Интернет-представительство – это комплекс веб-сайтов, интернет-инструментов, электронных документов, профилей социальных сетей и других интернет ресурсов.
Введение
При становлении информационного общества и усилении роли информации как самого важного стратегического ресурса значительно возрастает роль деятельности библиотек по удовлетворению и формированию информационных потребностей, как отдельного гражданина, так и всего сообщества. Этот аспект означает повышение требований к библиотечно-информационной области и её специалистам как к «управляемому объекту», который существует в результате функционирования системы управления, состоящей из следующих звеньев:
- Инициирование процесса создания имиджа.
- Создание проекта идеального имиджа.
- Реализация формирования имиджа.
- Обеспечение сохранения имиджа.
- Изменение имиджа по мере необходимости.
Создание привлекательного имиджа библиотеки подразумевает применение передовых технологий, самыми распространёнными из которых на сегодня считаются технологии Web 2.0. Эти технологии иногда приравнивают к управлению знаниями, поскольку они, революционным путём выйдя на информационный рынок, очень быстро вписались во все уровни информационной деятельности людского сообщества.
Формат Web 2.0 способен предоставить новые маркетинговые решения, которые позволяют изменить принципы продвижения на рынок определённого комплекса социальных, образовательных и библиотечных услуг и сократить расходы на них. Во многом это стало возможным благодаря формированию интерактивных связей между производителями продукции, то есть, информации, и её потребителями. Всё это позволяет в несколько раз увеличить эффективность использования информации, включая библиотечную среду, что выступает стимулом утверждения положительного имиджа библиотек, как технически прогрессирующего механизма по управлению знаниями. Использование новейших технологий предоставляет библиотекам возможность найти своих читателей в Интернете, в игровом пространстве, в социальных сетях, блогах и даже в музыкальном плеере.
Разработка интернет-представительства библиотеки
Известно много различных классификаций интернет-представительств, а именно:
- Классификация по авторству, то есть, личные, корпоративные, коллективные представительства.
- Классификация по содержанию, то есть, содержательные (контентные), ссылочные, цитатные и тому подобное.
- Классификация по тематике, то есть, универсальные, политические, образовательные и другие представительства.
- Классификация по виду мультимедиа, то есть, текстовые, фото-, видео-, музыкальные и так далее.
- Классификация по типу веб-сайта, то есть, персональный сайт, блог, микроблог, социальная сеть и тому подобное.
Для изучения структуры интернет-представительств библиотек лучше всего подходит классификация по типу веб-сайта. Но если такое понятие, как библиотечный сайт определено в профессиональной литературе достаточно хорошо и подробно, то библиотечный блог, микроблог и представительство в социальных сетях, которые представляют практический интерес для большинства библиотек, изучены мало.
Блогом является веб-сайт, основным содержанием которого считаются регулярно добавляемые записи, которые могут содержать текст, изображения или мультимедиа. С технической точки зрения в основании блога заложен программный механизм, который позволяет быстро опубликовать упомянутые выше заметки в сети, то есть сделать их доступными для широкого круга читателей. Так как блоги являются наиболее экономными каналами коммуникации, то они позволяют выйти на тысячи, сотни тысяч пользователей, при затратах в несколько сотен рублей и немного свободного времени. Сам процесс ведения блога именуется блоггингом.
Библиотечный блог для современной библиотеки способен предоставить следующие возможности:
- Может служить площадкой для пользователей (читателей), большинство из которых предпочитают именно блоги, а не официальные библиотечные сайты.
- Формирование корпоративных ресурсов с достаточным количеством тематического содержания, которое может быть оптимизировано под поисковые системы, что позволяет непрерывно привлекать целевых посетителей и их внимание к библиотеке.
- Возможность построения связи с пользователями (читателями) посредством передачи ощущений личностного аспекта сотрудников и внутренней жизни библиотеки.
- Возможность донести до аудитории позицию библиотеки в неофициальном виде. Блог является одновременно и официальной и неофициальной позицией. Возможно в разных ситуациях трактовать мнение библиотеки, как официальное или как неофициальное.
- Возможность предоставления места для тестирования новых идей.
Библиотечный блог является уникальным местом для выражения креативных мыслей библиотекаря и бесконечного простора для творчества. Кроме того, он способен предоставить неограниченные возможности для рекламы библиотеки и популяризации чтения в естественной среде обитания потенциальных читателей. А если к библиотечному блогу подключена Википедия, социальные сети и интернет-радио, тогда на выходе получается уникальная медиа-платформа, которая позволяет донести библиотечную информацию до пропадающих в Интернете детей, взрослых, а главное - это наладить двухсторонний диалог. Предназначением блога является интерактивное общение библиотекаря с миром. Следовательно, на блоге может быть размещена, так называемая «информацию к размышлению», то есть, та информация, которая способна увлечь, зацепить потенциального читателя (пользователя). На страницах блога следует вести диалог с читателем и с коллегами. Для этого существует функция «комментарии».