Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Разработка методического материала по Scratch

Определение 1

Scratch — это визуально-блочная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и взрослых.

Среда Scratch

Scratch является новой учебной средой, предназначенной для обучения школьников и студентов младших курсов основам программирования. С теоретической точки зрения, Scratch, является объектно-ориентированным языком, обладающим возможностью создания многопоточных программ. С практической точки зрения этот язык считается простым в изучении, красивым и мощным инструментом, который не потребует длительного освоения, прежде чем пользователь сможет написать самую простую программу, к примеру, решение квадратного уравнения.

Scratch изучают люди разной квалификации более чем в ста пятидесяти государствах мира. На текущий момент интерфейс этой программы переведен на многие языки и в том числе на русский. Это обстоятельство может считаться отличительной чертой и огромным достоинством перед другими языками программирования, поскольку оно предоставляет возможность пользователю заниматься алгоритмизацией и программированием на родном языке. Это, помимо всего прочего, должно способствовать сохранению и развитию национальных языков. При выполнении смены языка интерфейса, осуществляется автоматический перевод программы (её скрипта) на установленный язык.

Язык Scratch был разработан в 2006-ом году, а версия Scratch 1.4 вышла в 2009-ом году, и она была разработана на основе языка Squeak. Версия 2.0 появилась в мае 2013-го года и была реализована на Flash и ActionScript. Версия Scratch 3.0 была выпущена в январе 2019-го года и считается улучшенной модификацией версии Scratch 2.0. Она реализована уже на HTML5 и применяет движок WebGL, что предоставляет ей возможность работы на мобильных устройствах и планшетах.

Одной из самых важных характеристик языка программирования Scratch считается его событийно-ориентированный характер. Это значит, что все объекты могут взаимодействовать между собой с помощью обмена сообщениями. Такой тип информационного обмена делает Scratch близким к современным объектно-ориентированным языкам, что в дальнейшем может позволить более просто приступить к изучению Java, Delphi, C# и других языков программирования.

Scratch выступает не только как среда программирования, она также является и социальной сетью (http://scratch.mit.edu), объединяющей пользователей из разных государств. В этой социальной сети можно опубликовать свои проекты и увидеть чужие, и даже скачать их, чтобы потом использовать или изменить. Изучение среды программирования Scratch способно помочь в освоении азов алгоритмизации и программирования, в создании и исследовании компьютерных моделей, а накопленные знания могут пригодиться в дальнейшем, более серьезном изучении программирования.

«Разработка методического материала по Scratch» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Разработка методического материала по Scratch

Одной из основных особенностей языка Scratch является возможность развития собственных проектов от исходной идеи до конечного программного продукта. Для этого в Scratch имеется следующий набор средств:

  1. Стандартные для языков процедурного типа операции, такие как, следование, ветвление, циклы, переменные, различные типы данных, псевдослучайные числа.
  2. Объектно-ориентированные средства, то есть, объекты (их поля и методы), пересылка сообщений и обработка событий.
  3. Интерактивные средства, а именно, обработка взаимодействия объектов между собой, с пользователем, а также событий вне компьютерного оборудования (с помощью подключаемых сенсорных блоков).
  4. Средства параллельного исполнения (многопоточность), то есть, запуск методов объектов в параллельных потоках с возможностью их координировать и синхронизировать.
  5. Возможность создания простого и эффективного пользовательского интерфейса.

Интерфейсом называется набор возможностей, способов и методов непосредственного взаимодействия двух любых систем, устройств или программ, предназначенный для организации информационного обмена между ними. В случае, когда одной из взаимодействующих систем является человек, тогда подразумевается только вторая система, то есть, интерфейсе той системы, с которой пользователь осуществляет взаимодействие.

Вне зависимости от системы и языка программирования в процесс формирования приложения включен дизайн и реализация интерфейса пользователя. Пользовательский интерфейс должен содержать средства, при помощи которых пользователь получает возможность общения с программой, а именно:

  1. Возможность задавать необходимые команды.
  2. Возможность видеть результаты их исполнения.
  3. Возможность менять исходные данные и так далее.

Ниже приведён скриншот интерфейса среды программирования Scratch 3.0.

Интерфейс среды программирования Scratch 3.0. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Интерфейс среды программирования Scratch 3.0. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными понятиями в среде Scratch считаются следующие термины:

  • Понятие спрайта.
  • Понятие скрипты.
  • Понятие сцены.

Скриптом является программа на языке Scratch, составленная (собранная) из готовых блоков. Данные блоки исполняют роль операторов, то есть, команд языка. Спрайтом является исполнитель скрипта. В качестве спрайта может использоваться любой графический объект, то есть, человек, поезд, бабочка и так далее. Внешний вид спрайтов можно изменять путём замены их костюмов. В качестве костюма может быть использована какая-либо картинка, которую пользователь может изобразить сам, применяя графический редактор, осуществить импорт изображения из файла или WEB - сайта. Проект, то есть, код программы, который подготовлен в среде Scratch, может включать в свой состав несколько спрайтов и скриптов. При этом все спрайты может содержать в себе несколько скриптов. Любой скрипт способен однозначно определять соответствующий ему спрайт. 

Сценой является место, где реализуется исполнение созданных проектов, таких как:

  1. Обучающие программы.
  2. Различные игры.
  3. Разные истории.
  4. Разнообразные анимации и тому подобное.
Дата написания статьи: 11.11.2021