«Бунташный век» - это название XVII века, который характеризовался частыми восстаниями крестьян, городских низов, стрельцов и казачества.
Народные восстания XVII века
XVII век в историю России вошел под названием «бунташный». События Смутного времени, городские восстания середины века, крестьянская война С. Разина, раскол, стрелецкие бунты объясняют это название.
Характерное для конца русского средневековья социальное напряжение было прежде всего вызвано изменениями социально-экономической жизни страны. Бесконечные войны, подрыв натурального патриархального хозяйства, развивающиеся товарно-денежные отношения, усиливали налоговое бремя и эксплуатацию народных масс. В 1649 году завершился процесс закрепощения крестьян. Эти факторы ухудшали положение широких слоев населения, вызывали значительные трудности в приспособлении к условиям жизни и, в конечном счете, приводили к социальным волнениям.
Одно из крупнейших городских восстаний случилось в Москве летом 1648 года. Правительство, возглавляемое воспитателем царя Б. Морозовым, пыталось уменьшить расходы, сократив жалование чиновникам и стрельцам. Это привело к разгулу казнокрадства и взяточничества, вызвав недовольство населения. Москвичи, пытавшиеся вручить челобитную царю, были разогнана. Это озлобило посад. На следующий день произошли погромы усадеб Морозова, других сановников, крупных купцов. Некоторые деятели администрации были убиты. Восстание было побеждено только путем уступок дворянству и верхушке купечества, которые требовали созыва Земского собора.
Принятие на Земском соборе 1649 года новое законодательство (Соборное уложение), направленное против простого народа, обострило ситуацию еще больше. В 1650 году прошли восстания в Новгороде и Пскове. В 1662 году в Москве начался «Медный бунт», порожденный заменой серебряной монеты на медную, обесцениванием денег, ростом цен и налогов.
Крупнейшим примером проявления народного недовольства была Крестьянская война Степана Разина 1670–1671 годов. Ей предшествовал поход казаков «за зипунами», то есть за добычей (1667–1669). Выйдя на Волгу, казаки разграбили купеческие, а затем и царские караваны. Спустившись в Каспийское море, опустошили южное и западное побережья. С весны 1670 года движение получило характер крестьянской войны. К восстанию примкнули городская беднота, крестьяне, часть стрельцов, нерусские народы Поволжья. Отряды разинцев захватили Царицыно, Саратов, Астрахань, Пензу, Самару. Осенью 1670 года 20-тысячное войско осадило Симбирск. Лишь к весне 1671 года правительственные войска сумели разгромить повстанцев. Степан Разин был казнен в Москве. Некоторые повстанческие отряды продолжали действовать до 1675 года.
Восставшие имели разные цели:
- ликвидация государственности;
- освобождение от уплаты податей;
- установление казацкой вольницы;
- истребление дворянства и чиновничества.
Восстание С. Разина привело к подрыву определенного достигнутого уровня общественных развития и культуры.
Церковный раскол
Раскол церкви — это раскол в Русской православной церкви в результате реформ патриарха Никона, направленных на изменения в богослужебных книгах и некоторых церковных обрядах в целях унификации с греческими.
Новые явления в политической, социально-экономической и культурной сферах не могли не коснуться и православную церковь. В XVII веке связи России с другими государствами усилились. На русскую землю начали проникать церковные книги, обряды, противоречащие существующим. Разночтения в священных книгах, различия в церковных обрядах, искажения в правилах ведения церковных служб подрывали авторитет церкви. К тому же крайне низок был образовательный и профессиональный уровень священников. Среди них процветали разврат, пьянство, стяжательство. В массовое сознание все плотнее впечатывался негативный образ церковных служителей, которые становились персонажами сатирической литературы. Литературные произведения изобличали пороки духовенства:
- «Служба кабаку»;
- «О попе Саве»;
- «Калязинская челобитная»;
- «Повесть о бражнике».
Эти проблемы требовали унификации церковных правил, глубокой церковной реформы.
К концу 1640-х годов в Москве сформировался кружок «ревнителей древнего благочестия». Его участники разрабатывали проекты церковных реформ. Вскоре среди членов кружка выявились разногласия. Некоторые выступали за унификацию книг по древнерусским образцам, однако другие считали, что следует взять за основу греческие каноны.
Церковная реформа была начата в 1653 году патриархом Никоном. Ее суть была заключена в унификации норм церковной жизни. Обряды богослужебных книг исправлялись по греческим образцам. В новых правилах от верующих требовалось креститься тремя, а не двумя пальцами, слово «аллилуйя» в конце молитвы повторять три раза, а не два. Во время службы движение в храме священники стали проводить не по солнцу, а против. Изменения коснулись и одежды духовенства.
Против таких нововведений выступали сторонники прежних правил, называвшиеся старообрядцами. Их лидером был протопоп Аввакум. Церковный собор 1655 года их проклял и подверг гонениям и репрессиям. В число старообрядцев попали представители разных слоев общества. Многие верующие стали связывать реформу церкви с изменениями в статусе и положении. Стрельцы были недовольны ликвидацией своих льгот, крестьяне – закрепощением, боярство – падением роли и авторитета в обществе и государстве, священники – нуждой переучиваться. Многие верующие оказались неспособны воспринять новации, которые мешали молиться. Церковный раскол, таким образом, приобрел социальный характер.
Патриарх Никон, оказывавший на молодого царя огромное влияние и ставший в 1652–1658 годах его фактическим соправителем, стремился поставить власть церкви выше светской. Однако повзрослевший царь вскоре начал тяготиться характером и претензиями своего наставника. В 1658 году Никон попал в опале и был отправлен в ссылку. Церковный собор 1666–1667 годов окончательно лишил его патриаршества, признал патриарха главой духовной власти, а царя – светской.
Столкновение патриарха и царя способствовало укреплению государственной власти, привело к подчинения ей православной церкви, что окончательно оформилось в эпоху правления Петра I.