Спецглавы информатики — это специальные главы науки, занимающейся исследованием методик сбора, обработки, сохранения, трансляции и анализа информации с использованием разных цифровых и компьютерных технологий, а также исследованием возможностей их использования.
Введение
По разным оценкам, сегодня информационный объём, который представлен в цифровом формате, уже существенно больше объёма информации, сохранённой как «твёрдые копии». Объём цифровой информации непрерывно нарастает, уже на несколько порядков превысив возможности её осознания и освоения людьми. Когда оцениваются темпы роста объёмов цифровой информации, следует учитывать, что этот рост произошёл, практически, в течение последних десятилетий. При этом характер информационного распространения превратился в глобальный благодаря интернету.
При таком положении дел становится особенно актуальным даже не вопрос эксплуатации уже существующих информационных систем, а пробела поиска обновлённых способов и приёмов отображения информации, её обработки, то есть, новых информационных технологий.
Возможностей существующих информационных систем уже явно недостаточно, а методики, на которых они базируются, по многим параметрам не соответствуют практическим потребностям. Обобщённой теории информационных систем пока не существует, а существующие теории баз данных являются узко ориентированными и устаревшими морально. При этом, постоянное применение в информационных системах данных и метаданных предполагает последовательное установление оптимальных моделей вычислительных процессов, их осуществления в полном объёме, массового использования необходимых инструментальных совокупностей. Это насущное практическое требование по различным причинам пока не осуществляется. Одной из причин является постоянная нехватка специалистов, владеющих в достаточной степени теорией информационных систем, способных реализовать их развитие в соответствии с условиями использования.
Специальные главы информатики
В высших учебных заведениях не уделяют должного внимания информатике, и изучают в основном конкретные, одноразовые технологии, овладение которыми даёт возможность новоиспечённым специалистам возможность оперативно найти работу и добиться определённого успеха. На это выделяется значительное время в академических программах, без осознания того факта, что в дальнейшем выпускники с подобным багажом знаний будут вынуждены постоянно учиться, пытаясь освоить детали и нюансы передовых информационных технологий. То есть в вузах, нет достойного обучения принципам, знание которых позволяет без труда освоить все, появляющиеся постоянно коммерческие новинки и инновации.
Одной из причин такого положения дел является необходимость налаживания системы обучения теории моделирования для информационных технологий и информационных систем, теории отображения предметных сфер, методикам персонификации, специализированным логикам схематичных объектов, созданию теорий вычислений и абстрактных устройств.
Принципиальной трудностью является тот факт, что необходимо выстраивать образовательную систему не в духе доказательства теорем, как это принято и используется в чистой математике, а на базе конструктивных методик, предоставляя реальные вычислительные процедуры или такие, которые потенциально возможно реализовать. Это всё именно и является сутью предмета теории вычислений. То есть, это является «физикой» информационных систем и информационных технологий, которая очень необходима и обязана превратиться в то самое базовое образование, крайне необходимое выпускникам.
Развитие информационной инфраструктуры и непрерывной образовательной системы несёт с собой появление опасности разочарований в формализациях, если не видеть за ней её смысл и логику, предметное содержание. Особенно это касается сферы компьютерных приложений в определённых отраслях познания, где структурная информационная организация, взаимозависимость её составляющих и обеспечение и организация доступа к значительным объёмам практически сохраняемых данных, или обеспечивают специалисту огромное преимущество, или похоронят все его старания.
Как раз для тех, кто желает в многообразии внешних форматов усмотреть содержание и смысл, которые находятся чуть более глубоко, предназначаются специальные главы информатики. В более широкой их версии обычно применяется методика семантических исследований, базовыми структурными элементами которых считаются объекты данных, объекты метаданных и отношение, что требуется всегда при работе с информационными данными в электронном формате.
К специальным главам информатики следует отнести изучение следующих вопросов:
- Что является синтаксисом и что является семантикой. Определение синтаксиса, его структуры и семантики.
- Текстовая структура документа. Организация метаданных, основные понятия, правила использования, работа с метаданными.
- Определение смысла. Схемы сокращений, типы, проблемы учёта контекста, построение моделей взаимосвязей, стилистические версии.
- Выполнение классификации, выделение смыслового содержания текста, предоставление существенного знания.
- Проблемы спецификации. Когда схемы сокращений являются адекватными? Когда схемы сокращения являются неадекватными? Правила их выбора. Правила организации поиска информации и формирования запросов. Связь с формами и стандартами отображения семантической информации.
- Смысловые, то есть семантические приложения. Основы проверки правильности формирования заключений. Определение аргументационной значимости. Правила оценки адекватности формального представления фрагмента документа. Реализация возможностей компьютерной информационной обработки. Набор средств и методов семантического анализа.
- Изучение коммерческих технологий, к примеру, имеющихся моделей бизнеса и их перспектив.