дружбе народов», который воспроизводился в учебниках, СМИ, политических ритуалах, многочисленных выставках, наглядной агитации, закреплялось в топонимах (названиях улиц или районов).
Позитивные и негативные тенденции курса национальной политики
В Советском Союзе часто организовывали недели национальных братских культур одной союзной республики в другой. Тогда же происходили судебные процессы, где принадлежность к преступлению определялась национальным признаком (например, «дело еврейских врачей» или «буржуазных националистов»), этнические депортации и репрессии, политика принудительного перемешивание населения за счет трудовой миграции.
Зато на индивидуальном уровне можем говорить о таких процессах, как интенсификация контактов между культурными деятелями и учеными разных советских республик, которые способствовали процессу творческого и культурного обмена.
Росло количество переводов художественных произведений, совместных выставок рядовых граждан с их национальным наследием и творчеством соседних народов. Политика интенсивного перемешивания населения через трудовую миграцию способствовала увеличению количества межнациональных браков и творческому взаимообогащению.
Взаимопроникновение культур происходило через отдельные личности, которые от рождения имели одну национальность, но, проживая в рамках другой республики, внесших весомый вклад в развитие общества, которое становилось их второй Родиной.
Вместе с тем, рядовые жители советских республик в повседневной жизни сталкивались с такими явлениями, как:
- неписаные практики ограничения социальной мобильности для представителей отдельных национальностей,
- укоренением межнациональных стереотипов и предубеждений,
- скрытыми межэтническими конфликтами и проявлениями ксенофобии,
- ассимиляцией и русификацией.