Автоматизированная информационная система «Поликлиника» — это информационная система, предназначенная для организации комплексного учета основных сведений о пациентах, посещениях ими лечебно-профилактического учреждения, оказанных им при этом услугах и так далее.
Общие сведения о медицинских информационных системах
Внедрение в здравоохранение принципов бюджетно-страховой системы финансирования вынудило органы управления здравоохранением, фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и конкретные лечебно-профилактические учреждения использовать для решения возникающих проблем медицинские информационные системы.
Информационной системой является комплекс методологических, программных, технических, информационных, правовых и организационных средств, способных поддерживать процессы функционирования отдельной организации.
Медицинской автоматизированной информационной системой является набор программных и технических средств, баз данных и знаний, которые предназначены для автоматизации разных процессов, протекающих в лечебно-профилактических учреждениях.
Общеизвестно, что информационные системы, в зависимости от участия в них людей, могут быть автоматическими или автоматизированными. А так как лечебные и диагностические процессы не могут осуществляться без участия специалистов, то из определения иногда исключается слово «автоматизированная».
Медицинские информационные системы предназначаться для поддержки деятельности работников управления в сфере здравоохранения и системами поддержки деятельности специалистов практической области здравоохранения. Главной задачей любых медицинских информационных систем считается улучшение качественных показателей лечебной и профилактической помощи. Эти системы призваны решать также следующие задачи:
- Обеспечение максимальной сохранности результатов медицинских наблюдений за пациентами.
- Организация оптимизированного доступа медицинских работников к итогам медицинского наблюдения за больными.
- Минимизация бумажного документооборота.
- Уменьшение сроков обследования и лечения больных.
- Повышение качества медицинского обслуживания пациентов.
- Обеспечение рационального расходования медицинских ресурсов и равномерной загрузки специалистов.
- Обеспечение роста эффективности функционирования диагностических служб.
- Повышение качественного уровня профилактической работы.
- Обеспечение эффективного управления лечебно-профилактическим учреждением.
- Обеспечение потребностей пациентов в высокотехнологичных и качественных методах лечения.
Разработка автоматизированной информационной системы «Поликлиника»
В общей структуре типовой информационной системы «Поликлиника» могут быть выделены следующие подсистемы:
- Подсистема «Пациент».
- Подсистема «Персонал».
- Подсистема «Учреждение».
Подсистема «Пациент» служит, для того чтобы автоматизировать работу с пациентами, то есть, работу с медицинскими картами, проведением диагностических и лабораторных исследований и так далее. Эта подсистема имеет в своем составе следующие модули:
- Общая база данных поликлиники.
- Система, предназначенная для сохранения медицинских снимков.
- Программные приложения, предназначенные для работы со снимками.
- Модуль экспертных систем.
- Подсистемы, предназначенные для сопряжения с медицинским оборудованием.
- Подсистемы, предназначенные для сопряжения с другими информационными системами.
Общая база данных поликлиники может считаться основанием информационной системы, то есть, ее базовой составляющей. Она служит для обработки всевозможной информации, используемой медицинскими работниками поликлиники, а именно, электронных медицинских карт пациентов, итогов диагностических исследований и так далее. Основной ее частью являются, естественно, компьютерные медицинские карты пациентов.
Система хранения снимков служит для долговременного хранения медицинских снимков, которые были сделаны при обслуживании пациентов. Программы обработки медицинских снимков могут быть использованы для повышения качества, выделения необходимых объектов и выполнения анализа медицинских снимков. Такие программы требуются для повышения качественных показателей обслуживания пациентов, уменьшения рисков неверной интерпретации информации, сокращения времени на анализ снимков и так далее.
Экспертная система является своеобразным электронным помощником, позволяющим врачам повысить качественные показатели медицинского обслуживания пациентов. Передовые системы могут на основании описания болезни и результатов различных анализов диагностировать заболевание, предугадать дальнейший ход развития болезни, определить методики ее лечения при учете противопоказаний, относящихся к конкретным пациентам и так далее.
Подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием предназначены для того чтобы подключить медицинское оборудование к автоматизированным рабочим местам специалистов, что может позволить осуществлять обмен данными, выполнять автоматизированную обработку данных с медицинского оборудования и так далее.
Подсистемы сопряжения с другими информационными системами служит для организации информационного обмена медицинскими и иными данными среди информационных систем разных медицинских организаций.
Экспертная система является своеобразным электронным помощником, позволяющим врачам повысить качественные показатели медицинского обслуживания пациентов. Передовые системы могут на основании описания болезни и результатов различных анализов диагностировать заболевание, предугадать дальнейший ход развития болезни, определить методики ее лечения при учете противопоказаний, относящихся к конкретным пациентам и так далее.
Подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием предназначены для того чтобы подключить медицинское оборудование к автоматизированным рабочим местам специалистов, что может позволить осуществлять обмен данными, выполнять автоматизированную обработку данных с медицинского оборудования и так далее.
Подсистемы сопряжения с другими информационными системами служит для организации информационного обмена медицинскими и иными данными среди информационных систем разных медицинских организаций.