Положение русской православной церкви во время монгольского ига
Утрата независимости стала печальным итогом феодальной раздробленности древнерусского государства. По отдельности княжества были весьма слабыми, поэтому не смогли остановить захватчиков. В итоге татаро-монгольское иго оставила глубокий след на всей последующей русской истории.
Как и все русское общество, православная церковь и духовенство сильно пострадали во время нашествия. Захватчики сожгли многие церкви и монастыри. Также творилось «осквернение монахинь» завоевателями. Так, например, в Рязани монахинь и монахов массового рубили мечами и расстреливали стрелами. В Переяславле, как гласит летопись, татаро-монголы безжалостно разграбили и разрушили церковь Архангела Михаила, а епископ Семен был ими убит.
Однако в дальнейшем монголы довольно терпимо относились к православной церкви. На это было несколько причин:
- В то время захватчики еще не обратились в ислам и были язычниками. При этом язычники довольно терпимо относились к другим верованиям, потому что в политеизме даже родственные соседние племена зачастую верили в разных богов.
- Во-вторых, лидеры Золотой Орды быстро поняли, что церковь можно использовать в своих интересах. Они были впечатлены тем, что православие проповедует идею смирения и послушания перед любой властью, если она от Бога.
Правовой статус русского духовенства
Правовой статус русского духовенства со времен завоевания Руси определялся уставом ханов Золотой Орды. В надежде, что православие поможет сохранить покорность местного населения, монголы освободили Русскую Православную Церковь и монастыри от дани и других обязанностей, предоставив духовенству широчайшие права. Церкви и монастыри были полностью освобождены от дани и всякого рода поборов и пошлин. Они сохранили все свои земли, храмы и другое движимое и недвижимое имущество.
Ханы, в свою очередь, свято чтили Великую Ясу Чингисхана, датируемую началом XIII века. Яса выступала как свод правил, на основе которых предполагалось регулировать отношения в монгольском государстве. Именно там озвучивалась позиция о толерантности монголов к религиям захваченных народов. В документе Чингисхан прямо указывал уважать все верования и не отдавать предпочтение какой-либо религии.
Спустя треть века после завоевания Руси монголы взяли на себя руководство и управление Русской церковью, тем самым подчинив ее себе. Ханы присвоили себе право утверждать назначение митрополитов Православной церкви. Ханы выдавали заявителю ярлык – документ, дающий право занимать пост митрополита.
Русская Церковь успешно использовала особые права, данные ей Золотой Ордой. Прежде всего, речь шла о земельных владениях, которые с годами продолжали расширяться.
Приобретение земельных прав духовенством происходило по-разному:
- пожертвования,
- покупки,
- передача земли по желанию бояр и дворян,
- произвольное разграничение крестьянских земель в границах церковных владений.
Вполне возможно, что такой быстрый рост церковной собственности на землю связан с тем, что, когда церкви находились в собственности, эти земли были сняты с налогообложения в пользу ханов. Таким образом, можно предположить, что многие случаи приобретения земли священниками были фиктивными сделками.
Некоторые ученые полагают, что богатство и ресурсы, накопленные Русской церковью в этот период, сыграли роль в обеспечении освободительных процессов, начавшихся с объединением русских княжеств вокруг Москвы. Но пока церковь демонстрировала лояльность властям Золотой Орды, а священники продолжали пользоваться широчайшими правами.
В то время русские священники подчинялись двум центрам: Константинопольскому Патриархату и Хану Золотой Орды. Управляемая греческими митрополитами, рукоположенными в Византии и защищаемыми ханской грамотой, Русская Церковь в то время меньше зависела от княжеской власти, чем в любой другой период русской истории. Слово митрополита часто было более значимым, чем слово номинального великого князя, которого Золотая Орда сознательно часто меняла.
Однако в 1320 году монголы приняли ислам в качестве государственной религии, и положение русского духовенства в их правовом положении стало ухудшаться. Правда, распространение ислама среди кочевников заняло много времени, поэтому сразу после его официального принятия русские священники не почувствовали этих изменений, и их права не были нарушены.
Сам Узбек-хан, при котором был принят ислам, отличался гибкостью и религиозной терпимостью. Так, в 1317 году он выдал замуж свою сестру Кончак за московского князя Юрия Даниловича, что позволило ей принять православие.
Но с 1380 года священники Русской Церкви все чаще оказывались в оппозиции к ханам Золотой Орды, и все больше поддерживали московских князей в их деле освобождения Руси от иноземного ига. Для духовенства отныне борьба с захватчиками слилась с борьбой против носителей другой веры – ислама. Наиболее уважаемый среди духовенства отец Сергий Радонежский отказался от должности митрополита и благословил московского князя Дмитрия на битву на Куликовом поле. Радонежский, невзирая на запрет монахам участвовать в боях под угрозой отлучения от церкви и гибели бессмертной души, благословил на бой с оружием в руках двух схимонахов Ослябю и Пересвета.
После русской победы в Куликовской битве духовенство перестало призывать к смирению и терпимости, а наоборот активно помогало Московскому и другим князьям мобилизовать народ на сопротивление иностранцам и иноверцам.
В результате отношения между Ордой и православными священниками изменились, и монголы стали во всех отношениях ущемлять права духовенства. В 1382 году хан Тохтамыш во время набега на Москву не удержался от разграбления монастырей и убийства священников. Однако русское духовенство начало использовать ранее полученные обширные права с целью сплочения народных сил для национально-освободительной войны.