Структура простых программ — это специально определённые программистом части программного продукта, которые взаимодействуют между собой.
Базовые компоненты программы
Все программы разрабатываются с целью разрешения поставленной задачи. При разрешении задачи пользователь должен задать начальные данные, подлежащие обработке, дать указания по их обработке, указать методы вывода выработанных итогов. Исходя из этого, для того, чтобы сформировать программу, программисту нужно обладать навыками применения базовых компонентов, входящих в программу:
- Процедура ввода. Подразумевает запоминание символов, набираемых с клавиатуры или поступающих от внешних источников.
- Использование данных. Данными могут быть константы, переменные, текстовые символы, числовые структуры, адресные компоненты переменных и структур.
- Операции. Действия, которые присваивают значения, являются набором математических и логических функций.
- Процедура вывода. Подразумевает отображение данных на дисплее или отправка на внешние источники.
- Условные переходы. Если некоторое заданное проверочное выражение окажется истинным, то выполняется определённый командный набор. В противном случае эти команды не выполняются или осуществляется переход к другому командному набору.
- Циклические операции. Осуществляется повторное выполнение определённого командного набора один или более количество раз. Или цикл выполняется пока некое условие, проверяемое после каждого выполнения цикла, не станет истинным.
- Использование подпрограмм. Это командный набор, имеющий своё имя, который может многократно вызываться из любых мест программы, заданием его имени.
Структура языка Паскаль
В языке Паскаль программы пишутся с использованием прописных и строчных букв латинского алфавита, а также десятичных цифр и набора специальных символов в различных комбинациях. Буквы русского алфавита в Паскале необходимо заключать в апострофы.
При формировании программы не применяют конкретные величины, а только их имена, что позволяет менять их значения в процессе исполнения программы. Для того, чтобы обозначить программу, а внутри самой программы различные постоянные и переменные величины, разные процедуры, функции и объекты, применяются идентификаторы. В программном языке Паскаль есть стандартный набор идентификаторов для разных типов данных, к примеру, есть такие:
integer,sin,read,writeln.
Но, чтобы обозначить метки, константы, переменные, процедуры и функции, которые определил программист, служат пользовательские идентификаторы. Каждый идентификатор в программе должен обладать уникальным именем. Можно сформулировать общие правила формирования идентификаторов:
- Идентификатор может начинаться только буквой или знаком подчёркивания, за исключением меток, у которых допустимо использовать также и цифры.
- В составе идентификатора могут быть только буквы, цифры и символ подчёркивания.
- Два идентификатора должны отделяться минимум одним пробелом.
- Размер идентификатора может быть максимум сто двадцать семь знаков.
- В идентификаторе нет отличий между прописными и строчными символами.
- В идентификаторе не допускается использовать русские буквы.
Информационные данные делятся на две группы, а именно константы и переменные. Определение констант и переменных в программах выполняется идентификаторами, которые позволяют выполнить обращение к ним, чтобы получить текущие значения.
Под константами понимаются компоненты данных, величины которых заданы в описании и при исполнении программы уже не меняются. Константы могут быть заданы пользовательскими идентификаторами. Для описания констант отводится специальный раздел, который должен начинаться резервным словом const.
Переменными считаются величины, способные изменять свою величину при исполнении программы. Все переменные и константы принадлежат к некоторому типу данных. Тип данных констант программа компиляции способна распознать и без их описания. Тип переменной в обязательном порядке необходимо описать. Переменные следует описать в специальном разделе, начинающимся резервным словом var.
Структура простых программ
Синтаксис программы содержит необязательный заголовок и блок. Внутри блока возможно наличие других блоков. Каждый блок содержит две части, а именно описательную и исполнительную. Наличие описательной части не является обязательным, а без исполнительной части блок использование блока теряет всякий смысл. Блок носит название глобального, если он не входит в состав других блоков. Когда в состав глобального блока входят другие блоки, то они носят название локальных. Глобальный блок является программным основанием и его присутствие в программе всегда обязательно. Локальные блоки являются, как правило, функциями и процедурами, и они могут отсутствовать в программе. Программные объекты, коими являются тип, переменная, константа и другие, соответственно тоже могут быть локальными и глобальными. Сферой деятельности объектов могут быть блоки, в которых выполнено их описание, а также весь комплект вложенных в него блоков.
Программная структура может быть представлена так:
progrąm ;
usès ; //подключение библиотечных модулей
ląbel ... ; // описание меток
ćonst ... ; // определение констант
typè ... ; // определение типов
vàr ... ; //
proćedure ; // описание процедуры
Functìon ; // описание функции
begìn
ènd.
Началом программы является заголовок, который состоит, обычно, из резервного слова program и программного наименования. Присутствие заголовка программы необязательно, но лучше его использовать, так как он позволяет быстро распознать нужную программу среди списка многих других. За заголовком идёт блок программы, который может состоять из семи разделов. Следует отметить, что обязательным является только раздел операторов.