Боярская дума — это высший совет Русского царства, в состав которого входили представители феодальной аристократии.
Боярская дума не играла самостоятельной роли. Являясь эквивалентом государственного совета, а не собрания аристократии, она всегда действовала согласно с царём, совместно с ним составляя верховную власть. Это единство ярко проявлялось в законодательных делах и в международных отношениях. Во всех делах выносились решения в форме:
«Государь указал, и бояре приговорили».
Боярская дума существовала до начала XVIII столетия. В 1711 Пётр I учредил Сенат, ставший новым органом государственного управления.
Состав думы
Боярская дума создавала московский общественный и государственный порядок, и им руководила. Аристократический характер проявлялся в том, что до конца XVII века большинство членов Думы принадлежало к узкому кругу родовитых фамилий и назначалось монархом в соответствии с местническим старшинством. Постоянной опорой устройства боярской думы был обычай, в соответствии с которым государь призывал людей боярского класса в определенном иерархическом порядке. Крепость обычая была создана историей Московского государства.
Вначале в состав думы входили бояре в исконном значении слова, то есть свободные землевладельцы. С превращением бояр в служилых людей появилось разделение на бояр вообще и бояр служилых. Высший класс служилых бояр именовался «боярами введёнными», то есть введёнными во дворец для помощи в делах управления. Другой разряд таких дворовых слуг именовался путными боярами, то есть получившими «путь» — доход в заведование. Членами боярской думы могли быть только введённые бояре, именуемые «бóльшими». Это стало переходом к образованию боярского чина.
Второй элемент в составе боярской думы — удельные князья, делавшиеся советниками благодаря титулу, не нуждаясь в особом назначении в боярский чин, поскольку их звание было выше боярского. Князья преобладали в боярской думе до конца XVI века, а затем уже не всякий князь попадал туда. Большое количество служилых князей привело к тому, что приходилось делать выбор и проводить в думу только некоторых из них через чин боярина. Также в состав думы входили отдельные должностные лица; присутствовать в думе мог окольничий – звание, затем превратившееся в чин. При Иване III право управления и суда принадлежало боярам и окольничим.
С начала XVI века великий князь начал вводить в состав думы простых дворян, получавших звание думных дворян. Много людей такого звания появилось в период борьбы Ивана Грозного с родовитой аристократией. К тому же времени следует отнести появление в думе думных дьяков. С усилением письменного делопроизводства при думе появилась канцелярия. Думные дьяки получали в свое ведение дела, которые Боярская дума не могла вести в полном объёме (разрядные, посольские, наместные, бывшего Казанского царства). В XVI веке думных дьяков было четверо. В результате из секретарей дьяки превратились в обладателей статуса, схожего с министерским, и по своему ведомству получали право голоса на заседаниях, хотя не считались её членами. При царе Алексее число думных дьяков возросло; при Фёдоре Алексеевиче их было 14.
Лишь с XVI века дума имела чёткий состав. Со времени Василия III ведутся точные списки её участников. В 1505 году членами думы были 23 боярина, 6 окольничих, 1 казначей и 1 дворецкий. При Иване IV бояр было меньше, но больше стало неродотовитых членов: в 1584 году 10 бояр, 1 окольничий, 1 казначей, 1 крайчий и 8 думных бояр. С каждым царствованием число думных людей возрастает (кроме Михаила Фёдоровича). Не всегда на заседаниях собирались все члены думы. Возможно, полные заседания проходили лишь в особо важных случаях, например, при созыве земских соборов. Заседания проходили в царском дворце. Бояре разделяли с царём все обыденные акты: обедали, ходили в церковь и проч.
Председательство принадлежало царю, но он присутствовал не всегда; бояре и без него могли решать дела, окончательно же решения утверждал государь. Члены распределялись по порядку чинов, а чин — по местническому счёту. Соборным уложением предписывалось «всякие дела вместе делати». Этим утверждается начало единогласия. В конце XVII века возникает особое отделение для судных дел: «расправная палата». Во время выезда бояр из Москвы с царём в поход, на месте «для ведания Москвы» оставалось несколько членов думы. В эту комиссию шли доклады из приказов, но окончательно ею решались лишь дела меньшей важности; прочие отсылались царю.
Полномочия думы
Права боярской думы основывались на обычном праве. Она была учреждением, не отделявшимся от царской власти. В законодательной сфере ее значение оговаривалось в статье 98 Соборного уложения:
«А которые будут новые дела, в судебнике не написаные, и как те дела с государева доклада и с бояр приговору свершатся, — и те дела в судебнике приписывати».
Законодательными источниками признавались указы монарха и «приговоры» бояр со стандартной формулой «Государь указал, и бояре приговорили». Но из правила были исключения: указы царя без боярских приговоров и законодательные акты в форме боярского приговора без указа царя («Все бояре на Верху приговорили»). Указы без приговоров бояр могли появиться во время борьбы с боярством, или при разрешении незначительных вопросов, не требовавших коллегиальных решений, или в случае спешки. Боярские приговоры без царского указа издавались при наличии у бояр особых полученных от царя полномочий, или в период междуцарствия. Эти случаи не дают говорить об отдельных законодательных правах царя и боярской думы.
Внешней политикой царь и боярская дума занимались также совместно, периодически привлекая земские соборы. При думе существовала «ответная палата»; чиновники посольского приказа вели переговоры с иностранными послами лишь совместно с членами думы. В периоды междуцарствия и в начале правления Михаила Романова дума вела переговоры с иностранными государствами от собственного имени.
В вопросах управления и суда дума была не отдельной инстанций, а органом верховной власти, указывая подчиненным органам закон. Судебные дела попадали в думу по апелляции и по докладу. Судебным органом дума была лишь тогда, когда судила собственных членов. В сфере администрации думе принадлежало право назначения центральных или местных правителей.